Научная статья на тему 'Проблемы развития правового государства в России'

Проблемы развития правового государства в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
534
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / RULE-OF-LAW STATE / КОНСТИТУЦИЯ / CONSTITUTION / МНОГОПАРТИЙНОСТЬ / MULTI-PARTY SYSTEM / РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ / DIVISION OF THE AUTHORITIES / ЗАКОНЫ / LAWS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Носков О.С.

В статье освещаются вопросы формирования понятия правового государства в России. Также рассмотрены условия для формирования правового государства. Особое внимание уделено принципу разделения властей применительно к Российской Федерации. Проанализированы причины, замедляющие переход России на путь правового государства. Рассмотрена проблема создания системы политических, юридических и иных гарантий, формирование механизма реализации положений законодательных актов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE RULE-OF-LAW STATE DEVELOPMENT IN RUSSIA

The article highlights the issues of notion formation of the rule-of-law state in Russia. The conditions for the formation of rule-of-law state are reviewed. Particular attention is paid to the principle of the division of powers in relation to the Russian Federation. The reasons for delay in Russia's progress Russia on the path of rule-of-law are analysed. The problem of creating a system of political, legal and other safeguards, the formation of mechanism of the implementation of the legislation is reviewed.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития правового государства в России»

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: теория и практика

1. Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. Злободневные вопросы российской криминалистики. М., 2001.

2. Белкин Р.С. Курс криминалистики. В 3 т. Т. 2: Частные криминалистические теории. М., 1997.

3. Владимиров Л.Е. Учение об уголовных доказательствах. Общая и особенная часть. СПб., 1910.

4. Криминалистика: учебник / отв. ред. Н.П. Яблоков. М., 2005.

5 Криминалистика: учебник / под общ. ред. А.Г. Филиппова. М., 2011.

6. Криминалистика: учебник. Т. 1 / под общ. ред. А.И. Бастрыкина. М., 2014.

7. Криминалистическая техника: учебник. М., 2002.

8. Лаврухин С.В. Криминалистика как наука и учебная дисциплина: учебное пособие. Саратов, 2010.

9. Свидетели по уголовным делам: пособие для практиков / сост. А.В. Скопинский. Издание книжного магазина И.К. Голубева под фирмою «Правоведение», 1911.

10. Смахтин Е.В. Некоторые аспекты методологии криминалистических научных исследований // Юристъ-правоведъ. 2009. № 5.

11. Степаненко Д.А. Проблемы теории и практики криминалистической идентификации: Дис. ... д-ра юрид. наук. Иркутск, 2006.

12. Стивен Дж. Очерк доказательственного права / пер. с 8-го анг. Изд. с вступительными статьями П.И. Люблинского. СПб., 1910.

13. Суворова Л.А. Идеальные следы в криминалистике. М., 2006.

14. Терновский Н.А. Юридические основания к суждению о силе доказательств и мысли из речей Председательствующего по уголовным делам. Пособие для юристов-практиков и присяжных заседателей. Тула, 1901.

15. Торбин Ю.Г. Следы и особые приметы на живых лицах (уголовно-процессуальные и криминалистические аспекты обнаружения и использования). М., 2006.

О.С. Носков

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ

В статье освещаются вопросы формирования понятия правового государства в России. Также рассмотрены условия для формирования правового государства. Особое внимание уделено принципу разделения властей применительно к Российской Федерации. Проанализированы причины, замедляющие переход России на путь правового государства. Рассмотрена проблема создания системы политических, юридических и иных гарантий, формирование механизма реализации положений законодательных актов.

Ключевые слова: правовое государство, Конституция, многопартийность, разделение властей, законы.

O.S. Noskov

INVESTIGATION OF PROBLEMS OF MEDICAL PERSONNEL GUILT ASCERTAINMENT

The article highlights the issues of forming notions of right state in Russia. Just consider the conditions for the formation of law. Particular attention is paid to the principle of separation of powers in relation to the Russian Federation. Analyzed the reasons for delaying the transition of Russia to the path of law. The problem of creating a system of political, legal and other safeguards, the formation mechanism of the implementation of the legislation.

Key words: institutional state, Constitution, multi-party system, division of the authorities, laws.

В последнее десятилетие предметом исследования современного отечественного юридического знания стали проблемы формирования правового государства. Небезызвестно что, в советский период развития нашего государства доминировала марксистская правовая концепция, которая полностью

отвергала идею правого государства1. В период современной действительности многие юристы, подвергнув данную доктрину осмыслению и синтезу, приходят к объективно обусловленным вопросам развития правового государства, его формирования, а также, по нашему мнению, к самому главному из

1Подробнее см.: Раянов Ф.М. Историческая миссия правового

государства // Правовое государство теория и практика. 2009.

№ 1.С. 3-5.

них: «Можно ли считать современную Россию правовым государством?» Чтобы провести некоторое осмысление данного вопроса следует обратиться к самому термину «Правовое государство», что, в первую очередь, определило историческую идею правового государства. Наиболее распространено следующее определение правового государства: «Правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих его территорию»2.

