Научная статья на тему 'Проблемы развития продовольственного рынка Амурской области'

Проблемы развития продовольственного рынка Амурской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
100
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Масловский Анатолий Анатольевич

В данной статье рассмотрено состояние продовольственного рынка Амурской области, отмечены перспективные и развивающиеся отрасли региона, а также проблемы, мешающие им развиваться в полной мере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития продовольственного рынка Амурской области»

2015. № 1 (4). С. 56-58.

4. Актуальные проблемы развития законодательства о потребительском кредитовании в Российской федерации/ Маслов Ю.Н.// Духовная ситуация времени. Россия XXI век. 2013. № 1-2 (1). С. 76-80.

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА

АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ Масловский Анатолий Анатольевич, магистрант Хабаровская государственная академия экономики и права

В данной статье рассмотрено состояние продовольственного рынка Амурской области, отмечены перспективные и развивающиеся отрасли региона, а также проблемы, мешающие им развиваться в полной мере.

В целях реализации государственной экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации, направленной на надежное обеспечение населения страны продуктами питания, развитие отечественного агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, оперативное реагирование на внутренние и внешние угрозы стабильности продовольственного рынка, эффективное участие в международном сотрудничестве в сфере продовольственной безопасности была разработана и утверждена Указом Президента РФ от 30.01.2010 №120 Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации.

Стратегической целью продовольственной безопасности является обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной продукцией, рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов и продовольствием. Гарантией ее достижения являются стабильность внутреннего производства, а также наличие необходимых резервов и запасов.

Основным производителем продуктов питания является аграрный сектор экономики. В общем виде взаимодействие между производством и потреблением продовольствия обеспечивается через продовольственный рынок.

Продовольственная безопасность области может считаться обеспеченной, если, в случае прекращения поступления на территорию области пищевых продуктов из-за рубежа или других регионов РФ, не возникает продовольственный кризис, что достигается за счет высокой доли в потреблении отечественного сельскохозяйственного сырья и продовольствия.

Амурская область располагает многоотраслевой пищевой промышленностью, которая имеет достаточный производственный потенциал для обеспечения населения региона основными продуктами питания. Успешное развитие отрасли, позволяющее максимально

реализовать имеющийся потенциал, напрямую зависит от смежных секторов экономики, обеспечивающих отрасль сырьем, а также от ситуации на рынках сбыта готовой продукции. Амурская область, являясь лидером ДФО по производству многих видов сельскохозяйственной продукции, имеет одну из лучших сырьевых баз в регионе. Амурская область располагает 44 процентами сельскохозяйственных угодий и 55 процентами пашни в Дальневосточном федеральном округе.

В связи с этим представляется интересным исследовать продовольственный рынок Амурской области, выделить основные проблемы его развития и отметить некоторые способы решения имеющихся проблем.

На сегодняшний день главные отрасли в регионе - переработка сои и переработка молока. Переработка сои имеет федеральный статус, как переработчика Амурскую область знают по всей России.

На территории Амурской области создана современная молокоперерабатывающая промышленность, которая объединяет 8 крупных предприятий. В Приамурье завершена работа по созданию базовой конфигурации молокоперерабатывающих мощностей, что позволяет вести закуп молока во всех районах региона.

Ведущее предприятие отрасли - ОАО «Молочный комбинат Благовещенский», на долю которого приходится более 50% перерабатываемого в регионе сырого молока. Основная трудность в молочной отрасли - недостаток качественного молока. Второй проблемой является сезонные колебания производства молока.

Исходя из специализации Амурской области на выращивании сои, наиболее быстрыми темпами в последние годы развивалась переработка именно этой культуры. Ведущее предприятие Амурской области ООО «Амурагроцентр» является одним из основных в стране производителей соевых продуктов - масла, шрота, лецитина. При этом амурское соевое масло нашло спрос не только на потребительском рынке, но и в качестве сырья при производстве других пищевых продуктов. Более 90% продукции реализуется за пределами региона.

В настоящее время в Амурской области работают 7 мясоперерабатывающих предприятий, которые производят большой ассортимент мясной и колбасной продукции, и более 10 предприятий, специализирующихся на производстве мясных полуфабрикатов. ООО «Амурский бройлер» и ООО ПК «Партизан» работают только на собственном сырье. Несмотря на это в настоящее время еще довольно остро стоит проблема зависимости от импорта на рынке животноводческой продукции по мясу.

