Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ В РОССИИ '

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
контейнерные перевозки / железнодорожный транспорт / контейнерный терминал / container transportation / railway transport / container terminal

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — И.О. Мамрукова, Е.В. Белякова

Рассмотрены основные проблемы развития железнодорожных контейнерных перевозок в России; показаны направления по решению рассмотренных проблем и развитию контейнерных перевозок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE CONTAINER TRANSPORTATION OF RAILWAY TRANSPORT IN RUSSIA

The article considers the main problems of the development of railway container transportation in Russia; the share of a certain type of transport for container transportation is given; directions for solving the problems considered and the development of container transportation are shown.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ В РОССИИ »

УДК 658

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ В РОССИИ

И. О. Мамрукова Научный руководитель - Е. В. Белякова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: irisha.mamrukova@mail.ru

Рассмотрены основные проблемы развития железнодорожных контейнерных перевозок в России; показаны направления по решению рассмотренных проблем и развитию контейнерных перевозок.

Ключевые слова: контейнерные перевозки, железнодорожный транспорт, контейнерный терминал.

PROBLEMS OF THE CONTAINER TRANSPORTATION OF RAILWAY TRANSPORT IN RUSSIA

I. O. Mamrykova Scientific Supervisor - E. V. Belyakova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: irisha.mamrukova@mail.ru

The article considers the main problems of the development of railway container transportation in Russia; the share of a certain type of transport for container transportation is given; directions for solving the problems considered and the development of container transportation are shown.

Keywords: container transportation, railway transport, container terminal.

Контейнеризация- одно из направлений технического прогресса в организации перевозок, складировании и хранении грузов, которые успешно применяются как в международных, так и во внутренних транспортных системах.

На сегодняшний день, современный рынок контейнерных перевозок в России характеризуется двумя основными грузопотоками: внешнеэкономические (экспорт, импорт и транзит) и внутренние перевозки.

В мировойпрактике контейнеризация перевозок генеральных грузов на сегодняшний день составляет практически 100 %, тогда как в России контейнеризация импорта достигает 90%, а экспорта - только 12-15 %. По оценкам специалистов, Россия в настоящее время отстает по уровню контейнеризации экспорта от остальных странмира примерно в четыре раза [1].

Во внутренних перевозках России большую долю по контейнерным перевозкам занимает железнодорожный транспорт (см. рисунок) [2; 4]. Это объясняется тем, что железнодорожные пути сообщения проложены по территории всей страны, железнодорожный транспорт адаптивен под различные погодные условия и позволяет перевозить контейнерами большие партии груза различных номенклатурных позиций в целости и сохранности на дальние расстояние.

Секция «Актуальные проблемы в логистике и управлении цепями поставок»

Автомобильный: 9%

Водный; 6%

Железнодорожный; 85%

Доля водного, автомобильного и железнодорожный транспорта в контейнерных перевозках России

Несмотря на то, что железнодорожный транспорт занимает большую долю в общем объёме контейнерных перевозок в России, существует ряд проблем, связанных с развитием данной отрасли в стране.

Одной из значимых проблем развития контейнеризации грузов железнодорожным транспортом в настоящее время является отсутствие внутренней инфраструктуры для транспортировки, обработки контейнеров, соответствующей развитию транспортных мощностей. Существующая железнодорожная сеть не позволяет быстро обрабатывать контейнерные грузы. В России есть острый недостаток в контейнерных терминалах, которые могут работатьс крупнотоннажными контейнерами. Всего 41 терминал может работать с 40-футовыми контейнерами, и 174 терминала - с 20-футовыми, что недостаточно для нашей страны. Система сортировки на промежуточных станциях не дает перемещать грузы с большой скоростью. Лишь на отдельных направлениях между крупными городами, к примеру, Москвой и Новосибирском, Хабаровском, Владивостоком есть поезда, которые идут от станции к станции без остановки. На всех остальных направлениях груженный среднестатистический контейнер, перевозимый по железной дороге страны, до 70 % времени находится на терминалах и перегрузочных площадках, а не в пути, что резко снижает эффективность логистического процесса [3]. Также, на большинстве станций в России не предусматриваются контейнерные площадки большой вместимости. На многих станциях их развитие стало затруднительным из-за территориальных ограничений. Это препятствует развитию перевозок в крупнотоннажных контейнерах.

