Научная статья на тему 'Проблемы развития рынка гостиничных услуг Казахстана'

Проблемы развития рынка гостиничных услуг Казахстана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3192
429
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСТИНИЧНЫЕ УСЛУГИ / HOTEL SERVICES / СФЕРА ГОСТЕПРИИМСТВА / НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ / DIRECTIONS OF DEVELOPMENT / HOSPITALITY INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Слепцова Е.В., Тульников Р.

В статье рассматриваются проблемы развития рынка гостиничных услуг в Казахстане. Проведен SWOT-анализ результатов оценки состояния гостиничной индустрии Казахстана, определены направления развития сферы гостеприимства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF HOTEL SERVICES MARKET OF KAZAKHSTAN

The article considers the problems of development of hotel services market in Kazakhstan. Conducted SWOT-analysis of the results of the assessment of the state of the hotel industry of Kazakhstan, directions of development of sphere of hospitality.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития рынка гостиничных услуг Казахстана»

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ КАЗАХСТАНА

Е.В. Слепцова, канд. экон. наук, доцент Р. Тульников, магистрант Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы развития рынка гостиничных услуг в Казахстане. Проведен SWOT-анализ результатов оценки состояния гостиничной индустрии Казахстана, определены направления развития сферы гостеприимства.

Ключевые слова: гостиничные услуги, сфера гостеприимства, направления развития.

В течение последних лет Казахстан утратил свою привлекательность для иностранных гостей, подобное явление можно объяснить малым развитием туристской инфраструктуры и достаточно слабой материально-технической базой гостиничной отрасли. Имеющиеся сегодня средства размещения отличаются малым уровнем комфортабельности и технического оснащения, что ведет к потере неконкурентоспособности. Сервис на международном уровне могут обеспечить только некоторые отели высокого класса в Алматы: гостиницы 5-звезд, такие как: «Хайят Ридженси» и «Риджент Алматы», «Достык», отели 3-звезды: «Премьер Алатау» и «Астана», высокогорный VIP-Отель «Кумбель», который расположен в одном из живописнейших ущелий - Алмаарасан, отель категории 5-звезд в Астане - «Астана-Интерконтиненталь», однако, услуги данных отелей чрезвычайно дороги и могут себе позволить воспользоваться ими только малая часть зарубежных гостей.

Для усовершенствования функционирования гостиничных предприятий республики Казахстан, была создана Казахстанская ассоциация гостиниц и ресторанов (КАГиР), к функциям которой относят принятие решений по обеспечению гостиниц современными технологиями, подготовка к вступлению Казахстана известные мировые гостиничные организации,

внесение поправок и изменений в законодательную базу и т.п. Однако КАГиР как организация общественная некоторые вопросы по улучшению качества предоставляемых гостиничных услуг Казахстана не решает и не имеет возможности решать. Что и стало основой для разработки авторских рекомендаций по возможностям увеличения вмешательства государства в деятельность гостиничных предприятий и способам развития дальнейших действий КАГиР в республике, в особенности в направлении контроля качества предоставляемых гостиничных услуг и развитию в стране гостиничных цепей. В стране четко наблюдается необходимость в ускорении процесса категоризации всей гостиничной отрасли по средствам сертификации и создания национальной системы классификации национальных гостиничных предприятий. Оценка развития гостиничного хозяйства в республике Казахстан, дала возможность в целом по стране, разработать авторские рекомендации по усовершенствованию оценки качества гостиничных услуг, выявить приоритетные векторы их развития, а также, развития и усовершенствования гостиничной индустрии республики в будущем, продемонстрировать в ней SWOT-анализ по состоянию гостиничных услуг, приведенный в таблице 1.

