Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ГОРОДОВ.ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К МЕНЕДЖМЕНТУ'

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ГОРОДОВ.ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К МЕНЕДЖМЕНТУ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
132
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ ГОРОДА / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ / ГОРОДСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ / МОНОГОРОДА / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ПАНДЕМИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Иваненко Л.В.

Настоящая статья посвящена управлению развитием малых городов. Известно, что каждый второй человек, проживающий на планете, является городским жителем. Главную роль в экономике и социально-политических процессах выполняют города. С течением времени эта тенденция будет только усиливаться. Таким образом подчеркивается значение малых городов в экономике и социально-политических процессах страны. Ориентировочно принято считать, что четверть городского населения проживает в малых и средних городах. Однако наблюдается существенное отставание в развитии социально-экономических процессов, обеспечивающих в малых и средних городах необходимый уровень качества жизни населения. Основная концентрация малых городов России приходится на Центральный и Приволжский федеральные округа.Малые города различаются по таким параметрам, как разнородность этнического состава, разность экономических и культурных потенциалов, географическое положение.С экономической точки зрения часть малых городов имеют моноструктурную экономику и являются моногородами. Поэтому была учреждена некоммерческая организация Фонд развития моногородов, которая обеспечивает целевое распределение бюджетных ресурсов на реализацию проектов развития в моногородах.Муниципальные органы управления и региональные властные структуры особое внимание должны уделять формированию перспективных направлений развития территорий малых городов, а также создавать все необходимые условия для модернизации и реновации городских территорий.В целях сохранения и преумножения социально-экономического потенциала малых городов избраны следующие инновационные направления работы. Первое - придание малым городам дополнительного внешнего фактора (например, перенос производства и аутсорсинг или административное укрупнение) как новой инновационной стратегической функции, обеспечивающей более эффективный рост и развитие данных территорий. Второе - превращение одной из функций малого города в инновационную, выделенную на федеральном уровне. Тогда рассматриваются особые исторические поселения и джентрификация, т.е. модернизация, преобразование исторической недвижимости, обеспечение взаимосвязанности исторического пути и гостинично-туристической индустрии.Активное привлечение на территорию малых городов инвесторов и создание благоприятного инвестиционного климата, участие в формировании точек экономического роста на основе перспективных специализаций позволят в перспективе обеспечить инновационное, динамичное развитие малых городов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE DEVELOPMENT OF SMALL CITIES.INNOVATIVE APPROACHES TO MANAGEMENT

This article is devoted to managing the development of small towns. It is known that every second person living on the planet is a city dweller. Cities play the main role in the economy and socio-political processes. Over time, this trend will only intensify. Thus, the importance of small towns in the economy and socio-political processes of the country is emphasized.It is roughly accepted that a quarter of the urban population lives in small and medium-sized cities. However, there is a significant lag in the development of socio-economic processes that provide the necessary level of quality of life for the population in small and medium-sized cities.The main concentration of small towns in Russia falls on the Central and Volga Federal Districts.Small towns differ in terms of such parameters as: heterogeneity of ethnic composition, difference in economic and cultural potential, geographic location.From an economic point of view, some small towns have a mono-structural economy and are monocities. Therefore, a non-profit organization was established - the Foundation for the Development of Single-Industry Towns, which ensures the targeted allocation of budgetary resources for the implementation of development projects in single-industry cities.Municipal government bodies and regional power structures should pay special attention to the formation of promising areas for the development of small towns, as well as create all the necessary conditions for the modernization and renovation of urban areas.In order to preserve and increase the socio-economic potential of small towns, the following innovative areas of work have been selected. The first is to give small towns an additional external factor (for example, transfer of production and outsourcing or administrative consolidation) as a new innovative strategic function that ensures more efficient growth and development of these territories. The second is the transformation of one of the functions of a small town into an innovative one, allocated at the federal level. Then special historical settlements and gentrification are considered, i.e. modernization, transformation of historical real estate, ensuring the interconnection of the historical path and the hotel and tourism industry.Actively attracting investors to the territory of small towns and creating a favorable investment climate, participating in the formation of points of economic growth on the basis of promising specializations, will in the long run ensure the innovative, dynamic development of small towns