Для некоторых пищевых производств лимитирующим фактором является не сырье, а рынки сбыта. В связи с отсутствием крупных промышленных городов с высокой концентрацией платежеспособного населения емкость амурского продовольственного рынка невелика и в

настоящее время характеризуется насыщенностью и высокой конкуренцией, вынуждая местных производителей активно осваивать рынки других регионов. Наиболее успешно работают в этом направлении молочные и соеперерабатывающие предприятия.

В целях экономической безопасности региона пороговым значением показателя обеспеченности основными продуктами питания собственного производства принято считать 55%. Внутриобластной рынок продовольственных товаров формируется за счет собственных ресурсов на 57% и на 43% за счет ввоза продовольствия из других регионов России и импортных поставок.

Объемы производства таких продовольственных товаров, как колбасные изделия, крупа, минеральные воды, а также их качество позволили формировать рынок этих товаров в области на 55-99% местными производителями. В значительной степени область себя обеспечивает и такими основными продуктами питания, как цельномолочная продукция, яйца, картофель. Производство большинства видов продуктов питания в основном ориентировано на сбыт потребителям области, отдельные виды вывозятся в другие регионы страны.

Удаленность населенных пунктов Дальневосточного федерального округа и в частности Амурской области от Европейской территории Росси, являющейся основным производителем сельскохозяйственной продукции страны, обуславливает существенный рост логистических издержек, связанных с транспортировкой продовольственных товаров на Дальний Восток в условиях постоянного роста железнодорожных тарифов. Дополнительные сложности возникают с транспортировкой скоропортящейся продукции, когда наряду с проблемой роста себестоимости ее транспортировки возникает проблема сохранности потребительских свойств и качества сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров.

Также возрастающие транспортные тарифы и высокая себестоимость товаров ограничили географию вывоза продовольственных товаров. Основная ее часть вывозится в пределах Дальневосточного (81%) и Сибирского (18%) федеральных округов, незначительная часть (менее 1%) поставлялась в Центральный федеральный округ.

Существенное влияние на процесс функционирования продовольственного рынка оказывают сложившиеся в дореформенный период: отраслевая структура региона, в которой преобладающее влияние имеют отрасли оборонного комплекса с существенной долей добывающих отраслей; морально и физически устаревшее оборудование на предприятиях; устаревшие, со значительным отставанием от мирового уровня, технологические системы практически во всех отраслях экономики; значительные дисбалансы в производственных мощностях добывающих и перерабатывающих отраслей региона.

В условиях территориальной рассредоточенности производителей

продовольствия и объективного несоответствия их концентрации схеме расселения населения региона особого внимания к себе требует развитие транспортной инфраструктуры, обеспечивающей доставку произведенных продовольственных товаров к местам их реализации или хранения. Транспортная инфраструктура в качестве элемента инфраструктуры продовольственного рынка рассматривается как совокупность всех отраслей и предприятий транспорта, выполняющих перевозки продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (в т.ч. специализированным транспортом), а также обеспечивающих их выполнение и обслуживание.

Асинхронность производства и потребления значительной части продовольственных товаров, а также необходимость сохранности продуктов питания и их потребительских свойств во время транспортировки объективно обуславливают развитие адекватной складской, холодильно-рефрижераторной и тароупаковочной инфраструктуры.

Складская инфраструктура продовольственного рынка региона представлена специализированными высокотехнологичными

хранилищами (элеваторами для хранения зерна и сои, картофеле- и овощехранилищами), складами производителей продовольствия, складами торговых организаций, складами объектов транспортной инфраструктуры, перевалочными базами и логистическими центрами. Несоответствие современного состояния складской инфраструктуры потребностям рынка отмечается в целевой программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Амурской области на 2013-2020 годы». Так, до 2020 г. планируется довести обеспеченность всех участников зернового и масличного рынков современными зернохранилищами до 50%, элеваторами - до 43 %. Прирост современных мощностей хранения зерна и сои составит 450 тыс. т. (при прогнозируемом производстве зерна и сои соответственно 604 и 994 тыс. т.). Планируется также увеличение емкости современных хранилищ картофеля и овощей на 22 тыс. т единовременного хранения.

Для обеспечения сохранности ряда продовольственных товаров, требующих специфических условий транспортировки и хранения (мясо и мясопродукты, рыба, молочные продукты, яйца и т.д.) необходимо соответствующее холодильно-рефрижераторное хозяйство,

представленное как стационарными морозильными и холодильными камерами производителей продуктов питания и всех субъектов рыночной инфраструктуры, так и подвижным рефрижераторным составом.

