Научная статья на тему 'Проблемы развития системы образования России в условиях информатизации и Болонского процесса'

Проблемы развития системы образования России в условиях информатизации и Болонского процесса Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
118
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития системы образования России в условиях информатизации и Болонского процесса»

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ И БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА

М. Н. Шматков

Развитие системы образования России в настоящее время происходит на фоне общемировых процессов глобализации и интеграции, без влияния которых сегодня не остается, пожалуй, ни одна сфера общественной жизни. В настоящее время мировое сообщество со всей серьезностью осознает свое единство и целостность земной цивилизации, общность проблем, вызванных новыми условиями существования мира, с особой остротой проявившихся в последние полтора десятилетия. В такой ситуации общемировое бытие можно сравнить с населением переполненной коммунальной квартиры, причем альтернативы такому «общежитию» в обозримом будущем не просматривается [5].

Следует отметить, что основные тенденции современной мировой динамики были отмечены отдельными исследователями еще за десятилетия до того, как эти тенденции проявились во всей полноте. Так, К. Ясперс, рассматривая Вторую мировую войну в глобальном контексте, отмечал: «С этого момента начинается мировая история как единая история единого целого... Теперь проблемой и задачей стал мир в целом. Тем самым происходит полное преобразование истории. Решающим является теперь следующее: нет ничего, что не находилось бы вне сферы происходящих событий. Мир замкнулся. Земной шар стал единым. Обнаруживаются новые опасности и возможности. Все существенные проблемы стали мировыми проблемами, ситуация - ситуацией всего человечества» [6, с. 141].

Генезис глобальных проблем связан со становлением современной цивилизации, развитием кризиса индустриального общества с его технократической культурной ориентацией. Два века назад государства существовали достаточно обособленно. Однако на рубеже XIX и XX вв. произошли существенные изменения: резко возросла мобильность человека и коммуникаций в обществе благодаря развитию техники, экономики, транспорта, связи, что сопровождалось глубокими системными изменениями в социальной сфере. Современная эпоха характеризуется «сжатием социального времени». Путь от изобретения к практической реализации новых изобретений сегодня измеряет-

159

ся уже не годами, а месяцами. Если в начале XX в. удвоение научнотехнической информации происходило за десятки лет, то в настоящее время этот период сократился до трех-пяти лет, а в наиболее информационно насыщенных сферах - до 18 месяцев. Повышение информационной насыщенности всех сфер жизни, повсеместное внедрение компьютеров в профессиональной деятельности и повседневной жизни привело к тому, что современную стадию развития общества принято характеризовать как «постиндустриальное», «информационное общество» (Д. Белл, Г. Кан, Ж. Фурастье, А. Турен), «технотронное общество» (З. Бжезинский, Ж.-Ж. Серван-Шрайбер), «сверхиндустриальное», «компьютерное общество» (А. Тоффлер), «общество знаний», «общество, основанное на знаниях» и т. д. В связи с переходом общества в новую стадию своего развития важнейшим критерием прогресса стало считаться развитие науки и образования, внедрение новых технологий на базе компьютерной техники [1, с. 148-166].

В условиях информатизации общества система образования, являясь одним из важнейших социальных институтов и призванная не только обеспечить усвоение обучаемыми определенной суммы знаний, умений и навыков, но и, даже в большей степени, трансляцию духовных и культурных ценностей новым поколениям, их социализацию и адаптацию в изменяющихся условиях существования общества, вынуждена быстрее реагировать на происходящие в обществе изменения. В результате в числе магистральных направлений развития образования не только в нашей стране, но и во всем мире, рассматриваются глобализация образования, его интеграция в мировое и региональное образовательное пространство (примером чего может служить Болонский процесс построения европейского образовательного пространства) и информатизация образования.

Необходимо подчеркнуть тесную связь проблем глобализации и информатизации образования. В этой связи уместно сослаться на мнение Н. В. Наливайко и В. И. Панарина, которые полагают, что «критерии глобальности... следующие. Во-первых, глобальные проблемы (в том числе и в образовании) по своей сути затрагивают интересы не только отдельных людей, но и судьбу человечества. Во-вторых, эти проблемы являются объективными факторами мирового развития и не могут быть проигнорированы людьми; в третьих, нерешенность глобальных проблем может привести к серьезным последствиям для человечества. И, наконец, все глобальные проблемы находятся в сложной взаимозависимости: решение одной не может быть найдено

160

без учета влияния на нее других проблем» [3, с. 109]. Очевидно, что проблемы интеграции системы образования России в мировое образовательное пространство и информатизации образования, рассматриваемые в системе направлений развития российской системы образования, в полной мере удовлетворяют приведенным критериям, а, следовательно, не могут быть рассмотрены отдельно одна от другой.