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ГОРОДОВ.ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К МЕНЕДЖМЕНТУ»

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

Иваненко Л.В. Ъапе^о L.V

доктор экономических наук,

профессор кафедры «Управление человеческими ресурсами», ФГАОУВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева», г. Самара, Российская Федерация

DOI: 10.17122/2541-8904-2021-2-36-55-62

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ГОРОДОВ. ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К МЕНЕДЖМЕНТУ

Настоящая статья посвящена управлению развитием малых городов. Известно, что каждый второй человек, проживающий на планете, является городским жителем. Главную роль в экономике и социально-политических процессах выполняют города. С течением времени эта тенденция будет только усиливаться. Таким образом подчеркивается значение малых городов в экономике и социально-политических процессах страны.

Ориентировочно принято считать, что четверть городского населения проживает в малых и средних городах. Однако наблюдается существенное отставание в развитии социально-экономических процессов, обеспечивающих в малых и средних городах необходимый уровень качества жизни населения.

Основная концентрация малых городов России приходится на Центральный и Приволжский федеральные округа.

Малые города различаются по таким параметрам, как разнородность этнического состава, разность экономических и культурных потенциалов, географическое положение.

С экономической точки зрения часть малых городов имеют моноструктурную экономику и являются моногородами. Поэтому была учреждена некоммерческая организация Фонд развития моногородов, которая обеспечивает целевое распределение бюджетных ресурсов на реализацию проектов развития в моногородах.

Муниципальные органы управления и региональные властные структуры особое внимание должны уделять формированию перспективных направлений развития территорий малых городов, а также создавать все необходимые условия для модернизации и реновации городских территорий.

В целях сохранения и преумножения социально-экономического потенциала малых городов избраны следующие инновационные направления работы. Первое - придание малым городам дополнительного внешнего фактора (например, перенос производства и аутсорсинг или административное укрупнение) как новой инновационной стратегической функции, обеспечивающей более эффективный рост и развитие данных территорий. Второе - превращение одной из функций малого города в инновационную, выделенную на федеральном уровне. Тогда рассматриваются особые исторические поселения и джентрификация, т.е. модернизация, преобразование исторической недвижимости, обеспечение взаимосвязанности исторического пути и гостинично-туристической индустрии.

Активное привлечение на территорию малых городов инвесторов и создание благоприятного инвестиционного климата, участие в формировании точек экономического роста на основе перспективных специализаций позволят в перспективе обеспечить инновационное, динамичное развитие малых городов.

Ключевые слова: малые города, муниципальный менеджмент, управление развитием, городское население, моногорода, экологические проблемы, пандемия.

УДК 332.122:35

PROBLEMS OF THE DEVELOPMENT OF SMALL CITIES. INNOVATIVE APPROACHES TO MANAGEMENT

This article is devoted to managing the development of small towns. It is known that every second person living on the planet is a city dweller. Cities play the main role in the economy and socio-political processes. Over time, this trend will only intensify. Thus, the importance of small towns in the economy and socio-political processes of the country is emphasized.

It is roughly accepted that a quarter of the urban population lives in small and medium-sized cities. However, there is a significant lag in the development of socio-economic processes that provide the necessary level of quality of life for the population in small and medium-sized cities.

The main concentration of small towns in Russia falls on the Central and Volga Federal Districts.

Small towns differ in terms of such parameters as: heterogeneity of ethnic composition, difference in economic and cultural potential, geographic location.

From an economic point of view, some small towns have a mono-structural economy and are monocities. Therefore, a non-profit organization was established - the Foundation for the Development of Single-Industry Towns, which ensures the targeted allocation of budgetary resources for the implementation of development projects in single-industry cities.

Municipal government bodies and regional power structures should pay special attention to the formation of promising areas for the development of small towns, as well as create all the necessary conditions for the modernization and renovation of urban areas.

