Научная статья на тему 'Проблемы развития малого предпринимательства в России'

Проблемы развития малого предпринимательства в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
598
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусейнова Т.А., Турчак К.В., Ващенко Т.В.

На сегодняшний день проблема развития малого бизнесу стоит особенно остро и потребность в финансировании предприятий с каждым годом растет. В статье рассмотрены текущее состояние и перспективы развития малого бизнеса в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития малого предпринимательства в России»

Секция «Экономика и бизнес»

УДК 336.221

Т. А. Гусейнова, К. В. Турчак Научный руководитель - Т. В. Ващенко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

На сегодняшний день проблема развития малого бизнесу стоит особенно остро и потребность в финансировании предприятий с каждым годом растет. В статье рассмотрены текущее состояние и перспективы развития малого бизнеса в России.

Развитие малого предпринимательства в России имеет недолгую историю в экономическом развитии страны. Малый бизнес - это бизнес, который опирается на предпринимательскую деятельность малых предприятий и небольших фирм, не входящих в производственные и промышленные объединения и корпорации. К субъектам предпринимательской деятельности малого и бизнеса относят коммерческие организации с образованием юридического лица, также физические лица, занимающиеся коммерческой деятельностью без образования юридических лиц, но с внесением в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, а также крестьянские и фермерские хозяйства.

Развитие любых форм предпринимательской деятельности зависит от двух условий - от экономической обстановки в стране и способности самого объекта предпринимательской деятельности использовать предоставленные ему права для дальнейшей реализации хозяйственных целей и получения прибыли. Эти факторы действуют на развитие малого бизнеса, который очень чувствителен к созданным ему условиям [2].

В настоящее время развитие малого бизнеса в России включено в программу демонополизации всех структур экономики страны. На этом этапе предусматривается разукрупнение масштабных монопольных производств, путем выделения производственных блоков в самостоятельные небольшие организации, а также создание дочерних предприятий. Государственной программой также разработана инфраструктура поддержки малого предпринимательства в лице сети крупнейших российских банков, которые уже долгие годы работают на рынке кредитования, в том числе малого бизнеса [3].

На сегодняшний день группой мировых экспертов выделен ряд проблем, которые тормозят развитие малого предпринимательства в России: 1. Сложная экономическая и финансовая обстановка в стране, спад производства, слабая правовая защищенность предпринимателей, разрыв хозяйственных связей. 2. Низкий уровень правовых и экономических знаний самих предпринимателей, плохая деловая этика, как в бизнесе, так в государственном секторе. 3. Негативное отношение к предпринимателям части населения. 4. Слабые действия государственной поддержки в сфере малого бизнеса. 5.Снижение покупательной способности населения на массовую продукцию. Однако, как показывает мировой опыт, малый бизнес не знает себе равных по способности оживить экономику и вывести ее из кризиса.

На конференции «Малый бизнес и муниципальная власть» в рамках конкурса «Бизнес-Успех 2011», посвященного вопросам развития малого бизнеса в стране заместитель министра экономики и развития РФ М. Осеевский выступил с предложением оставлять «все налоговые поступления по специальным видам налогов в муниципалитетах», подчеркнув, что, начиная с 2013 года в стране начнется реализация проекта, в рамках которого будет работать патент на 54 вида деятельности. В рамках нового законодательства власти муниципалитетов смогут самостоятельно регулировать перечень видов деятельностей попадающих, под единый патент (льготное налогообложение) [2]. В бюджете РФ на 2012 год поддержка малого бизнеса составит 20 млрд рублей, - в 2000 году было заложено всего 1,5 млн руб. [3]. В реальности в каждом муниципальном образовании финансирование малого бизнеса разное, ведь его размер зависит как от потребностей предпринимательства в регионе, так и от бюджетных возможностей: в Мошковском районе Новосибирской обл. размер среднегодичного финансирования составляет 37 млн рублей, а в Корочанском районе Белгородской обл. - 7,5 тыс. рублей ежегодно. При этом численность населения в двух вышеперечисленных муниципалитетах примерно одинаковая -40 тыс. человек. По словам замминистра, сложность развития бизнеса зависит от плотности населения муниципального образования [2].

