Статистический сборник / Под общей ред.: Л.М. Гохберг, Я.И. Кузьминов, К.Э. Лайкам, О.В. Фомичев, А.Е. Шадрин. НИУ ВШЭ, 2016.
3. Гапоненко А.Л., Савельева М.В. Теория управления. М., ЮРАЙТ, 2013.
4. Ростовская Т.К., Вартанова М.Л. Изучение проблем потребительской лояльности к образовательным услугам в условиях глобализирующегося образовательного пространства // ЦИТИСЭ № 2 (19), 2019.
5. Ростовская Т.К., Вартанова М.Л. Выявление ключевых факторов конкурентоспособности на рынке труда в условиях формирования устойчивого конкурентного преимущества // Экономика труда. № 2., 2019. С.725-734.
6. Хэмел Г. Будущее менеджмента М., BestBusinessBooks, 2013. References:
1. Vartanova M. L. Strategies for managing the innovation process in the organization. In the collection: Socio-economic problems of Russia's development in the context of new political and economic trends. Collection of scientific papers on the materials of the interuniversity scientific and practical conference. Moscow, 2015. Pp. 56-61.
2. Gorodnikova N. V., Gokhberg L. M., Ditkovsky K. A., Kuznetsova I. A., lukinova E. I., Martynova S.V., Ratay T.V., Rosovetskaya L. A., Fridlyanova S. Yu., Bychkova L. V., Nefedova T. A. Indicators of innovative activity: 2016. Statistical collection / under the General ed.: L. M. Gokhberg, Ya. I. Kuzminov, K. E. Laikam, O. V. Fomichev, A. E. Shadrin. HSE, 2016.
3. Gaponenko A. L., Saveleva M. V. Control Theory. Moscow, YURAYT, 2013.
4. Rostovskaya T. K., Vartanova M. L. Studying the problems of consumer loyalty to educational services in the conditions of globalizing educational space / / CITISE # 2 (19), 2019.
5. Rostovskaya T. K., Vartanova M. L. Identification of key factors of competitiveness in the labor market in the conditions of formation of a stable competitive advantage // Labour economics. № 2., 2019. Pp. 725-734.
6. Hamel G. The Future of management M., BestBusinessBooks, 2013.
Л.Н. Даутмерзаева - магистр кафедры «Экономическая теория и государственное управление», Институт цифровой экономики и технологического предпринимательства, ГГНТУ им. акад. М.Д. Миллионщикова,
L.N. Dautmerzaeva - Master of Science, Department of Economic Theory and Public Administration, Institute of Digital Economy and Technological Entrepreneurship, GGNTU named after acad. M.D. Millionshchikova;
Научный руководитель: М.А. Абдулкадырова - профессор, д.э.н., зав. каф. «Информационное право и юриспруденция», Институт цифровой экономики и технологического предпринимательства, ГГНТУ им. акад. М.Д. Миллионщикова,
Scientific adviser: M.A. Abdulkadyrova - professor, doctor of economic sciences, head. department "Information Law and Jurisprudence", Institute of Digital Economy and Technological Entrepreneurship, GGNTU named after acad. M.D. Millionshchikova.
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЕКТОРА МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РФ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ PROBLEMS OF THE DEVELOPMENT OF THE SECTOR OF SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES IN THE RUSSIAN FEDERATION IN A PANDEMIC
Аннотация. В данной статье будут рассмотрены проблемы, с которыми сталкиваются субъекты малых и средних предприятий на территории Российской Федерации. Особенное внимание уделяется к увеличению трудностей с которыми приходится бороться субъектам малых и средних предприятий в нашей стране, в связи с мировой пандемией и мерами, которые применяются для борьбы с данной пандемией.
Abstract. This article will consider the problems faced by subjects of small and medium-sized enterprises on the territory of the Russian Federation. Particular attention is paid to the increasing difficulties that small and medium-sized enterprises in our country have to deal with, in connection with the global pandemic and the measures that are being used to combat this pandemic.
Ключевые слова: Малые и среднике предприятия, кризис, Российская Федерация, пандемия, государственная поддержка.
Key words: Small and medium enterprises, crisis, Russian Federation, pandemic, government support.
2019 год закончился с ощущением, что мировую экономику ждет турбулентный 2020 год. Напряженность между крупными торговыми державами росла, сохранялась обеспокоенность по поводу неравенства внутри стран и между ними. Глобальный долг достиг рекордного уровня, а быстрые технологические изменения нарушили способы производства, торговли и потребления товаров и услуг. [1]
В Центре международной торговли готовились подготовить основных заинтересованных сторон - микро-, малые- и средние предприятия (ММСП) - к предстоящим вызовам. Однако не ожидали, что крупный кризис разразится так быстро и что он будет так отличаться от всего, что происходило в этом столетии до сих пор.
