Научная статья на тему 'Проблемы развития координационных способностей в любительском конном спорте'

Проблемы развития координационных способностей в любительском конном спорте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
626
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОННЫЙ СПОРТ / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / СБАЛАНСИРОВАННАЯ ПОСАДКА / ТРЕНАЖЕР / EQUESTRIAN SPORT / COORDINATION ABILITIES / BALANCED POSTURE / TRAINER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Капустин Александр Григорьевич, Назарова Анжела Витальевна

В связи с повышенным вниманием современного общества к здоровому образу жизни, поддержанию своего тела в хорошей физической форме большой популярностью начинает пользоваться конный спорт. Активно развивается направление любительского конного спорта, когда взрослые люди начинают заниматься верховой ездой, покупают лошадь и вместе с ней доходят до уровня участия в соревнованиях. Это не может не радовать, однако взрослые люди, начав заниматься верховой ездой, неизменно сталкиваются с проблемой: сбалансированная посадка. В связи с этим мы можем сформулировать цель данной статьи: проанализировать причины проблем развития координационных способностей в любительском конном спорте и предложить пути решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of development of coordination abilities in amateur equestrian sport

Equestrian sport gets more popularity because of increased attention of the society to a healthy lifestyle. Amateur direction of equestrian sport is rapidly developed, when adults start to ride horses, buy their own horse and together with this horse reach the level of taking part in competitions. This is a great achievement but unfortunately at the beginning these people face the problem of unbalanced posture. According to this fact the aim of the article is to analyze the reasons of problems in developing of coordination abilities in amateur equestrian sport and to suggest the ways of their solving.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития координационных способностей в любительском конном спорте»

PEDAGOGICAL SCIENCES

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Гришина, Г.Н. Летние праздники, игры и забавы для детей [Текст] / Г.Н. Гришина, В.М. Петров, Л.Д. Коротко-ва. - М. : ТЦ «Сфера», 2011. - 128 с.

2. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста [Текст] : учеб. пособие / С.М. Зырянова, Н.А. Каратаева, Г.М. Киселева, Л.Л. Лашкова ; Урал. гос. пед. ун-т . - Екатеринбург, 2006. - 184 с.

3. Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст] : программа / О.Л. Князева, М.Д. Маханева. - СПб. : АКЦИДЕНТ, 1997. - 158 с.

4. Козлова, С.А. Я - Человек: программа приобщения ребенка к социальному миру [Текст] / С.А. Козлова. - М., 2009. - 165 с.

5. Кокуева, Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа [Текст] : метод. пособие / Л.В. Кокуева. - М. : АРКТИ, 2012. - 144 с.

6. Коломийченко, Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста [Текст] / Л.В. Коломийченко. - Пермь, 2012. - 115 с.

7. Усова, А.П. Русское народное творчество в детском саду [Текст] / А.П. Усова. - М., 1972. - 78 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.

REFERENCES

1. Grishina G.N., Petrov V.M., Korotkova L.D. Letnie prazdniki, igry i zabavy dlya detej [Summer holidays, games and fun for children]. Moscow: TC «Sfera», 2011. 128 p.

2. Zyryanova S.M., Karataeva N.A., Kiseleva G.M., Lashkova L.L. Social'no-nravstvennoe vospitanie detej doshkol'nogo vozrasta: ucheb. posobie [Social and moral education of preschool children]. Ekaterinburg, 2006. 184 p.

3. Knyazeva O.L., Mahaneva M.D. Priobshchenie detej k istokam russkoj narodnoj kul'tury: programma [Introduction of children to the origins of Russian folk culture]. Saint Petersburg: AKCIDENT, 1997. 158 p.

4. Kozlova S.A. Ya - Chelovek: programma priobshcheniya rebenka k social'nomu miru [I am a Man: a program for introducing the child to the social world]. Moscow, 2009. 165p.

5. Kokueva L.V. Duhovno-nravstvennoe vospitanie doshkol'nikov na kul'turnyh tradiciyah svoego naroda: metod. posobie [Spiritual and moral education of preschool children on the cultural traditions of their people]. Moscow: ARKTI, 2012. 144 p.

6. Kolomijchenko L.V. Koncepciya i programma social'nogo razvitiya detej doshkol'nogo vozrasta [Concept and program for the social development of preschool children]. Perm', 2012. 115 p.

7. Usova A.P. Russkoe narodnoe tvorchestvo v detskom sadu [Russian folk art in kindergarten]. Moscow, 1972. 78 p.

8. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovaniya [Elektronnyj resurs] [Federal State Educational Standard for Preschool Education]. URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

М.А. Забоева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и социального образования, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-3360-4188.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

M.A. Zaboeva, Ph.D. in Pedagogic Science, Associate Professor of the Department of Preschool and Social Education, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-3360-4188.

