Научная статья на тему 'Проблемы развития монгольских народов в современную эпоху'

Проблемы развития монгольских народов в современную эпоху Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
188
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНГОЛЬСКИЕ НАРОДЫ / МОНГОЛЬСКИЙ МИР / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / MONGOLIAN ETHNOS / MONGOLIAN WORLD / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Серебрякова Юлия Александровна

В статье рассматриваются проблемы развития монгольских народов в современную эпоху и их перспективы в глобализирующемся мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES ON DEVELOPMENT OF MONGOLIAN ETHNOS AT MODERN AGE

The article considers the problems of development of Mongolian ethnos at modern age and their perspectives in globalizing world.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития монгольских народов в современную эпоху»

СОЦИОЛОГИЯ

УДК 316.347 (=512.36) © Ю.А. Серебрякова

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МОНГОЛЬСКИХ НАРОДОВ В СОВРЕМЕННУЮ ЭПОХУ

В статье рассматриваются проблемы развития монгольских народов в современную эпоху и их перспективы в глобализирующемся мире.

Ключевые слова: монгольские народы, монгольский мир, глобализация.

У.А. Serebryakova

ISSUES ON DEVELOPMENT OF MONGOLIAN ETHNOS AT MODERN AGE

The article considers the problems of development of Mongolian ethnos at modern age and their perspectives in globalizing world.

Key words:Mongolian ethnos, Mongolian world, globalization.

В наши дни мировые кризисы приобретают регулярный характер, обостряются многие социально-политические, экологические, духовнонравственные и другие проблемы человечества. Нарастающая глобализация заставляет переосмысливать их в контексте нового мироустройства, новых противоречий, в частности, противостояния, с одной стороны, глобальной, с другой, национальной, этнической или государственной идентичностей; актуализируется проблематика многополюсного мира.

Культурная экспансия США вызывает неприятие многих государств не только из-за низкого качества основного массива предлагаемой ими стандартизированной продукции массовой культуры, но и из-за пренебрежения, которое демонстрирует эта супердержава по отношению к национальным и этническим ценностям других народов и культур, к самим их носителям. Выстраивая жесткие вертикали в мировой политике и культуре, промоутеры массовой культуры стремятся оставить на обочине современной истории горизонтали какой-либо самобытности и культурного многообразия пока еще богатого и многоцветного человечества. Между тем, характерными особенностями современности являются вступление на мировую арену новых политических субъектов, возникновение новых очагов проявления творческого потенциала человечества и т.д. В числе специфических черт культуры нашего времени следует отметить, в частности, многоуровневость (она развивается на внутринациональном, региональном, межре-

гиональном, общенациональном, общемировом уровнях), многовекторность, разнонаправлен-ность (развитие локальных культур, межкуль-турная интеграция на уровне регионов, стран и т.д.).

Одна из частей современного мира - монгольский мир - до сих пор остается недостаточно изученным объектом современного научного анализа. Необходима координация усилий представителей разных научных специальностей для обсуждения стратегии его дальнейшего развития, путей интеграции монгольских народов, их оптимального взаимодействия с сопредельными странами, а также народами, проживающими в границах общих территориально-

государственных образований.

На фоне мировых кризисов ареал проживания монгольских народов предстает в целом как совокупность регионов с богатыми природными ресурсами, относительно благоприятными в экологическом отношении условиями, отсутствием межэтнических и межконфессиональных конфликтов, определенным интеллектуальным потенциалом. Если для ряда народов и групп государств проблемы территории и природных ресурсов значимы и в обозримом будущем, по-видимому, не потеряют актуальности, то монгольский мир располагает более чем достаточным пространством для нынешних и будущих поколений. Более того, историческая память монгольских народов хранит факт освоения их далекими предками громадных пространств Евразии, что не может не влиять на самосознание и

этносов, и отдельных личностей. Что касается природных богатств, то монголы обладают одним из важнейших - огромными запасами чистой питьевой воды.

Все это в некоторой степени компенсирует то, что ныне лишь один из монгольских народов находится в положении доминирующего этноса, а остальные имеют статус миноритарных наций, что в экономическом развитии они уступают народам и государствам, находящимся в сопоставимых условиях. Вполне очевидны слабая развитость инфраструктуры, низкий уровень жизни подавляющего большинства населения, ограниченные возможности для профессионального и карьерного роста и т.п. Возможно, следствием этого являются намечающиеся не слишком благоприятные тенденции в миграционных процессах, в частности, в Бурятии, когда отличающиеся наибольшей социальной мобильностью благодаря своей одаренности, энергичности, успешности, молодости, перспективности и другим составляющим репутационного капитала представители бурятского этноса ориентируются на самореализацию в иных регионах.

Поскольку монгольский мир - составная часть современного мира, он является зоной активности различных политических «игроков», для каждого из которых жизненно необходимо расширять территорию своего влияния. Монголия находится в сфере влияния Китая, России, Южной Кореи, Япония и ряда других государств. Поэтому важнейшими задачами всего монгольского общества, прежде всего, государственных структур и лидирующих политических сил является, на наш взгляд, максимальная реализация интересов дальнейшего развития собственной страны, достижение взаимовыгодного и полноправного партнерства со всеми странами на основе освоения передовых технологий, сохранения культурной идентичности и адекватной трансформации традиционных ценностей в ходе противоречивых процессов модернизации. При этом, наряду с развитием положительных черт традиционного образа жизни и национального характера в системе общемонгольских ценностей должны укрепляться качества, придающие динамизм, стабильность и способствующие максимальному выявлению потенциала личности: демократизм, либерализм, трудолюбие, организованность, дисциплинированность, целеустремленность, чувство долга, личной ответственности и т.п. Решение всех этих задач может стать огромным достижением, в том числе символического порядка, для монголов мира. Сильная и процветающая Монголия - лучшая опора для всех них, предмет гордости и дейст-

венный фактор укрепления единства монгольских народов. Б.В. Базаров отмечает возможность значительного повышения роли ареалов проживания монгольских народов в будущем [1, с. 10].

