Научная статья на тему 'Проблемы развития кадрового потенциала российской науки'

Проблемы развития кадрового потенциала российской науки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кадровый потенциал / управление научной деятельностью / исследователи / высшее образование / предприятия реального сектора экономики / фондовооруженость / human resources / management of scientific activities / researchers / higher education / enterprises of the real sector of the economy / capital equipment

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наталья Олеговна Васецкая

Научные и инженерные кадры высшей квалификации являются ключевыми акторами научно-технического развития страны. Повышение квалификации и профессиональных навыков молодых специалистов, а также укрепление научно-технологического и кадрового потенциала являются основными направлениями ряда государственных инициатив, таких как, например, национальный проект «Наука и университеты». В статье рассмотрены различия в распределении численности исследователей по секторам деятельности между Россией и странами ОЭСР. Показано, что в России доля исследователей в организациях предпринимательского сектора уменьшается, в то время как в секторе высшего образования — увеличивается. Отмечено, что в настоящее время наблюдается значительный дефицит высококвалифицированных кадров, особенно молодого возраста, что свидетельствует о невысокой привлекательности исследовательской деятельности и понимании карьерных возможностей ученого как малоперспективных. Обозначены проблемы развития кадрового потенциала, связанных с распадом ряда научных школ и снижением заинтересованности молодых исследователей в реализации научных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of human resources development in Russian science

Highly qualified scientific and engineering personnel are key actors in the scientific and technical development of the country. Strengthening the human resources potential of science and technology, young professional skills of already working specialists are the key objectives of a number of national projects, such as, for example, “Science and Universities”. The article examines the differences in the distribution of the number of researchers by sector of activity between Russia and the OECD countries. It is shown that in Russia the share of researchers in the business sector is quite high, but the share of researchers in it is decreasing, while in the higher education sector it is increasing. It is noted that currently there is a significant shortage of highly qualified personnel, especially young people, which indicates the low attractiveness of research activities and an understanding of the career opportunities of a scientist as unpromising. The problems of human resource development associated with the collapse of a number of scientific schools and the decrease in the interest of young researchers in the implementation of scientific research are outlined.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития кадрового потенциала российской науки»

Экономические науки

Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 2. С. 226-230. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(2):226-230.

МЕНЕДЖМЕНТ

Научная статья УДК 005.73

https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-2-226-230 EDN: https://elibrary.ru/OVOPUC

NIION: 2007-0062-2/24-098 MOSURED: 77/27-004-2024-02-298

Проблемы развития кадрового потенциала российской науки

Наталья Олеговна Васецкая

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Россия, nat.vasetskaya@yandex.ru

Аннотация. Научные и инженерные кадры высшей квалификации являются ключевыми акторами научно-технического развития страны. Повышение квалификации и профессиональных навыков молодых специалистов, а также укрепление научно-технологического и кадрового потенциала являются основными направлениями ряда государственных инициатив, таких как, например, национальный проект «Наука и университеты». В статье рассмотрены различия в распределении численности исследователей по секторам деятельности между Россией и странами ОЭСР. Показано, что в России доля исследователей в организациях предпринимательского сектора уменьшается, в то время как в секторе высшего образования — увеличивается. Отмечено, что в настоящее время наблюдается значительный дефицит высококвалифицированных кадров, особенно молодого возраста, что свидетельствует о невысокой привлекательности исследовательской деятельности и понимании карьерных возможностей ученого как малоперспективных. Обозначены проблемы развития кадрового потенциала, связанных с распадом ряда научных школ и снижением заинтересованности молодых исследователей в реализации научных исследований.

Ключевые слова: кадровый потенциал, управление научной деятельностью, исследователи, высшее образование, предприятия реального сектора экономики, фондовооруженость

Для цитирования: Васецкая Н.О. Проблемы развития кадрового потенциала российской науки // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 2. С. 226 — 230. https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-2-226-230. ЕЭЫ: И^:/ /elibrary.ru/OVOPUC.

Natalia O. Vasetskaya

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg, Russia, nat.vasetskaya@yandex.ru

Abstract. Highly qualified scientific and engineering personnel are key actors in the scientific and technical development of the country. Strengthening the human resources potential of science and technology, young professional skills of already working specialists are the key objectives of a number of national projects, such as, for example, "Science and Universities". The article examines the differences in the distribution of the number of researchers by sector of activity between Russia and the OECD countries. It is shown that in Russia the share of researchers in the business sector is quite high, but the share of researchers in it is decreasing, while in the higher education sector it is increasing. It is noted that currently there is a significant shortage of highly qualified personnel, especially young people, which indicates the low attractiveness of research activities and an understanding of the career opportunities of a scientist as unpromising. The problems of human resource development associated with the collapse of a number of scientific schools and the decrease in the interest of young researchers in the implementation of scientific research are outlined.

