Научная статья на тему 'Проблемы развития системы здоровья населения'

Проблемы развития системы здоровья населения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
191
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ / ПРОБЛЕМЫ / КОНЦЕПЦИЯ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баландин Олег Сергеевич, Нерубенко Александр Сергеевич, Попов Александр Викторович

Центральным элементом системы общественного здоровья длительное время оставалась государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации, которая «обеспечивала» санитарное и эпидемическое благополучие населения. Одиночные элементы системы общественного здоровья существуют и сейчас, однако они действуют не слаженно и устаревшими методами. системе здравоохранения на национальном уровне в сфере управления Министерства здравоохранения Российской Федерации существует ряд государственных учреждений, заведений и предприятий, осуществляющих деятельность в сфере общественного здоровья без надлежащей координации и ощутимых результатов. В статье рассмотрены проблемы развития системы здоровья населения на современном этапе в Российской Федерации, в разрешении указанных проблем предлагается концепция сохранения здоровья населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Баландин Олег Сергеевич, Нерубенко Александр Сергеевич, Попов Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF THE PUBLIC HEALTH SYSTEM

The central element of the public health system for a long time remained the state sanitary and epidemiological service of the Russian Federation, which "ensured" the sanitary and epidemic well-being of the population. Single elements of the public health system exist even now, but they do not work smoothly and with outdated methods. The healthcare system at the national level in the field of administration of the Ministry of Health of the Russian Federation has a number of state institutions, institutions and enterprises engaged in public health activities without proper coordination and tangible results. The article discusses the problems of development of the population’s health system at the present stage in the Russian Federation; in solving these problems, the concept of maintaining public health is proposed.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития системы здоровья населения»

Список литературы:

1. Следственные действия. Криминалистические рекомендации. Типовые образцы документов / под ред. В .А. Образцова. M.: Юристь, 1999. С. 35-36.

2. Макаренко Е.И. Использование виктимологических данных при допросе потерпевшего по делам о квартирных кражах // Актуальные проблемы совершенствования производства следственных действий. Ташкент: изд-во ТашГУ, 1982. С. 121-122.

УДК 796

DOI 10.24411/2409-3203-2019-12040

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ

Баландин Олег Сергеевич

подполковник полиции, преподаватель кафедры огневой подготовки Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина

Россия, г. Белгород Нерубенко Александр Сергеевич подполковник полиции, старший преподаватель кафедры огневой подготовки Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина

Россия, г. Белгород Попов Александр Викторович подполковник полиции, старший преподаватель кафедры огневой подготовки Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина

Россия, г. Белгород

Аннотация: Центральным элементом системы общественного здоровья длительное время оставалась государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации, которая «обеспечивала» санитарное и эпидемическое благополучие населения.

Одиночные элементы системы общественного здоровья существуют и сейчас, однако они действуют не слаженно и устаревшими методами. системе здравоохранения на национальном уровне в сфере управления Министерства здравоохранения Российской Федерации существует ряд государственных учреждений, заведений и предприятий, осуществляющих деятельность в сфере общественного здоровья без надлежащей координации и ощутимых результатов.

В статье рассмотрены проблемы развития системы здоровья населения на современном этапе в Российской Федерации, в разрешении указанных проблем предлагается концепция сохранения здоровья населения.

Ключевые слова: здоровья населения, проблемы, концепция здоровья.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF THE PUBLIC HEALTH SYSTEM

Balandin Oleg Sergeevich

Lieutenant Colonel of police, teacher of fire training Department Belgorod Law Institute of the

Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilina Russia, Belgorod

Nerubenko Alexander Sergeevich

Lieutenant Colonel of police, senior lecturer of the Department of fire trainingBelgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilina Russia, Belgorod

Popov Alexander Viktorovich

Lieutenant Colonel of police, senior lecturer of the Department of fire trainingBelgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilina Russia, Belgorod

Abstract: The central element of the public health system for a long time remained the state sanitary and epidemiological service of the Russian Federation, which "ensured" the sanitary and epidemic well-being of the population.

Single elements of the public health system exist even now, but they do not work smoothly and with outdated methods. The healthcare system at the national level in the field of administration of the Ministry of Health of the Russian Federation has a number of state institutions, institutions and enterprises engaged in public health activities without proper coordination and tangible results.

The article discusses the problems of development of the population's health system at the present stage in the Russian Federation; in solving these problems, the concept of maintaining public health is proposed.

Key words: public health, problems, health concept.

Российское государство рассматривает здоровье населения как одну из величайших ценностей, являющихся необходимым компонентом развития и социально-экономического процветания России.

Именно поэтому создание оптимальных условий для реализации потенциала каждого гражданина на протяжении всей жизни и достижения адекватных стандартов качества жизни и благополучия населения является одной из основных задач

Сохранения здоровья и полноценной жизни граждан является одной из важнейших целей мирового сообщества, отраженные в принципах европейского политики «Здоровье-2020: основы Европейской политики в поддержку действий государства и общества в интересах здоровья и благополучия».

