Заключение. Таким образом, задачу внедрения интегрированной информационной системы управления финансами каждая компания решает исходя из объективной оценки целей стратегического и оперативного управления своими финансами.
Литература
1. Конева О.В. Воздействие малого бизнеса на развитие сферы услуг: теоретический аспект // Инновационное развитие экономики. - 2012. - № 6. - С. 34-37.
2. Петров М.В. Информационные технологии как инструмент управления финансового директора [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.cfin.ru.
3. Сацук Т.П., Журавлева О.А. Инструментарий оперативного управления торговых организаций // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2011. - № 2. - С. 22-27.
4. Сацук Т.П. Формирование финансового контроллинга в торговых сетевых компаниях // Финансовая экономика. - 2012. - № 5. - С. 39-42.
УДК 332.146:332.012.2 Д.В. Доржу
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА
В статье дана характеристика развития малого предпринимательства в Республике Тыва. Раскрываются основные направления государственной поддержки малого предпринимательства, выявлены проблемы его развития.
Ключевые слова: малое предпринимательство, регион, развитие, инвестиции, государственная поддержка, проблемы.
D.V. Dorzhu THE PROBLEMS OF SMALL BUSINESS DEVELOPMENT IN THE TUVAREPUBLIC
The characteristic of the small business development in the Tuva Republic is given in the article. The main directions of the small business state support arediscovered, problems of its development are revealed.
Key words: small business, region, development, investments, state support, problems.
В экономике России важным источником роста эффективности производства, насыщения рынка необходимыми товарами, услугами и повышения уровня жизни населения является развитие малого предпринимательства. Во многих странах мира в малом бизнесе занято большинство трудоспособного населения. В Республике Тыва сфера малого и среднего бизнеса в той или иной степени охватывает четверть трудоспособного населения, тех, кто работает на малых предприятиях и в фермерских хозяйствах, занимается индивидуальной трудовой деятельностью и предпринимательством без образования юридического лица [2, 4]. В условиях высокой дотационности бюджета республики, слабого развития транспортных коммуникаций и инфраструктуры, высокого уровня безработицы выход из сложившейся ситуации видится в развитии малого и среднего бизнеса. Демографическая ситуация в республике в два раза выше, чем в целом в России, значит, главная задача - создавать новые рабочие места. Однако активность малого бизнеса в Тыве по сравнению с другими регионами не так высока, не только скромные количественные показатели предпринимательства, но и далекие от совершенства показатели качества предоставляемых услуг и производимых товаров, не всегда соответствуют запросам населения, многие жители специально выезжают за пределы Тывы, чтобы получить услуги и товары, потому что в регионе их либо нет, либо они есть, но неудовлетворительного качества.
В 2007 г. в Тыве было зарегистрировано 748 малых предприятий. По сравнению 2006 г. их количество снизилось на 2,3 %. В основном малые предприятия сосредоточены в области оптовой и розничной
торговли; заняты ремонтом автотранспортных средств, изготовлением бытовых изделий и предметов личного пользования (26,8 %), строительными работами (9,2 %), а также трудятся в сфере обрабатывающего производства (6,4 %), сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства (37,2 %) [7, 9].
В 2007 году объем товаров, выполненных силами малых предприятий, составил 894,14 млн руб., или 27,1 % от общего объема товаров собственного производства, выполненных в целом по республике. Темп роста по сравнению с 2006 годом составил 100,8 % в фактических ценах. В обрабатывающих производствах около 80 % товаров собственного производства отгружается в сфере малого бизнеса. В структуре обрабатывающих производств основная доля приходится на пищевую промышленность, которая составляет 63 % [3].
Рост производства мяса и мясных изделий в основном обеспечивается за счет промышленной переработки мясного сырья частным предприятиями - ООО АПК «Урянхай» и ООО «Мясной двор». Производством колбасных изделий заняты только субъекты малого предпринимательства. За 2007 г. произведено 550 т колбасных изделий. По сравнению с 2006 г. выпуск их увеличился на 173,5 %. Произведено хлеба и хлебобулочных изделий на 27,3 тыс. т, из них на долю малого бизнеса пришлось 78,9 %, или 21,5 тыс. т. Удельный вес субъектов малого предпринимательства в производстве кондитерских изделий в 2007 г. составил 54,4 %.
