© М.В. Кирчанов, 2009
РЕГИОНОВЕДЕНИЕ. И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
УДК 329.7 ББК 60.5
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КАТАЛОНСКОГО НАЦИОНАЛИЗМА В УСЛОВИЯХ ПОЛИТИЧЕСКОГО ТРАНЗИТА
М.В. Кирчанов
Автором предпринята попытка проанализировать основные направления и особенности развития каталонского политического национализма в условиях демократизации в Испании второй половины 1970 - 1980-х годов. Показаны особенности функционирования гражданского национализма, рассмотрены проблемы этнизации национального движения.
Ключевые слова: Испания, Каталония, политический транзит, национализм, национальное движение, этнизация национализма.
Новый этап в развитии националистического дискурса в Каталонии начинается со смертью Ф. Франко, хотя первые попытки заявить о том, что политику центра в отношении регионов следует менять, имели место и раннее [12]. Демократизация в Испании стала возможной не только благодаря смерти Ф. Франко, но и в контексте кризисных тенденций, которые начали доминировать в рамках кастильского национализма, связанного с правыми политическими идеологиями столь востребованными в 1940-1960-е гг. и ставшими столь же непривлекательными в глазах испанских граждан во второй половине 1970х годов. Анализируя кризис кастильского националистического дискурса, американский политолог Х. Линц полагает, что он оказался настолько глубоким, что от Мадрида, тради-
ционно ассоциируемого с кастильским национализмом, отвернулись раннее лояльные по отношению к центру региональные политические элиты [3, с. 155].
С другой стороны, кризисные тенденции в рамках кастильского национализма привели к активизации региональных национализмов. Анализируя подобные процессы, Ивар Ной-манн указывает на то, что «затяжная гегемония национализма делает коллективные идентичности, основанные на этническом принципе, особенно подверженными политизации» [5, с. 30]. В Каталонии второй половины 1970-х гг. политизации способствовала в большей степени не каталонская идентичность, а ее либерализация (снятие формальных запретов на использование каталонского языка, надписей на нем и т. п.), вылившаяся в политизацию. Смерть диктатора и демократизация испанского общества, которая за ней последовала, позволили региональным элитам, в том числе и каталонским националистам, подоб-
но националистам в других регионах Испании [10; 20], существенно расширить сферу своей активности, вновь став полноправными участниками политического процесса.
Начало политической демократизации Испании было воспринято каталонскими националистами как возможность восстановления статуса автономии, утраченного в годы существования франкизма [8]. С другой стороны, демократизация дала националистам возможность вновь вернуть каталонский язык в сферу государственного управления, а также образования. После смерти испанского диктатора страна столкнулась с новыми вызовами - региональными национализмами [7, р. 5-6], а также с кастильским национализмом и регионализмом. Во второй половине 1970-х гг., в ранний период демократизации, в Каталонии состоялось своеобразное националистическое возрождение, а в стане националистов царила эйфория. Волна каталонского национализма оказалась настолько мощной, что захлестнула не только национальноориентированные партии и движения в Каталонии, но и группировки, имевшие ярко выраженную идеологическую основу, например -левых.
В развитии каталонского националистического дискурса в постфранкистской Испании, переживающей процесс политического транзита, демократизации, следует выделять несколько этапов, а именно: 1) вторая половина 1970-х - первая половина 1980-х гг. - восстановление автономии Каталонии и активизация каталонского национализма; 2) вторая половина 1980-х гг. - период относительной стагнации националистического каталонского дискурса; 3) 1990-е гг. - период очередного националистического ренессанса на фоне всеевропейской активизации националистических движений; 4) 2000-е гг. - активизация националистического дискурса в контексте вызовов глобализации и актуализации идеи создания национального и независимого каталонского государства. В российской политологической литературе неоднократно высказывалось мнение, что дискриминационная политика авторитарного режима Ф. Франко стала мощным стимулом для активизации националистических движений в транзитном испанском обществе второй половины 1970-х - на-
чала 1980-х годов. Каталония имела и другие стимулы для реанимации политического регионализма.