Что касается программы государственной поддержки предпринимательства в Красноярском крае, то объем ее финансирования увеличится до 293 млн. рублей в 2012 году. Правительство края внесло изменения в долгосрочную целевую программу «Развитие субъектов МСБ в Красноярском крае» на 2011-2013 годы. В неё включили новые направления государственной поддержки МСБ. Новая редакция программы предусматривает субсидирование части затрат на приобретение технологического оборудования для всех производственных и перерабатывающих организаций. Ранее этой мерой поддержки пользовались лишь предприниматели, занимающиеся лесоперера-боткой, переработкой сельскохозяйственной продукции. При этом увеличился и размер субсидий с 30 % до 50 % затрат, но не более 1,5 млн руб., расширен перечень техники, при покупке которой по договорам лизинга предприниматели могут получить компенсацию части расходов на выплату первого взноса. Вводится новая мера поддержки - субсидии на возмещение части затрат, связанных с реализацией мероприятий по энергосбережению. Размер субсидии - 50 %

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

затрат, но не более 3 млн руб. Общий объем финансирования программы увеличится в 2012 году на 20 млн руб. и составит 293 млн руб. Данные изменения позволят также привлечь в край средства федерального бюджета на реализацию мер поддержки малого и среднего бизнеса в размере не менее 200 млн рублей ежегодно [1].

Среди основных проблем, которые сегодня также актуальны для предпринимателей - дорогое кредитование и слабая осведомленность предпринимателей о существующих целевых программах, в рамках которых дорогое кредитование становится более доступным. Среди таких программ, которыми наиболее активно пользуются предприниматели - программа «Микрофинансирование» (кредиты до 1 млн руб.) [3].

Объемы кредитования малого и среднего бизнеса регулярно растут - только за июль-август 2011 года кредитный портфель Сбербанка в данном сегменте увеличился на 171 миллиард рублей. Это говорит о том, что в стране активизировалась банковская деятельность, и начала активно развиваться экономика в области малого бизнеса.

По данным статистики, в России за счет доходов от деятельности в области малого предпринимательства живет порядка 25 млн российских граждан. Общий вклад малого и среднего предпринимательства в национальный ВВП составляет 25 процентов. В целом

по России зафиксировано около 5,7 млн предприятий малого бизнеса, из них 1,6 - предприятия и 4,1 - индивидуальные предприниматели [3].

Малый и средний бизнес - основа любой экономики. При этом главная проблема, с которой сталкиваются предприниматели, - финансирование. Зачастую они не знают о государственных программах поддержки бизнеса, и пользуются только доступными им кредитами, однако условия кредитования устраивают не всех. Потребность малого бизнеса в кредитовании велика и, несмотря на рост данного сегмента рынка кредитных услуг, ему необходимо дальнейшее развитие по ряду направлений - среди них совершенствование системы оценки предприятий, создание новых кредитных программ, снижение процентных ставок, и улучшение условий кредитования.

Библиографические ссылки

1. Колпаков Н. В. Программа господдержки предпринимательства в Красноярском крае увеличится // Деловой квартал. 2012. № 3. С. 9.

2. Балашева Я. А. Развитие малого предпринимательства в России // Финанс. 2012. № 5. С. 11-12.

3. Малый бизнес в России [Электронный ресурс]. URL: www.russiansmallbusiness.com.

© Гусейнова Т. А., Турчак К. В., 2012

УДК 658.1 (075)

С. В. Еремеева, В. Э. Кауп Научный руководитель - Г. П. Беляков Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА НАУКОЕМКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

В тезисах изложена роль инновационный потенциал наукоемкого предприятия. Приведены различные методы оценки инновационного потенциала.

В настоящее время значительная часть предприятий и организаций Российской Федерации испытывает затруднения при осуществлении своей деятельности. Это выражается в снижении объемов реализации, нехватке финансовых ресурсов для обеспечения функционирования производства, утрате конкурентоспособности продукции, снижении ее качества, постоянных сбоях производственных процессов. Для преодоления сложившейся ситуации предприятиям и организациям необходимо применять новые методы управления, связанные с внедрением инновационных технологий во все сферы функционирования хозяйствующего субъекта.

Предприятия, обладающие достаточным инновационным потенциалом, способны своевременно защитить бизнес от возможных угроз со стороны внешней среды, обладают значительными конкурентными преимуществами, легче приспосабливаются к изменяющимся условиям хозяйствования.

Инновационный потенциал наукоемкого предприятия - это совокупность его средств, возможностей,

ресурсов, продуктов, находящихся на разных стадиях разработки, технологий, проектов, необходимых для обеспечения инновационной деятельности и достижения инновационных целей. Он состоит из следующих блоков:

1) кадровый потенциал;

2) производственный потенциал;

3) финансовый потенциал;

4) маркетинговый потенциал;

5) организационно-управленческий потенциал;

6) научно-технический потенциал;

7) наличие устойчивых связей с научными организациями и вузами;

8) иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.

Практические потребности выдвигают необходимость оценки инновационного потенциала предприятия. Существующие методы представлены в таблице.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.