Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ'

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНОЕО БУЧЕНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова Елена Валерьевна, Руденко Дмитрий Юрьевич

Представлены результаты социологического исследования проблем развития корпоративного образования на юге Тюменской области. Исследование проводилось методом формализованного интервью с 1 по 15 апреля 2014 года. Цель опроса заключалась в оценке реально сложившейся ситуации и определения перспективных потребностей в программах профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морозова Елена Валерьевна, Руденко Дмитрий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF CORPORATE TRAINING DEVELOPMENT IN TYUMEN REGION

Тhe article presents the results of sociological research of the problems of development of corporate training in the Tyumen region south. The study was carried out using the patterned interview method in the period April 1-15, 2014. The purpose of the survey was to assess the actually formed situation and determine the perspective needs in the programs of professional retraining and improvement of professional skill of experts in the region.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ»

2. ФГОС ВПО (магистратура) // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [Электр. ресурс] - Режим доступа: http://fgosvo.ru/fgosvpo/7/6/1. (Дата обращения 14.12.2014).

3. Брушлинский А. В., Воловикова М. И. Психология индивидуального и группового субъекта. - М.: ПЕР СЭ, 2002.

4. Луков В. А. Теории молодежи: междисциплинарный анализ: науч. монография. - М.: Канон-плюс, 2012.

5. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. - СПб.: Питер, 2003.

6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2009.

7. Абульханова К. А. Принцип субъекта в отечественной психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2005. -Т. 2. -№4-М.:НИУ ВШЭ.-С. 3-21.

8. ФГОС ВПО (бакалавриат) // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/fgosvpo/7/6/1 / (Дата обращения 14.12.2014).

9. Брушлинский А. В. Проблема субъекта в психологической науке (статья 1) // Психологический журнал. - 1991. - Т. 13. -№ 6. -

С. 8-12.

Сведения об авторе

Алиев Вадим Видадиевич, заместитель декана факультета культуры и искусства, старший преподаватель кафедры социологии, Московский гуманитарный университет, г. Москва, тел. 8(499)3745670, e-mail: arhont12.88@gmail.com.

Aliev V. V., Deputy Dean of the Faculty of Culture and Arts, senior lecturer of the chair of Sociology, Moscow University for the Humanities, phone: 8(499)3745670, е-mail: arhont12.88@gmail.com

УДК 378.147

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

PROBLEMS OF CORPORATE TRAINING DEVELOPMENT IN TYUMEN REGION

Е. В. Морозова, Д. Ю. Руденко

E. V. Morozova, D. Yu. Rudenko

Ключевые слова: корпоративное обучение; дополнительное профессиональное образование; программы повышения квалификации; профессиональная переподготовка Key words: corporate training; additional professional training; advanced training programs; occupational retraining

Представлены результаты социологического исследования проблем развития корпоративного образования на юге Тюменской области. Исследование проводилось методом формализованного интервью с 1 по 15 апреля 2014 года. Цель опроса заключалась в оценке реально сложившейся ситуации и определения перспективных потребностей в программах профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов региона.

The article presents the results of sociological research of the problems of development of corporate training in the Tyumen region south. The study was carried out using the patterned interview method in the period April 1-15, 2014. The purpose of the survey was to assess the actually formed situation and determine the perspective needs in the programs of professional retraining and improvement of professional skill of experts in the region.

Опытная, хорошо образованная рабочая сила имеет решающее значение для экономического развития любого общества. Так, концепция человеческого капитала объясняет [1], почему предприятия способствуют обучению своих сотрудников. В привлекательной для инвесторов экономике Тюменской области, несмотря на кризисные явления и нестабильную геополитическую ситуацию, активно создаются новые рабочие места, что обусловливает потребность предприятий в подготовке квалифицированных кадров [2]. Удовлетворение этих потребностей компании осуществляют за счет организации повышения квалификации имеющихся работников или набора квалифицированных кадров на внешнем рынке труда [3]. По мнению Ивановой С. В., «в условиях острого дефицита квалифицированных кадров 70 % компаний считают для себя приоритетом номер один развитие персонала и лишь 11 % — привлечение персонала извне. Среди инструментов, применяемых для борьбы с дефицитом рабочей силы, были названы развитие необходимых квалификаций внутри компании — 67 % HR-директоров, привлечение сотрудников с рынка — 56 %» [4].

На некоторых предприятиях действует система наставничества, когда из числа высококвалифицированных рабочих выбираются специалисты для подготовки, переподготовки и поддержания квалификации кадров на рабочих местах. Другие предприятия организуют повышение квалификации за счет приглашения внешних специалистов или получают услуги дополнительного профессионального образования вне организации. Степень того, насколько хорошо функционирует система дополнительного профессионального образования в регионе, определяется в том числе и уровнем развития корпоративного обучения. Уровень развития системы дополнительного профессионального образования напрямую влияет на формирование ценностных ориентаций работающей молодежи региона [5].