К середине 1970-х гг. Каталония принадлежала к числу наиболее развитых и модернизированных в плане экономического развития регионов Испании, где после смерти Ф. Франко политические партии начинают формироваться и развиваться более динамично [17]. Относительно высокие экономические показатели сочетались с развитой региональной культурной и языковой традицией. Иными словами, националистические устремления каталонских регионалистов-националистов, в отличие интеллектуалов других регионов, имели не только политические и чисто идеологические, но и экономические основания. Тем не менее определяющим фактором были не экономические, а идентичностные, связанные с существованием каталонской нации, - как в политическом, так и этническом смысле. В этом контексте регионалистское движение в Каталонии и участие каталонских националистов в преобразовании политического пространства испанской государственности, активное включение Каталонии в процесс регионализации Испании было комплексным процессом ввиду того, что каталонская регионализация, в отличие от других испанских региональных национализмов, была не только процессом националистического возрождения, инспирированного националистами-интеллекту-алами, но и имела объективные социальные и экономические основания.
Осознав усиление каталонского национализма и опасаясь того, что националисты окажутся в состоянии самостоятельно выстраивать политический дискурс в регионе, Мадрид в 1975 г. предпринял первые шаги к ограничению институционализации каталонского националистического дискурса в контексте политической демократизации в Испании в целом и в рамках попыток решения территориальных проблем. В частности, в декабре 1975 г. Хуан Карлос, который (по завещанию Ф. Франко) взошел на испанский престол, заявил о том, что создание автономий может оказать позитивное влияние на развитие Испании. В феврале 1976 года в Испании была создана специальная комиссия, призванная разработать план административной реформы
для четырех провинций, которые входили в каталонский языковой ареал [13; 16]. Подобные мероприятия со стороны мадридских элит в Каталонии были встречены весьма настороженно, что привело к активизации местного радикального каталонского национализма и началу в 1976 г. массовых демонстраций, которые проходили под националистическими каталонскими и антимадридскими лозунгами.
В этой ситуации резкой активизации националистического дискурса Мадрид был вынужден в 1977 г. пойти, с одной стороны, на институционализацию отношений пост-фран-кистских элит с политической оппозицией, что нашло свое выражение в принятии так называемой пактовой модели, и, с другой - на организацию демократических выборов, результаты которых продемонстрировали, что в Каталонии усилились политические партии, выступавшие за восстановление каталонской автономии. Во второй половине 1970-х гг. усиление каталонского национализма стало настолько очевидно для Мадрида, что политические элиты центра более не решались затягивать решение проблем, связанных с территориальным статусом Каталонии, местные элиты [22, р. 9-10] которой не только проявляли большую активность, но и демонстрировали свою готовность самостоятельно конструировать политическое пространство в регионе. С другой стороны, процесс политической демократизации испанского общества и модернизации политической системы, начавшийся во второй половине 1970-х гг., был невозможен без решения территориальных проблем.
В середине 1990-х гг. российский политолог И.В. Данилевич полагал, что вынужденные уступки Мадрида регионам стали сознательно попыткой минимизировать негативные последствия «возникновения проблем в национальной сфере» [2, с. 121], сложившихся в рамках функционирования системы «центр -периферия», в которой столица играла роль центра, а регионы выступали в качестве политических аутсайдеров [14]. 29 сентября 1977 г. правительство А. Суареса приняло декрет-закон, который привел к созданию на территории Каталонии Исполнительного Комитета, что стало первым шагом на пути к восстановлению каталонской автономии [18]. После этого в Каталонии было создано
собственное правительство, которому перешла часть прерогатив центра. Разделение полномочий между политическим центром и сложившимися политическими и культурными регионами [19], создание в них действительно автономного местного самоуправления с собственными конституционными актами и политическими институтами в подобной ситуации воспринималось как элемент политики демократизации. Полномочия местной каталонской администрации оставались ограниченными: Каталония была лишена права самостоятельно формировать свои представительные органы, что резко сужало сферу влияния каталонских националистов. При этом столь ограниченные меры Мадрида не предохранили Каталонию от доминирования националистических партий - они лишь отсрочили политический триумф каталонского национализма.
С другой стороны, уступки Мадрида
1977 г. не означали полного восстановления автономии для Каталонии: для региона наступил период так называемой предавтономии ввиду того, что автономный статус мог быть институционализирован только после принятия новой Конституции. Вероятно, на этапе пре-давтономии Каталония может быть интерпретирована в категориях квазигосударственности: в регионе авторитарное наследие играло существенную роль в политической жизни, возросло значение фактора национализма в политических процессах. С другой стороны, важнейшим фактором, который способствовал выделению Каталонии и регионализации испанского политического пространства, был, вероятно, географический фактор, так как в функционировании квазигосударственных акторов значительную роль играет «преимущественно географическая обусловленность существования данного политического образования» [4]. Во второй половине 1970-х гг. правящие элиты предприняли шаги, направленные на то, чтобы допустить институционализацию политического регионализма, связанного с региональными национализмами, в наименьшей степени. Именно поэтому не произошло возвращения в конституционной модели 1930х гг., которая фактически предусматривала федерализацию Испании.
