УДК 658
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ В РОССИИ
И. О. Мамрукова Научный руководитель - Е. В. Белякова
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31
E-mail: irisha.mamrukova@mail.ru
Рассмотрены основные проблемы развития железнодорожных контейнерных перевозок в России; показаны направления по решению рассмотренных проблем и развитию контейнерных перевозок.
Ключевые слова: контейнерные перевозки, железнодорожный транспорт, контейнерный терминал.
PROBLEMS OF THE CONTAINER TRANSPORTATION OF RAILWAY TRANSPORT IN RUSSIA
I. O. Mamrykova Scientific Supervisor - E. V. Belyakova
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: irisha.mamrukova@mail.ru
The article considers the main problems of the development of railway container transportation in Russia; the share of a certain type of transport for container transportation is given; directions for solving the problems considered and the development of container transportation are shown.
Keywords: container transportation, railway transport, container terminal.
Контейнеризация- одно из направлений технического прогресса в организации перевозок, складировании и хранении грузов, которые успешно применяются как в международных, так и во внутренних транспортных системах.
На сегодняшний день, современный рынок контейнерных перевозок в России характеризуется двумя основными грузопотоками: внешнеэкономические (экспорт, импорт и транзит) и внутренние перевозки.
В мировойпрактике контейнеризация перевозок генеральных грузов на сегодняшний день составляет практически 100 %, тогда как в России контейнеризация импорта достигает 90%, а экспорта - только 12-15 %. По оценкам специалистов, Россия в настоящее время отстает по уровню контейнеризации экспорта от остальных странмира примерно в четыре раза [1].
Во внутренних перевозках России большую долю по контейнерным перевозкам занимает железнодорожный транспорт (см. рисунок) [2; 4]. Это объясняется тем, что железнодорожные пути сообщения проложены по территории всей страны, железнодорожный транспорт адаптивен под различные погодные условия и позволяет перевозить контейнерами большие партии груза различных номенклатурных позиций в целости и сохранности на дальние расстояние.
Секция «Актуальные проблемы в логистике и управлении цепями поставок»
Автомобильный: 9%
Водный; 6%
Железнодорожный; 85%
Доля водного, автомобильного и железнодорожный транспорта в контейнерных перевозках России
Несмотря на то, что железнодорожный транспорт занимает большую долю в общем объёме контейнерных перевозок в России, существует ряд проблем, связанных с развитием данной отрасли в стране.
Одной из значимых проблем развития контейнеризации грузов железнодорожным транспортом в настоящее время является отсутствие внутренней инфраструктуры для транспортировки, обработки контейнеров, соответствующей развитию транспортных мощностей. Существующая железнодорожная сеть не позволяет быстро обрабатывать контейнерные грузы. В России есть острый недостаток в контейнерных терминалах, которые могут работатьс крупнотоннажными контейнерами. Всего 41 терминал может работать с 40-футовыми контейнерами, и 174 терминала - с 20-футовыми, что недостаточно для нашей страны. Система сортировки на промежуточных станциях не дает перемещать грузы с большой скоростью. Лишь на отдельных направлениях между крупными городами, к примеру, Москвой и Новосибирском, Хабаровском, Владивостоком есть поезда, которые идут от станции к станции без остановки. На всех остальных направлениях груженный среднестатистический контейнер, перевозимый по железной дороге страны, до 70 % времени находится на терминалах и перегрузочных площадках, а не в пути, что резко снижает эффективность логистического процесса [3]. Также, на большинстве станций в России не предусматриваются контейнерные площадки большой вместимости. На многих станциях их развитие стало затруднительным из-за территориальных ограничений. Это препятствует развитию перевозок в крупнотоннажных контейнерах.