In order to preserve and increase the socio-economic potential of small towns, the following innovative areas of work have been selected. The first is to give small towns an additional external factor (for example, transfer of production and outsourcing or administrative consolidation) as a new innovative strategic function that ensures more efficient growth and development of these territories. The second is the transformation of one of the functions of a small town into an innovative one, allocated at the federal level. Then special historical settlements and gentrification are considered, i.e. modernization, transformation of historical real estate, ensuring the interconnection of the historical path and the hotel and tourism industry.

Actively attracting investors to the territory of small towns and creating a favorable investment climate, participating in the formation of points of economic growth on the basis of promising specializations, will in the long run ensure the innovative, dynamic development of small towns.

Key words: small towns, municipal management, development management, urban population, monotowns, environmental problems, pandemic.

Экономическая действительность сегодняшнего дня характеризуется все более значимой ролью городов в динамике своего развития.

Известно, что каждый второй человек, проживающий на планете, является городским жителем. Главную роль в экономике и социально-политических процессах выполняют города. С течением времени эта тенденция будет только усиливаться.

В нашей стране в настоящее время имеется 1112 городов, из них: 15 городов-миллионеров, 64 крупных города, 90 больших городов, 155 средних и 788 маленьких или малых городов.

Традиционно к малым относят города, численность населения которых составляет 50 тысяч человек, к средним городам - до 100

тысяч человек. Население любого города является одной из его важнейших характеристик, определяющих его статус и значимость в системе расселения. Кроме того, надо отметить, что жители - это главный источник трудовых ресурсов.

В связи с этим необходимо оценить состояние современного развития малых и средних городов России. Для этого в работе приведены результаты небольшого ретроспективного анализа.

По данным первой всеобщей переписи населения Российской империи, проведенной в 1897 году, менее 15 % населения, проживавшего в современных границах России, было городским. В 1917 году городское население составляло 17 %, а в 1926 году в городах проживало уже 18 % населения. Надо сказать,

что с начала 1930-х годов в стране ускоренными темпами осуществлялась урбанизация, которая в значительной степени изменила соотношение городского и сельского населения. К концу 1937 года в городских поселениях проживала уже третья часть населения, или 33 %. И все-таки до 1950-х годов Россия оставалась страной, в которой преобладает сельское население. Однако перепись населения 1959 года выявила, что в городах проживает более половины всех граждан страны, или 52 %. Через сорок лет, к 2000-му году в России городским стало 73 % населения.

Результаты переписи населения свидетельствуют, что почти за сто лет существования России, начиная с 1926 года по 2010 год, численность жителей страны увеличилась на 34 млн 500 тыс. человек: в 1926 году численность жителей составляла 100 млн 800 тыс. жителей; в 1939 году - 108 млн 300 тыс.; в 1970 г. - 130 млн человек; в 2010 г. - 142 млн 800 человек. Таким образом, число жителей постоянно увеличивается, и в 2020 году численность населения страны составляла почти 147 млн чел. Причем большая часть из них - 77 % жителей, или 113 млн чел. - проживает в городах, и, соответственно, остальные 34 млн чел. - в сельских населенных пунктах. Ориентировочно считается, что четверть городского населения проживает в

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

малых и средних городах. Однако зачастую наблюдается существенное отставание в развитии социально-экономических процессов, обеспечивающих в малых и средних городах необходимый уровень качества жизни населения.

Городскими считаются населенные пункты, утвержденные законодательными актами в качестве городов.

В муниципально-территориальном устройстве России (образование, упразднение, преобразование, переименование, изменение состава и границ муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений, межселенных территорий и населенных пунктов) в настоящее время преобладают объективные процессы замещения сельского населения городским.

По итогам 2019 года городское население за счет муниципально-территориальных преобразований приросло более чем на 20 тысяч человек. Доминирующую роль в этом процессе сыграли агломерационные эффекты, а именно развитие агломераций и преобразование сельских поселений в города.

Основная концентрация малых городов России приходится на Центральный и Приволжский федеральные округа. В таблице 1 в порядке убывания представлено число городов.

