Научная статья на тему 'Проблемы развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации'

Проблемы развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
282
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петрова Анастасия Дмитриевна, Калимуллина Эльза Рамисовна, Минеева Вера Михайловна

В статье авторами поставлена цель проанализировать проблемы развития малого и среднего предпринимательства на территории Российской Федерации. В качестве предмета исследования выступают субъекты предпринимательства. Приведены мероприятия, направленные на развитие предпринимательства. В современной международной рыночной системе основным субъектом экономических отношений, на всех уровнях и во всех сферах, выступает предпринимательская структура. Значительно более важным вопросом остаётся планирование и осуществление эффективной системы обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур, которые постоянно требуют оптимального сочетания финансовых, научно-технических и правовых регуляторов, эффективно влияющих инструментов. Стратегия развития малого и среднего бизнеса является одним из важнейших направлений, способствующих экономическому развитию. И поэтому необходимо решить проблемы, связанные с производительностью и эффективностью труда, оптимизируя производство и сократив затраты. Кроме того, для развития малого и среднего бизнеса предлагается обеспечить: финансовую помощь; поддержку проектов образовательных учреждений; помощь бездомным; стимулировать субъектов молодёжного предпринимательства на создание бизнес-идей; предоставить высокотехнологическое оборудование для развития инновационной деятельности; предоставить льготные кредиты; реализовать программы предпринимательской деятельности; предоставить возможность реализовать себя и заниматься своим делом; помощь при ведении бухгалтерского и налогового учёта; развивать агропромышленный комплекс, в том числе поддерживать кредитование и страхование отрасли животноводства, растениеводства, садоводства; реализовать программу по производству товаров народного потребления; развивать здравоохранение; продвигать сферу науки и техники.Авторы приходят к выводу, что формирование и развитие предпринимательских навыков является одной из стратегических целей государственной, экономической, политической и социальной сфер в области формирования и развития малого и среднего бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Петрова Анастасия Дмитриевна, Калимуллина Эльза Рамисовна, Минеева Вера Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN TНE RUSSIAN FEDERATION

In the article the authors aims to analyze the problems of development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation. Subjects of entrepreneurship are the subject of the research. The measures directed on development of business are resulted. In the modern international market system, the main subject of economic relations, at all levels and in all spheres, is the entrepreneurial structure. Planning and implementation of an effective system of ensuring the competitiveness of business structures, which constantly cause the optimal combination of financial, scientific and technical and legal regulators, effectively influencing instruments, remains a significant issue. The strategy of development of small and medium-sized businesses is one of the most important areas contributing to economic development. Therefore, it is necessary to solve the problems related to productivity and efficiency by optimizing production and reducing costs. In addition, for the development of small and medium business are invited to provide: financial assistance; support of projects of educational institutions; helping the homeless; encourage the subjects of youth entrepreneurship in creating business ideas, to provide high-tech equipment for the development of innovative activities; to provide preferential loans; implement a program of business activities; to provide the opportunity to realize themselves and to do their business; assistance with business accounting and tax accounting; to develop agro-industrial complex, including support lending and insurance of livestock, crop and horticulture industries; to implement a program for the production of consumer goods; to develop health care; to promote the sphere of science and technology.The authors conclude that the formation and development of entrepreneurial skills is one of the strategic goals of the state, economic, political and social spheres in the formation and development of small and medium-sized businesses.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации»

Предпринимательство

Петрова А. Д. Petrova А. D.

Старший преподаватель кафедры «Финансы и кредит», Институт экономики и сервиса, ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

Калимуллина Э. Р.

КаНтыШпа E. К.

кандидат социологических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит», Институт экономики и сервиса, ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

Минеева В. М. Mineeva V. М.

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит», Институт экономики и сервиса, ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