Рыбоводством в республике занимаются 2 малых предприятия - ООО «Кызыл Рыба» и ООО «Тыва-рыбхоз». Улов рыбы и производство товарной рыбной продукции в Тыве по сравнению с 2006 годом увеличились на 26,5 % [3].
В 2010 году количество субъектов малого предпринимательства в республике составляло 1645 ед., объем отгруженных товаров, произведенных малыми предприятиями, достигал 1600-1650 млн руб. с ростом к 2007 году на 50 % [14]. Однако такой показатель, как количество малых предприятий на 1000 жителей, в республике составляет всего 2,8 ед. (для сравнения: в целом по России - 6 предприятий, по Сибирскому округу - 3,8 предприятия) [20].
Развитие малого предпринимательства в Тыве происходит весьма неравномерно как по городам и кожуунам, так и в отраслевых разрезах. Масштабы развития малого предпринимательства определяются, главным образом, развитием его в г. Кызыле, где действуют более 50 % предприятий малого бизнеса. В кожуунах уровень развития малого предпринимательства сложился с учетом уклада жизни местного населения и природно-климатических особенностей территорий. 14 % всех малых предприятий приходится на Кызыльский и Сут-Хольский кожууны, 8,7 % - на Дзун-Хемчиксий, Улуг-Хемский и Бай-Тайгинский, 5,5 - на Барун-Хемчикский и Тандынский кожууны, по 3,4 % - на Каа-Хемский, Овюрский, Тес-Хемский, Чеди-Хольский, Эрзинский, Монгун-Тайгинский, Чаа-Хольский кожууны. В Тере-Хольском и Тоджинском кожуунах, наиболее отдаленных и малозаселенных, малые предприятия развиты слабо и они составляют всего 1 % [10].
В структуре выпуска товаров и услуг малого предпринимательства основную долю занимает сельское хозяйство - 36,2 %, торговля и общественное питание - 30, промышленность и транспорт - 9,5, строительство - 7,3, услуги - 7,6 %. Торговля дает до 12 % всех доходов республиканского бюджета и лидирует по количеству созданных рабочих мест [3].
В аграрном секторе экономики Тывы преобладающей формой собственности остается частная. Производство в малом предпринимательстве в сельских районах в основном представлено хлебопекарнями и предприятиями по переработке молока. В некоторых кожуунах есть леспромхозы, мясоперерабатывающие цеха, рыбозаводы. Однако приоритетные отрасли реального сектора экономики практически не развиваются. Не растет число крестьянско-фермерских хозяйств (К(Ф)Х). В создавшейся ситуации личные подсобные хозяйства заслуживают особого внимания, необходимо определить их статус как ведущей формы сельского предпринимательства.
Фактический вклад малого предпринимательства в экономику республики значительно больше, так как несовершенство ведения бухгалтерского и статистического учета, нежелание руководителей малых предприятий и индивидуальных предпринимателей давать истинное представление о своей деятельности не позволяют уточнить реальную ситуацию в этом секторе экономики. Основные показатели деятельности малых предприятий основаны на выборочной отчетности юридических лиц.
В республике в силу слабой обрабатывающей промышленности сформировалась зависимость регионального рынка от завозимых из соседних регионов товаров. Часть зарегистрированных предприятий так и не приступает к хозяйственной деятельности. Чрезмерно усложненная система налогообложения делает невыгодным любой вид производственной деятельности, эффективность которой сдерживается и такими факторами, как недостаток собственных средств, высокие кредитные ставки коммерческих банков и ограни-
ченные сроки предоставления кредитов, отсутствие гарантий возврата кредитов из-за низкой залоговой способности малых предприятий, неразвитость лизинговых отношений. Многие проблемы в развитии малого бизнеса порождены недостатками государственной экономической политики в целом. Все это отрицательно повлияло на динамику роста числа малых предприятий, потребовало значительной активизации государственной политики развития предпринимательства.