Таблица 1. Группировка малых городов по численности населения, проживающего в них, на 1 января 2020 года

Нижегородская область 2S 1 4 8 7 5 2

Оренбургская область 12 - - - 2 б 2 1 -

Пензенская область 11 - - 4 1 3 2 - -

Самарская область 11 - - - 1 4 2 2 -

Саратовская область 18 - - 1 б 6 2 2 -

В Приволжском федеральном округе к малым городам можно отнести 187 муниципальных территориальных образований. Например, в Самарской области малыми городами, с точки зрения численности проживающего в них населения, являются девять городов, в Республике Башкортостан имеется двадцать таких малых городов. Также в Приволжском федеральном округе наибольшее количество - двадцать семь малых городов - располагается в Нижегородской области, а наименьшее число - четыре малых города - находятся в Республике Марий Эл [1].

Учитывая роль малых городов, можно сказать, что в системе расселения по критерию численности проживающего населения ситуация в ПФО выглядит следующим образом. Например, в малых городах проживает 28,0 % всего населения Кировской области, в Самарской области этот показатель равен немногим более 6,5 %. Среди субъектов ПФО в Удмуртской Республике наименьшее количество населения (5,9 %) проживает в малых городах.

Таким образом, критерий классификации малых городов по численности проживающего населения является не совсем удачным с точки зрения использования такой классификации для решения задач сохранения и развития человеческого капитала.

Малые города различаются по таким параметрам, как разнородность этнического состава, разность экономических и культурных потенциалов, географическое положение.

С экономической точки зрения часть малых городов имеют моноструктурную экономику и поэтому являются моногородами, перечень которых утверждается распоряжением Правительства Российской Федерации

[2-4]. В настоящее время в России насчитывается 313 моногородов, из которых более 65 % - это малые города [5]. Критерий отнесения территории к моногороду зависит от количества занятых на так называемом градообразующем предприятии.

В октябре 2014 года была учреждена некоммерческая организация - Фонд развития моногородов, основная идея создания которой заключается в целевом распределении бюджетных ресурсов на реализацию проектов развития в моногородах [6].

По итогам заседания президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам 30 ноября 2016 года был утверждён паспорт программы «Комплексное развитие моногородов» [7]. Основная цель программы заключалась в снижении зависимости моногородов от работы градообразующих предприятий, создании к концу 2018 года 230 тыс. новых, не связанных с такими предприятиями рабочих мест.

По истечению трех лет, т.е. по состоянию на 1 января 2019 года, были получены следующие результаты воплощения этой программы:

- создано 406 тыс. рабочих мест;

- организовано 65 территорий опережающего развития, в структуре которых состоит 281 резидент, создано 11,4 тыс. рабочих мест, получено 21,7 млрд рублей инвестиций, возведено 56 объектов инфраструктуры;

- обучено 319 команд, которые управляют городским развитием на системной и научной основе.

Следует отметить, что работа по формированию новой программы развития городов в настоящее время проводится Министерством экономического развития РФ совместно с Внешэкономбанком РФ. В качестве основ-

ных задач в этой программе заявлены следующие:

- проведение взаимоувязанных мероприятий по осуществлению национальных проектов на территории городов;

- обеспечение инновационного развития современной городской экономики;

- качественное планирование территорий малых и средних городов;

- снятие инфраструктурных ограничений и повышение уровня компетенций на местах.

К сожалению, в настоящее время малые и средние города не стали основными объектами, для развития которых предназначена утвержденная распоряжением Правительства РФ от 13 декабря 2019 года № 207-р «Стратегия пространственного развития РФ на период до 2025 года» [8]. В тексте самого документа малые города упоминаются всего лишь в четырех абзацах в контексте развития городских агломераций и связанных с этим процессом населенных пунктов. Главной идеей «Стратегии пространственного развития России» сейчас выступает опережающее развитие крупных экономических центров. Теоретически такой подход позволит изыскать и выделить дополнительные ресурсы для развития социально-экономических процессов, осуществляемых на территориях малых и средних городов и в сельских поселениях.

Всеобщее закрытие экономики на карантин, нарастание пандемической напряженности продемонстрировали наличие серьезных рисков, которые не были учтены при разработке действующей государственной политики в сфере пространственного развития. Во всех случаях прослеживается закономерность - очаг заболевания формируется в крупнейших городах, а затем распространяется на периферийные территории с более низким уровнем развития. Одновременно с этим данные территории подвержены большему ущербу от появления непрогнозируемых проблем, от разрушения и без того слабых кооперационно-сбытовых цепочек как в крупном, так и в малом бизнесе.