В результате политических маневров кастильских элит, которые вынужденно
лавировали между кастильскими национализмом и региональными националистическими вызовами, была принята новая испанская Конституция, ставшая, по мнению американского политолога Хуана Линца, успешной попыткой создания «новой демократии и нового типа государства» [3, с. 147]. Одной из центральных идей Конституции стала идея существования в Испании политической испанской нации. Именно поэтому преамбула к Конституции открывается от имени «испанской нации». Именно эта испанская нация в первой статье Конституции фигурирует как «носитель национального суверенитета и источник государственной власти», оставляя за абстрактным «политическим сообществом» решение принципиально важных вопросов и увязывая именно с ним функционирование регионов, обладающих значительной спецификой. С другой стороны, авторы Конституции были вынуждены признать, что наряду с испанцами как политической нацией на территории Испании проживают и другие народы. Вместе с тем во второй статье делались значительные уступки регионам, которым гарантировалась автономия при сохранении политического и территориального единства Испании. Испанская Конституция выдержана в первую очередь в интересах политического центра и связанных с ним кастильскоязычных регионов. Об этом свидетельствует третья статья Конституции, которая в качестве государственного языка объявляет кастильский, указывая на то, что «все испанцы обязаны его знать». Остальные языки, согласно Конституции, не имеют общегосударственного статуса, являясь «официальными в соответствующих автономных сообществах» [21]. Четвертая статья разрешила автономным сообществам (АС) использование своей собственной символики при условии равноправного представления в ней в общественных местах и государственных учреждениях общенациональной испанской символики.
Важность Конституции состояла в том, что она фактически легализовала националистическое движение в Каталонии, позволив ему институционализироваться в виде политических партий. Это стало возможным в силу шестнадцатой статьи Конституции, гарантировавшей «свободу идеологии». Не-
смотря на то, что Конституция Испании не провозглашает страну федерацией [11], в тексте Основного Закона присутствуют элементы асимметричного федерализма. Хорватский исследователь В. Катуранич полагает, что процесс демократизации, с одной стороны, и активизация национальных движений -с другой привели к трансформации Испании в «полуфедерацию», для которой характерны тенденции децентрализации [15, s. 9]. Но также следует принимать во внимание, что в испанской политологии Испания интерпретируется не как страна с элементами федерализма в территориальном устройстве, но как составное государство. Статья 137 Конституции Испании предусматривает существование на ее территории муниципий, провинций и автономных сообществ (цит. по: [1]), которые обладают различными правами. С другой стороны, ст. 138 указывает на то, что различный статус провинции и автономного сообщества не наделяет последнее экономическими преимуществами перед первым. Согласно Конституции, условие для создания автономного сообщества - наличие общих черт в языке, культуре и традиции провинций, образующих АС. При этом ст. 145 значительно огранила права АС, запретив им объединяться в федерации в рамках Испании. Статья 148, тем не менее, разрешала АС развивать и поддерживать собственные языки, традиции и культуры, отличные от кастильского языка и традиций.
После принятия новой испанской Конституции в Каталонии началась разработка автономного статута, а 25 октября 1979 г. в регионе прошел референдум, утвердивший Статут АС Каталонии. Статут выдержан в духе умеренного политического каталонского национализма. В преамбуле Статута доминирует идея континуитета и непрерывности в развитии государственной и политической традиции в Каталонии. Основной текст Статута открывается с декларации того, что Каталония и каталонцы являются национальностью, институционализированной в автономное сообщество в соответствии с Конституцией Испании. Националистическое содержание заметно в ст. 3 Статута, которая объявляет каталонский язык на территории Каталонии официальным наряду с испанским, который,
согласно Статуту, является официальным в Испании. В этом контексте проводится идея отделенности Каталонии от Испании: если не политической, то языковой и культурной. Статут легализовал и политические символы каталонского национализма - флаг, состоящий из четырех красных полос на желтом фоне. Статья 29 Статута в значительной мере способствовала институционализации каталонского национализма, трансформации каталонцев из исторической нации с уникальными языковыми и культурными традициями в политическую нацию. В ст. 29 декларировалось, что АС Каталония имеет свои органы власти - парламент и правительство, возглавляемое президентом [23, с. 80-82].
