УДК 332.1
© А.О. Блинов, О.С. Рудакова
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КАК ОСНОВЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА
В условиях рыночной экономики успешность промышленных предприятий зависит от их умения выжить, эффективности, производительности и конкурентоспособности, которые определяются уровнем современного менеджмента. Можно с уверенностью утверждать, что на сегодняшний день, в интересах выживания и гибкого реагирования на динамично меняющиеся рыночные условия, предприятия должны целенаправленно проводить организационные изменения. Благодаря этому преодолевается инертность и застой в структурах управле-ния, в сложившейся системе связей и отношений.
Ключевые слова: менеджмент изменений,организационные изменения,чело-веческие ресурсы, сопротивление изменениям
A.O. Blinov, O.S. Rudakova
PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF RUSSIAN INDUSTRY AS THE BASIS FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT
In a market economy, the success of industrial enterprises depends on their ability to survive, efficiency, productivity and competitiveness, which are determined by the level of modern management. It's safe to say that today, in the interest of survival and responsiveness to rapidly changing market conditions, businesses must consistently pursue organizational changes. Thanks to overcome this inertia and stagnation in governance structures in the existing system of connections and relationships.
Keywords: change management, organizational change, human resources, resis-tance to change.
Промышленный сектор экономики страны был и остается основой ее экономической безопасности. В условиях глубокого экономического кризиса в 1990-е гг. произошла деиндустриализация экономики, выразившаяся не столько в падении удельного веса промышленности, сколько в повышении изношенности физического капитала промышленных предприятий и его моральном устаревании, высокой доле производства низкотехнологичной и ресурсоемкой продукции, недостатке инноваций и сниже-нии человеческого капитала.
Deineka Lubov Nikolaevna, candidate of economic sciences, associate professor,Department of Engineering Economics, Engineering and Technology Academy, South-ern Federal University.
Proclin Alexander Nikolaevich, candidate of economic sciences, professor, De-partment of Engineering Economics, Engineering and Technology Academy, Southern Federal University
Стратегическая задача российской экономики - устойчивое (стабильное) развитие промышленности. Как справедливо отмечает многие исследователи именно стабильное развитие способно повысить конкурентоспособность страны и обеспечить ее экономическую безопасность. Сегодня следует говорить о реиндустриализации России, имея ввиду новую промышленную политику, направленную на повышение производительности труда и снижение затрат на основе непрерывной технологической модернизации. Это стратегия упреждающего управления. С точки зрения экономической безопасности принципиально важно при этом обеспечить контроль государства над стратегическими природными, энергетическими и финансовыми ресурсами, что является гарантией независимости страны, а также лидерство в технологиях, критически важных для устойчивого экономического развития.
Развитие и рост промышленных предприятий
Понятие экономическое «развитие» означает качественное изменение структуры промышленного предприятия, рассматриваемого как экономическая система, а именно, качественное структурное усложнение структуры на основе использования имманентных для этой системы механизмов усложнения. Предполагается, что будущее состояние экономической системы имеет большую ценность, чем сегодняшнее ее состояние.
Понятие «экономический рост» (изменение количественных показателей экономической системы) уже понятия «развитие», но в реальной практике управления они тесно взаимосвязаны, когда речь идет о долгосрочной перспективе (стратегическом управлении). Рост может быть устойчивым в долгосрочной перспективе только в том случае, если происходит развитие экономической системы. И развитие может быть стальным в долгосрочной перспективе только при условии наращивания ресурсов и возможностей экономической системы, т.е. ее количественных параметров.
В долгосрочной перспективе развитие промышленного предприятия может быть стабильным при условии, что темпы его роста выше темпов развития рынка, его структура постоянно адаптируется к изменениям во внешней среде, а предприятие активно влияет на происходящие во внешней среде процессы. Й. Шумпетер заметил, что обычно в условиях капитализма внимание обращают на механизм управления существующими структурами, тогда как проблема кроется в механизме их создания и разрушения. Многолетняя практика показывает, что лишь немногие компании могут найти силы и время, чтобы «оседлать» процессы созидательного разрушения, действуя с той же скоростью и в тех же объемах, что нужны для победы в конкурентной борьбе. Однако это необходимо, чтобы соответствовать требованиям рыночной эффективности в долгосрочной перспективе.
Стратегия устойчивого развития и роль государства в переходной экономике
В переходный период, как отмечает Г. Колодко, происходит смешение понятий «преобразование» (системный переход, переходная политика,
запуск рыночных механизмов) и «развитие» (стратегия развития, создание предпосылок для устойчивого роста, формирование эффективных рынков), потому что и преобразованием, и развитием приходится заниматься одновременно, если мы хотим эффективно провести трансформацию экономики и обеспечить в дальнейшем ее экономический рост. Переходная политика и стратегия развития должны поддерживать друг друга.
