Научная статья на тему 'Проблемы развития итернет-торговли в России'

Проблемы развития итернет-торговли в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2244
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ ТОРГОВЛЯ / ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН / ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ / ONLINE TRADING / ONLINE STORE / PROBLEMS OF ONLINE TRADING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нигматзянова Алсу Зуфаровна

В статье анализируются существующие проблемы интернет-торговли в России и рассмотрения решения данных проблем на примере лидера продаж в стране. Для примера выбран интернет-магазин «Валдберрис», в связи с тем, что входит в топы различных аналитических рейтингов, как отечественных, так и зарубежных. Успех компании сопряжен с рядом причин, принятые решения в осуществлении деятельности, направленные на преодоление основных проблем в данном виде бизнеса, стали ключевыми факторами в популярности среди российских пользователей интернета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития итернет-торговли в России»

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ В РОССИИ Нигматзянова А.З. Email: Nigmatzyanova656@scientifictext.ru

Нигматзянова Алсу Зуфаровна - студент, кафедра экономики, Удмуртский государственный университет, г. Ижевск

Аннотация: в статье анализируются существующие проблемы интернет-торговли в России и рассмотрения решения данных проблем на примере лидера продаж в стране. Для примера выбран интернет-магазин «Валдберрис», в связи с тем, что входит в топы различных аналитических рейтингов, как отечественных, так и зарубежных. Успех компании сопряжен с рядом причин, принятые решения в осуществлении деятельности, направленные на преодоление основных проблем в данном виде бизнеса, стали ключевыми факторами в популярности среди российских пользователей интернета.

Ключевые слова: интернет торговля, интернет-магазин, проблемы интернет-торговли.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF ITERNET-TRADE IN RUSSIA

Nigmatzyanova A.Z.

Nigmatzyanova Alsu Zufarovna - Student,

DEPARTMENT OF ECONOMICS, UDMURT STATE UNIVERSITY, IZHEVSK

Abstract: the article analyzes the existing problems of e-commerce in Russia and the consideration of solving these problems on the example of the sales leader in the country. For example, the selected online store "Waldburris", due to the fact that it is included in the tops of various analytical ratings, both domestic and foreign. The success of the company is hidden by a number of reasons; decisions made in the implementation of activities aimed at overcoming the main problems in this type of business have become key factors in popularity among Russian Internet users.

Keywords: online trading, online store, problems of online trading.

УДК 65.01

Возможности интегрирования торговли в интернет-сферу открывает множество возможностей для расширения или начала нового бизнеса. Помимо явных преимуществ данной формы торговли, существуют также проблемы, которые мешают развитию данной отрасли. Количество действующих интернет - магазина на российском рынке более 23 тысяч [1]. Среди 20 тысяч сайтов с признаками интернет -магазина только 80 тысяч имеют посещаемость более 20 человек в день [2]. Из них согласно исследованию аналитического агентства, «Data Insight» количество магазинов на рынке интернет продаж всего 2000 магазинов с 10 оформленными заказами в сутки [3]. И менее 100 магазинов с числом заказов оформленными более 1000 в сутки. По данные факты говорят о высокой конкуренции и возникновении проблем при развитии интернет - магазина. Среди проблем развития электронной коммерции в России выделяют [4]:

1. Отсутствие возможности личной оценки товара потребителем.

2.Слабость системы эффективной и быстрой доставки товара потребителю, обусловленной отсутствием развитости складов с готовой продукцией.

3. Недоверие к надежности к системе оплата товара.

4. Наличие мошеннической деятельности в сфере интернет торговли.

5. Отсутствие опытных специалистов в сфере деятельности электронной торговли таких как менеджеров по продажам, логистов, маркетологов, квалифицированных специалистов по обслуживанию.

6.Технические неполадки в работе веб-сайтов и работы интернет линий провайдеров.

7. Проблема с отсутствием надёжности защиты личной информации потребителя.

8. Опора в развитии бизнеса на сторонние инвестиции, конечном итоге повышают риски для будущего компании.

Решение данных проблем важный аспект для развития бизнеса интернет магазинов.

Рассмотрим решение данных проблем на примере опыта компании «Валберрис» одного из лидеров продаж на рынке интернет-торговли в России, занимающиеся реализацией одежды и обуви.

Интернет-ритейл «Валберрис» находится на рынке с 2004 года. Основателями компании являются супруги Бакальчук.

Работать компания начала с продажи занимался перепродажей одежды из каталогов «Quelle» и «Otto». Известные бренды одежды, которые небыли представлены на российском интернет рынке. В развитии копании сделала ставку на объемы продаж.

По данным журнала «Forbes» самых дорогих компаний рунета на 2017 год [5], компания «Wildberries» занимает четвертую позицию, а в 2016 году занимала 7 место показывая высокий рост доходов. Основной доход приносит интернет - продажи. В каталоге компании представлено около 10 млн товаров от 7000 брендов. По продажам с среди интернет-магазинов согласно исследованиям «Data Insight» интернет-магазин «Валдберрис» занимает первое место уже два года В 2016 году они стали лидерами с показателями продаж 45 600 млн рублей с 29000 заказов, в 2017 году данная цифра составила 63 800 млн рублей с 39800 заказов показав рост в 40%.