Keywords: human resources, management of scientific activities, researchers, higher education, enterprises of the real sector of the economy, capital equipment

For citation: Vasetskaya N.O. Problems of human resources development in Russian science // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(2):226 — 230. (In Russ.). https://doi.org/ 10.24412/2073-3305-2024-2-226-230. EDN: https://elibrary.ru/OVOPUC.

© Васецкая Н.О., 2024

MANAGEMENT

Original article

Problems of human resources development in Russian science

226

Образование. Наука. Научные кадры 2024 / № 2

Человеческие ресурсы в научной сфере играют ключевую роль в формировании научно-исследовательского потенциала страны, что является фундаментом для разработки научно-технологической стратегии государства. В дополнение к наличию квалифицированных исследователей и их профессиональной подготовке существенными факторами являются планирование и организация научных исследований и механизмы управления ими, включая способы мотивации труда, инфраструктурную поддержку и прочие аспекты. В рамках национального проекта «Наука и университеты», одной из основных задач которого обозначена всесторонняя поддержка нового поколения ученых, ключевым критерием является сохранение Россией 5-го места среди ведущих стран мира по показателю численности исследователей за период с 2018 по 2024 г. В качестве ключевых показателей численности были рассмотрены показатель «Персонал, занятый исследованиями и разработками (тыс. чел-лет, в эквиваленте полной занятости)» и «Численность исследователей (тыс. чел-лет, в эквиваленте полной занятости)», которые отражают не количество занятых в выполнении научных исследований и разработок физических лиц, а объем трудозатрат, выраженный суммой долей времени, фактически затраченного на эту работу, и измеряется в человеко-годах.

В табл. 1 представлены сведения по указанным показателям за период с 2010 по 2021 г [1; 2]. По результатам исследований Организации экономического сотрудничества (ОЭСР) и ЮНЕСКО на протяжении 20 лет по данным показателям персонала позиции России снижаются, в то время как в ведущих странах количество персонала, занятого в секторе научных исследований и разработок, растет. Так, численность исследователей в эквиваленте полной занятости в России в 2021 г. снизилась по сравнению с 2020 г. на 8 тыс. чел.-лет (с 397,2 тыс. чел.-лет до 389,2 тыс. чел.-лет), а по сравнению с 2010 г. — на 52,9 тыс. чел.-лет. Таким образом, по данному показателю Россия в 2021 г. занимает 6-е место, уступая Китаю (2281,1 тыс. чел.-лет), США (1554,9 тыс. чел.-лет), Японии (704,5 тыс. чел.-лет), Республике Корея (470,7 тыс. чел.-лет) и Германии (459,5 тыс. чел.-лет). В то время как в 2010 г. Россия была на 4-м месте в мировом рейтинге стран, осуществляющих научную деятельность.

За период с 2010 по 2022 г. по данным Рос-стата в России общая численность исследователей снизилась более чем на 28 тыс. человек (с 368 915 человек в 2010 г. до 340 666 человек в 2022 г.) [2]. Из них число исследователей в возрасте до 29 лет сократилось более чем на 17 тыс. человек (с 76 813 человек в 2010 г. до 53 996 человек в 2022 г.), при этом в категории исследователей в возрасте от 30 до 39 лет наблюдается рост, очевидно, вследствие естественного взросления. Следует отметить, что в данной возрастной категории количество высококвалифицированных кадров (кандидатов и докторов наук) упало до критических значений. Так, количество докторов наук в возрасте до 29 лет за период с 2010 по 2022 г. снизилось с 52 человек до 6 человек, а кандидатов — с 4 354 человек до 1 313 человек. Такую тенденцию снижения кадров высшей категории можно интерпретировать, во-первых, как неэффективную работу аспирантуры и докторантуры; во-вторых, как процесс поиска и отбора преподавателей и исследователей из числа аспирантов и докторантов.