УДК 334.012.6

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье авторами поставлена цель проанализировать проблемы развития малого и среднего предпринимательства на территории Российской Федерации. В качестве предмета исследования выступают субъекты предпринимательства. Приведены мероприятия, направленные на развитие предпринимательства. В современной международной рыночной системе основным субъектом экономических отношений, на всех уровнях и во всех сферах, выступает предпринимательская структура. Значительно более важным вопросом остаётся планирование и осуществление эффективной системы обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур, которые постоянно требуют оптимального сочетания финансовых, научно-технических и правовых регуляторов, эффективно влияющих инструментов. Стратегия развития малого и среднего бизнеса является одним из важнейших направлений, способствующих экономическому развитию. И поэтому необходимо решить проблемы, связанные с производительностью и эффективностью труда, оптимизируя производство и сократив затраты. Кроме того, для развития малого и среднего бизнеса предлагается обеспечить: финансовую помощь; поддержку проектов образовательных учреждений; помощь бездомным; стимулировать субъектов молодёжного предпринимательства на создание бизнес-идей; предоставить высокотехнологическое оборудование для развития инновационной деятельности; предоставить льготные кредиты; реализовать программы предпринимательской деятельности; предоставить возможность реализовать себя и заниматься своим делом; помощь при ведении бухгалтерского и налогового учёта; развивать агропромышленный комплекс, в том числе поддерживать кредитование и страхование отрасли животноводства, растениеводства, садоводства; реализовать программу по производству товаров народного потребления; развивать здравоохранение; продвигать сферу науки и техники.

Авторы приходят к выводу, что формирование и развитие предпринимательских навыков является одной из стратегических целей государственной, экономической, политической и социальной сфер в области формирования и развития малого и среднего бизнеса.

Entrepreneurship

Ключевые слова: развитие предпринимательства, малое и среднее предпринимательство, конкурентоспособность.

DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE RUSSIAN FEDERATION

In the article the authors aims to analyze the problems of development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation. Subjects of entrepreneurship are the subject of the research. The measures directed on development of business are resulted. In the modern international market system, the main subject of economic relations, at all levels and in all spheres, is the entrepreneurial structure. Planning and implementation of an effective system of ensuring the competitiveness of business structures, which constantly cause the optimal combination of financial, scientific and technical and legal regulators, effectively influencing instruments, remains a significant issue. The strategy of development of small and medium-sized businesses is one of the most important areas contributing to economic development. Therefore, it is necessary to solve the problems related to productivity and efficiency by optimizing production and reducing costs. In addition, for the development of small and medium business are invited to provide: financial assistance; support of projects of educational institutions; helping the homeless; encourage the subjects of youth entrepreneurship in creating business ideas, to provide high-tech equipment for the development of innovative activities; to provide preferential loans; implement a program of business activities; to provide the opportunity to realize themselves and to do their business; assistance with business accounting and tax accounting; to develop agro-industrial complex, including support lending and insurance of livestock, crop and horticulture industries; to implement a program for the production of consumer goods; to develop health care; to promote the sphere of science and technology.

The authors conclude that the formation and development of entrepreneurial skills is one of the strategic goals of the state, economic, political and social spheres in the formation and development of small and medium-sized businesses.

Key words: entrepreneurship development, small and medium enterprise, competitiveness.

Развитие малого и среднего бизнеса играет очень важную роль в экономике государства. Предпринимательство дает высокие экономические результаты; так, с ее помощью субъекты экономических отношений получают доход, а государство в итоге больше налоговых поступлений.

Значение малого и среднего бизнеса на сегодняшний день велико. Дело в том, что крупные предприятия не создают каких-либо рабочих мест, они их, наоборот, сокращают путем внедрения автоматизированных технологий, компьютеров, что во многом упрощает процесс ведения деятельности, минимизируя затраты на издержки деятельности, на заработную плату персонала, увеличивая в конечном счёте прибыль [1, с. 56].

Малые и средние предприятия, наоборот, создают множество рабочих мест для большого количества людей, что является положительным критерием для экономики.

С точки зрения самого предприятия (крупного) — это плюс, но если рассматривать

всю экономику страны, то здесь больше минусов. Это, в свою очередь, ведет к обострению экономических проблем, таких как безработица.

Рассмотрим подробнее каждый вид деятельности.

Малыми предприятиями являются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не выше 25 %, численность работников данного предприятия не может превышать 100 человек. Если это оптовая торговля — не больше 50 человек, бытовые услуги или торговая деятельность — не больше 30 человек, если любая другая деятельность — не больше 50 человек [2, с. 158].

Малый бизнес действует в сфере торговли и сфере предоставления услуг для населения. Эта деятельность основана на сотрудничестве, то есть на взаимопонимании сотрудни-

Bulletin USPTU. Science, education, economy. Series economy. № 2 (24), 2018

Предпринимательство

ков. С помощью этих критериев можно добиться желаемых целей предприятия.

Средние предприятия более развиты, и их деятельность располагает значительным количеством денежных и материальных средств. Средний бизнес ориентирован на производстве и маркетинге. Для этой бизнес-функции должны производиться качественные продукты для предоставления соответствующих услуг потребителям. Количество сотрудников, работающих на предприятии, напрямую зависит от отрасли. Например, для того чтобы издательскому предприятию считаться средним, необходимо, чтобы число сотрудников в ней составляло 15-20 человек, а если предприятие по производству автомобилей — 10-40 тысяч сотрудников.

