Научная статья на тему 'Проблемы развития системы корпоративной культуры в современной организации индустрии гостеприимства'

Проблемы развития системы корпоративной культуры в современной организации индустрии гостеприимства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
450
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / КОРПОРАТИВНЫЙ МАРКЕТИНГ / INDUSTRY OF HOSPITALITY / HUMAN RESORTS / BUSINESS PROCEDURES / CORPORATE MARKETING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шаховских Ю. Н.

Анализируются проблемы развития системы корпоративной культуры в современной организации индустрии гостеприимства. Развитие современной организации невозможно без существования корпоративной культуры. Особое внимание уделено повышению квалификации персонала. Только интенсивная работа с персоналом поможет организации достойно развиваться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of development of corporate culture in the modern organization of the hospitality industry

The present paper is devoted to the problems of corporate culture development in modern industry of hospitality. I'd like to point out the idea that the tourist complex development should be happening on basis of business activity increase. Particular attention is paid to increase of effectiveness of usage of the stuff. We must conclude that only intensive work with the stuff will bring real results от the way of corporate culture development.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития системы корпоративной культуры в современной организации индустрии гостеприимства»

_ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ

КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА

Ю.Н. ШАХОВСКИХ,

аспирант РМАТ

Научная специальность: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования

E-mail: Julija.shakhvskikh@rambler.ru Научный руководитель доктор педагогическихнаук, профессор А.И. Сеселкин

Аннотация. Анализируются проблемы развития системы корпоративной культуры в современной организации индустрии гостеприимства. Развитие современной организации невозможно без существования корпоративной культуры. Особое внимание уделено повышению квалификации персонала. Только интенсивная работа с персоналом поможет организации достойно развиваться.

Ключевые слов: корпоративная культура, индустрия гостеприимства, человеческие ресурсы, бизнес-процессы, корпоративный маркетинг.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF CORPORATE CULTURE IN THE MODERN ORGANIZATION OF THE HOSPITALITY INDUSTRY

JU.N. SHAHOVSKIH,

postgraduate student of Russian International Academy for Tourism

Annotation. The present paper is devoted to the problems of corporate culture development in modern industry of hospitality. I'd like to point out the idea that the tourist complex development should be happening on basis of business activity increase. Particular attention is paid to increase of effectiveness of usage of the stuff. We must conclude that only intensive work with the stuff will bring real results от the way of corporate culture development.

Keywords: corporate culture, industry of hospitality, human resorts, business procedures, corporate marketing.

Процессы, происходящие в российской экономике, предоставили широкие возможности для становления новых форм и способов взаимодействия между разными составляющими туристской сферы, создали условия для самостоятельности, предприимчивости, инициативы всех субъектов, обеспечивающих эффективность туристского бизнеса. В условиях гетерогенного развития субъектов туристского комплекса особое значение приобретает осмысление теоретических основ корпоративного управления развитием туристского комплекса на основе роста деловой активности. Разработка теоретических основ корпоративного управления развитием туристского комплекса на основе роста деловой активности может способствовать формированию нового взгляда на проблемы повышения экономической эффективности управления в сфере ту-

ризма и гостеприимства. За последние несколько лет (а менее отчетливо за последние 50 лет), вопросы культуры, особенно культуры в больших организациях, все больше привлекают внимание теоретиков и исследователей. Рассмотрение организаций как сообществ, имеющих единообразное понимание своих целей, значения и места, ценностей и поведения, вызвало к жизни понятие корпоративной культуры.

В специальной литературе можно встретить множество определений понятия «корпоративная культура». «Корпоративная культура» — это не только имидж компании, но и эффективный инструмент стратегического развития бизнеса. Так, по Б. Фегану, корпоративная культура — это идеи, интересы и ценности, разделяемые группой. Корпоративная культура — это то, как люди относятся к хорошо сделанной работе, а

И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

также то, что позволяет оборудованию и персоналу работать гармонично вместе. Это клей, который держит; это масло, которое смягчает.

В 2007 г. Ассоциация менеджеров провела исследование, направленное на выявление приоритетных направлений развития профессии менеджера. Его результаты показали, что одну из ключевых позиций занимает тема корпоративной культуры в рамках стратегического управления человеческими ресурсами. Однако сегодня реальная расстановка приоритетов, к сожалению, выглядит несколько иначе.

Несмотря на признание значимости, корпоративная культура воспринимается чаще всего как средство формирования внешнего имиджа организации, а не повышения эффективности бизнес-процессов и развития компании. По данным Ассоциации менеджеров, сегодня только 25% компаний имеют специальные департаменты, отвечающие за формирование корпоративной культуры и внедрение инноваций. А ведь именно корпоративная культура, способствующая изменениям внутри коллектива, является основой развития и конкурентоспособности любой успешной организации. Именно это является колоссальной проблемой для современных организаций. Несмотря на «фундаментальную» необходимость корпоративной культуры (корпоративного маркетинга), многие руководители до сих пор не понимают ее значения и как следствие — ничего не делают для ее создания.

Корпоративная культура должна существовать в любой компании — с момента появления организации и до ее исчезновения — вне зависимости от того, создается специальная служба для работы с ней или нет. Грамотное управление корпоративной культурой положительно влияет на бизнес компании, способствует снижению непроизводственных расходов, причем не только на подбор персонала, но и, например, на внешний РЯ: сотрудники, являющиеся проводниками философии компании во внешний мир, снимают часть функций с департамента, занимающегося РЯ-полити-кой организации. Компания с грамотно развитым корпоративным маркетингом пользуется большим авторитетом на рынке и привлекательна как для потенциальных сотрудников, так и для партнеров по бизнесу.