Таблица 1. SWOT-анализ результатов оценки состояния гостиничной индустрии Казахстана в 2016 г. (составлено автором)_

Слабые стороны Сильные стороны

1 2

- отсутствие эффективного менеджмента в средних и малых гостиницах; - низкая заполняемость гостиниц; - неразвитость компьютерной базы или ее отсутствие в средних и малых гостиницах; - нехватка специалистов из логистической сферы; - высокая стоимость размещения для местного населения; - множество убыточных предприятий; - большое число некатегоризированных гостиниц; - слабо развито гостиничное хозяйство в сельской местности; - неразвитость хостелов и автокемпингов; - неэффективность рекламы и маркетинговых исследований; - отсутствие полной статистической информации; - необходимость реконструировать многие гостиницы иинвестировать средства в гостиничное хозяйство; - наличие образцов эффективного менеджмента у крупных предприятий; - наличие постоянного резерва мест размещения; - наличие опыта логистических операций в лучших гостиницах; - наличие маркетинговой стратегии развития во многих гостиницах республики; - постоянный поиск новых путей усовершенствования менеджмента в гостиничном бизнесе; - помощь в проведении анализа мировых достижений и внедрении их в казахстанскую гостиничную индустрию со стороны Ассоциации гостиниц и ресторанов (КАГиР); - стабильная обстановка в стране; - быстрые темпы развития рынка страховщиков; - увеличение конкуренции на рынке гостиничных услуг; - стабильные темпы ремонта и реконструирования гостиничных зданий и сооружений по стране.

1 2

- отсутствие во многихсистемы безопасности; - отсутствие во многих гостиницах полноценных кластерных услуг - рост убыточности гостиничной отрасли; - объединение гостиниц, что может привести к монополизму в сфере гостиничного хозяйствав некоторых областях страны; - преобладание выездного туризма над въездным и внутри территории, постоянно приводящие в упадок положение гостиничной отрасли и ведущее предприятия к обанкрочиванию и снижению отчислений от работы гостиниц в госбюджет; - слабая законодательная база, отсутствие четких приоритетов для отрасли; - отсутствие специализированных программ государственной поддержки; - недостаток рекламы за рубежом и внутри страны приводит к увеличению неинформированности потребителей - усовершенствование законодательной базы и системы налогообложения, дающее основу для увеличения количества малых и средних предприятий; - усовершенствование управленческой системы (менеджмента) позволяющее создать условия для привлекательности работников в гостиничную отрасль и их обучения общению с клиентом, то есть несущее в себе определенное воспитательное воздействие на население; - усовершенствование развития гостиничных цепей, создающее базу для совершенствования качества обслуживания; - развитие маркетинговой системы, повышающей привлекательность и конкурентоспособность национальных гостиничных услуг; - забота о безопасности клиентов;

- создание организационной культуры, что выделяет гостиницу в конкурентной среде иприводит к созданию бренда; - повсеместная категоризация гостиниц, определяющая перспективы ожиданий клиентов ; - кластерный подход к развитию сопутствующих услуг, значительно повышающее их конкурентоспособность.

По прогнозам, данным аналитиками, рынок гостиничного хозяйства в достаточной степени развит в Казахстане только в Алматы и Астане. Структура рынка гостиничных услуг в этих городах представлена в большей мере местными отелями низкого уровня и брендами высокого качества, что приводит к нестабильной ситуации на рынке. В настоящий момент отечественный рынок гостиничных услуг нуждаются в комфортных и недорогих отелях с концепцией «апартаменты с обслуживанием» (как небольшая квартира относящаяся к структуре гостиницы с собственной кухней, санузлом и спальной комнатой), а также в отелях невысокой ценовой категории, но исключи-

тельно для бизнес-туристов.

Гостиницам требуется объединение с другими участниками рынка для того, чтобы дать толчок развитию событийного туризма. Отечественным отелям особенно следует обратить внимание на разработку маркетинговых программ по поощрению постоянных клиентов и партнеров - туроператоров, корпоративных клиентов [1].

Довольно слабой стороной менеджмента гостиничного бизнеса является недостаточно высокое качество предоставляемых услуг, высокая текучесть кадров, довольно слабое планирование деятельности предприятия, отсутствие долгосрочных качественных программ

развития, неразвитая корпоративная культура предприятий. В условиях современного рынка гостиничного бизнеса предполагается широкое применение новейших технологий, как в области внедрения новых гостиничных услуг, так и новые способы продвижения. Становится очевидным, что введение инновационных технологий стало важным условием для увеличения конкурентоспособности гостиничного предприятия и усовершенствования качества обслуживания [2].