По данным Единого реестра субъектов малого и среднего бизнеса, размещенного на сайте Федеральной налоговой службы, на 10.07.2017 г. в России зарегистрировано 6 209 390 предприятий (рисунок 1). Большинство из них относятся к микробизнесу — 5 911 943 (рисунок 2). По малому бизнесу — 274 824 предприятий (рисунок 3). Организаций среднего бизнеса — 22 623 (рисунок 4) [3].

На рисунке 1 наглядно видно, что превалирующее число субъектов предпринимательства расположено в Центральном ФО — 31 % от общего числа. Второе место

по статистике занимает Приволжский ФО — 18 %. Третье место по числу субъектов предпринимательства разделили Северо-Западный, Сибирский и Южный ФО — 12 % от общего числа. 9 % зарегистрированных субъектов предпринимательства располагаются в Уральском ФО, 4 % в Дальневосточном ФО. Замыкает рейтинг Северо-Кавказский ФО — 3 % от общего числа.

Рисунок 2 наглядно отражает существующую ситуацию по численности субъектов микробизнеса. Наибольшее число субъектов микропредпринимательства зарегистрировано в Центральном ФО, а наименьшее в Северо-Кавказском ФО — 31 % и 3 % соответственно.

В свою очередь, распределение соотношения числа субъектов малого бизнеса, отражённых на рисунке 3, имеет следующий вид: Центральный ФО — 35 %, Приволжский ФО — 19 %, Северо-Западный ФО — 13 %, Сибирский ФО — 11 %, Уральский ФО и Южный ФО — 8 %, Дальневосточный ФО — 4 %, Северо-Кавказский ФО — 2 %.

Из 22 623 организаций среднего бизнеса 42 % зарегистрировано в Центральном ФО, 17 % — в Приволжском ФО, 12 % — в Северо-Западном ФО, 9 % — в Сибирском ФО, 8 % — в Уральском ФО, 7 % — в Южном ФО, 3 % — в Дальневосточном ФО, 2 % — в Северо-Кавказском ФО.

206 177

Источник: [3]

Рисунок 1. Общее число субъектов предпринимательства на территории РФ

Entrepreneurship

Многие предприниматели, решив открыть свое дело, сталкиваются с проблемами финансирования. Это довольно частая проблема в большинстве регионов и городов России.

Для решения экономических и социальных проблем малого и среднего бизнеса необходимы денежные средства. Следовательно, со стороны государства должна осуществляться финансовая помощь.

Но эта проблема обостряется тем, что финансовая помощь для финансирования предпринимательской деятельности просто недоступна, а собственный капитал и средства предприятий ничтожно малы.

В связи с этим падают объемы продаж, в добавок к этому увеличивается период оборота капитала, снижается рентабельность деятельности.

Для решения проблем развития малого и среднего бизнеса необходимо:

— пересмотреть фискальную политику, например снизить налоги или предоставить налоговые каникулы для начинающих предпринимателей. Для налогоплательщиков, которые впервые зарегистрировались в качестве индивидуальных предпринимателей и перешли на упрощенную систему налогообложения или же патентную систему

Источник: [3]

Рисунок 2. Общее число субъектов микробизнеса на территории РФ

Источник: [3]

Рисунок 3. Общее число субъектов малого бизнеса на территории РФ

Bulletin USPTU. Science, Bducation, economy. Series economy. № 2 (24), 2018

Предпринимательство

Источник: [3]

Рисунок 4. Общее число субъектов среднего бизнеса на территории РФ

налогообложения, налоговые ставки по налогу будут составлять 0 процентов для уплаты в течение двух налоговых периодов, когда применяются эти специальные налоговые режимы. Это способствует большим мотивом для открытия малых и средних предприятий.

— обеспечить государственными субсидиями. С целью финансирования малого и среднего предприятия доходы должны поступать абсолютно со всех уровней бюджета. Однако данное решение принимается персонально для каждого бизнеса;

— предоставить таможенные привилегии с целью получения дохода от иностранных вложений. Следовательно, невзирая на сегодняшнюю интернациональную и политическую ситуацию в Российской Федерации, многочисленные иностранные инвесторы готовы инвестировать перспективные сферы российской экономики [4];

— субсидировать затраты на создание различных новаторских и инновационных технологий и проектов;

— совершенствовать навыки работников путем предоставления сертификатов, различных видов деятельности для создания и ведения бизнеса, в свою очередь, компенсируя затраты на переподготовку;

— развивать и увеличивать оборот государственных инвестиций.