Вопросами понятия и содержания правового государства еще в начале прошлого столетия занимались известные отечественные правоведы, в частности С.А. Котляровский, который в своем труде «Власть и право. Проблемы правового государства» указывал, что понятие «правовое государство» на русском языке есть не что иное, как перевод немецкого слова ЯееЬ881аа1;, при этом он отмечал, что отсутствие во французском, английском языке либо в любом другом европейском языке аналогичного понятия приводит к расширительному толкованию этого понятия, что приводит к возникновению споров по поводу этого вопроса, а также дает почву для возникновения профессиональных кривотолков. При этом автор указывал «действительно обозначает понятие, анализом которого занималась по преимуществу немецкая литература - научная и популярная. И в этой литературе мы встречаем своеобразные притязания не только на слово, но и на обозначаемые им предмет - многочисленные попытки национализировать правовое государство, превратить его в исконное достояние немецкого духа»3.

Процесс формирования правового государства сложный и трудоемкий, важным здесь является наличие соответствующих условий, первое из которых - гражданское общество, которое, как известно, должно быть достаточно развитым. В России есть Конституция, есть представительные органы, есть органы контроля за соблюдением Конституции, более или менее развитая система судебных органов и начинает развиваться гражданское общество. Большинство органов государственной власти, даже относящиеся к разным ветвям власти, находятся в различной степени зависимости от исполнительной власти, которая предназначена для исполнения решений иных ветвей власти, в некоторых случаях существуют проблемы с защитой прав граждан. Это обусловлено тем, что судебные органы не возвышены до некой образцовой модели, средства обеспечения правовой государственности.

Данные проблемы в разной степени мешают процессу формирования правового государства.

^Кудрявцев В.Н. «Право и поведение» М., 1978. С. 165. 3Котляревский С.А. Власть и право. Проблемы правового государства. - М., 1915. С. 46.

«Необходимым аспектом и условием развития человека как разумного и гуманного существа является его свобода»4. Отсутствие свободы тормозит развитие права, а, как следствие из этого - возникновение правового государства.

Как часто бывает, реальная действительность нередко помещается совсем не в те рамки, которыми она была ограничена Конституцией. Как грубо это не звучало бы, утвержденный в основном законе страны - Конституции принцип правового государства является нормой-декларацией и устремлен на перспективу. При этом существует определенная нормативная (законодательная) база, однако в ближайшее время необходимо уделить внимание совершенствованию механизма реализации утвержденных положений.

Одной из причин достаточно медленного продвижения нашего государства в сторону правового является, во-первых, медленный рост экономического производства, во-вторых, рост инфляции и коррупция.

Представляется правильным указать, что для существования правового государства необходимо наличие экономически стабильного гражданского общества, в котором большинством населения является экономически обеспеченный так называемый средний класс, при этом социально незащищенная часть, во-первых, является незначительной и не имеет тенденции роста; во-вторых, общество, подкрепленное государственной помощью, имело бы реальную возможность оказать этим слоям населения помощь и обеспечить их нормальное существование в рамках минимальных, в том числе международных стандартов. В настоящий момент руководство страны прилагает максимум усилий для решения выше обозначенной проблемы. Как справедливо отмечал Г.Ф. Шершеневич: «Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан... В центре внимания находится человек, его права, свободы и интересы. Правовое государство это и социальное государство»5.

Следующей причиной является то, что для формирования правового государства необходимо, чтобы в самом обществе существовала установка на соблюдение демократических принципов, присутствовала правовая культура самого населения. В этой сфере следует признать, что ситуация далека от стандартов. Следует отметить, что в Конституции и других нормативных актах нашли свое отражение основные демократические начала, но при этом их серьезного понимания, реального стремления претворить в жизнь, в данный период нет.

4Политология для юристов // под ред. Матузова И.И. и Малько А.В. - М.,1999. С. 161.

5Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Т 1. С. 252.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: теория и практика

Основным принципом организации и деятельности правового государства является разделение властей. Это принцип разделения власти между законодательными, исполнительными и судебными органами государства. На данный момент в России существуют и функционируют три ветви власти. Правовая государственность невозможна без разделения властей, ибо эта созданная человеком правовая модель в ее совершенном варианте должна защитить государственность от узурпации власти, от различного рода злоупотреблений. И данный аспект, по нашему мнению, если и не является главным, то является одним из базисных для любой страны. В отношениях с законодательной властью доминирование исполнительной власти во многом предопределяется тем, что Президент РФ обладает такими весьма действенными рычагами, как право роспуска Государственной Думы, право назначения выборов в Государственную Думу, право назначения референдумов, право на внесение законопроектов в Думу, подписание и обнародование федеральных законов. Президент обладает также правом вето на принимаемые законы6. Согласно Конституции РФ законодательная власть имеет определенные рычаги обратного воздействия («сдерживание») на исполнительную власть. Среди них наиболее действенными считаются, например, такие, как полномочия Государственной Думы на решение вопросов о доверии Правительству РФ7, право Совета Федерации на основе выдвинутого Государственной Думой обвинения против Президента РФ, на решение вопроса об отстранении его от должности и др.

