Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА'

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
318
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЬ / МЫШЛЕНИЕ / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СЮЖЕТНАЯ ИГРА / ДЕТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ВЗРОСЛЫЙ - РЕБЕНОК / SPEECH / THINKING / PLAY ACTIVITIES / PLOT PLAY / CHILDREN'S ACTIVITIES / COOPERATION / ADULT - CHILD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сорокоумова Е. А., Артемьева Т. В.

В данной статье будет рассмотрена проблема развития мышления и речи у детей современного общества в раннем дошкольном возрасте при помощи игровых ситуаций. Специалисты пришли к выводу, что для детей ведущий вид деятельности - игровая форма. Она вызывает качественное развитие ребенка, как личности, так же развивает речь и мышление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THINKING AND SPEECH DEVELOPMENT IN YOUNG CHILDREN

This article will consider the problem of the development of thinking and speech in children of modern society at an early preschool age using play situations. Experts have come to the conclusion that the leading activity for children is a play form. It causes the qualitative development of the child as a person, as well as develops speech and thinking.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

ISSN 2500-3585

peer-reviewed • open access journal

DOI: 10.21626/j-chr/2020-3(24)/1 Психологические науки

УДК: 159.922.72

Проблемы развития мышления и речи детей 6 раннего возраста.

© Е.А. Сорокоумова, Т.В. Артемьева

Сорокоумова Е.А. - д.психол.н., профессор кафедры психологии труда и психологического консультирования, ФГБОУ ВО «Московский педагогический

государственный университет» (МПГУ) E-mail: [email protected]

Артемьева Т.В. - магистрант, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ)

Адрес: 127051, г. Москва, Малый Сухаревский переулок, д. 6, Российская Федерация.

АННОТАЦИЯ

В данной статье будет рассмотрена проблема развития мышления и речи у детей современного общества в раннем дошкольном возрасте при помощи игровых ситуаций. Специалисты пришли к выводу, что для детей ведущий вид деятельности - игровая форма. Она вызывает качественное развитие ребенка, как лично-№3 (24) 2020 сти, так же развивает речь и мышление.

www.j-chr.com Ключевые слова: речь, мышление, игровая деятельность, сю-

жетная игра, детская деятельность, сотрудничество, взрослый - ребенок.

Дошкольный возраст для ребенка, является ключевым в развитии его как личности, становления характера и развития мышления. Именно в таком возрасте формируется личность ребенка, в результате взаимодействия его с окружающими его людьми и обстоятельствами. Ребенок в результате этого начинает попросту подражать людям, которые его окружают. В этот период наблюдается активная социализация ребенка.

В таком возрасте для индивида большое значение имеет игра, а принимать информацию он будет лучше в игровой форме. Таким образом формируется знак символическая функция. Она дает возможность замещать один предмет другим. Само замещение зависит от свойств замещаемого и заместителя.

В процессе игры, происходят главные процессы у личности, а именно формируетсяличность,память,мышление, речь, психика. Без развивающих игр становление и самосовершенствование ребенка попросту невозможно в должной мере.

Чем более сформированный ребенок и его мышление, тем выше его интеллектуальный уровень исполнения задачи. Все, что делает ребенок сориентировано на выполнении одной задачи. Главное задача, иметь большое количество переходных процессов, что даст возможность модулировать различные условия и как следствие решать задачу быстрее. Содержанием чаще всего продиктованы окружающими обстоятельствами. Такое свойство игр замечали многие ученые. К примеру, Л.С. Выготский видел источник возникновение как некое противоречие между тем, что ребенок хочет стать взрослым и невозможность осуществить задуманное.

Личность ребенка формируется под воздействием окружающих институтов: семья. Детский сад, школа, спортивные секции, непосредственное окружение, живое общение.

В зависимости от возраста, на

индивида воздействуют институты в разной мере. В детстве доминирует семья и основной отпечаток накладывает на будущее ребенка именно она.

В каждом возрасте свои характерные этапы развития, которые зависят от психологического и физического развития ребенка. Как ни странно, у детей трех лет так же есть свои специфические проявления личности. Если его окружение это родители и воспитатели, то они должны понимать, что именно сейчас находится в сознании ребенка. Без этих знаний они не смогут адекватно помочь ребенку развиться в нужном направлении. Нужно знать, как именно познает мир их ребенок, что делает и чем «дышит».

Большое значение имеет интеллектуальное и познавательное развитие малышей дошкольного возраста. В этот период они овладевают речью и у воспитателей не так много времени, так как они изучат речь за 2-3 года. Все будет постепенно, сперва несложные предложения и конструкции и запас в 1500 слов и плавно перейдет все в сложноподчинённые предложения. Благодаря свежей голове и свободе от житейских трудностей ребенок часто предлагает оригинальные решения тех или иных задач.