В целях поддержки и развития предпринимательства в 2008 году был принят Закон Республики Тыва от 7 июля 2008 года № 795 ВХ-11 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва». Одновременно Постановлением Правительства Республики Тывы от 22 октября 2008 года № 661 создан Совет по содействию развитию малого и среднего предпринимательства при правительстве Республики Тыва. В сентябре 2008 года состоялось первое заседание совета, на котором рассматривался вопрос по устранению административных барьеров при оформлении недвижимого имущества, регистрации земельных участков. Для формирования инфраструктуры малого и среднего предпринимательства в 2008 году открыто государственное учреждение «Бизнес-инкубатор Республики Тыва», которое помогает тем, кто собирается открыть собственное дело, в составлении бизнес-плана для получения кредита, грамотном распределении стартового капитала, а также содействует решению проблем безработицы. В рамках республиканской целевой программы «Снижение напряженности на рынке труда Республики Тыва» (2011 г.) были представлены бизнес-планы 762 безработных граждан, из них рассмотрено конкурсной комиссией 731 бизнес-план. В селах конкурсными комиссиями были поддержаны 110 проектов безработных граждан по таким видам деятельности, как выращивание зерновых и овощных культур, выращивание картофеля. Для развития животноводческой деятельности поддержаны проекты 93 безработных граждан по разведению крупного рогатого скота, свиней, овцеводства, козоводства, пчеловодства [16].
В части обеспечения имущественной поддержки предпринимательства в 2012 году 86 % площадей республиканского бизнес-инкубатора были переданы на льготных условиях 7 субъектам предпринимательства [6]. Предприниматели предоставляют населению транспортные услуги, услуги по ремонту машин, бытовой техники, по пошиву и ремонту одежды, общественного питания. Почти во всех районах оказана финансовая поддержка организовавшим собственное дело по производству хлеба, столярных изделий, мебели, изделий народных художественных промыслов. Некоторые начинающие предприниматели в целях расширения своей деятельности создают дополнительные рабочие места.
В рамках «Программы поддержки местных товаропроизводителей в Республике Тыва на 2011 год» оказывалась финансовая поддержка в виде субсидирования затрат на приобретение и реализацию товаропроизводства. Ежегодно начинающие предприниматели участвуют в конкурсе на получение гранта председателя правительства Республики Тыва.
С 2009 года в республике действует Фонд поддержки предпринимательства, который занимается выдачей микрозаймов до 600 тыс. руб. на возвратной основе. За это время было подано 124 заявления-проекта, из них одобрен 51 проект на 22 млн руб. [8]. За первое полугодие 2013 года региональным фондом выданы на конкурсной основе 15 займов субъектам малого бизнеса на 3 млн 350 тыс. руб. По представленным бизнес-планам семеро предпринимателей используют эти деньги на пополнение оборотных средств в сфере торговли и оказания бытовых услуг, пятеро - на приобретение необходимых механизмов. Малый и средний бизнес оценил выгодность такой формы государственной поддержки, заявки на получение займов подают как горожане, так и сельские жители [5]. Есть случаи повторного обращения за финансовой помощью в фонд в связи с выгодными процентными ставками: трем из 15 предпринимателей, получивших поддержку в первом полугодии 2013 года, заем был предоставлен повторно. За 10 лет работы Фондом поддержки предпринимательства на развитие малого и среднего бизнеса выдано займов на 40 млн руб., в том числе в 2012 году на 7 млн 820 тыс. руб. [18].
Помощь малому и среднему бизнесу оказывают и муниципальные фонды поддержки предпринимательства: за первое полугодие 2013 года выдано 42 займа на сумму 5 млн 710 тыс. руб., что по сравнению с 2012 годом увеличилось на 27,3 %. Средства направлены на организацию тепличного хозяйства, цехов по производству пиломатериалов, приемке молока, переработке рыбы, изготовлению войлока; расширение крестьянско-фермерских хозяйств, в том числе приобретение мелкого рогатого скота; ремонт и реконструкцию магазина и кафе; расширение цеха мясных полуфабрикатов и цеха по производству сувениров и одежды из меха; приобретение оборудования для бурения скважин; открытие хлебопекарни [19].