В такой ситуации в системе управления трансформацией экономики ведущую роль играет государство. Рынок сам по себе может быть свободным только в том случае, когда он становится зрелым и безупречным. Обратившись к истории, мы увидим, что рынки во всех странах складывались при прямой поддержке государства, они конструировались в соответствии с интересами государства (стратегией его экономического развития). Нам предстоит создать тип рыночной системы, ориентированный на развитие и обеспечивающий устойчивый экономический рост в российских условиях.
Отсюда следует, что правительство должно руководить формированием рынков, а его политика должна быть направлена на качественный рост, т.е. рост сбалансированный, быстрый (необходимо усиливать свои позиции на мировых рынках) и справедливый (получать выигрыш должны все общественные группы).
Стратегия перехода должна с помощью реформ обеспечить возможность экономического роста, а стратегия развития - использовать эти возможности для повышения уровня жизни населения. Цель развития -высокие жизненные стандарты на основе устойчивого роста производства. Следовательно, эффективность экономической стратегии оценивается по степени увеличения конкурентоспособности предприятий и жизненных стандартов.
Обобщая существующие представления о проблемах экономического развития в переходных экономиках, мы присоединяемся к тем, кто считает, что ключевая задача при построении эффективных рынков - разрешение конфликтов интересов, мешающих достижению устойчивого роста. Другими словами, устойчивый экономический рост возможен, если развитие экономики ориентировано на интересы большинства, а не на корыстные интересы немногих.
Установление консенсуса (согласия в обществе) относительно целей и путей развития - это основополагающий момент для разработки и реализации стратегии долгосрочного экономического развития. А согласие в обществе и экономический рост начинаются с согласия в элите, преодоления ее разобщенности.
Кризисы обычно происходят не из-за недостатка знаний о том, как их избежать. Причиной их является неспособность разрешить конфликты интересов до того, как они приводят к кризису. Разрешение конфликтов -ключевой момент для предупреждения и преодоления кризисов.
В процессе трансформационного развития в России мы наблюдаем быстрые и частные изменения во внешней и внутренней среде промышлен-
ных предприятий. Поэтому управление промышленными предприятиями должно быть инновационным и гибким.
Фундамент экономической безопасности - наращивание стратегического потенциала экономической системы
Если мы исследуем проблемы экономической безопасности, т.е. возможности выживания и развития предприятий в долгосрочной перспективе, то предметом нашего анализа являются условия и механизмы их непрерывного (постоянного) развития.
Если предприятие уподобить живому существу, то его мегацель - долговечность, а движущая сила - развитие собственного потенциала. Под потенциалом предприятия обычно понимается совокупность внутренних и внешних ресурсов (материальных и нематериальных), которые могут быть использованы для достижения поставленных целей. Предприятие должно постоянно реинвестировать в развитие своих долгосрочных способностей, увеличивая свой финансовый, маркетинговый, технологический, человеческий и организационный капитал.
Непрерывное (постоянное) развитие предприятия означает, что система управления обладает способностью предупреждать кризисы, разрушающие стратегический потенциал его будущего развития. Долгоживу-щие компании, как показал А. Гиус, обладают врожденной способностью использовать кризисы (распознавая их заблаговременно) как новые возможности, альтернативные пути для роста компании. Тогда стратегия промышленного предприятия - это развитие его способности к антикризисному управлению. Способность предприятия учиться быстрее и лучше, чем конкуренты, становится его наиболее устойчивым конкурентным преимуществом.
Механизмы экономической безопасности как органичная часть системы антикризисного управления
В систему стратегического управления предприятием должны быть «вшиты» механизмы предупреждения и преодоления кризисов. Весь многолетний опыт развития предприятий в разных странах свидетельствует, что кризисы неизбежны, они возникают неоднократно на протяжении жизни предприятия и в значительной мере обусловливают срок жизни предприятия. Даже «естественная смерть» предприятия может выглядеть как результат очередного и последнего в его жизни кризиса.
Очевидно, что кризисы - не единственный способ обучения и не самый лучший. Во время кризиса проблемы возникают неожиданно и ставят перед предприятием задачи, с которыми оно раньше не сталкивалось. Неспособность решить новые задачи может привести к крупному провалу, реакция должна быть немедленной, но обычные системы и процедуры не обеспечивают необходимой реакции, остается мало времени для принятия решений. Рассматриваемые варианты действий ограничиваются теми, которые требуют мало времени для осуществления. Обычно принимаются жесткие решения, снижающие стратегический потенциал пред-
приятия. И чем сильнее урезаются возможности предприятия, тем глубже оно может втягиваться в кризис.