Если правильно спланировать воспитание ребенка и начать делать это в нужный период, то старания родителя попадут на благодатную почву и дадут плоды в виде правильного развития. Именно в ранние года жизни у ребенка формируется мозговое вещество, далее такого процесса уже не будет. К примеру, в первый год жизни у ребенка мозг вырастает на в три раза, далее за два года еще в половину и к 3 годам он составляет половину от взрослого мозга. Это происходит не просто так, развитие и рост вызваны внешними факторами, которые влияют напрямую на ребенка. Именно поэтому ранний период самый важный в развитии ребенка.

Предметная деятельность

характерна для ребенка в раннего возраста Именно она доминирует во всех аспектах

7

8

развития ребенка как личности, поэтому ее и называют ведущей функцией.

Было проведено исследование двух ученных, которые изучали историю двух близнецов. С детства они как бы отставали от своих сверстников, но не были умственно недоразвитыми. Их специально изолировали от общества и воспитывали только их двоих. С течением времени было замечено, что они изобрели для себя специальный язык жестов, звуков и мимики, который был понятен только им. Нужно заметить, что взрослых они понимали отлично, но отвечали на своем языке. В их развитии отсутствовали игры, как результат дети не могли подменять понятия предметов. К примеру, им предлагалось представить, что нож - это веник и замести пол. Они не могли сообразить, как это возможно и начинали пилить, рубить им что-то. Именно умение фантазировать это база, которая должна быть у каждого ребенка.

Чтобы поменять положение дел, близнецов поместили в привычное нам общество по отдельности и оставили на три месяца. По прошествии времени были сделаны повторные исследования. Результат был таким: дети стали активнее, начали говорить на одном языке с детьми и научились выбирать роли для предметов и делать подмену. Пример показывает, что детям жизненно необходима форма развития в виде игры, в противном случае ребенок может стать асоциальным.

Не малое влияние игры оказывают и на умственную активность. Предметы. Которые школьник применяет в вымышленном мире, первое время заменяет ему реальное виденье, но именно они становятся опорой в дальнейшем для мышления. В последствии ребенок перестает опираться на вымышленные вещи и оперирует интеллектуальным мышлением.

Так же очень важное значение занимает диктатическая игра, они созданы специально в игровой форме. Главная особенность в том, что весь материал для изучения предложен в игровой форме.

Главная цель всех развивающих игр - это пополнять словарь детей, и учить их пользоваться багажом знаний. Детям в играх нужно обучиться, к примеру находить изображения нужные, так же задавать преподавателю вопросы по теме и закрывать ненужные картинки.

Игры, основанные на взаимодействии с картинками - это лучшее что можно придумать для детей дошкольного возраста. Они расширяют сознание ребенка, развивают его речь и мышление.

Итак, игровая форма обучения ребенка крайне важна. Она дает качественное развитие дошкольников и школьников. Помогает им развить мышление, воображение, подмену понятий. Как следствие ребенок будет интеллектуально развитым со всех сторон.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. - 1 966. - № 6. - С. 6 2 - 68.

2. Выготский Л.С. Мышление и речь. -М.: Издательство " Лабиринт", 2017. - 35 2 с.

3. Лурия А.Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка. - М. Из д-во Акад. Пед. наук РСФС Р, 1956. - 94 с.

4. Розенова М.И., Кашаева Д.И. Игровые ситуации, способствующие развитию мышления и речи ребенка младшего дошкольного возраста. // Коллекция гуманитарных исследований. -2017. - №6(9). - 40-45.

PROBLEMS OF THINKING AND SPEECH DEVELOPMENT IN

YOUNG CHILDREN

© Elena Al. Sorokoumova, Tatiana V. Artemieva

Sorokoumova Elena Al. - Professor of Psychology of work and psychological counseling Department, Moscow State Pedagogical University. E-mail: [email protected]

Artemieva Tatiana V. - undergraduate, .Moscow State Pedagogical University. Address: 127051, Moscow, Maly Sukharevsky lane, 6, Russian Federation

Abstract

This article will consider the problem of the development of thinking and speech in children of modern society at an early preschool age using play situations. Experts have come to the conclusion that the leading activity for children is a play form. It causes the qualitative development of the child as a person, as well as develops speech and thinking.

Keywords: speech, thinking, play activities, plot play, children's activities, coop- 9

eration, adult - child.

REFERENCE

1. Vygotsky L.S. Play and its role in the d-in Acad. Ped. Sciences RSFS R, 1956 .-- 94 mental development of the child. // Ques- p.

tions of psychology. - 1 966. - No. 6. - P. 6 4. Rosenova M.I., Kashaeva D.I. Game situ-

2 - 68. ations that contribute to the development

2. Vygotsky L.S. Thinking and speaking. - of thinking and speech in a child of primary M .: Publishing house "Labyrinth", 2017. - 35 preschool age. // Collection of Humanitar-2 p. ian Studies. - 2017. - No. 6 (9). - 40-45.

3. Luria A.R. Speech and the development of mental processes in a child. - M. From

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.