Одной из форм государственной поддержки субъектов малого бизнеса является участие в конкурсных торгах на поставку продовольствия в отдаленные и труднодоступные кожууны республики за счет средств
регионального фонда государственной финансовой поддержки завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненной к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов.
Активна роль субъектов малого предпринимательства в участии в конкурсных торгах для выполнения заказа для государственных и муниципальных нужд. В 2012 году 90 % от всего количества победителей, уполномоченных на осуществление государственного и муниципального заказа по республике, являлись субъектами малого предпринимательства [6].
Базой для привлечения инвестиций в малый бизнес являются инвестиционные проекты, связанные, прежде всего, с развитием аграрного бизнеса и совершенствованием переработки продукции сельского хозяйства, так как в результате воздействия почвенно-климатических, социально-экономических факторов, традиций и опыта местного населения животноводство в республике исторически сложилось как ведущее направление сельскохозяйственного производства.
С 2007 года в 9 раз увеличилось количество видов государственной помощи субъектам предпринимательства, ее суммарный объем составил более 258 млн руб. Показательна динамика роста направляемых на развитие малого бизнеса средств - с 16,5 млн руб. в 2007 году до 92,2 млн руб. в 2012 г. Значительно повысилась эффективность бюджетных вложений в стимулирование малого предпринимательства: доход от каждого вложенного в малый бизнес рубля составил 2,7 руб. В структуре собственных доходов республики доля малого предпринимательства приблизилась к 11 %. В период 2008-2012 гг. государственная поддержка была оказана 767 субъектам предпринимательства, если в 2007 году такую помощь получили 50 малых предприятий, то в 2012 число их превысило 300 [6].
Еще одной формой финансовой поддержки малого бизнеса является предоставление грантов молодым предпринимателям. С 2012 года в республике реализуются две федеральные программы: «Поддержка начинающих фермеров на 2012-2014 годы» и «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянско-фермерских хозяйств на 2012-2014 годы», на внедрение которых направлено 51,5 млн руб. Конкурсный отбор из 42 претендентов прошли только 9 молодых фермеров и 4 крестьянско-фермерских хозяйства, которые получили гранты: фермеры - до 1,5 млн руб., К(Ф)Х - до 3,5 млн руб. [16].
С этими программами связываются особые надежды, в том числе кадровые. В перечень конкурсных требований внесено наличие сельскохозяйственного профессионального образования. Сделано это, во-первых, чтобы развитием производства занимались люди, имеющие специальную подготовку, во-вторых, чтобы дать молодым селянам почувствовать важность и востребованность сельских профессий, в-третьих, таким образом начать формировать кадровый резерв управленцев-аграриев.
2012 г., как 2011 г., был объявлен в Туве Годом поддержки местного товаропроизводителя. В этот период на поддержку малого бизнеса было направлено средств в 1,8 раза больше уровня 2011 г., что по объему превысило более 92 млн руб., 67 % из которых были привлечены из федерального бюджета [18].
Субъекты предпринимательства применяют новые инновационные технологии и разработки для увеличения прибыли, снижения себестоимости продукции, увеличения объемов производства. Только за 2012 г. за поддержкой в реализации подобных проектов обратились 22 предпринимателя, 14 из них были профинансированы на 6 млн руб. Так, поддержаны проекты по организации производства школьного мела из местного сырья, строительных материалов по запатентованной республиканскими учеными технологии, переработке молока сарлыков. Общее число подобных малых инновационных компаний увеличилось по итогам 2012 г. на 33 %, а их совокупный годовой доход вырос на 59 % к уровню 2011 г. Объем уплаченных ими налогов увеличился в 3,4 раза, а выплаты во внебюджетные фонды - на 32 % [6] .