Данные и другие подобные им полномочия, несомненно, являются важными рычагами влияния законодательной власти на исполнительную власть и оказывают определенные «сдерживающие» по отношению к ним меры воздействия. Однако по своей силе они заметно уступают средствам воздействия исполнительной власти на законодательную.

Данный принцип означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит вся Государственная власть в полном объеме.

Справедливо констатировать, что Россия, как правовое государство, взяла уверенный курс на демократический вариант развития. В наших законах концентрируются общечеловеческие ценности, сформированные в процессе длительного развития государственно-организованного общества.

Нравственная основа государства заключается в общечеловеческих принципах справедливости, равенства и свободы личности, ее чести и достоинства.

6 Конституция Российской Федерации. Ст. 84, ст. 107.

7 Там же. Ст. 103, п. 1.

Настоящие демократические реформы в праве начались со второй половины 80-х гг. в годы перестройки, особенно после поражения августовского путча (1991 г.). Так, в октябре 1991 г. Верховным Советом Российской Федерации была одобрена концепция судебной реформы, которая направлена на утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной. «Сейчас завершается важный этап преобразования России в демократическое государство. На основе Конституции формируется демократическая система власти», - отмечал первый президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин8.

Процесс формирования правового государства предполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.

В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы. В настоящее время, на наш взгляд, принято достаточное количество законодательных актов, создающих основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического, правового. Это прежде всего Конституция Российской Федерации, Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации, Закон о гражданстве, Закон о собственности, Договор об общественном согласии, Гражданский Кодекс, Налоговый Кодекс - перечислять можно довольно долго, но не в этом суть. Главное, на наш взгляд, -это создание условий и действенных механизмов для нормального функционирования принятых законов.

Действительно, главная проблема - не недостаток и даже не качество принимаемых законов, а их неукоснительное выполнение. Проблема распространения коррупционных связей в ходе законотворчества и перевод законодательной защиты прав человека на второй план являются далеко не полным перечнем причин несоответствия предписаний законов с реалиями правовой практики. «С грустью и болью, - замечает по этому поводу Д.А. Керимов, - наблюдаю, как практически разрушается у нас

8 Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации "Об укреплении Российского государства» (Основные направления внутренней и внешней политики), от 24.02.1994 г.

теория закона, созданная сообществом выдающихся отечественных и зарубежных юристов»9.

Суровая закономерность, а может быть трагическая неизбежность в том, что человеческая природа и социальная жизнь все еще далеки от совершенства. Возможно ли это совершенство? Естест-

9Бадалян Г.Л. Черные дыры российского законодательства. 2005. №8.

венно нет, ибо такова природа человека. Реалистичнее не мечтать о полном искоренении зла, а стремиться к его ограничению. В том числе и с помощью создания правового общества. Более того, естественный прогресс человеческой жизни вносит и будет вносить новые элементы в теорию и практику строительства правового государства.

Пристатейный библиографический список:

1. Кудрявцев В.Н. Право и поведение. - М., 1978.

2. Котляревский С.А. Власть и право. Проблемы правового государства. - М., 1915.

3. Политология для юристов // под ред. Матузова И.И. и Малько А.В. М.,1999.

4. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Т. 1.

5. Конституция Российской Федерации. Ст. 84, ст.

107.

6. Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации "Об укреплении Российского государства» (Основные направления внутренней и внешней политики), от 24.02.1994 г.

7. Бадалян Г.Л. Черные дыры российского законодательства. 2005, № 8.

А.Л.Сергеев

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАССЛЕДОВАНИЯ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ (проверено)

Статья посвящена изучению зарубежного опыта расследования коррупционных преступлений. На сегодняшний день в России принято большое количество нормативных правовых актов, направленных на борьбу с коррупцией, но следует заметить, что продолжается до сих пор пренебрежение к опыту зарубежных стран в части использования прогрессивных методов расследования коррупционных преступлений.

В статье указывается на необходимость использования эффективных методов расследования, применяемых в международной практике, а целью повышения качества и оперативности расследования коррупционных преступлений в России.

Ключевые слова: зарубежный опыт расследования, коррупционные преступления, анонимные сообщения, участие общественности, защита свидетелей, специализированное подразделение, совместные следственные группы.

A. L. Sergeev

FOREIGN INVESTIGATION EXPERIENCE OF CORRUPTION CRIMES

The article is devoted to study foreign investigation experience of corruption crimes. Today many normative acts aimed at combating corruption are adopted, but we should notice that neglect the foreign countries' experience takes place and it is continued in the part of using progressive methods of investigation corruption crimes. Also it is specified the necessity of the use effective methods of investigation which is used in the international practice to improve the quality and efficiency investigation of corruption crimes in Russia.

Key words: foreign experience of investigation; corruption crimes, anonymous informations; participation of public; witness's protection; specialized units; joint investigation teams

Преодоление коррупции является одной из стве, но существенно снизить ее уровень вполне

приоритетных задач в современном мире. Опыт за- возможно. В некоторых странах мира уровень кор-

рубежных стран показывает, что полностью иско- рупции был сравним с российским и даже превы-

ренить коррупцию не удается ни в одном государ- шал его, но им удалось снизить возрастающую сте-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.