Научная статья на тему 'Проблемы развития исламского банкинга в России'

Проблемы развития исламского банкинга в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
556
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГУЭУ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСЛАМСКИЙ БАНКИНГ / ИСЛАМСКОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / УСТОЙЧИВОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / БАНКОВСКИЙ СЕКТОР / ISLAMIC BANKING / ISLAMIC FINANCE / FINANCIAL INSTRUMENTS / SUSTAINABLE ECONOMIC DEVELOPMENT / BANKING SECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тюленева Татьяна Александровна, Тахтаева Римма Шаймардановна, Молдажанов Марат Бетимбаевич

Рассмотрены проблемы внедрения и развития инструментов исламского банкинга в экономике России, обусловленные наличием как экономических, так и социальных и правовых факторов. Описаны преимущества использования данных финансовых инструментов как с точки зрения обеспечения устойчивого экономического роста, так и с позиций социального развития государства. Рассмотрен опыт государств СНГ по внедрению операций исламского банкинга, и проанализирована динамика показателей активов и обязательств ведущих банков Кыргызской Республики и Республики Казахстан до и после регламентированного перехода к применению указанных финансовых инструментов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ISLAMIC BANKING DEVELOPMENT IN RUSSIA

The article considers the problems of introduction and development of Islamic banking instruments in Russian economy due to the presence of both economic and social and legal factors. It describes the advantages of using these financial instruments both from the point of view of ensuring sustainable economic growth and from the point of view of social development of the state. The experience of CIS countries in the implementation of Islamic banking operations is considered, and the dynamics of assets and liabilities of the leading banks of Kyrgyz Republic and Republic of Kazakhstan before and after the regulated transition to the use of these financial instruments is analyzed.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития исламского банкинга в России»

DOI: 10.34020/2073-6495-2019-3-175-185 УДК 336.717

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИСЛАМСКОГО БАНКИНГА

В РОССИИ

Тюленева Т.А.

Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева E-mail: krukta@mail.ru

Тахтаева Р.Ш., Молдажанов М.Б.

Казахский гуманитарно-юридический инновационный университет E-mail: rimmatahtaeva@mail.ru, mmarat84@inbox.ru

Рассмотрены проблемы внедрения и развития инструментов исламского банкинга в экономике России, обусловленные наличием как экономических, так и социальных и правовых факторов. Описаны преимущества использования данных финансовых инструментов как с точки зрения обеспечения устойчивого экономического роста, так и с позиций социального развития государства. Рассмотрен опыт государств СНГ по внедрению операций исламского банкинга, и проанализирована динамика показателей активов и обязательств ведущих банков Кыргызской Республики и Республики Казахстан до и после регламентированного перехода к применению указанных финансовых инструментов.

Ключевые слова: исламский банкинг, исламское финансирование, финансовые инструменты, устойчивое экономическое развитие, банковский сектор.

PROBLEMS OF ISLAMIC BANKING DEVELOPMENT

IN RUSSIA

Tyuleneva T.A.

T.E Gorbachev Kuzbass State Technical University E-mail: krukta@mail.ru

Takhtaeva R.Sh., Moldazhanov M.B.

Kazakh Humanitarian and Law Innovative University E-mail: rimmatahtaeva@mail.ru, mmarat84@inbox.ru

The article considers the problems of introduction and development of Islamic banking instruments in Russian economy due to the presence of both economic and social and legal factors. It describes the advantages of using these financial instruments both from the point of view of ensuring sustainable economic growth and from the point of view of social development of the state. The experience of CIS countries in the implementation of Islamic banking operations is considered, and the dynamics of assets and liabilities of the leading banks of Kyrgyz Republic and Republic of Kazakhstan before and after the regulated transition to the use of these financial instruments is analyzed.

Keywords: Islamic banking, Islamic Finance, financial instruments, sustainable economic development, banking sector.