Таким образом, к началу 1980-х гг. каталонский национализм на фоне активизации региональных и регионалистских политических трендов в Испании, определяемой в западной политологии как «регионализированное государство» [3, с. 160], достиг значительных успехов в институционализации националистического дискурса. Это дало возможность каталонским националистам на протяжении 1980-х гг. консолидировать каталонское общество, подготовив его для националистических мобилизаций 1990-х годов. С другой стороны, анализируя каталонский националистический дискурс 1980-х гг., следует принимать во внимание тенденции к его постепенной радикализации. В каталонском национализме выделяется совокупность радикальных трендов, сторонники которых не только разделяли ценности этнического национализма, но и культивировали идею полного отделения Каталонии от Испании и построения гомогенного каталонского национального государства.
Чем была вызвана радикализация политического каталонского национализма? Анализируя эту проблему, во внимание следует принимать то, что радикализация каталонского националистического дискурса в 1980-е гг. не явилась единичным фактом. На протяжении конца 1980-х - 1990-х гг. Европа пережила несколько волн этнизации различных региональных национализмов. Комментируя этот процесс, чешский исследователь М. Хрох подчеркивает, что ренессанс национализмов не следует сводить исключительно к либерализации политического пространства, связанного с демок-
ратическим транзитом. По мнению М. Хроха, националистические взрывы 1980-1990-х в большей степени продолжили традицию ранних региональных национализмов, которые ставили перед собой нереализумые тогда, но по-прежнему актуальные политические цели. Таким образом, формула М. Хроха сводится к тому, что «новый национализм резюмирует старый» [6, с. 134-135]. С другой стороны, британский политолог Д. Конверси полагает, что демократизация в Испании в этом измерении способствовала «радикализации конфликтов» [9, p. 224] в регионах с этнической и языковой спецификой. Опять же, в 1980-е гг. в рамках каталонского националистического дискурса, в контексте роста внесистемных и/или антисис-темных движений, которые активно апеллировали к политическим ценностям национализма и демократии, активизируются организации, которые подобно «Terra Lliure», выступали за отделение Каталонии, но не придерживались террористических методов.
В 1980-е гг., когда в условиях демократизации были достигнуты определенные политические результаты, национальные радикалы не смогли монополизировать националистический дискурс, будучи вынужденными делить его с более умеренными националистами, которые группировались вокруг ряда организаций, среди которых «Exèrcit Popular Català», «Front d’Alliberament Català», «Partit Socialista d’Alliberament Nacional», «Independentistes dels Països Catalans». Вероятно, причины неудачи радикального этнического национализма, оперировавшего лозунгами, апеллирующими к этническим традициям («Independencia o mort!» - «Независимость или смерть!», «Visca la lluita armada!» - «Да здравствует вооруженная борьба!», «Una sola nació, Països Catalans!» - «Одна нация - каталонские земли!»), а не политическим и гражданским ценностям, следует искать и в том, что на протяжении ХХ в. каталонский национализм развивался и функционировал как именно гражданский, с мощным культурным трендом, связанным с изучением и реставрацией каталонских народных традиций, что стимулировало националистическое воображение каталонских интеллектуалов, в значительной степени предохраняя их от этнизации и радикализации.
В целом, политические процессы в транзитном социуме Каталонии указывают на то, что демократизация и появление возможностей для свободного политического участия и волеизъявления не означают завершение эры национализма. Политический опыт, опыт политического участия, наличие традиций политического диалога, воля элит к согласию в условиях переходного периода - все эти факторы оказали существенное влияние на то, что каталонский националистический дискурс в незначительной степени подвергся этнизации и радикализации, продолжив свое функционирование как совокупность политических трендов. Вероятно, важнейшим фактором было то, что каталонский национализм функционировал в обществе, которое обрело к тому времени определенный опыт политического участия, что гарантировало националистическое движение от радикализации и этнизации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арбос Марин К. Отношения между государством и автономными сообществами / К. Арбос Марин // КФ. - 2003. - №> 3. - С. 77-87.
2. Данилевич, И. В. Автономизация Испании / И. В. Данилевич // Полис. - 1995. - N° 5. - С. 121129.
3. Линц, Х. Испанская демократия и государство автономий / Х. Линц // Казанский федералист. -2007. - №> 3-4. - С. 147-204.