В Российской Федерации с целью предотвращения подобных трудностей, возникших в экономике, были задействованы законодательные, нормативные, правовые и координационные меры общегосударственной помощи. Вследствие этого были проведены мероприятия по инвестированию малого и среднего бизнеса.

Сейчас предприниматели согласно целевой государственной поддержке имеют возможность приобретать гранты, субсидии для бизнеса, гарантии по кредитам на льготных условиях. Для помощи малому бизнесу введены специальные налоговые режимы, которые, в свою очередь, позволяют оптимизировать систему учета и расчетов. В дополнение к этому есть расширенный доступ к закупкам услуг, продуктов, предоставление услуг с целью покрытия национальных и государственных нужд и с целью удовлетворения потребностей фирм с государственным участием.

Однако, невзирая на данные события, согласно увеличению финансовой производительности малого и среднего бизнеса в России, показатели существенно ниже, если сопоставить их с большинством не только цивилизованно развитых, но и развивающихся стран.

В последние годы развитие малых и средних компаний по макроэкономическим является отрицательным. Согласно государственной статистике Федеральной налоговой

-117

Entrepreneurship

службы, часть малых и средних компаний в обороте предприятий в экономике значительно падают.

Остаётся низкой инновационная и инвестиционная активность малых и средних предприятий.

Наблюдается увеличение уровня нелегальной деятельности. Это связано, в первую очередь, с комплексом правительственного регулирования и управленческого давления, большой степенью экономической перегрузки.

Малый и средний бизнес развивается на территории Российской Федерации неравномерно.

После введения санкций со стороны западных партнёров в Российской Федерации получили своё развитие такие процессы, как: развитие субъектов предпринимательства в сельскохозяйственном секторе, наращивание производства военной промышленности и др. Однако существуют и отрицательные факторы, такие как рост процентных ставок, рост инфляции, упадок ликвидности и прочие негативные воздействия, оказавшие влияние на экономическую стабильность деятельности субъектов предпринимательства [5].

Для развития малого и среднего бизнеса предлагается обеспечить:

— финансовую помощь;

— поддержку проектов образовательных учреждений;

— помощь бездомным;

— стимулировать субъекты молодежного предпринимательства на создание бизнес-идей;

Список литературы

1. Волков М.В., Сидоров А.В. Современная экономика: учебное пособие. СПб.: Питер, 2014. 225 с.

2. Акимов О.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития: учебник. 2015. 345 с.

3. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. https://ofd.nalog.ru.

4. Интернет-журнал «Бизнес-журнал». http://b-mag.ru.

5. Интернет-журнал «Эксперт». http:// expert.ru/expert.

— предоставить высокотехнологическое оборудование для развития инновационной деятельности;

— предоставить льготные кредиты;

— реализовать программы предпринимательской деятельности;

— предоставить возможность реализовать себя и заниматься своим делом;

— помощь при ведении бухгалтерского и налогового учета;

— развивать агропромышленный комплекс, в том числе поддерживать кредитование и страхование животноводства, растениеводства, садоводства;

— реализовать программу по производству товаров народного потребления;

— развивать здравоохранение;

— продвигать сферу науки и техники.

Необходимо также мотивировать молодых

людей на создание собственного бизнеса.

Стратегия развития малого и среднего бизнеса является одним из важнейших направлений, способствующих экономическому развитию. И поэтому необходимо решить проблемы, связанные с производительностью и эффективностью труда, оптимизируя производство и сократив затраты.

Вывод

Формирование и развитие предпринимательских навыков является одной из стратегических целей государственной, экономической, политической и социальной сфер в области формирования и развития малого и среднего бизнеса.

References

1. Volkov M.V., Sidorov A.V. Modern economy: tutorial. Saint-Petersburg: Peter, 2014. 225 p.

2. Akimov O.Yu. Small and medium business: evolution of concepts, market environment, development problems: textbook. 2015. 345 p.

3. The officiai site of the Federal Tax Service. https://ofd.nalog.ru.

4. Internet-Journal «Business-Journal». http://b-mag.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Internet-Journal «Expert». http://expert. ru/expert.

118-

Bulletin USPTU. Science, education, economy. Series economy. № 2 (24), 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.