В 2012 году правительство Тывы изменило формат поддержки малого предпринимательства и средства государственной помощи были консолидированы в проекте «Одно село - один продукт». Данный проект уже зарекомендовал себя как жизнеспособный: в регионе на фоне общего по России сокращения численности субъектов малого бизнеса и ухода его в «тень» сохранилась тенденция к росту общей массы легального предпринимательства. И это стало первой попыткой наполнить политику поддержки малого и среднего бизнеса идеологией, отвечающей региональной специфике. Уже в самом названии подчеркивается цель инициативы -пробудить предпринимательскую активность в каждом, даже самом малом и отдаленном от основных рынков селе, и сделать доступной для него государственную помощь. Проект пробудил рост предпринимательской инициативы: в правительство республики поступило 200 бизнес-предложений, из которых были отобрано 127 наиболее перспективных, способных претендовать на финансовую поддержку, - от субсидирования ставок по кредитам до погашения части расходов на технологические подключения к энергосетям. Кроме того, на отдельных направлениях рассматривалась возможность аккумулировать финансовые ресурсы, позволяющие
осуществлять серьезные вложения в бизнес. Так, значительно увеличена доля средств на лизинговые операции для приобретения современного технологического оборудования и техники.
Не менее важным условием проекта стало обязательство властей поддержать выпуск продукции на протяжении всей цепочки от производителя до потенциального покупателя. Именно здесь, на этапе продвижения готовой продукции, от сертификации до организации каналов сбыта терпят неудачи большинство бизнес-проектов [18].
Эти проекты и целый ряд целевых программ, включая главную республиканскую целевую программу «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва на 2013-2014 годы», направлены на поддержку малого бизнеса в Туве [11, 12, 13], а именно:
1) на формирование и развитие инфраструктуры, обеспечивающей малое предпринимательство консалтинговыми, обучающими, юридическими и другими услугами. Оказывается помощь предпринимателям в плане консультаций, экспертиз, проводятся "круглые столы", дни открытых дверей. Агентством по предпринимательству совместно с Бизнес-инкубатором организуются семинары для начинающих предпринимателей и безработных граждан, желающих организовать свое дело, и для руководителей малых предприятий и предпринимателей, имеющих опыт работы. Организуются межрегиональные выставки-ярмарки "Содружество", "ТываЭкспо" с заключением взаимовыгодных соглашений о сотрудничестве, поставке товаров и услуг непосредственно с производителем;
2) формирование правовой среды и снижение административных барьеров при развитии предпринимательства, обеспечивающих его беспрепятственное развитие. Приняты постановления Правительства Республики Тывы от 12 мая 2008 г. №269 «Об утверждении порядка возмещения из республиканского бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на территории Тывы субъектами малого и среднего предпринимательства», от 30 июля 2003 г. №523 «О фонде поддержки предпринимательства Республики Тыва», от 01.08.2012 г. №426 "Положение о предоставлении государственной поддержки на реализацию мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва", Положение конкурса "Молодежный бизнес-проект 2012-2013", Программа поддержки местных товаропроизводителей Республики Тывы на 2012-2013 гг. и др.;
3) издание информационной, справочной и методической литературы. Изданы материалы (стикеры «Сделано в Туве») для идентификации и узнаваемости продукции местных товаропроизводителей, методическое пособие "Книга для начинающего предпринимателя", Сборник нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность малого предпринимательства в Республике Тыва.
Вместе с тем не все созданные объекты инфраструктуры работают одинаково эффективно. В отдельных случаях они ограничиваются лишь консультативной помощью. На результативность этих подразделений влияет и неравномерность их распределения по территории республики, так как в большинстве своем они сосредоточены в г. Кызыле. Поэтому одной из ближайших задач видится создание объектов инфраструктуры в кожуунах. Немаловажное значение имеет и отношение местных властей к проблемам предпринимательства. Там, где администрация идет навстречу предпринимателям, поддерживает и помогает в решении их проблем, малое предпринимательство успешно развивается и приносит результаты, как, например, в Кызыльском кожууне, городах Кызыле и Ак-Довурак.