Представляется обоснованным утверждать, что учет общемировых тенденций развития общества, в том числе и в сфере образования, при проектировании развития системы образования России, в том числе в части ее участия в мировом и европейском образовательном пространстве, а также информатизации образования, является сегодня императивом времени, продиктованным объективными условиями социальной реальности. В то же время, нельзя не учитывать того обстоятельства, что характерной чертой развертывания глобализации в современном мире является принципиальное неравенство участников мирового сообщества, причем неравенство это со временем имеет тенденцию к усилению. Как отмечает О. Н. Смолин, практика подтверждает мнение большинства ученых и аналитиков о том, что глобализация в первую очередь отвечает интересам богатых и развитых стран: богатых глобализация делает еще богаче, бедных - еще беднее [4, с. 258]. Причем, сфера образования не является здесь исключением, что для России особенно важно в контексте Болонского процесса. Рассматривая вхождение России в мировое и европейское образовательное пространство, ее участие в Болонском процессе как один из важнейших аспектов глобализации в сфере образования, следует отметить, что главной предпосылкой этого явилось вступление современной цивилизации в принципиально новую информационную стадию развития. Информатизацию общества принято связывать с тремя основными аспектами развития: ускоренным накоплением информации, созданием новых технологий и развитием средств информатизации и вычислительной техники, инновациями на уровне общества и личности. Анализ этих составляющих информатизации показывает, что эффективно развивающиеся государства вкладывают средства в образование, стремятся к максимальному развитию и использованию человеческого потенциала.

В то же время, следует отметить, что идеи и стандарты построения мирового и европейского образовательного пространства, зародившиеся в западных странах, отвечая потребностям информационной эпохи, ориентированы в своей основе на теоретиче-

161

ские положения, базирующиеся на концепции постиндустриального общества, основанной на ценностях западного техногенного общества. В этой связи в аспекте глобальных проблем образования с особой актуальностью встает проблема социокультурного самоопределения России в динамике глобальных процессов. Связано это с тем, что активное участие России в процессах глобализации, в том числе и в сфере образования, началось с реформ 90-х годов XX в., осуществлявшихся по западным образцам и коренным образом изменивших социальную структуру общества. Однако, как отмечают многие специалисты, между Россией и Западом существует масса принципиальных отличий в духовном, социокультурном, географическом, экономическом, политическом, экологическом аспектах, что делает для России неприемлемым прямое копирование западных сценариев поведения в процессах глобализации в сфере образования. Пассивное следование западным векторам развития в условиях глобализации неизбежно приведет к «откачке» ресурсов, в том числе и из сферы науки и образования. Кроме этого, существующие различия между Россией и Западом носят более радикальный характер, их принято называть цивилизационными. Россия с ее тысячелетней культурой относится к православно-русской цивилизации, или так называемому традиционному обществу, а Запад к современному модернистскому, техногенному обществу. О качественном различии правовых систем традиционного и современного обществ пишет С. Г. Кара-Мурза: «В традиционном и современном обществах складываются очень различные, поразительно несхожие системы права. Право традиционное настолько кажется странным человеку Запада, что он совершенно искренне считает традиционное общество "неправовым", напротив, приложение норм права гражданского общества к традиционному (что случилось во многих частях света в периоды "модернизаций") наносит людям и целым народам тяжелые травмы, которые порой достигали уровня геноцида» [2, с. 34]. Коренное отличие западной и русской цивилизаций определяется их различием в приоритете духовного над материальным в России и материального над духовным - на Западе. Историческое богатство россиян - это богатство нравственности, знаний и ценностей науки, искусства, образования. Очевидно, данные обстоятельства должны быть положены в основу при определении векторов развития образования России в условиях информатизации и Болонского процесса.

162

Список литературы

1. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. - М., 1986.

2. Кара-Мурза С. Г. Истмат и проблема Восток-Запад. - М., 2001.

3. Наливайко Н. В., Панарин В. И. Теоретико-методологический анализ современной образовательной политики России: моногр. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2007.

4. Смолин О. Н. Социально-философские аспекты государственной образовательной политики в условиях радикальной трансформации российского общества. - М., 2001.

5. Чумаков А. Н. Метафизика глобализации: культурно-

цивилизационный контекст. - М.: Канон+, 2006.

6. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1995.

163

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.