Отсутствие информации о проблемах развития корпоративного обучения побудило авторов провести социологическое исследование востребованности услуг дополнительного профессионального образования населением юга Тюменской области в возрасте 25-65 лет [6].

Вовлеченность в корпоративное обучение зависит от сферы профессиональной деятельности и ор-

Нет, проводятся одноразовые обучающие мероприятия

Да, в организации неформально работает система наставничества и обмена опытом

Да, в структуре организации имеется

подразделение, организующеекорпоративное обучениена

плановой основе

■ Да, мы пользуемся услугами внешних образовательных учр еждений

Рис. 1. Доля респондентов, участвующих в корпоративном обучении, % от числа респондентов каждой категории

Как видно из рис. 1, в бюджетных учреждениях система корпоративного обучения развита сильнее: 24 % респондентов отметили, что в структуре организации имеется подразделение, организующее корпоративное обучение на плановой основе. В коммерческих организациях это отметили 21 % респондентов. Как следствие, доля тех, кто отмечает несистематический характер обучения на коммерческих предприятиях, выше, чем в бюджетных учреждениях — 27 % против 23 % соответственно.

Данные выводы подтверждаются при сопоставлении ответов на вопрос о видах корпоративного обучения в организациях различной формы (рис. 2). Так, работники коммерческих организаций отмечают отсутствие системы корпоративного обучения в своих организациях в 25,3 % случаев против 12,7 % у работников бюджетной сферы.

Нет ответа

Корпоративное обучениена предприятии не осуществляется

■ Подкастинг (использование аудио-и видеозаписей в сети Интернет)

■ Дистанционное самостоятельное обучение (интерактивные учебные кур сы, видео-уроки и др.)

Дистанционное обучение (вебинары, видеоконференции)

■ Обучение с преподавателем (инструктор ом) внутри организации

■ Обучение с преподавателем (инструктором) вне организации

Рис. 2. Рейтинг форм корпоративного обучения, % от числа респондентов каждой категории

Самой популярной формой корпоративного обучения является обучение вне организации (36,4 %), тогда как обучение с преподавателем внутри организации занимает второе место (23,4 %). Пятая часть респондентов отметила отсутствие системы корпоративного обучения на предприятиях. В 11 % случаев

ганизационной формы предприятия (рис. 1).

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

23 27

24 21

35

36

Бюджетное учр ведение Коммерческое

учр еждение

100% 90%

80%

70% 60% 50% 40%

30%

20% 10%

0%

12,3 12,7 4 2 3,3 25,3 7,9 20,4

6,2 6,8 5,4

28,9 5,5 5,7

19,7 23,4

34,9

38,6 36,4

Бюджетное учр еждение

Коммерческое учреждение

Итого

респонденты отмечают использование дистанционных форм обучения, что связано с развитием информационных технологий, изменяющих качество жизни и уровень оказания образовательных услуг [7].

Высокая доля респондентов, отметивших обучение вне организации, свидетельствует о том, что система корпоративного обучения тесно связана с системой профессионального и дополнительного образования в Тюменской области. Так, многие учебные заведения области реализуют кратко- и среднесрочные программы повышения квалификации и переобучения, тренинг-центры проводят коучинг-тренинги, мотивационные, командообразующие и прочие активные семинары под заказ конкретных компаний.

5,0 ■ 10.9

10,2

™ 3.2 5.6

0,0 10,0 20,0 30,0 40,0 50,0 60,0 70,0

Рис. 3. Доля респондентов, отметивших отсутствие системы корпоративного обучения на предприятии, % от лиц соответствующей сферы деятельности: 1 — сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; рыболовство, рыбоводство; 2 — добыча полезных ископаемых; 3 — обрабатывающие производства; 4 — производство и распределение электроэнергии, газа и воды; 5 — строительство; 6 — оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования; 7 — гостиницы и рестораны; 8 — транспорт и связь;

9 — финансовая деятельность; 10 — операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг;

11 —государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение; 12 — образование; 13 — здравоохранение и предоставление социальных услуг; 14 — предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг; 15 — предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства;

16— деятельность экстерриториальных организаций

Из рис. 3 можно сделать вывод, что системы корпоративного обучения отсутствуют в таких сферах, как предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства (62,5 %), предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (55,2 %) и оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования (51,4 %). В свою очередь отсутствие системы корпоративного обучения на предприятии выступает фактором неучастия в программах дополнительного профессионального образования (таблица).