Наблюдаемая тенденция свидетельствует о невысокой привлекательности исследовательской деятельности и понимании карьерных возможностей ученого как малоперспективных. Кроме того, к дополнительному оттоку исследователей молодого возраста привело начало СВО и следующие за этим мобилизационные действия, а также предлагаемые зарубежными странами лучшие условия для ученых, в том числе с более высокой оплатой труда. Так, в Германии и Чехии по сравнению с Россией заработная плата ученого больше в 3,2 и 1,4 раза соответственно. Однако отток исследователей в развитые страны связан не только с невысоким по сравнению с западными странами уровнем заработной платы, а большей частью — с проблемами реализации своего научно-исследовательского и инженерного потенциала [3; 4].

Важным показателем анализа кадрового потенциала страны является распределение исследователей по секторам науки. В табл. 2 представлена динамика показателя «Доля персонала, занятого научными исследованиями и разработками, по секторам науки в общем количестве исследователей» в России за период с 2010 по 2021 г. (в процентном соотношении к общему числу исследователей) [2].

2024 / № 2 Е^оайоп. Бйепое. БаепйЛс регэоппе!

227

Таблица 1. Место России среди ведущих стран мира за период 2010—2021 гг. (по численности занятых в науке)

Страна Персонал, занятый исследованиями и разработками, по странам (тыс. чел-лет, в эквиваленте полной занятости) Страна Численность исследователей по странам (тыс. чел-лет, в эквиваленте полной занятости )

2010 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2010 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Китай 2553,8 4800,8 5234,1 4381,4 Китай 1210,8 2109,5 2281,1

США — — — 2415,1 США 1200,0 1586,5 1554,9

Япония 877,9 903,4 911,6 942,0 Япония 656,0 681,8 689,9 704,5

Германия 548,7 735,6 733,8 749,9 Корея 264,1 430,7 446,7 470,7

Россия 840,0 753,8 748,72 729,0 Германия 328,0 450,7 450,8 459,5

Корея 335,2 525,7 545,4 577,1 Россия 442,1 400,7 397,2 389,2

Индия 441,1 — — 553,0 Индия 192,8 — — 341,8

Франция 397,8 461,9 470,6 501,1 Франция 243,5 313,4 321,5 340,0

Великобритания 350,8 475,1 — 475,1 Великобритания 256,6 316,3 — 317,5

Италия 225,6 355,9 342,3 357,7 Канада 158,7 182,8 — 182,76

Таблица 2. Доля персонала, занятого научными исследованиями и разработками,

по секторам науки, %

Год Государственный сектор, % Предпринимательский сектор, % Сектор высшего образования, % Сектор некоммерческих организаций, %

2010 35,7 53,6 10,5 0,2

2018 37,8 49,2 12,8 0,2

2019 32,6 53,2 13,9 0,3

2020 34,8 51,5 13,2 0,4

2021 33,9 51,5 14,1 0,5

Как показывает анализ динамики показателя, за последнее десятилетие большая доля исследователей осуществляет свою деятельность в организациях государственного сектора (организации, находящиеся в подчинении органов федеральной исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ) и предпринимательского сектора (научные организации, деятельность которых связана с внедрением результатов научных исследований и разработок в коммерческое производство). Однако за период с 2010 по 2021 г. доля исследователей, занятых в данных секторах науки, в общем числе исследователей уменьшается.

Сокращение доли исследователей в структуре кадрового потенциала предприятий реального сектора экономики может быть связано с тем, что ресурсы научного комплекса промышленности направлены на решение устаревших задач. Неактуальность решаемых промышленностью задач и их оторванность от реального запроса экономики приводят к снижению заинтересованности работников научной сферы, особенно молодых. Эта тенденция достаточно опасна для развития экономики страны, так как именно промышленность призвана обеспечить использование результатов научно-исследовательской деятельности в хозяйственной практике.

В секторе организаций высшего образования (университеты различных форм, прочие организации высшего образования) и некоммерческих организаций наблюдается обратная тенденция — доля исследователей за выбранный период заметно увеличилась. Это связано, во-первых, с результатом применяемых государством механизмов поддержки, которая заключается в стимулировании процессов интеграции науки и образования. Во-вторых, со стороны государства проводится научно-техническая политика, направленная на активизацию научной деятельности в организациях сектора высшего образования.