Система здравоохранения в России сохранилась почти в неизменном состоянии. Унаследованная из советского периода комплексная модель Семашко, принадлежавшая и финансировавшая государством, была направлена на содержание больниц, с чрезвычайно фрагментированным управлением, постоянными обзорами и услугами, что были сосредоточены на лечении нетяжелых острых состояний и отсутствием профилактики.

Система игнорировала потребности здорового населения и не могла ответить на растущее бремя неинфекционных заболеваний.

За годы единичные мероприятия с реформирование только углубили кризис медицинской отрасли. К критической ситуации привели ряд факторов, включая социально-экономический кризис, неблагоприятную экологическую ситуацию, высокий уровень распространенности табакокурения, употребление алкоголя и наркотиков, недостаточные физические нагрузки и нездоровое питание. Учитывая это, актуальной является комплексная реформа сферы общественного здоровья, которая предусматривает меры, которые предпринимает государство для предупреждения заболеваний и сохранение здоровья своих граждан.

Структура и потенциал государственной санитарно-эпидемиологической службы, а также ее деятельность, которые были традиционно ориентированы на профилактику и

218

борьбу с инфекционными болезнями путем регламентации факторов риска и проведение контроля за соблюдением требований санитарного законодательства, остались не адаптированными к новым вызовов в отношении здоровья общества и не отвечают современным подходами эпидемиологического надзора и укрепление здоровья. Сосредоточенность на тотальном контроле стала результатом непоследовательной правительственной политики, привела к ухудшению бизнес-климата в стране и не улучшила ситуации по уровню заболеваемости население.

Функции общественного здоровья частично выполняют другие государственные власти и органы местного самоуправления, которые не относятся к системе охраны - это государственная экологическая инспекция, служба по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и другие.

В то же время они не создают с государственной санитарно-эпидемиологической службы единой системы, а конкурируют между собой, функции и полномочия дублируются, качественный и эффективный обмен информацией не осуществляется. В результате функции мониторинга, анализа и оценки рисков состояния здоровья населения отошли на второй план, а основная деятельность Госсанэпидслужбы сосредоточена в конкурентной плоскости контрольно-надзорной деятельности и предоставления административных услуг. Горизонтальные коммуникации между задействованными центральными органами исполнительной власти используются неэффективно.

В рамках реформы контрольно-надзорных органов предусмотрена консолидация функций государственного контроля надзора, Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2019 г. № 1376 создана служба организации и проведении мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения, на которой полагаются, среди прочего, функции контроля за санитарно-эпидемической ситуацией.

На региональных и районных уровнях созданы центры здоровья, которые также должны выполнять некоторые функции общественного здоровья, однако они имеют недостаточное финансирование, не интегрированные в общую систему общественного здоровья, концептуальное видение их роли в дальнейшем не определено.

Привлечение гражданского общества, включая как бизнес-структуры, так и неправительственные общественные организации, к процессу формирования и реализации политики общественного здоровья в целом является формальным.

В Разветвленная сеть научно-исследовательских институтов аналитико-исследовательских учреждений, работающих в отрасли эпидемиологии, инфектологии, гигиены труда, гигиены окружающей среды и т. п., которая начисляет десяток организаций как в структуре Министерства здравоохранения Российской Федерации, так и в структуре Российской академии медицинских наук, не дала со времен советского периода позитивного развития системы общественного здоровья. Медицинская наука не интегрирована в мировое научное пространство, не использует современные методы анализа и моделирования ситуации. Это привело к тому, что система формирования политики в сфере общественного здоровья почти не подкреплена научными разработками.

Система санитарных норм и правил, что была сформированная в советское время, не отвечает ни требованиям настоящего, ни современному законодательному полю, ни законодательству и лучшим практикам ЕС. Санитарное законодательство фактически не пересматривалось и довольно часто использует стандарты и нормы, созданные во времена Советского Союза. Все это привело к правовому нигилизма, когда большинство определенных норм не соблюдается.

Вследствие такого положения дел не реализуются должным образом и Международные медико-санитарные правила, имплементация которых в систему здравоохранения страны являются частью европейской интеграции России.

Политика развития человеческих ресурсов в отрасли, является нескоординированной, система повышения квалификации фактически заменены на

219

периодические аттестации, отсутствуют система мотивации и прозрачного продвижения по службе.

Значительной проблемой остается низкая оплата труда, что приводит к невозможности привлекать высокопрофессиональные кадры. Критической для формирования политики в этой сфере является отсутствие специальности и специализации «общественное здоровье». Система финансирования отрасли остается неэффективной. Существует постоянная проблема недофинансирование государственных программ, что привело, например, к снижению охвата вакцинацией население. Программы борьбы с ВИЧ-инфекцией и туберкулезом существенно зависят от помощи, что предоставляется международными донорами. В то же время значительные ресурсы тратятся на содержание инфраструктуры, а не финансирование за результат.