16_№ 1(1), 2020 Деловой вестник предпринимателя
Хотя пандемия затронула все уголки мира, экономическое землетрясение, вызванное COVID-19, не повлияло на всех одинаково. Имея меньше ресурсов, чтобы пережить шторм, ММСП особенно уязвимы перед последствиями кризиса. [1] Данная проблема особенно остро затронула и сектор малых и средних предприятий в РФ, хотя руководством страны были приняты меры по снижению кредитной нагрузки на субъекты МСП.
Малые и средние предприятия (МСП) имеют решающее значение для внутренних экономик государств как для создания национального богатства, так и для людей, которые заняты в данной сфере. Рост производительности имеет важное значение для обеспечения долгосрочного экономического роста и повышения уровня жизни. Поэтому жизненно важно, чтобы у МСП были лучшие шансы на успех, и чтобы они могли способствовать повышению производительности Российской Федерации.
Для успеха МСП справедливая и своевременная оплата является ключевым фактором. К сожалению, плохая практика оплаты привела к банкротству многих МСП и помешала другим расти и повышать свою производительность. Правительству РФ следует ввести законодательное требование для компаний производить платежи в течение 30 дней и предоставить уполномоченному по делам малого и среднего бизнеса полномочия штрафовать тех, кто платит поздно. Удержания в строительной отрасли, также имеют свое место, и используются многими компаниями. Следует ввести независимо управляемые проектные счета и удерживать деньги только тогда, когда для этого есть веская причина.
МСП также могут получить выгоду от доступа к закупкам государственного сектора. Мы рекомендуем правительству РФ определить, как оно будет выполнять свою задачу, и обеспечивать более активное участие МСП в более широких государственных закупках, а также для защиты МСП от просроченных платежей мы также рекомендуем, чтобы компании и их цепочки поставок, которые участвуют в торгах по контрактам в государственном секторе, производили оплату в течение короткого срока или не допускали участия в торгах.
Производительность в РФ отстает от конкурентов в глобальной экономике. Для решения этой проблемы мы рекомендуем Правительству РФ сократить дисбаланс между МСП в разных регионах и секторах и помочь малому бизнесу лучше понять, что такое производительность, как ее можно измерить, а затем улучшить.
Существует множество инициатив, направленных на помощь МСП в инновациях, экспорте и решении проблем производительности, некоторые из которых зависят от финансирования государства. Малым и средним предприятиям трудно ориентироваться в этом разнообразии. Правительству РФ следует улучшить онлайн-под-держку МСП и объяснить, как она будет соответствовать финансированию со стороны государства. [2] Партнерства с местными предприятиями должны сыграть решающую роль в оказании помощи МСП в получении поддержки на национальном и местном уровнях. Правительство должно гарантировать, что их поддержка будет последовательной, доступной и адекватно финансируемой.
Многим МСП не хватает базовых цифровых навыков, в то время как другие не имеют возможности воспользоваться преимуществами новых цифровых технологий, что снижает их способность становиться продуктивными и инновационными. Цифровые навыки должны лежать в основе поддержки бизнеса, и мы рекомендуем правительству РФ изучить, как можно использовать финансовые стимулы, чтобы помочь МСП инвестировать в них. [3]
РФ она отстает от многих стран по количеству прироста МСП: быстрорастущие компании, продуктивные, устойчивые и обеспечивающие высококачественные рабочие места. Мы рекомендуем правительству РФ обеспечить расширяющимся МСП доступ к долгосрочному финансированию и поддержке в таких областях, как экспорт, управление и цифровые возможности, и использовать данные для их поддержки. Центры поддержки и онлайн-поддержка должны различать и соответствовать амбициям как расширяющихся, так и других малых и средних предприятий.
Поддержка малых и средних предприятий в их повышении производительности, стремящиеся к расширению масштабов предприятия или компании, которые хотят быть более эффективными, поможет обеспечить более широкое процветание и устойчивый рост. Однако меры, которые правительство уже ввело могут быть серьезно подорваны, если нашим МСП не будут платить справедливо или им будет позволено конкурировать на равных со своими более крупными партнерами.
Что касается конкурентных действий, малые и средние предприятия не могут определить свое уникальное конкурентное преимущество среди признанных гигантов. Лидеры отрасли, с другой стороны, упускают из виду стелс-стартапы, которые быстро нацеливаются на свой целевой рынок, выявляют свои слабые стороны и делают встречное предложение.
В итоге, при существовавших для МСП в нашей стране прибавились и проблемы, связанные с развитием пандемии, которые привели к тому, что большинству субъектов МСП приходится решать новые задачи, связанные с выживанием, а не развитием. В таких условиях Правительство РФ должно оказывать особую поддержку субъектам МСП для сохранения их конкурентоспособности и стабильности внутренней экономики страны.
Источники:
1. International Trade Centre (2020). SME Competitiveness Outlook 2020: COVID-19: The Great Lockdown and its Impact
on Small Business. ITC, Geneva.