Как показывает практика, малый и средний бизнес нуждаются в постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. В системе поддержки малого предпринимательства особое место занимают проблемы финансово-кредитной поддержки, применения налоговых льгот и решения других актуальных вопросов, оказывающих существенное влияние на развитие малого предпринимательства.
В 2012 году сельхозтоваропроизводителям Тувинским региональным филиалом ОАО «Россельхозбанк» было выдано кредитов на сумму 84,5 млн руб., в том числе инвестиционных - 30,6, краткосрочных - 2,2, кредитов на развитие малых форм хозяйствования - на сумму 51,8 млн руб. [1]. Кредиты до 1 года были выданы на закупку горюче-смазочных материалов, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники для проведения полевых работ. Малыми формами хозяйствования (ЛПХ, К(Ф)Х, СПоК) получены кредиты на реконструкцию и модернизацию животноводческого комплекса, приобретение оборудования для переработки молока, приобретение молодняка и племенного поголовья сельскохозяйственных животных, малогабаритной сельскохозяйственной техники, ремонт и строительство животноводческих помещений.
Однако с 2009 по 2013 г. объемы выдачи кредитов по малым формам хозяйствования снизились на 930 млн руб., объем субсидируемого кредитного портфеля банка по кредитам ЛПХ уменьшился с 3,5 до
1,7 млрд руб. При этом каждый месяц свыше 1 тыс. заемщиков выходят на просроченную задолженность и не имеют возможности получить субсидию, что также сказывается на уменьшении объемов субсидирования.
В 2012 году субсидирование малых форм хозяйствования составило 49729 тыс. руб., что в 2 раза меньше по сравнению с 2011 годом (снижение кредитного портфеля по ЛПХ в связи с погашением кредитов, полученных в 2006 году). В 2013 году финансирование субсидирования процентных ставок снижено с 46,8 до 26,9 млн руб. [5], то есть из года в год снижаются объемы кредитования сельхозтоваропроизводителей республики.
Сельское население слабо информировано о направлениях кредитования сельскохозяйственного производства, отмечаются большие очереди, бумажная волокита. С передачей рассмотрения заявок на получение кредитов в головной офис в Кызыле сельхозтоваропроизводители вынуждены несколько раз ездить из отдаленных районов в город, чтобы узнать результаты поданных заявок и комплектования необходимых документов.
Для дальнейшего динамичного развития малого предпринимательства в республике необходимо решить проблемы по несовершенству законодательства, касающегося деятельности малого предпринимательства, излишним административным барьерам при регистрации и деятельности субъектов малого предпринимательства, недоступности финансово-кредитных и имущественных ресурсов, недостаточному развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Для определения путей развития и разработки проектов и программ, направленных на поддержку малого бизнеса, необходим глубокий анализ, опирающийся на достоверные статистические данные. Официальная методология учета малых предприятий, основанная на методах случайной выборки, не позволяет получить полную и достоверную информацию по субъектам малого предпринимательства. Вне статистического наблюдения остается основная часть субъектов малого предпринимательства - индивидуальные предприниматели без образования юридического лица [15, 17].
Сегодня как никогда актуален вопрос инновационной деятельности, в том числе в малом предпринимательстве. До настоящего времени развитию инновационной деятельности не уделялось достаточного внимания как в России, так и Тыве, что связано с дефицитом бюджетного финансирования науки, с одной стороны, и отсутствием целевых заказов со стороны предприятий - с другой. Упала инновационная активность в промышленности в целом и в сфере инновационного предпринимательства в частности. Одной из задач является привлечение дополнительных ресурсов - средств банков, инвестиционных компаний, федерального Фонда поддержки предпринимательства, иностранных инвесторов.