Система здравоохранения в Российской Федерации, в частности медицина, несостоятельна обеспечить достаточный уровень услуг в этой ситуации, также, как и отсутствует оценка влияния на здоровье любой чрезвычайной ситуации.

Структурные реформы, которые вводятся в систему здравоохранения, требуют развития инвестиций в здравоохранение.

Таким образом, при сложившихся сегодня условиях, возникает необходимость разработки новых подходов и программ для решения проблем общественного здоровья, поскольку имеющаяся система медицинской помощи фактически игнорирует профилактическую составляющую. В данной концепции заложены основы переориентации здравоохранения от политики лечения к политике укрепления здоровья и предупреждения заболеваний.

Концепция определяет направления, механизмы и сроки формирование системы общественного здоровья с целью разработка и реализация эффективной государственной политики для укрепления здоровья, предупреждения заболеваний, удлинение активного и работоспособного возраста и поощрение граждан к здоровому образу жизни путем объединенных усилий всего общества.

Пути и способы решения проблем

1. Определенные проблемы предполагается реализовать путем:

- создания единой многосекторальной системы общественного здоровья с координирующей ролью Министерства здравоохранения Российской Федерации, которая будет включать органы государственной власти, органы местного самоуправления, бизнес-среда, объединение граждан, ученых и тому подобное;

- гармонизации законодательной и нормативно-правовой базы в сфере общественного здоровья с европейским законодательством;

- введения интегрированного подхода к проблеме общественного здоровья и факторов, для рационального использования человеческих материальных ресурсов через создание Центра общественного здоровья при Министерстве здравоохранения Российской Федерации с межрегиональными структурными подразделениями;

- сочетания принципов централизации и децентрализации через передачу отдельных функций в сфере общественного здоровья и ресурсов органам местного самоуправления на областном уровне;

- проведения постоянных информационно-просветительских мероприятий, направленных на формирование у населения навыков здорового образа жизни и решения ключевых проблем общественного здоровья;

- переориентации системы тотального контроля на систему, которая стимулирует личную ответственность за сохранение здоровья и укрепление социального сознания;

- внедрения новых механизмов финансирования системы общественного здоровья, обеспечение прозрачности и подотчетности использования доступных ресурсов;

- четких разграничений полномочий между государственными структурами, неправительственными организациями и частным сектором в ходе реализации политики по вопросам общественного здоровья.

Список использованной литературы:

1. Постановление Правительства РФ от 26.10.2019 № 1376 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2000 г. № 883» // Собрание законодательства РФ. 04.11.2019. № 44. Ст. 6210.

2. Андреева Е. Е., Онищенко Г. Г., Клейн С. В. Гигиеническая оценка приоритетных факторов риска среды обитания и состояния здоровья населения. Анализ риска здоровью. 2018. С.23.

3. Всемирная организация здравоохранения. URL: http://www.euro.who.int/ru/health-topics/health-policy/health-2020-the-european-policy-for-health-and-well-being (дата обращения: 08.11.2019).

4. Кононова И. В. Научное обоснование совершенствования организации медицинской и социальной помощи населению старше трудоспособного возраста в субъекте Российской Федерации. Оренбург, 2018. С.34.

5. Неволин Ю. С. Научное обоснование организации работы межтерриториального центра здоровья для населения. М., 2016. С.31.

УДК 343.237

DOI 10.24411/2409-3203-2019-12041

ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ ОРГАНИЗОВАННОЙ ГРУППОЙ

Власов Валерий Александрович

к. ю. н., доцент кафедры земельного права и экологических экспертиз ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ доцент кафедры гражданского права и процесса ФГКОУ ВПО СибЮИ МВД России Россия, г. Красноярск Толстиков Владислав Александрович магистрант кафедры уголовного права и криминологии ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ Россия, г. Красноярск

Аннотация: В статье формируется ряд доктринальных и правоприменительных проблем, связанных с реализацией признака совершения деяния организованной группой при совершении отдельных преступлений в сфере земельных отношений, в частности, обозначаются и анализируются следующие проблемы: определения правовой природы понятия «земля»; земельных отношений и преступлений в сфере последних на основе доктринальных и нормативных источниках; дифференциации и индивидуализации уголовной ответственности применительно к случаям совершения преступлений в сфере земельных отношений организованной группой, а именно: обозначаются проблемы нормативного и правоприменительного толкования организованной группы, в рамках которых осуществляется анализ обоснованности отдельных сущностных признаков организованной группы путем ее правового соотношения с иными формами соучастия; формируются пути решений анализируемых проблем: дифференциация сущностной системы форм соучастия и выработка соответствующей правоприменительной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.