2. Морозко Н.И. Механизм формирования финансового потенциала малого бизнеса / Морозко Н.И. - М.: НИЦ ИН-
ФРА-М, 2019. - 314 с.
3. Полетаев В.Э. Бизнес в России: инновации и модернизационный проект: Монография / Полетаев В.Э. - М.: НИЦ
ИНФРА-М, 2019. - 624 с.
References:
1. International Trade Center (2020). SME Competitiveness Outlook 2020: COVID-19: The Great Lockdown and its Impact on Small Business. ITC, Geneva.
2. Morozko N.I. The mechanism of forming the financial potential of small business / Morozko N.I. - M .: NITs INFRA-M, 2019 .-- 314 p.
3. Poletaev V.E. Business in Russia: Innovation and Modernization Project: Monograph / Poletaev V.E. - M .: NITs INFRA-M, 2019 .-- 624 p.
Г.А. Есенкова - ФГОБУ ВО «Финансовыйуниверситет при Правительстве Российской Федерации», Курский филиал, старший преподаватель кафедры «Менеджмент и информационные технологии», e-mail: GAEsenkova@fa.ru,
G.A. Esenkova - FSFEI HE «Financial University under the Government of the Russian Federation», Kursk branch, senior teacher of the department «Management and information technology»;
А.А. Демченко - кандидат экономических наук, доцент, ЧОУ ВО «Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса», доцент кафедры экономики, e-mail: daapost@gmail.com,
А.А. Demchenko - candidate of economical sciences, associate professor, PEI HE «Kursk Institute of management, economics and business», associate professor of the department of economics;
А.В. Евченко - кандидат экономических наук, доцент, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Курский филиал, старший научный сотрудник, e-mail: AVEvchenko@fa.ru,
A.V. Evchenko - candidate of economical sciences, associate professor, FSFEI HE «Financial University under the Government of the Russian Federation», Kursk branch, senior researcher.
СИСТЕМА МЕТОДОЛОГИИ И ЛОГИКА СКВОЗНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ, КОНТРОЛЯ, ДИАГНОСТИКИ И ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВЫПУСКАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ: ЦЕЛИ, ПОДХОДЫ, ПОКАЗАТЕЛИ, МЕТОДЫ, ЭТАПЫ SYSTEM OF METHODOLOGY AND LOGIC OF END-TO-END PLANNING, CONTROL, DIAGNOSTICS AND IMPROVEMENT OF PRODUCT QUALITY AT THE ENTERPRISE: GOALS, APPROACHES, INDICATORS, METHODS, STAGES
Аннотация. Управление качеством является интегрирующей целевой функцией менеджмента предприятия, невнимание к которой грозит снижением эффективности всей его работы. Игнорирование всеобщего (сквозного) характера управления качеством, сведение его к минимуму, недооценка или некомпетентное осуществление, как правило, приводят к большим экономическим потерям, утрате конкурентоспособности предприятий, непредсказуемости развития и иным негативным последствиям. Поэтому управление качеством служит и целью, и основой современного производственного менеджмента, маркетинга и в целом всей экономической системы хозяйствования, является инициирующим началом управленческого процесса, задает его общие контуры и формирует предпосылки высокой эффективности деятельности.
В статье управление качеством рассматривается как многоаспектная «сквозная» деятельность менеджмента современных предприятий, выходящая далеко за рамки собственно управления качеством выпускаемой продукции. Предлагается модернизированный научно-методический аппарат обоснования мероприятий политики управления качеством продукции. Обосновываются эффективные подходы, методы и инструменты современных систем менеджмента качества, даются рекомендации по совершенствованию их организационного обеспечения.
Abstract. Quality management is an integrating target function of the company's management, inattention to which threatens to reduce the effectiveness of all its work. Ignoring the universal (cross-cutting) nature of quality management, minimizing it, underestimating or incompetent implementation, as a rule, lead to large economic losses, loss of competitiveness of enterprises, unpredictability of development and other negative consequences. Therefore, quality management serves as the goal and basis of modern production management, marketing, and the entire economic system of management, is the initiating beginning of the management process, sets its General contours and forms the prerequisites for high performance.
In the article, quality management is considered as a multidimensional «cross-cutting» activity of management of modern enterprises, which goes far beyond the actual quality management of products. A modernized scientific and methodological apparatus for substantiating the measures of the product quality management policy is proposed. The article substantiates effective approaches, methods and tools of modern quality management systems, and provides recommendations for improving their organizational support.
Ключевые слова: система менеджмента качества, стандарты качества, контроль и диагностика, планирование и повышение качества, сквозные технологии управления качеством, конкурентоспособность продукции.
Keywords: quality management system, quality standards, control and diagnostics, quality planning and improvement, end-to-end quality management technologies, product competitiveness.