Далее будут рассмотрены решение проблем, принятых руководством «Вайлдберрис»:

1.Единая тарифная ставка по доставке товара.

В 2008 году компанией устанавливается единая тарифная ставку в 300 рублей за доставку (в настоящий момент бесплатно или 200 рублей), таким образом сотрудники колл-центров быстрее обрабатывают информацию за счет отсутствия потребности работать тарифной сеткой.

Так же благодаря не высокой цене доставки и возврата товара увеличилось число клиентов.

2. Развитая система складов и логистики.

Рассматривая систему доставки товара потребителю то стоит отметить, что на данный момент «Валберрис» - этот 15 тысяч человек, из них в головном офисе — около 500, большая часть сотрудников работники складских помещений, менеджеры пунктов самовывоза и курьеры также являются сотрудниками компании. Автопарк состоит из 150 машин (на март 2018 года). Доставка по РФ происходит из собственного логистического центра в Московской области и складов в крупных городах. Так же компания насчитывает 2000 тысяч пунктов самовывоза, из них более 800 пунктов в России. Количество таких пунктов продолжает расти, только в 2018 году компания открыла более 500 пунктов самовывоза.

Система доставки компании «Валдберрис» подразумевает мгновенное резервирование покупки клиента [6].

Сам этап, сформирования заказ покупателем, до того, как он потвердели покупку, после звонка оператора. Это связано с тем, что при высоких объемах продаж, товар может быть перехвачен другими, пока с клиентом пытаются связаться для подтверждения покупки.

Сам этап формирования заказа сотрудниками магазина по обработке и формированию заказа достаточно сложен и состоит из нескольких стадий. На первой стадии заявки покупателей отправляют на склад, далее формируется сборочный лист. По нему работники склада собирают необходимые товары.

Склад, который используется для хранения товара «Wildbemes», поделен на специальные зоны:

Сборочный лист формируется, так чтобы уменьшить передвижения сотрудника и сэкономить время и количество вещей, который может за один раз унести складской работник. Данный алгоритм создается системой автоматически.

Следующая стадия - сбор товара к месту формирования заказов. Данное место состоит из несколько десятков стеллажей с ящиками со специальной нумерацией. На месте сканируют продукцию по их штрих-коду, по нему система выдает номер стеллажа и ячейку, где будет храниться товар. Перевозка осуществляется после того, как весь стеллаж полностью заполнен. Товары распределяют по машинам, которые развозят их по разным городам.

2. Возможность покупателями лично оценить приобретённую покупку

В начале создания компании не многие верили в успех проекта. Причинами были в том, что потребители не заинтересуются покупкой одежды и обуви без предварительной примерки. Для решения данной проблемы были использованы курьеры.

Курьеры доставляли напрямую клиенту несколько размеров товара. Если товар не соответствует ожиданиям, клиент имел право вернуть товар.

Работа с курьерами не устраивала руководство компании, так как целевыми клиентами являются женщины. Курьерскую работу выполняют в основном мужчины, поэтому женщины испытывают неудобство при примерке одежды.

Таким образом, было принято решение с 2012 года открыть центры самовывоза с примерочными кабинками.

Согласно аналитическому агентству «Data Insight» в 2017 году наиболее популярный тип доставки интернет-магазином это самовывоз из ПВЗ/постомата использует 42%, еще 19% использую стороннею службу доставки, лишь 10% используют собственную доставку к которым относится интернет-магазин «Валдберрис» [7].

Компания «Waldberis» не первая в России использовала центр самовывоза, но примерочные кабинки были впервые применены именно ими.

При таком подходе возврат продукции намного выше среднего и составляет 5060%. Увеличиваются затраты на доставку товара, тем самым снижая прибыль. Но данную услугу отменять не планируется в связи с ее популярностью и как фактора причины успешности работы компании.

Компания не оставляет проблему возвратов используя систему процента выкупа. Данная система подразумевает соотношение заказанного товара к приобретённому.

В «Wildbemes» существуют ограничение по заказам на бесплатную доставку, данные ограничения распространяются на клиентов, которые часто возвращают товар без предварительной оплаты.

Процент выкупа дает пользователю возможность получать индивидуальные скидки на постоянной основе. Магазин так же учитывает количество денег, потраченных на ресурсе. Подобная система поощряет постоянной скидкой тех, кто много покупают, и не возвращает товар.

Конечно, система не идеальна и существуют проблемы. К примеру, в случае возраста бракованного товара. Уменьшение индивидуальной скидки в таком случае вызывает недовольство среди клиентов, а решение этого вопроса занимает время.

3. Возможность клиентам оплатить покупку наиболее удобным способом.