Немаловажной проблемой является дефицит логистических центров [3]. Логистический центр координирует складское и транспортное обслуживание, предоставляет информационное обеспечение и контролирует движение грузов. Он должен располагать развитой инфраструктурой, включающей в себя ряд складских терминалов класса А, погрузочно-разгрузочную технику, подъездные пути, таможенные пункты и офисные помещения. Таких складских мощностей в России катастрофически не хватает. О дефиците логистических центров в РФ говорят следующиеданные. Если отнести площадь логистических складов к численности населения, то окажется, что на жителя Москвы приходитсявсего лишь 0,013 кв. м, тогда как на жителя Варшавы - 0,62 кв. м, а на жителя Милана - 19,2 кв. м.
Еще одной проблемой, связанной с препятствиями развитию контейнерных перевозок в России, является отсутствие четких долгосрочных правил для участников процесса перевозок, в частности, отсутствие стабильной и прогнозируемой тарифной политики [4]. Участники рынка контейнерных перевозок в настоящий момент не заинтересованы
в сбалансированности торговых наценок на свои услуги. Регулярные программы по снижению тарифов на пользование инфраструктурой российских железных дорог в транзитном сообщении не приводят к ожидаемому повышению транзитных перевозок. Наоборот, этот вид транзита постепенно снижается. Причина, скорее всего, заключается в увеличении цен на остальные услуги по всей цепочке транзитных перевозок, что приводит к конкуренции с автотранспортными предприятиями. Преимуществами пользования услугами автотранспортных предприятий являются быстрые сроки доставки и низкие цены, по сравнению с ж/д. В свою очередь, пользование железнодорожными транспортными компаниями обеспечивает надежность поставки и сохранность товара. Тем самым, потребители сами выбирают переплачивать им за доставку или нет. Если в крупных международных компаниях факторы сохранности товара и надежности поставки являются преимущественными, то малые предприятия очень часто обращают внимание на ценовую политику доставки.
Решение указанных проблем приведет к росту железнодорожных контейнерных перевозок и повысит их конкурентоспособность. Перспективы развития железнодорожных контейнерных перевозок, в первую очередь, неразрывно связаны с развитием инфраструктуры, со строительством новых терминалов и площадок. Данная проблема находит решение в долгосрочной программе развития ОАО «РЖД» до 2025 года. Основные задачи программы ориентированы на получение необходимых финансовых ресурсов для развития международных и внутренних контейнерных перевозок, в первую очередь, путем усовершенствования инфраструктуры контейнерных терминалови площадок. Также, необходимо отметить, что, в настоящее время, в России рассматривается и реализуется несколько десятков проектов строительства больших логистических комплексов. Тем самым, контейнеризация в России в дальнейшем будет стремительно развиваться при использовании железнодорожного транспорта.
Библиографические ссылки
1. Тебеньков, С. А. Современное состояние и проблемы контейнеризации как приоритетного направления инновационного развития рынка грузовых перевозок [Электронный ресурс] / С.А. Тебеньков. URL: file:///C:/Users/%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D 0%B5%D1%80%D0%B4%D0%B6%D0%BE%D0%BD/Downloads/sovremennoe-sostoyanie-i-problem-konteynerizatsii-kak-prioritetnogo-napravleniya-innovatsionnogo-razvitiya-r-nka-gruzov-h-perevozok%20(1).pdf (Дата обращения: 05.04.2020).
2. Ермаков, П. А. Развитие контейнерных перевозок в России [Электронный ресурс] / П. А. Ермаков. URL: http://sci-article.ru/stat.php?i=1575200043(Дaтaoбpaщeния: 05.04.2020).
3. Габбасова, В. В., Дробина, Е. А. Контейнеризация перевозок грузов на железнодорожном транспорте [Электронный ресурс] / В. В. Габбасова, Е. А. Дробина. URL: https://moluch.ru/archive/108/25995/(Дaтaoбpaщeния: 05.04.2020).
4. Ильин, П. П. Стоимостные параметры железнодорожных перевозок в условиях конкуренции и государственного регулирования [Электронный ресурс] / П. П. Ильин. URL: http://zdrazvitie.ru/analytics/publikatsii/stoimostnye-parametry-zheleznodorozhnykh-perevozok-v-usloviyakh-konkurentsii-i-gosudarstvennogo-regu/ (Дата обращения: 06.04.2020).
© Мамрукова И. О., 2020