Для минимизации потерь продукции, затрат на погрузку разгрузку продовольственных товаров, повышения эффективности их транспортировки, и сокращения затрат на складскую логистику используется тароупаковочная инфраструктура. Современные технологии

позволяют использовать высокотехнологичны материалы для упаковки различных видов товаров с учетом и особенностей, реализуя не только функции их сохранности, но и функции идентификации товаров, их информационного сопровождения, фасовки товара по порциям, рекламы и т.д.

Б. А. Аникин и Т. А. Родкина считают необходимым выделять в системе инфраструктуры продовольственных рынков такие объекты как сельскохозяйственные распределительные центры, которые, по их мнению, должны реализовывать следующие функции по преобразованию и ускорению движения потока сельскохозяйственной продукции из мест производства до мест потребления:

- концентрация и хранение запасов, обеспечивающие осуществление непрерывного производства или снабжения при ограничении, связанном с источниками ресурсов и колебаниями потребительского спроса;

- консолидация грузов - подразумевает объединение грузов в более крупную смешанную партию отправки потребителям, территориально расположенным в одном районе сбыта;

- разукрупнение грузов - сортировка груза на более мелкие партии, предназначенные нескольким заказчикам;

- управление ассортиментным составом - это накопление и формирование ассортимента продукции в ожидании заказов потребителей с последующей их сортировкой в соответствии с заказами;

- комплектация партии груза - подразумевает пересортировку грузов, полученных от поставщиков, и их консолидацию в партии отправки потребителям.

- предоставление услуг, а именно: материальных, организационно-коммерческих, складских и транспортно-эксплуатационных.

Современная и развитая инфраструктура является становым хребтом любого товарного рынка. Важная роль инфраструктуры на продовольственном рынке определяется большим числом его участников, многообразием видов производимой продукции, необходимостью перемещения ее значительных объемов на большие расстояния, обязательностью хранения запасов сельскохозяйственной продукции и готового продовольствия. Комплексное и синхронизированное развитие отдельных элементов инфраструктуры является определяющим фактором устойчивого функционирования всей системы продовольственного обеспечения населения страны.

Список литературы

1. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 30 января 2010 г. N 120)

2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики www.gks.ru

3. Бонда Д.Г. Развитие локальных продовольственных рынков Амурской области // диссертация, Благовещенск 2014

4. Пашина Л.Л. Особенности функционирования продовольственного рынка в Амурской области // Вестник Алтайского государственного аграрного университета № 2 (76), 2011

5. Слободенюк Н.Н. Мазанкова Т.В. Методы управления товарными запасами // Современная торговля: теория, практика, перспективы развития: материалы Первой международной инновационной научно-практической конференции [Электронный ресурс]. М.: Издательство Московского гуманитарного университета, 2012. С. 522-528

6. Улезько А.В., Пашина Л.Л. // Рынок продовольственных ресурсов в системе обеспечения продовольственной безопасности Дальнего Востока: монография -Воронеж: ФГБОУ ВПО Воронежский ГАУ, 2014

7. Хомич А.Ю., Чимитдоржиев Ж.Ж. Проблемы и вопросы создания логистической системы компании. Логистические принципы организации товародвижения в регионе: материалы международной научно-практической конференции, 15 июня 2006 г. - Иркутск: БГУЭП, 2006

ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ ГОМЕЛЬСКОГО РЕГИОНА Мосько Татьяна Валерьевна, аспирант Белорусский государственный педагогический университет

им. М. Танка

В статье выделены перспективные туристско-рекреационные районы Гомельского региона с учетом оценки имеющегося историко-культурного, природно-рекреационного и инфраструктурного потенциала.

В Гомельском регионе туристско-рекреационные ресурсы распределены по территории неравномерно. От характера имеющихся туристско-рекреационных ресурсов региона, их ценности и количества зависит возможность отнесения того или иного вида туризма и рекреации к числу приоритетных в отдельных административных районах.

Группировка районообразующих положений позволила выделить на территории Гомельского региона три наиболее перспективных туристско-рекреационных района, которые должны обеспечить наиболее полное и рациональное использование туристско-рекреационных ресурсов и способствовать повышению эффективности территориального разделения рекреационных функций.

Введение. Научно обоснованное районирование является необходимым условием эффективности территориального планирования и территориальной организации отраслей народного хозяйства, поскольку оно опирается на всестороннее изучение и оценку природно-географических условий и ресурсов, а также социально-экономических и других региональных особенностей территории, определяющих ее место в межрайонном географическом разделении труда. Районирование позволяет получить целостное представление о состоянии, факторах и перспективах развития туризма на территории, а также использовать эти сведения в планировании и управлении туризмом [1].

Цель работы - методом туристско-рекреационного районирования оценить пространственную дифференциацию туризма и рекреации на территории Гомельского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.