Необходимые условия возникновения кризисных ситуаций - быстрые и неожиданные изменения внутри организации или во внешней среде. Достаточные условия - отсутствие необходимых ресурсов для адекватной реакции на эти изменения, в результате развитие ситуации выходит из под контроля, становится неуправляемым.
Основная функция кризиса - разрушение тех элементов, которые наименее устойчивы и жизнеспособны, которые в наибольшей мере нарушают организованность целого. Происходит упрощение системы и возрастание ее стройности, или же экономическая система разрушается.
Если механизмы обеспечения экономической безопасности, встроенные в антикризисное управление, работают эффективно, то предприятия трансформируются, не теряя потенциал своего будущего развития. Со временем происходит чередование периодов устойчивого состояния и периодов трансформации предприятий, и этот процесс, как показал Г. Минцберг, может принимать разные формы: периодических встрясок, сдвигов «туда-сюда», жизненных циклов или регулярного процесса адаптации. Но всегда в основе такого развития лежит процесс своевременного и адекватного наращивания стратегического потенциала предприятия.
Анализируя экономическую безопасность предприятия, следует оценивать состояние тех или иных процессов не только в сравнении с принятыми нормативами, которые нередко субъективны из-за недостаточности проводимых исследований. Среди показателей экономической безопасности должны быть индикаторы оценки результатов деятельности предприятия и состояния его систем в сравнении со среднерыночным уровнем и его динамикой. В случае превышения отраслевых показателей мы можем говорить об устойчивости конкурентных преимуществ, обоснованности предположений, достаточности ресурсов и гибкости стратегии. Затем каждый индикатор экономической безопасности может быть построен в виде шкалы, позиции на которой характеризуют вероятность и глубину разрушения стратегического потенциала предприятий.
Нет никакого оправдания стремительному разрушению экономического потенциала страны. Ибо разрушение потенциала делает неизбежным появление следующих кризисов. Оно безнравственно как по отношению к живущим сегодня, так и по отношению к будущим поколениям.
Особенности управления промышленными предприятиями в условиях стратегических неожиданностей
Цель антикризисного управления - нейтрализация наиболее опасных явлений во внешней и внутренней среде предприятия. Для идентификации наиболее опасных зон необходима система раннего предупреждения опасности. Сложность и быстрота принятия решений должны соответствовать сложности и быстроте изменений во внешней и внутренней среде.
Управление в условиях стратегических неожиданностей исходит из того, что решения нужно готовить тогда, когда появляются слабые сигналы,
под которыми понимаются ранние и неточные признаки наступления важных событий. Другими словами, стратегическое управление должно быть упреждающим. А это значит, что наблюдение за внешней средой и ее анализ должны быть чувствительны к слабым предупреждающим сигналам. Вместо того чтобы ожидать полной информации, предприятию следует определить, какие меры могут быть предприняты при разном развитии событий, создающих угрозы и возможности.
Сценарии возможного развития событий предоставляют инструменты, с помощью которых неприметные слабые сигналы могут быть уловлены и изучены. Сценарии действуют как фильтр «сигнал-шум». Изображенные события воспринимаются с меньшим фоновым шумом, с более выразительным профилем и четкими очертаниями.
Выявление слабых сигналов требует от аналитика умения находить соответствующие ситуации методы наблюдения и анализа, большого опыта, высокой чуткости и избирательности в анализе, высочайшей квалификации.
Известно, что управление по слабым сигналам всегда используется в сочетании с традиционными вариантами управления по сильным сигналам или на основе регулярного планирования. Проблема в том, что в России этот метод известен и отработан менее других, а необходимость в его использовании резко возрастает.
Влияние экономических преступлений на динамическое развитие промышленных предприятий
Это влияние многообразно, но далеко не всегда очевидно и потому недооценивается. Преступления в сфере банкротства резко ограничивают возможности оздоровления предприятий, попавших в кризисную ситуацию. Они неизбежно ведут к разрушению экономического потенциала предприятий, способствуя возникновению или углублению экономического кризиса в отрасли, регионе, стране.
Легализация преступных доходов и коррупция тормозят формирование эффективных рыночных институтов и разрушают уже функционирующие институты. Они способствуют созданию деформированных рынков, ориентированных на интересы немногих участников, разрывая спрос и предложения, «надувая» финансовые пузыри. Эти преступления, если они носят массовый характер, делают невозможным устойчивый экономический рост.
Результативность борьбы с экономическими преступлениями влияет на уровень и качество жизни населения, степень его деловой активности.