Буряты ощущают себя не только частью монгольского мира, но и неотъемлемым элементом общероссийской социальной системы. В последние десятилетия в развитии бурятской культуры наметились положительные сдвиги: возрождение национальных традиций, обычаев, обрядов, народных ремесел, возобновление преподавания родного языка, рост интереса населения к этническим ценностям, подъем национального самосознания. Сохранились такие традиционные черты бурятского характера, как высокая экологическая культура, преданность семье, уважение к старшим, значимость родственных и земляческих отношений, сдержанность, немногословие, толерантность и др. В ХХ в. укрепились такие качества, как коллективизм, стремление к знаниям, авторитет учености, образованности и др.

Одним из ключевых факторов оптимизации дальнейшего развития монгольских народов России мы считаем культуру. Культура любого народа - главный итог и вместе с тем непрекра-щающийся актуальный процесс его созидательной деятельности, адаптации к природной и социальной среде, многовековой опыт, объективированный в предметах труда и быта, нормы, традиции, обычаи, обряды, язык, интеллектуальные, нравственные, эстетические и другие духовные ценности и многое другое. В многообразной деятельности по созданию, сохранению, распространению и потреблению продуктов культуры народ реализует себя как субъект исторического творчества.

В структуре современной культуры каждого народа есть традиционное ядро, обеспечивающее стабильность и самоидентичность, которое делает этническую культуру средоточием самобытности, своеобразия, и актуальный (современный слой), обусловливающий ее мобильность, способность продуцировать инновации, трансформироваться и модернизироваться. Именно о традиционном ядре идет речь, когда говорят о сохранении этнических культур, а вовсе не о консервации архаики и отказе от достижений цивилизации. Ни одна этническая культура не может просто воспроизводить традиционные формы, т.к. меняется и сам этнос, и содержание его деятельности, и контекст, в котором эти формы существуют.

Сохранение этнических культур сегодня, в условиях нарастающей интенсификации взаим-

2012/6

ных контактов народов в различных сферах жизнедеятельности, в том числе в области культуры, зависит от оптимального соотношения традиционных и актуальных элементов этнических культур, от их способности, оставаясь самобытными, динамично развиваться.

Интенсификация интеграционных процессов, в том числе в глобальном измерении, позволяет квалифицировать современную культурную ситуацию как глобальный диалог культур. Разумеется, далеко не каждое взаимодействие можно назвать диалогом. Последний предполагает равноправие участвующих в диалоге сторон, толерантность всех его участников, их готовность к творческому отношению к собственным традициям, интерес к восприятию иных подходов и т.д.

Взаимодействие в экономике, политике, науке и технике не всегда является диалогом, т.к. в нем доминируют ведущие, наиболее продвинутые субъекты, задающие основные параметры взаимодействия сторон, его парадигму. При этом происходит оттеснение на второстепенные позиции других участников взаимодействия.

Что касается культуры, то, хотя и здесь наблюдается определенная культурная экспансия лидирующих в экономическом отношении государств, взаимодействие участников может характеризоваться как диалог: внутри- и межкуль-турная коммуникация. В социально-

гуманитарном дискурсе все более нарастает осознание неповторимости и уникальности достояния каждого народа, необходимости обогащения общемировой культуры за счет опыта всех без исключения этносов. Максимальное развертывание потенциала всех культур отвечает интересам не только конкретных народов, но и мирового сообщества, т.к. этим обеспечивается участие всех народов в современных цивилизационных процессах.

Однако очевидно, что только цельная, имеющая гармоничную структуру национальная культура способна участвовать в общемировых процессах. Именно такими и должны быть куль-

туры монгольских народов. Традиционное ядро этих культур содержит такой мощный пласт, как буддизм, органично функционирующий в структуре современной культуры и по многим параметрам не противоречащий концепции устойчивого развития.

Каково же реальное участие в межкультур-ном диалоге бурятской и калмыцкой культур и культуры Монголии? Монгольские народы многие столетия развиваются в условиях мульти-культурализма. Имеет место межкультурное взаимодействие бурятской и калмыцкой культур прежде всего на уровне внутрирегионального взаимодействия культур Восточной Сибири и Юга России, внутрироссийского межкультурно-го диалога, а также в рамках связи этих национальных культур с культурами иных территорий, стран.

Для культуры Монголии по-прежнему актуальны сложившиеся в прошлом связи с культурами российских народов, культурами ряда стран СНГ. Все большую значимость приобретает взаимодействие монгольской культуры с культурами Китая, Республики Корея, Японии, многих стран Востока и Запада.

Межкультурное взаимодействие в условиях глобализации приобретает все большее значение как одно из важнейших условий сохранения культурного многообразия человечества и создания многополюсного мира.

Литература

1. Базаров Б.В. Проблемы политической истории монгольских народов ХХ века // Народы Центральной Азии ХХ1 века. - Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 2000. - С.3-10.

Серебрякова Юлия Александровна, доктор философских наук, профессор, Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова, г. Улан-Удэ.

Serebryakova Yulia Alexandrovna, doctor of philosophical science, professor, Buryat State Agricultural Academy named after V.R. Filippov, Ulan-Ude.

УДК 101.1 : 316 © О.Ю. Рандалова

К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ГЛОБАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

В работе представлены некоторые варианты концептуального осмысления современного этапа развития мира, рассматривается проблема глобализации, модернизации общества в контексте философско-

исторического дискурса.

Ключевые слова: глобализация, модернизация, капитализм, философия истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.