Кроме того, пандемия выступила триггером, усилившим настроения части жителей

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

мегаполисов переехать на территории с меньшей плотностью населения (шоковая миграция), что позволяет критически оценивать ставку только лишь на стимулирование агломерационных процессов в пространственном развитии.

Таким образом, пандемия в условиях осознания необходимости ускоренного решения накопленных в развитии малых городов проблем, как императив государственного суверенитета, позволит форсировать выработку и реализацию инновационных мер социально-экономической политики, направленных на сбалансированное развитие малых городов в системе хозяйственного механизма Российской Федерации [9, 10, 14].

Развитие малых городов необходимо рассматривать не только с точки зрения системных угроз, связанных с жизнеспособностью малых городов, но и с точки зрения возможностей, которые открываются перед такими территориями в свете антиковидного регулирования, распространения базового пакета технологий нового технологического уклада, а также роли и места малых городов в перспективной системе расселения.

В российском экономическом обществе сложились разные точки зрения на задачу перепрограммирования и реновации, т.е. улучшения, реконструкции или реставрации территорий малых городов [12, 15]. Малые города, несмотря на весь комплекс вызовов и угроз, отличаются собственной структурой и динамикой своего развития. Так, развитие и значительный рост демонстрируют 29 городов, или 2,5 % всех малых городов России. Неуверенный рост и развитие демонстрируют 119 малых городов. Относительное благополучие наблюдается в 86 малых городах. Данная статистика получена на основании анализа динамики численности населения за 1989-2002 гг. и 2002-2017 гг. В категорию «относительное благополучие» попадают города со стабильной численностью населения на линии долгосрочного тренда [13].

В целях сохранения и преумножения социально-экономического потенциала малых городов избраны два направления работы.

Первое направление связано с приданием б

малым городам дополнительного внешнего д

фактора (например, перенос производства и с

аутсорсинг или же административное укруп- и

нение) как новой инновационной стратегиче- д

ской функции, обеспечивающей более эффек- н

тивный рост и развитие данных территорий. т

Второе направление связано с превраще- в нием одной из функций малого города в осо- с бую, выделенную на федеральном уровне. В и этом случае в первую очередь рассматрива- н ются особые исторические поселения и с джентрификация, т.е. модернизация, преоб- к разование исторической недвижимости, обе- т спечение взаимосвязанности исторического « пути и гостинично-туристической инду- ц стрии. Затем оцениваются экологические ста- н тусы городов, а также развивается экскурси- г онно-туристическая деятельность и форми- в руется дифференцированный подход к организации туристических потоков. При этом м также непременно учитывается состояние п уровня сервиса в гостинично-туристической п индустрии. р

Анализ российских и международных м

рейтингов позволил выявить основные фак- н

торы роста конкурентоспособности малых и

территорий: у

- экологические факторы как точки роста в местной экономики; ж

- туристические факторы как основа в отраслевой специализации; в

- фактор развития образовательного с потенциала в малых городах; ф

- значение малого города как места для т регистрации бизнеса и управления потоками н инвестиций; з

- фактор развития технологий базового я технологического пакета четвертой промыш- м ленной революции. С

Для оценки экологической составляющей п

как потенциальной движущей силы в разви- п

тии городских территорий аналитический и центр «Эксперт» в партнерстве с компанией

EY регулярно осуществляет подготовку рей- г

тинга экологического развития городов а

России. Заказчиками исследования высту- в

пают Общероссийский народный фронт и к

Министерство природы РФ. Статистическую Г

базу для проведения рейтинга составляют данные, предоставленные местными городскими администрациями. При этом главное итоговое место определяет не чистота воздуха, воды и т.д., а эффективность управления экологическим развитием. Методика рейтинга предполагала оценку городов по восьми категориям: состояние воздушной среды, энергопотребление, водопотребление и качество воды, обращение с коммунальными отходами, развитие транспортной системы, управление в сфере охраны окружающей среды, эффективность использования территорий и результаты проектов «Генеральная уборка» и «Зеленый щит». Для целей рейтинга анализировалось 56 абсолютных и 29 удельных показателей. Внутри категории каждому из последних присваивались веса, в сумме равные единице.