Приобретая индивидуальный и личный опыт, работники формируют, сохраняют и изменяют свои смысловые системы, в которых отражены их отноше-

ния к разным явлениям — миссии организации, планированию, мотивационной политике, производительности, качеству труда. Такие системы координат неочевидны и редко полностью совпадают с декларируемыми целями, однако часто они детерминируют поведение в большей мере, чем формальные требования и правила.

Корпоративная культура ориентирована на внутреннюю среду и проявляется прежде всего в организационном поведении сотрудников. Сюда следует отнести устойчивость, эффективность и надежность внутрисистемных организационных связей; дисциплину и культуру их исполнения; динамизм и адаптивность к нововведениям в организации; общепринятый (на всех уровнях) стиль управления, основанный на сотрудничестве; активные процессы позитивной самоорганизации и многое другое, что проявляется в корпоративном поведении работников в соответствии с принятыми нормами и признанными ценностями, объединяющими интересы отдельных людей, групп и организации.

Корпоративную культуру организации определяет формула: общие ценности — взаимовыгодные отношения и сотрудничество — добросовестное организационное поведение. В сфере управления персоналом отсутствуют четкие критерии эффективности работы, нет единых требований и стандартов (кроме документооборота и требований ТК), т.е. каждая организация вырабатывает собственную политику, тактику, правила по управлению персоналом. И те, кому это удается лучше, нежели конкурентам, имеют преимущество на рынке труда. Это в современных условиях является значительным фактором успеха, поскольку стоимость этих ресурсов становится все более значимой статьей расходов.

В системе управления персоналом можно выделить стратегическое и операционное управление. Основная составляющая стратегического управления — набор программ управления персоналом, например программы найма, обучения, вознаграждения. Цели программы — достижение соответствующих количественных плановых показателей. На основании этих показателей делается заключение о выполнении или невыполнении программы в данный период.

Не менее важно выделить категории персонала. Под категорией понимается совокупность должностей и сотрудников, их занимающих, объединенных по кри-

И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ^^ -

териям сходного результата работы, сходных условий работы и как следствие — сходных принципов вознаграждения. В качестве примера можно привести следующие типовые категории: руководители высшего звена, средний менеджмент, специалисты, коммерческий персонал (например, менеджеры по продажам), обслуживающий персонал. Каждая категория персонала требует особого способа реализации программ управления персоналом по отношению к ней. В идеале стратегическое управление реализуется при помощи внедренной системы корпоративных регламентов.

Как культура вообще базируется на общепризнанных ценностях и общепринятых нормах (правилах) поведения, так и корпоративная культура в организации формируется на основе признанных ценностей и принятых норм поведения именно в данном коллективе и данной организации. Корпоративная культура по определению не может быть заимствована. Заимствованы могут быть лишь некоторые структуры и механизмы связей, отражаемые в организационных проектах. Пересадка образа корпоративного поведения с одной почвы на другую, как правило, бывает безуспешной.

Таким образом, корпоративная культура задает некоторую систему координат, которая объясняет, почему организация функционирует именно таким, а не иным образом. Она позволяет в значительной мере сгладить проблему согласования индивидуальных целей с общей целью организации, формируя общее культурное пространство, включающее в себя ценности, нормы и поведенческие модели, разделяемые всеми работниками. Персонал в индустрии туризма является одним из основных ресурсов конкурентных преимуществ организации, и, следовательно, качество обслуживания в туристских организациях зависит от мастерства и сознательности их служащих. Удовлетворение клиента в сфере обслуживания достигается также вежливостью персонала и его отзывчивостью. Эффективное управление людьми превращается в одну из важнейших функций туристской организации — в функцию управления персоналом.

Сегодня для квалифицированной работы в индустрии туризма, помимо технологической подготовки, знаний в области туристского бизнеса, необходима соответствующая психологическая подготовка, владение вопросами межличностного общения. Исследования показали, что увеличение постоянных клиентов на 5%

может обеспечить возрастание прибыли на 25 и даже на 125%. Большинство организаций в индустрии туризма не уделяет должного внимания управлению персоналом, считая персонал вспомогательным компонентом. Однако это неверный подход, так как люди в индустрии туризма являются по меньшей мере частью компании и все больше частью самого туристского продукта, за который организации и получают основной доход. В перспективе в индустрии туризма ожидается переориентация управления по пути повышения эффективности использования персонала.

Корпоративная культура — все еще слишком зыбкий термин для описания всего, что находится за рациональной, измеряемой характеристикой организации. Несомненно, что только интенсивная и целенаправленная работа с персоналом организации может принести достойные плоды на ниве взращивания корпоративной культуры. Динамизм и изменчивость деловой среды компании обусловливают необходимость постоянных коммуникаций с партнерами, потребителями, сотрудниками. Рост образованности, квалификации, информированности работников и общественности требует от менеджмента использования более сложных и тонких методов управления. Чтобы управлять событиями, недостаточно управлять поведением людей. Сегодня необходимо управлять тем, что люди думают и чувствуют, формировать общественное мнение и настроение и посредством этого повышать имидж организации.

Литература

1. Катасонова Е. Культура и бизнес // Япония сегодня. М. 1999. № 5.

2. Катков В.М. Чайковская Н.В. Деловая игра ФЭМУП: Методические рекомендации к проведению проблемно-ориентированной деловой игры. Муром, 2005. 50 с.

3. Катков В.М. Формирование организационной культуры на промышленном предприятии // Журнал депонированных рукописей. 2008. № 20.

4. Ковалевский В. Внутри «большой шестерки» продолжаются большие игры // Финансовые известия. 2001. № 13.

5. Костромина Т. Скупой лечится всю жизнь // Невское время. СПб. 1997. № 106.

6. Кричевский Р.Л. Если Вы — руководитель... Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.