УДК 796.08

Александр Григорьевич Капустин

г. Киров Анжела Витальевна Назарова

г. Киров

Проблемы развития координационных способностей в любительском конном спорте

В связи с повышенным вниманием современного общества к здоровому образу жизни, поддержанию своего тела в хорошей физической форме большой популярностью начинает пользоваться конный спорт. Активно развивается направление любительского конного спорта, когда взрослые люди начинают заниматься верховой ездой, покупают лошадь и вместе с ней доходят до уровня участия в соревнованиях. Это не может не радовать, однако взрослые люди, начав заниматься верховой ездой, неизменно сталкиваются с проблемой: сбалансированная посадка.

В связи с этим мы можем сформулировать цель данной статьи: проанализировать причины проблем развития координационных способностей в любительском конном спорте и предложить пути решения.

Ключевые слова: конный спорт, координационные способности, сбалансированная посадка, тренажер.

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 4 (44) 2019

67

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Alexander Grigoryevich Kapustin

Kirov

Angela Vitalievna Nazarova

Kirov

The problems of development of coordination abilities in amateur equestrian sport

Equestrian sport gets more popularity because of increased attention of the society to a healthy lifestyle. Amateur direction of equestrian sport is rapidly developed, when adults start to ride horses, buy their own horse and together with this horse reach the level of taking part in competitions. This is a great achievement but unfortunately at the beginning these people face the problem of unbalanced posture. According to this fact the aim of the article is to analyze the reasons of problems in developing of coordination abilities in amateur equestrian sport and to suggest the ways of their solving.

Keywords: equestrian sport, coordination abilities, balanced posture, trainer.

Для достижения конкурентоспособных результатов в верховой езде и конном спорте необходимо обладать крепкой, уверенной, сбалансированной посадкой, чтобы иметь возможность при любых обстоятельствах, скорости и направлениях передвижения лошади сохранять, поддерживать и быстро восстанавливать утраченные равновесие и баланс, оставаться в седле и не только избежать падения, но и эффективно управлять лошадью, выполняя необходимые задачи, будь то фигурная езда (выездка), преодоление препятствий (конкур), езда по пересеченной местности или какое-то другое направление в данном виде [2; 3; 4].

Развитие свободной и эффективной посадки всадника тесно связано с развитием координационных способностей. Сенситивный период развития координационных способностей приходится на 11-12 лет [6]. Поэтому начинающие взрослые всадники находятся в весьма затруднительной ситуации, когда сенситивный период развития давно прошел, а необходимые для верховой езды навыки не сформированы. И взрослые спортсмены-любители вынуждены нести гораздо больше физических и временных затрат на приобретение конкурентоспособных навыков в своем желании достичь побед на соревнованиях.

Исходя из того, что это парный вид спорта, на боевом поле два спортсмена вместе борются за результат - человек и лошадь. Они должны оба быть физически и психологически готовы к заявленному уровню. Они оба должны настолько владеть своим телом, чтобы ежесекундно решать общую задачу, т.е. координировать двигательную активность не только своего тела, но и относительно друг друга. Эта деятельность напрямую зависит от уровня развития координационных способностей. Они должны понимать и чувствовать друг друга, доверять друг другу и как единый организм, единое целое стремиться к победе. Развитие такого взаимопонимания - очень долгий и трудоемкий процесс, требующий регулярных тренировок, а взрослые люди, как правило не имеют возможности заниматься с необходимой степенью частоты и регулярности. Соответственно и приобретение знаний, умений и навыков происходит медленно и с задержками. Большое преимущество здесь имеют

всадники, занимавшиеся в детстве каким-либо другим видом спорта или хореографией, т.е. чьи координационные способности получили активное развитие в сенситивный период, пусть и в других областях физической активности.

Надо сказать, что роль разносторонней физической подготовки для спортсменов-конников исключительно велика. Однако в настоящее время ей уделяется явно недостаточное внимание. Широко применявшиеся ранее общие и специальные средства физической подготовки такие, как гимнастика, легкоатлетический бег и прыжки, фехтование, рубка лозы, вольтижировка, джигитовка и другие, к сожалению, мало или почти не используются даже тренерами в детских спортивных школах, а при подготовке любителей на это и вовсе нет времени.

Еще одним немаловажным вопросом является то, что процесс обучения начинающего всадника тесно связан со взаимодействием с лошадью, как с живым существом. Неумелые, неловкие, нескоор-динированные действия и воздействия неопытного всадника утомляют, нервируют лошадь, доставляют болевые ощущения, что зачастую приводит к сопротивлению лошади и травмоопасным ситуациям. В результате чего человек начинает испытывать страх и из чувства самосохранения закрепощается. Таким образом ситуация нередко заходит в тупик, т.к. закрепощенные мышцы не могут эффективно и правильно работать. Поэтому, чем более развит человек в плане общефизической подготовки, чем лучше развиты его двигательно-координационные способности, гибкость, тем проще ему осваивать верховую езду, управление лошадью, а лошади с таким начинающим всадником более комфортно и менее болезненно взаимодействовать [2; 3].