Немаловажной проблемой является дефицит логистических центров [3]. Логистический центр координирует складское и транспортное обслуживание, предоставляет информационное обеспечение и контролирует движение грузов. Он должен располагать развитой инфраструктурой, включающей в себя ряд складских терминалов класса А, погрузочно-разгрузочную технику, подъездные пути, таможенные пункты и офисные помещения. Таких складских мощностей в России катастрофически не хватает. О дефиците логистических центров в РФ говорят следующиеданные. Если отнести площадь логистических складов к численности населения, то окажется, что на жителя Москвы приходитсявсего лишь 0,013 кв. м, тогда как на жителя Варшавы - 0,62 кв. м, а на жителя Милана - 19,2 кв. м.

Еще одной проблемой, связанной с препятствиями развитию контейнерных перевозок в России, является отсутствие четких долгосрочных правил для участников процесса перевозок, в частности, отсутствие стабильной и прогнозируемой тарифной политики [4]. Участники рынка контейнерных перевозок в настоящий момент не заинтересованы

в сбалансированности торговых наценок на свои услуги. Регулярные программы по снижению тарифов на пользование инфраструктурой российских железных дорог в транзитном сообщении не приводят к ожидаемому повышению транзитных перевозок. Наоборот, этот вид транзита постепенно снижается. Причина, скорее всего, заключается в увеличении цен на остальные услуги по всей цепочке транзитных перевозок, что приводит к конкуренции с автотранспортными предприятиями. Преимуществами пользования услугами автотранспортных предприятий являются быстрые сроки доставки и низкие цены, по сравнению с ж/д. В свою очередь, пользование железнодорожными транспортными компаниями обеспечивает надежность поставки и сохранность товара. Тем самым, потребители сами выбирают переплачивать им за доставку или нет. Если в крупных международных компаниях факторы сохранности товара и надежности поставки являются преимущественными, то малые предприятия очень часто обращают внимание на ценовую политику доставки.

Решение указанных проблем приведет к росту железнодорожных контейнерных перевозок и повысит их конкурентоспособность. Перспективы развития железнодорожных контейнерных перевозок, в первую очередь, неразрывно связаны с развитием инфраструктуры, со строительством новых терминалов и площадок. Данная проблема находит решение в долгосрочной программе развития ОАО «РЖД» до 2025 года. Основные задачи программы ориентированы на получение необходимых финансовых ресурсов для развития международных и внутренних контейнерных перевозок, в первую очередь, путем усовершенствования инфраструктуры контейнерных терминалови площадок. Также, необходимо отметить, что, в настоящее время, в России рассматривается и реализуется несколько десятков проектов строительства больших логистических комплексов. Тем самым, контейнеризация в России в дальнейшем будет стремительно развиваться при использовании железнодорожного транспорта.

Библиографические ссылки

1. Тебеньков, С. А. Современное состояние и проблемы контейнеризации как приоритетного направления инновационного развития рынка грузовых перевозок [Электронный ресурс] / С.А. Тебеньков. URL: file:///C:/Users/%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D 0%B5%D1%80%D0%B4%D0%B6%D0%BE%D0%BD/Downloads/sovremennoe-sostoyanie-i-problem-konteynerizatsii-kak-prioritetnogo-napravleniya-innovatsionnogo-razvitiya-r-nka-gruzov-h-perevozok%20(1).pdf (Дата обращения: 05.04.2020).

2. Ермаков, П. А. Развитие контейнерных перевозок в России [Электронный ресурс] / П. А. Ермаков. URL: http://sci-article.ru/stat.php?i=1575200043(Дaтaoбpaщeния: 05.04.2020).

3. Габбасова, В. В., Дробина, Е. А. Контейнеризация перевозок грузов на железнодорожном транспорте [Электронный ресурс] / В. В. Габбасова, Е. А. Дробина. URL: https://moluch.ru/archive/108/25995/(Дaтaoбpaщeния: 05.04.2020).

4. Ильин, П. П. Стоимостные параметры железнодорожных перевозок в условиях конкуренции и государственного регулирования [Электронный ресурс] / П. П. Ильин. URL: http://zdrazvitie.ru/analytics/publikatsii/stoimostnye-parametry-zheleznodorozhnykh-perevozok-v-usloviyakh-konkurentsii-i-gosudarstvennogo-regu/ (Дата обращения: 06.04.2020).

© Мамрукова И. О., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.