Нравственные аспекты экономической безопасности
В 1990-е гг. наша страна потеряла такую часть своего стратегического потенциала, какую она не теряла на протяжении многих столетий. Резко снизилась экономическая безопасность страны. В кризисе 1990-х гг. произошло не нравственное обновление, а разрушение нравственности экономической системы, потеряны многие моральные и нравственные ориентиры. Такое развитие в принципе не может быть устойчивым.
Нам предстоит кардинально повысить конкурентоспособность российской экономики в создании и использовании новых технологий. На Западе современная экономика, при всех ее очевидных пороках, производит конкурентные товары и услуги. Мы - нет. Россия еще не прошла свой отрезок пути.
Мы убеждены в том, что сегодняшний общественный климат, нравственные установки не позволят создать в России инновационную экономику ни к 2020, ни к 2050 г. Новая стратегическая парадигма требует соответствующих ей нравственных норм. Так происходило всегда и во всех странах.
Тревожит то, что за восемь благополучных лет выросло поколение политиков и топ-менеджеров, привыкших «управлять ростом благосостояния» в тепличных условиях, когда растут все рынки, когда нет конкуренции с более сильными соперниками из-за рубежа и не нужны крупные инвестиции в новые технологии, когда население не интересуется политикой. У такой элиты нет опыта антикризисного управления, необходимых умений, они не заряжены на нелегкую постоянную борьбу. Даже если владельцы и топ-менеджеры российских компаний создали сильные бренды, а их компании имеют сильные позиции на рынке, как только конкуренция со стороны более мощных игроков усиливается, необходимы новые технологии и масштабные инвестиции, они прекращают борьбу, продавая свои компании более сильным иностранным конкурентам.
Полагаю, что кризис более всего поражает безнравственные экономики, потому что именно безнравственное поведение бизнеса, властей и граждан на самом деле порождает кризисы. Все знали, что не следует делать, но кто-то это делал, полагая, что хорошо заработает на этом, а кризис их не коснется. Нынешний кризис - новый этап экономического и нравственного выздоровления для многих стран. Органам власти этих стран предстоит взглянуть с нравственных позиций на будущее развитие своих экономик с учетом их исторических, религиозных и культурных традиций.
В России новая экономическая стратегия требует создания умной и нравственной экономики. Все разговоры о том, что вначале необходимо решить экономические проблемы, и лишь затем духовные - неправомерны, более того, пагубны. Властям всех уровней предстоит законодательно закрепить новые нормы поведения и создать условия для их неукоснительного соблюдения, а гражданскому обществу предстоит научиться контролировать власть. Локомотивом этого процесса является борьба с экономическими преступлениями. От того, насколько она будет успешной, зависит экономическое и нравственное обновление нашего общества.
Свою роль в формировании умной и нравственной экономики, духовном возрождении общества предстоит сыграть средствам массовой информации в силу их мощного воздействия на общественное сознание. Недооценивать их влияние было бы серьезной ошибкой. Следует день за днем формировать и развивать новые образцы поведения - красиво и яр-
ко, находя эти образцы в реальной деятельности людей и способствуя их распространению. СМИ должны развивать у людей уверенность в себе, в свои способности и возможности. Стимулировать творческую активность, желание развивать себя, желание помогать друг другу, создавая социаль-ные сети. Поддерживать уверенность, что вместе мы сумеем справиться с экономической преступностью и коррупцией.
Нам нужен нравственный прорыв, и готовить его нужно сейчас, сего-дня, ибо завтра может быть уже поздно, так как мы можем столкнуться с необратимыми последствиями распада социума, потери государственно-сти. И это длительный процесс.
Литература
1. Благов Е.В., Проскуряков В.А. О новой парадигме постиндустриального общества и экономической значимости нравственности // Инновации. -2011. -№12.
2. Байнев В.Ф., Винник В.Т. Нравственность должна определять экономику, или чего не хватает для полноценной интеграции // ЭФГ.- 2009. - № 43.
3. Блинов А.О. Диагностика трансформационного кризиса и нравственные новеллы // Экономист. - 2014. - №6.
4. Блинов А.О. Промышленные предприятия и их экономическая безопас-ность // Экономист. - 2014. - №1.
5. Сорокин Д. О стратегии развития России // Вопросы экономики, 2010. -№8.
Блинов Андрей Олегович,доктор экономических наук,профессор,Финансо-вый университет при Правительстве РФ, e-mail: aoblinov@mail.ru
Рудакова Ольга Степановна,доктор экономических наук,профессор,Финан-совый университет при Правительстве РФ, e-mail:
Blinov Andrey Olegovich, Doctor of Economics, professor, Financial Universityunder the Government of the Russian Federation.
Rudakova Ol'ga Stepanovna, Doctor of Economics, professor, Financial Universityunder the Government of the Russian Federation.