На данный момент в гостиничном бизнесе используют достаточно большое количество новых компьютерных технологий: мировые компьютерные системы бронирования, коммуникационные сети, мультимедийные системы, Smart Cards, системы информационного менеджмента и другие. На отечественном рынке в основном представлены такие системы резервирования как: Amadeus, Galileo, Wordspan.

Довольно активное влияние компьютерные технологии нынешнего покаления оказывают на продвижение гостиничного продукта. Таким образом, в области рекламы большое распространение получила рассылка гостиничной информации напрямую по электронной почте и создание своих собственных официальных сайтов в Интернете.

Одним из ведущих приоритетных направлений современных технологий в гостиничном деле является активное внедрение мультимедийных технологий, в том числе информационных справочников, буклетов, каталогов. Использование мультимедийных программ дает возможность в срочном порядке предоставлять потенциальному гостю информацию о гостинице и, тем таким образом, позволяет оперативно и с наибольшей точностью выбрать тот самый гостиничный продукт, который необходим гостю.

Разработка рабочих программ для автоматизации гостиничной деятельности, ресторанов и других гостиничных подразделений ведет к значительным изменениям в управлении, а также дает возможность повысить качество обслуживания. Проблема обеспечения безопасности гостиничного предприятия можно

решить при помощи современных технологий технологий.

На сегодняшний день безопасное проживание клиента возможно обеспечить: видеосистемой наблюдения; системой контроля доступа; системой защиты, применение электронных сейфов внутри номеров. Установка системы электронных замков - является одним из самых эффективных средств профилактики защиты против краж. Минимальна возможность подделки конкретного ключа, а также возможно определить, какой конкретно карточкой был открыт номер, в какое время и кто выдавал карту. Особенно важным является вопрос оснащения гостиничных предприятий электронными системами безопасности.

В течение последних лет современные компьютерные технологии дают возможность существенно снизить затраты средств на междугородные и международные переговоры, без которых не обходится в наше время ни одно гостиничное предприятие.

Использование компьютерной телефонии значительно ускоряет процесс управления, повышая его эффективность и качество, приводит к минимизации затрат. В данный момент представленные на рынке продукты программного обеспечения в области компьютеризации гостиничной индустрии превосходно смогли зарекомендовать себя на практике, активно совершенствуются и обновляются в соответствии с изменениями потребностей пользователей. Внедрение инновационных компьютерных систем во все сферы деятельности гостиничного предприятия позволяет гостям получить обслуживание, достойное их внимания.

Анализ на сегодняшний день гостиничного хозяйства в Казахстане, разрешает прийти к выводам о том, что в данной области ожидают активное развитие и рост. Несмотря на это эффективность и прибыльность бизнеса будет тесно пересекается с качественным управленческим звеном, применением современных технологий в казахстанских гостиничных предприятиях, организацией маркетинговых исследований.

Библиографический список

1. Малюшенкова Е.Д., Морозова М.А. Управление процессом формирования и развития гостиничных цепей на рынке туристских услуг // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». - №1. - 2014. [Электронный ресурс]: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-protsessom-formirovaniya-i-razvitiya-gostinichnyh-tsepey-na-rynke-turistskih-uslug

2. ГолигузоваН.С. Современные проблемы развития гостиничного бизнеса в РФ [Текст] / Н.С. Голигузова, В.К. Воробьев // Инновационные технологии в науке и образовании : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 18 дек. 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. -Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - № 4 (4). - С. 399-403.

3. Забержинский Б.Э., Карева Н.В. Гостиничная индустрия: ее роль в развитии экономики, основные проблемы и пути их решения// Экономика, предпринимательство и право. - Том 6, Номер 1 (Январь-март 2016), [Электронный ресурс]: URL: https://bgscience.ru/lib/35242/

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF HOTEL SERVICES MARKET OF KAZAKHSTAN

E.V. Sleptsova, candidate of economic sciences, associate professor R. Tulnikov, graduate student Kuban state university (Russia, Krasnodar)

Abstract. The article considers the problems of development of hotel services market in Kazakhstan. Conducted SWOT-analysis of the results of the assessment of the state of the hotel industry of Kazakhstan, directions of development of sphere of hospitality.

Keywords: hotel services, hospitality industry, directions of development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.