Зависимость вовлеченности в дополнительное образование от форм корпоративного обучения, % от числа респондентов данной категории

Вариант ответа Да, обучался Да, учусь сейчас Нет

Нет ответа 8,7 3,2 7,0

Обучение с преподавателем (инструктором) вне организации 40,5 41,9 29,5

Обучение с преподавателем (инструктором) внутри организации 25,6 12,9 20,9

Дистанционное обучение (вебинары, видеоконференции) 6,1 9,7 4,9

Дистанционное самостоятельное обучение (интерактивные учебные курсы, видеоуроки и др.) 5,1 6,5 5,7

Подкастинг (использование аудио- и видеозаписей в сети Интернет) 0,5 3,2 1,0

Корпоративное обучение на предприятии не осуществляется 13,6 22,6 31,0

Таким образом, система корпоративного обучения стимулирует и развивает стремление сотрудников к непрерывному повышению профессионального образовательного уровня, что повышает качественные характеристики человеческого потенциала региона [8]. Интеграция корпоративного образования в систему дополнительного профессионального обучения требует анализа практики функционирования корпоративных университетов за рубежом и в передовых российских корпорациях, адаптации программ, методик и технологий обучения сотрудников в соответствии со спецификой тюменского бизнеса, перевода части курсов повышения квалификации в дистанционную форму обучения с организацией тьюторской поддержки этих курсов.

Список литературы

1. Руденко Д. Ю., Тилимбаева А. Б. Оценка взаимосвязи инвестиций в человеческий капитал и уровня социально-экономического развития стран мира // Вестник Тюменского государственного университета. Серия Экономика. - 2013. -№ 11. - С. 20-30.

2. Лейман Т. И. Формирование эффективного рынка труда в России: компетентностный подход // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2014. -№ 3. - С. 27-31.

3. Bellmann L., Grunau P., Troltsch K., Walden G. Make or buy: train in-company or recruit from the labour market? // Empirical Research in Vocational Education and Training. 2014, 6:9 doi:10.1186/s40461-014-0009-x

4. Образование через всю жизнь: Непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы 11-й междунар. конф.: в 2 ч. / сост. Н. А. Лобанов; под науч. ред. Н. А. Лобанова и В. Н. Скворцова; ЛГУ им. А. С. Пушкина, НИИ соц.-экон. и пед. пробл. непре-рыв. образования. - Вып. 11. - СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2013. - Ч. I. - 324 с.

5. Толмачева С. В. Динамика формирования ценностных ориентаций тюменской молодежи // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2013. -№ 3. - С. 84-87.

6. Исследование востребованности услуг дополнительного профессионального образования / Е. В. Морозова, Д. Ю. Руденко // Академический вестник, 2014. -№ 3 (29). - С. 94-103.

7. Белоножко М. Л., Ефремова В. В., Королева А. М. Социодиагностика процессов взаимосвязи развития рынка информационных услуг и качества жизни регионального социума // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2014. -№ 3. -С. 80-83.

8. Костко Н. А. К вопросу о современных подходах к муниципальному управлению в городах // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2013. -№ 3. - С. 21-26.

Сведения об авторах

Морозова Елена Валерьевна, к. э. н., доцент кафедры «Маркетинг и муниципальное управление», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 89129207944, e-mail: mev.123@rambler.ru

Руденко Дмитрий Юрьевич, к. э. н., доцент кафедры Мировой экономики и международного бизнеса, Тюменский государственный университет, г. Тюмень, тел. 89612111661, e-mail: drudenko@inbox.ru

Morozova E. V., Candidate of Science in Economics, associate professor of the chair «Marketing and Municipal management», Tyumen State Oil and Gas University, Tyumen, phone: 89129207944, e-mail: mev.123@rambler.ru

Rudenko D. Yu., Candidate of Science in Economics, associate professor of the chair «World Economy and International Business», Tyumen State University, Tyumen, phone: 89612111661, e-mail: drudenko@inbox.ru

УДК 005.342; 378.091

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА НА БАЗЕ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ВУЗА

ACTUAL ASPECTS OF THE INNOVATION PROJECT REALIZATION ON THE BASE OF THE HIGHER EDUCATION INSTITUTION STRUCTURAL SUBDIVISION

А. В. Пашина, О. А. Петрова, Ю. В. Зольникова

A. V. Pashina, O. A. Petrova, Yu. V. Zolnikova

Ключевые слова: инновация; инновационная деятельность; конкурентоспособность; рынок образовательных услуг;

рынок переводческих услуг

Key words: innovation; innovative activity; competitiveness; market of educational services; market of translation services

Инновационная активность структурных подразделений позволяет вузу решать задачи, поставленные социумом перед научным сообществом. Успешная реализация инновационного проекта возможна при соблюдении ряда требований по организации процесса работы.

It is shown, that the innovative activity of structural subdivisions allows the higher education institution to solve the problems put forth by the modern socium before the scientific community. It is also emphasized that a successful realization of an innovative project depends on observance of a number of requirements on arrangement of the working process.

Инновационная деятельность играет ведущую роль в процессе становления постиндустриального общества. Инновационный капитал, основанный на научных достижениях, быстром внедрении новых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.