Таким образом, структура персонала, занятого научными исследованиями и разработками, по секторам деятельности аналогична соответствующей структуре организаций. За рассматриваемый период в абсолютном выражении наиболее весомым по количеству исследователей остается предпринимательский сектор, однако доля научных работников, занятых в нем, сокращается. Сектор высшего образования становится популярен среди исследователей, их доля растет. Это связано в большей степени с мерами государственной поддержки научных исследований в организациях высшего образования.

Еще одной причиной, по которой научная сфера не популярна для исследователей в России, является отсутствие современного оборудования и установок для проведения экспериментов и зачастую сложность его приобретения за счет бюджета организации или средств научных договоров или грантов [5]. Финансовое обеспечение является необходимым и обязательным условием функционирования и развития научной сферы в любой стране. Состояние материально-технической базы играет ключевую роль в обеспечении возможности проведения научных исследований, а также в повышении их результативности. Поддержание материально-технической базы на должном уровне способствует более эффективному привлечению молодых исследователей в научную сферу, а также привлечению внебюджетного финансирования от предприятий реального сектора экономики (софинансирование научных исследований).

На уровне государства существуют механизмы по улучшению фондовооруженности научного сектора страны. К ним относятся, например, реализация федерального проекта «Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров» («Инфраструктура»), которая включает обновление приборной базы научных организаций и создание уникальных научных

2024 / № 2 Education. Science. Scientific personnel

229

Экономические науки

установок класса «мегасайнс». Однако, несмотря на предпринимаемые меры, анализ оснащенности приборной базы стран мира показал, что фондовооруженность научного сектора в ведущих странах существенно выше. При сокращении ресурсной базы российской науки невозможно ожидать повышения ее эффективности.

Таким образом, значимость кадрового потенциала науки не вызывает сомнений, так научные кадры являются движущей силой технического прогресса. Кроме того, эффективная организация научных исследований и управление ими, включая методы стимулирования, инфраструктурную поддержку и другие составляющие, играют не менее важную роль в достижении высоких научных результатов и развитии национальной науки.

Однако в российской науке можно констатировать ряд проблем развития кадрового потенциала, связанных с распадом ряда научных школ и снижением заинтересованности молодых исследователей в реализации научных исследований. К этим проблемам можно отнести запаздывание технологической модернизации экономики, недостаточное финансирование сферы научных исследований, чрезмерную бюрократизацию процесса реализации научной деятельности, несовершенство механизмов управления наукой, оторванность прикладной науки от задач реального сектора экономики.

Список источников

1. ОЭСР, Институт исследований экспертизы ВЭБ // URL: https://www.inveb.ru/

2. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) / / URL: https://rosstat.gov.ru/

3. Зырянов ВВ., Мосичева ИА., Прудникова МВ. Кадровый потенциал современной российской науки / / Исследователь XXI века: формирование компетенций в системе высшего образования: кол. монография / отв. ред. Е.В. Караваева. М.: Геоинфо, 2018. С. 143—174.

4. Клепач А.Н. Экономика технологического суверенитета и благосостояния: единство и противоречия / / Научные труды Вольного экономического общества России. 2023. № 3.

5. Молодые ученые назвали основные для себя проблемы: «Ставка ничтожна» // URL: https://fedpress.ru/article/2936420

References

1. OECD, VEB Institute for Expertise Research // URL: https://www.inveb.ru/

2. Federal State Statistics Service (Rosstat) // URL: https://rosstat.gov.ru/

3. Zyryanov V.V., Mosicheva I A., Prudnikova M.V. Personnel potential of modern Russian sciences / / Researcher of the XXI century: the formation of competencies in the higher education system: Col. monograph / ed. by E.V. Karavaeva. M.: Geoinfo, 2018. pp. 143—174.

4. Klepach A.N. Economics of technological sovereignty and welfare: unity and contradictions // Scientific works of the Free Economic Society of Russia. 2023. No. 3.

5. Young scientists named the main problems for themselves: "The stake is negligible" // URL: https://fedpress.ru/article/2936420

Информация об авторе

Н.О. Васецкая — докторант Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, старший научный сотрудник, кандидат физико-математических наук.

Information about the author

N.O. Vasetskaya — Doctoral Student of Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, Senior Researcher, Candidate of Physical and Mathematical Sciences.

Статья поступила в редакцию 1 5.04.2024; одобрена после рецензирования 1 5.05.2024; принята к публикации 14.06.2024.

The article was submitted 15.04.2024; approved after reviewing 15.05.2024; accepted for publication 14.06.2024.

230

Образование. Наука. Научные кадры 2024 / № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.