Согласно исследованиям, российские пользователи интернет-магазинов

предпочитают расплачиваться наличным платежом. Согласно данным опроса в 2014 году 53% покупателей использовали оплату наличными. На 2017 год данный способ

оплаты составляют 35%, но все равно как наиболее предпочитаемый способ расчета. Набирают обороты банковские карты, если в 2014 году использовали 23% пользователей, то в 2017 данный показатель вырос до 22% [8].

Клиенты сервиса «Валдберрис» обычно не вносят предоплату, так как в пунктах само вывоза можно не только оценить товар, но и произвести оплату, как наличными, так и банковскими картами.

4. Преодоление недоверия клиента к интернет-магазинам.

Возможность лично оценить качество товара, а также, если он не подошел клиенту вернуть его. Позволяет заполучить доверие потребителей. Таким образом, решая проблему мошеннической деятельностью в интернете.

5. Особые условия труда.

Большинство сотрудников работают в компании по 8-9 лет, практически со дня основания. Но среди новых сотрудников высок уровень текучести кадров. Данная проблема связана со строгим контролем рабочего времени работников. Требования онлайн-торговли предусматривают работу в выходные, которая осуществляется по специально разработанному графику. Сама Татьяна Бакальчук считает подобные требования разумными и обязательными для успешной и эффективной деятельности предприятия в целом.

6. Мощная техническая база.

Еще одной отличительной чертой работы «Валдберрис» от других интернет-ритейлов в России является скорость обработки, которая составляет две секунды.

6. Разработаны меры защиты распространения личной информации клиентов.

Согласно исследованиям, среди 50% пользователей ответили, что защита

информации является одним из основных факторов при выборе магазина для оформления онлайн заказа. На самом деле, 80% пользователей заявили, что они скорее совершат покупку в Интернет - магазине, который гарантирует безопасность персональных данных. Также 70% респондентов отметили, что не стали бы делать покупку в магазине, который, по их мнению, не гарантировал бы обеспечение безопасности персональных данных [9]. Компания «Валдберрис» обязуется защищать личную информацию [10].

- Созданы режимы для безопасности обработки и обращения с персональными данными и защиты в помещение, в которых осуществляется обработка и хранение носителей персональных данных.

- Назначены ответственный за организацию обработки персональных данных, число лиц с разграниченным допуском, имеющих право обработки персональных данных ограничено и следуют специальной инструкции и правил.

- Осуществляется регулярное резервное копированием информации и баз данных.

7. Опора в развитии на собственный капитал.

Еще один из факторов успеха «Валдберрис» - это использование своего собственного капитала. Таким образом компания уменьшает риски. Руководство компании стремится развиваться своими собственными силами. Сейчас компания планирует выход на рынок Армении и Азербайджана без привлечения сторонних инвестиций.

Таким образом есть пути решения проблем, связанных с Интернет-торговлей, и опыт работы в РФ компании «Валдберрис» это наглядно показывает. Преодоление основных проблем, связанных с интернет-ритейлом, позволило занять компании лидирующие позиции среди интернет-магазинов, основанных на территории России.

Список литературы /References

1. «Рейтинг Рунета" & CMS Magazine, SimilarWeb и InSales. [Электронный ресурс].

Режим доступа: https://shopconstructor.ru/internet-prodazhi-v-rossii-statistika-

analitika-konversiya/ (дата обращения: 01.02.2019).

2. «Сколько магазинов на самом деле в рунете» / Федор Вирин. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.datainsight.ru/howmanyshops/ (дата обращения: 01.02.2019).

3. Авдеева Е.А. Проблемы развития электронной торговли в России // Молодой ученый, 2016. № 13. С. 363-365. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/117/32539/ (дата обращения: 06.01.2019).

4. «20 самых дорогих компаний рунета - 2017». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.forbes.rU/kompanii-photogallery/3 3 9445 -20-8ашу^^га^-kompaniy-runeta-2017?photo=6/ (дата обращения: 01.02.2019).

5. «Интернет-магазин Wildberries: что происходит по ту сторону монитора». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://habr.com/company/dellemc/blog/207568 /(дата обращения: 01.02.2019).

6. «Интернет-магазин Wildberries: что происходит по ту сторону монитора». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://habr.com/company/dellemc/blog/207568/ (дата обращения: 01.02.2019).

7. Интернет-торговля в России 2018 (цифры и факты) /http://www.datainsight.ru/ecommerce2018

8. Анализ рынка Интернет-торговли в 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://alterainvest.ru/rus/blogi/analiz-rynka-internet-torgovli-2018/ (дата обращения: 01.02.2019).

9. Как защита персональных данных стимулирует потребительский интерес посетителей сайта? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.emaro-ssl.ru/blog/%D0%B7%D0%B0%D1%89%D0%B8%D1%82%D0%B0-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1% 8C%D0%BD%D1%8B%D1 %85-

%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85/ (дата обращения: 01.02.2019).

10. «Политика ООО «Валдберриз» в отношении организации обработки и обеспечения безопасности персональных данных». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://images.wbstatic.net/oferta/politicalwildberries.pdf?_ga=2.164071423.1 748076475.1548274194-504261513.1501770809/ (дата обращения: 01.02.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.