Исходя из вышеперечисленных соображений необходимо развивать лошадь и всадника не только вместе, но и отдельно друг от друга. И если по подготовке лошади, как спортивного партнера, издано и во всеобщем доступе находится большое количество прекрасных методических пособий, которые подробно разбирают все этапы подготовки лошади, начиная от ее рождения и вплоть до стартов Олимпийского уровня. Эта тема была раскрыта еще в 18 веке, но многие авторы изучают эту

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (44) 2019_2542-0291

PEDAGOGICAL SCIENCES

тему по сей день. К сожалению вопрос развития координационных способностей в конном спорте у взрослых спортсменов-любителей в литературе освещен недостаточно.

Учебные пособия по верховой езде [1; 3; 5; 7] по большей части констатируют, как правильно должна выглядеть посадка всадника на лошади на всех аллюрах. Но на практике далеко не всегда оказывается достаточным одного желания и знания того, как должно быть.

Очень часто тело взрослого начинающего всадника не слушается, закрепощается, смещается в нежелательную сторону, а в нужную никак не хочет развернуться. При периодичности занятий 1 -2 раза в неделю, наиболее распространенном среди любителей, формирование необходимых двигательных навыков происходит медленно, т.к. мышцы успевают «забыть» найденные на предыдущем занятии равновесие и баланс и большая часть тренировки уходит на «вспоминание».

Это обусловливает необходимость поиска новых методов, с помощью которых можно лучше и быстрее научить спортсменов находить и восстанавливать равновесие и баланс. В связи с этим при подготовке спортсменов-любителей в конном спорте просматривается большая перспектива применения различных тренажеров, способствующих развитию координационных способностей. Тренажеры обеспечат спортсмену необходимую нагрузку и развитие, а лошадь избавят от лишнего дискомфорта, причиняемого несогласованными действиями человека. Таким образом, в решении проблемы развития координационных способностей в любительском конном спорте, учитывая вопрос гуманности и здоровьесбережения по отношению к лошади, необходимо использовать альтернативные методы, в частности тренажеры, направленные на развитие равновесия и баланса всадника.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Больдт, Х. Лошадь в выездке / Х. Больдт. - М. : Дивово, 2004.

2. Боше, Ф. Верховая езда / Ф. Боше. - М. : ЛИБРОКОМ, 2012.

3. Де-Витт, Л. Конница: теория верховой езды / Л. Де-Витт. - М. : ЛИБРОКОМ, 2011.

4. Климке, И. Выездка и прыжки / И. Климке, Р. Кавалетти. - М. : Аквариум ЛТД, 2002.

5. Мюзелер, В. Учебник верховой езды / В. Мюзелер. - М. : Прогресс, 1980.

6. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов. - М. : Академия, 2009.

7. Хоффман, К. Школа верховой езды для начинающих / К. Хоффман. - М. : Аквариум, 2006.

REFERENCES

1. Bol'dt H. Loshad' v vyezdke [Dressage Horse]. Moscow: Divovo, 2004.

2. Boshe F. Verhovaya ezda [Horseback riding]. Moscow: LIBROKOM, 2012.

3. De-Vitt L. Konnica: teoriya verhovoj ezdy [Cavalry: Theory of Riding]. Moscow: LIBROKOM, 2011.

4. Klimke I., Kavaletti R. Vyezdka i pryzhki [Dressage and jumping]. Moscow: Akvarium LTD, 2002.

5. Myuzeler V. Uchebnik verhovoj ezdy [Riding textbook]. Moscow: Progress, 1980.

6. Holodov Zh.K. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya i sporta [Theory and methodology of physical education and sports]. Moscow: Akademiya, 2009.

7. Hoffman K. Shkola verhovoj ezdy dlya nachinayushchih [Riding school for beginners]. Moscow: Akvarium, 2006. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

А.Г. Капустин, кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивных дисциплин и адаптивной физической культуры, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-8655-4060.

А.В. Назарова, магистр 2 курса направления подготовки 49.04.01 Физическая культура, Профиль «Тренер факультета физической культуры и спорта», ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-0347-4813.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

A.G. Kapustin, Ph.D. in Pedagogics, Associate Professor, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-8655-4060.

A.V. Nazarova, the 2nd year course Master's Student in the direction 49.04.01 Physical Culture, profile "The Coach of the School of Physical Culture and Sport", Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-0347-4813.

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 4 (44) 2019

69

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.