4. Лукичев, П. Н. Квазигосударственность / П. Н. Лукичев, А. П. Скорик // Полис. - 1994. - J№ 5. -
С. 139-142.
5. Нойманн, И. Использование «Другого». Образы Востока в формировании европейских идентичностей / И. Нойманн. - М. : Новое издательство, 2004. - 336 с.
23. Сравнительный анализ текста Статута, одобренного Конгрессом, и текста Статута 1979 года // Каталония и Испания: империя и реальность / сост. Е. Висенс. - М. : ИА «Регнум», 2007. - С. 79-92.
6. Хрох, М. От национальных движений к полностью сформировавшейся нации: процесс строительства наций в Европе / М. Хрох // Нации и национализм. - М. : Праксис, 2002. - С. 121-145.
7. Aguilar, Fernández P Política y ética, memoria e historia: las peculiaridades del caso vasco en el contexto español / Fernández P Aguilar. - [N. p.], 1998. - 25 p.
8. Alba, V Els problemas del moviment obrer a Catalunya / V Alba. - Barcelona : Lavinia, 1977. - 351 p.
9. Conversi, D. The Smooth Transition: Spain’s
1978 Constitution and the Nationalities Question /
D. Conversi // National Identities. - 2002. - Vol. 4, No 3. - P. 223-244.
10. Fernández, J. M. Convergencia Democrática de Catalunya i el món sindical (1974-1990) / J. M. Fernández. - Barcelona, 2006 (Universitat de Barcelona, Tesis Doctoral). - 595 p.
11. Gerre, Landín M. Las Comunidades Autónomas en la Constitución española de 1978 / Landín M. Gerre // Revista Jurídica de Cataluña. -1979.- No 2. - P 53-86.
12. Gonzales Cezanova J. A. Catalunya en la España moderna / J. A. Gonzales Cezanova // Diario de Barcelona. - 1977. - Agosto 2.
13. Guardiola, C. Per la llengua. Llengua i cultura als paisos catalans / C. Guardiola. - Barcelona : Edicions de la Magrana, 1980. - 281 p.
14. Karatani, K. Beyond Capital-Nation-State / K. Karatani // Rethinking Marxism. - 2008. - Vol. 20, No 4. - P. 569-595.
15. Katunaric, V. Centar, periferija i regionalizam: «tvrda» europska postmoderna / V. Katunaric // Drustveni istrazuvanja. - 1992. - Br. 1. - S. 5-12.
16. Laitin, D. D. Linguistic Revival: Politics and Culture in Catalonia / D. D. Laitin // Comparative Studies in Society and History. - 1989. - Vol. 31, No 2. - P. 297317.
17. Linz, J. J. Il sistema partitico spagnolo / J. J. Linz // Rivista italiana di studii politiche. - 1978. -Vol. VIII, No 3. - P. 363-414.
18. Los ada, A. N a t i on a l i den ti ty an d selfgovernment in Spain: The Galician case / A. Losada // Nationalism and Ethnic Politics. - 1999. - Vol. 5, No 3. -P 142-163.
19. Oliveira, S. M. Discourses of Identity at the Spanish / Portuguese Border: Self-Identification Strategies of Centre and Periphery / S. M. Oliveira // National Identities. - 2002. - Vol. 4, No 3. - P. 245-256.
20. Pérez Nieto E.G. El partido Andalucista: origen y evolución de un partido regionalista / E. G. Pérez Nieto. - Granada, 2006 (Universidad de Granada, Tesis Doctoral). - 339 p.
21. Poggeschi, G. The linguistic struggle in the Almost Federal Spanish System / G. Poggeschi // The Consitutional and political Regulation of Ethnic Relations and Conflicts. - Ljubljana : Institute for Ethnic Studies, 1999. - P 313-324.
22. Sorbets, C. Elites politiques, elections locales et partis politiques / C. Sorbets. - Barcelona : Institut d’Études Politiques, 1993. - 16 p.
CATALONIAN NATIONALISM DEVELOPMENT PROBLEMS IN POLITICAL TRANSITION
M. V. Kirchanov
The paper attempts to analyze the main trends of Catalan political nationalism development under democratization in Spain of the second half of 1970s-1980s. The author deals with specifics of civic nationalism functioning and challenges of national movements’ ethnization.
Key words: Spain, Catalonia, political transition, nationalism, national movement, ethnization of nationalism.