Из структуры рейтинга были выделены малые территории и проведен анализ их положения в группах, сопоставимых по потенциалу. На основании полученных результатов был сделан вывод о том, что малые города обладают не только естественными экологическим преимуществами, но и имеют прогрессивные современные местные управленческие команды, которые осуществляют качественный инновационный менеджмент, особенно в сфере экологического развития. Следует отметить, что малые города, владеющие экологическими преимуществами, активно участвуют в разнообразных федеральных конкурсах на сохранение культурного и исторического наследия, на создание курортных и туристско-рекреационных зон и др. Основной целью данных мероприятий служит привлечение на территории малых городов дополнительных инвестиций. Однако этот процесс не является широко распространенным, носит локальный характер и представляет собой лишь индивидуальные инвестиции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Некоторые малые города, имеющие экологические конкурентные преимущества, активно привлекают ресурсы институтов развития, например, таких как государственная корпорация развития Внешэкономбанк РФ. Приоритетными направлениями финансиро-

вания данной структуры являются проекты по развитию экономик территорий малых городов. Представляет интерес «зеленое» импакт-инвестирование, которое означает, что эти финансовые средства имеют долгосрочный характер и направлены в социальную сферу для получения социальных результатов и эффектов, например, на повышение уровня качества жизни благополуча-телей, на развитие их знаний, умений и т.д. Таким образом, инвестор, финансируя проект, заинтересован в социальном результате, а не в получении прибыли. Однако такой вид вложений не является благотворительностью, проект непременно должен окупиться, а его эффективное управление должно быть организовано на принципах классического инвестирования. Такой подход также пока имеет местный локальный характер и связан прежде всего с лоббистскими способностями глав местных администраций. Однако в перспективе при условии устранения институциональных ограничений Внешэкономбанк РФ может стать единым источником дополнительных производительных инвестиций в развитие территорий малых городов и привлечение финансов в малые городские экономики.

В регионах России расположены сотни малых городов, которые имеют существенный потенциал экономического роста. Тем не менее большинство трудоспособного населения малых городов испытывает сложности с

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

поиском приемлемой для себя работы, что действительно является следствием существующего дисбаланса в структуре территориального развития страны. Однако для инвесторов крайне важно наличие квалифицированных кадров на территориях их присутствия.

Несмотря на это, можно отметить, что медленно «вымирающих» территорий малых городов, с точки зрения наращивания социально-экономического потенциала, не существует, поскольку каждое публично-правовое или муниципальное образование базируется на фундаменте государственного суверенитета.

Властные органы, осуществляющие политику в сфере управления малыми городами, должны осознавать значимость развития каждой из городских территорий в сложившейся системе расселения. При этом для развития территорий малых городов представляется необходимым определить их целевую функцию, отражающую главные цели и смыслы жизни данного территориального сообщества, и конкурентные преимущества для повышения уровня качества жизни местного населения.

Достижение этих целей возможно только при условии овладения и внедрения органами местной власти разнообразных инновационных способов и методов управления развитием территорий малых городов.

Список литературы

1. Бухвальд Е.М. Саморазвитие» регионов и приоритеты регулирования пространственной структуры российской экономики // Федерализм. - 2018. - № 2. - С. 32-45.

2. Иванов О.Б., Бухвальд Е.М. Моногорода России: от аутсайдеров к лидерам экономического развития // Этап: Экономическая теория, анализ, практика. -2017. - № 5. - С. 7-21.

3. Изутова О.В. Моногорода: поддержка государства // Бюджет. - 2018. - № 5. -С. 81-85.

4. Меерович М.Г. Советские моногорода: история возникновения и специфика // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2018. - № 1. - С. 53-65.

5. Иванова М.В. Моногорода России -новый вектор стратегического развития // Экономика Сибири в условиях глобальных вызовов XI века. - 2018. - № 6. - С. 129-142.