Таким образом, финансовая поддержка малого предпринимательства осуществляется, помимо самих предпринимателей, в основном за счет бюджетных средств, что свидетельствует о серьезности намерения органов государственной власти развивать и поддерживать малый бизнес. Возможно это будет стимулом для инвесторов на вложение средств в данную сферу. Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент современной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально развиваться. Производители малого бизнеса набирают опыт и продолжают завоевывать свое место в экономике республики, обеспечивая занятость населения, насыщение рынка разнообразными товарами и услугами. Но надо изыскивать новые формы и методы поддержки малого предпринимательства, улучшая систему регулирования их деятельности. Следовательно, государственная поддержка малого предпринимательства должна стать важным стратегическим направлением экономической политики Республики Тыва [21].
Литература
1. Анализ эффективности предоставления сельским товаропроизводителям кредитов на развитие сельскохозяйственного производства и возмещения из бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам // Текущее делопроизводство Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва. - Кызыл, 2013. - 9 с.
2. В Республике Тыва активно развивается малый бизнес [Электронный ресурс] // Zarplata.ru.
20.03.2013.
3. О результатах за 2007 год и основных направлениях деятельности на период до 2010 года: докл.
председателя правительства Республики Тыва Ш.В. Кара-оола. - Кызыл, 2008. - 152 с.
4. Информация об итогах выполнения уточненных показателей социально-экономического развития и
анализа эффективности деятельности АПК Республики Тывы за 2012 год //Текущее делопроизводство Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва. - Кызыл, 2013. - 14 с.
5. Информация об объемах, выданных Тувинским ТРФ ОАО "Россельхозбанк" кредитов, подлежащих субсидированию из бюджета // Текущее делопроизводство Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва. - Кызыл, 2013. - 5 с.
6. Информация о развитии предпринимательства за 2012 год [Электронный ресурс] //http://www.gov.tuva.ru.
7. Лачугина А. Позитивные составляющие // Тувинская правда. - 2012. - 12 июля.
8. Малое и среднее предпринимательство Республики Тыва (окончательные итоги сплошного наблюдения за 2010 год). Т. 1. В разрезе видов экономической деятельности / Территориальный орган Феде-
ральной службы государственной статистики по Республике Тыва. - Кызыл, 2012. - 62 с.
9. Малое и среднее предпринимательство Республики Тыва (окончательные итоги сплошного наблюдения за 2010 год). Т. 2. Юридические лица в разрезе муниципальных образований / Территориальный
орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва. - Кызыл, 2012. - 54 с.
10. Малое и среднее предпринимательство Республики Тыва (окончательные итоги сплошного наблюдения за 2010 год). Т. 3. Индивидуальные предприниматели в разрезе муниципальных образований/ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва. -Кызыл, 2012. - 46 с.
11. Отчет о деятельности Правительства Республики Тыва в 2012 году. - Кызыл, 2013. - 29 с.
12. Официальный портал Республики Тыва [Электронный ресурс] // http: gov.tuva.ru.
13. Постановление Правительства Республики Тыва от 12 ноября 2012 г. №621 «Об утверждении целе-
вой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва на 2013-2014 годы"». - Кызыл, 2012.
14. Республика Тыва. История в цифрах: ст. сб. / Тывастат. - Кызыл, 2011. - С. 81.
15. Статистический ежегодник Республики Тыва / Тывастат. - Кызыл, 2012. - С. 146-148.
16. Столярчук Н.В. Туве поддержат деньгами начинающих и семейных фермеров [Электронный ресурс] // http://www.rg.rurg.ru.
17. Стратегия социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 г.: Постановление Правительства Республики Тыва от 30 января 2012 г. № 28. - Кызыл, 2012.
18. Тыва увеличила объем финансирования программы развития малого и среднего бизнеса [Электронный ресурс] // http://gov.tuva.ru.
19. Тыва: малый бизнес получает господдержку в виде займов [Электронный ресурс] // www.allmedia.ru.
20. Система устойчивого развития малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации Сибирского федерального округа [Электронный ресурс] //
http://www.altsmb.ru/agencyaction/system.
21. Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года [Электронный ресурс] //http://www.sibfo.ru/strategia/strdoc.php.