6. Гаримова П.А. Проблемы и перспективы развития моногорода // Вестник науки. - 2018. - № 6. - С. 4-7.

7. Паспорт приоритетной программы Комплексное развитие моногородов. Утвержден 30.11.2016 года протокол № 11.

8. Стратегия пространственного развития РФ до 2025 года. Утверждена распоряжением n № 207 от 13.02.2019 года. o

9. Килина И.П. К вопросу о роли мульти- tí пликаторов инновационного развития хозяйственных систем // НАУКА ЮУрГУ: tí Материалы 66-й научной конференции. - S Челябинск, 2015. - С. 575-581.

10. Булкина А.М. Статистический анализ d дифференциации социально-экономического o развития муниципальных образований // Вестник Новосибирского гос. у-та экономики R и управления. - 2016. - № 1. - С. 341-350. o

11. Килина И.П., Лясковская Е.А. Анализ применения целевого программирования в п рамках инновационного развития e Челябинской области // Экономика, управле- o ние и инвестиции. - 2016. - № 2 (8). - С. 1-7. 2

12. Кузык Б.Н., Кушлин В.И., Яковец Ю.В. Прогнозирование, стратегическое планиро- d вание и национальное программирование. - o 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономика, S 2019. - С. 517-520. M

13. Курило А.Е., Шкиперова Т.Г. Возможности социально-экономического o развития малых городов // Региональная эко- f номика: теория и практика. - 2016. - № 12. C

- С. 98-106. a

14. Зубаревич Н.В. Стратегия пространственного развития после кризиса: от боль- F ших проектов к институциональной модер- p низации // Журнал Новой экономической M ассоциации. - 2015. - № 2. - С. 226-230.

o

References //

1. Buchwald E.M. «Self-developmen» of 2 regions and priorities of regulation of the spatial structure of the Russian economy // Federalism. d

- 2018. - No. 2. - P. 32-45. t<

2. Ivanov O.B., Buchwald E.M. Monotowns N of Russia: from outsiders to leaders of economic P development // Stage: Economic theory, analysis, practice. - 2017. - No. 5. - P. 7-21.

3. Izutova O. V. Monocities: state support // Budget. - 2018. - No. 5. - P. 81-85.

4. Meerovich M.G. Soviet monotowns: history of origin and specificity // Bulletin of the Kemerovo State University. - 2018. - No. 1. -Р. 53-65.

5. Ivanova M.V. Monotowns of Russia - a new vector of strategic development // Economy of Siberia in the context of global challenges of the XI century. - 2018. - No. 6. - P. 129-142.

6. Garimova P.A. Problems and prospects for the development of a monotown // Bulletin of Science. - 2018. - No. 6. - P. 4-7.

7. Passport of the priority program Integrated development of single-industry towns. Approved on November 30, 2016, Minutes No. 11.

8. Strategy of spatial development of the Russian Federation until 2025. Approved by order No. 207 of 13.02.2019.

9. Kilina I.P. To the question of the role of multipliers of innovative development of economic systems // SCIENCE SUSU: materials of the 66th scientific conference. - Chelyabinsk,

2015. - P. 575-581.

10. Bulkina A.M. Statistical analysis of the differentiation of socio-economic development of municipalities // Bulletin of the Novosibirsk State University. Department of Economics and Management. - 2016. - No. 1. - P. 341-350.

11. Kilina I.P., Lyaskovskaya E.A. Analysis of the use of target programming in the framework of innovative development of the Chelyabinsk region // Economics, Management and Investments. - 2016. - No. 2 (8). - P. 1-7.

12. Kuzyk B.N., Kushlin V.I., Yakovets Yu.V. Forecasting, strategic planning and national programming. - 3rd ed., revised. and add. -Moscow: Economics. - 2019. - P. 517-520.

13. Kurilo A.E., Shkiperova T.G. Possibilities of socio-economic development of small towns // Regional economy: theory and practice. -

2016. - No. 12. - P. 98-106.

14. Zubarevich N.V. The strategy of spatial development after the crisis: from large projects to institutional modernization // Journal of the New Economic Association. - 2015. - No. 2. -P. 226-230.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.