© Тюленева Т.А., Тахтаева Р.Ш., Молдажанов М.Б., 2019

Сложные экономические условия в Российской Федерации в настоящий момент создают необходимость пересмотра концепции социально-экономического развития и поиска альтернативных партнеров для замещения неэффективных или закрытых для российского бизнеса направлений деятельности. Неблагоприятная внешнеполитическая ситуация, вызванная стремлением ряда стран изолировать Российскую Федерацию, обусловила необходимость корректировки стратегии развития государства и, как следствие, отдельных секторов его финансовой системы. В сложившихся условиях одной из привлекательных моделей развития может стать исламский банкинг.

Термин «исламский банкинг» используется в исследованиях для характеристики банковской деятельности по принципам шариата, в соответствии с которыми находятся под запретом все формы процента, инвестиции в бизнес, противоречащий исламским ценностям, а также контракты, согласно которым право собственности на товар зависит от наступления заранее установленного, неопределенного события в будущем, и спекулятивные операции [6, с. 135; 5, с. 135; 12, с. 540]. При этом исламский банкинг имеет те же цели, что и традиционная банковская деятельность: заработать деньги для банковского института путем заимствования капитала в соответствии с исламским правом, однако его главный принцип основан на распределении рисков (разделение прибыли, ответственное хранение, совместное предприятие, финансирование «издержки плюс», аренда), а не передачи риска.

Исламский банкинг начал свое развитие сравнительно недавно - 40 лет назад. Однако пристальное внимание мирового финансового сектора исламские принципы получили после глобального кризиса, поскольку в отличие от традиционных исламские финансовые институты продемонстрировали заметную устойчивость. В пользу применения исламского банкинга для нашей страны говорит текущая политико-экономическая ситуация, обусловливающая необходимость поиска альтернатив западному направлению привлечения инвестиций. По этой причине представляется возможным рассматривать партнерство государств Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока в сфере кредитования и привлечения инвестиций. Бизнес-структуры азиатских и ближневосточных стран формируются на основе экономических принципов, соответствующих шариату, и по сравнению с Китаем в меньшей степени зависимы от государственной идеологии и проявляют большую гибкость в переговорах [1, с. 62].

В России проблемы ведения бизнеса с соблюдением исламских финансовых принципов стали активно обсуждаться с начала 2014 г. В результате многочисленных дискуссий были выявлены препятствия внедрению исламских финансов в законодательстве, регуляторных требованиях к финансовому сектору, принципах налогообложения [3, с. 101]. В настоящее время в российском законодательстве отсутствуют положения об исламском банкинге, и для применения его инструментов финансовые институты вынуждены использовать сложные схемы, чтобы не выходить за пределы российского правового поля [9, с. 103; 11, с. 71]. Так, не определен контролирующий орган в сфере исламских финансов, отсутствуют стандарты учета и отчетности. В этих условиях исламские финансовые компании при совершении сделок несколько раз платят налоги с одной и той же операции, что приво-

дит к нарушению принципа равенства в налогообложении и удорожанию исламских финансовых продуктов.

Исламские методы финансирования - это финансовый инструментарий, который выступает отличной альтернативой традиционной банковской деятельности. Во-первых, никаких процентов и залогов, банк больше выступает в качестве партнера по бизнесу, нежели кредитодателем. Во-вторых, может иметь место разделение функций, когда банк выступает в качестве инвестора, а заемщик - в качестве реализатора проекта. В обоих случаях обе стороны зарабатывают дивиденды от деятельности бизнеса в пропорциях вклада. В-третьих, чисто грантовый механизм, который дает нуждающимся возможность получить безвозмездную ссуду. Анализ указанных запретов и ограничений свидетельствует о том, что не может быть легким процесс имплементации инструментов партнерского банкинга в российскую правовую систему, так называемую «традиционную», в которой аналогичных требований не содержится, а противоречащие им постулаты содержатся в основополагающих нормативных правовых актах (например, право банка взимать проценты с заемщика за пользование заемными средствами) [8, с. 376].

Исламские финансовые инструменты уже много лет широко используются в экономике ряда стран, в том числе в государствах не с преобладающей долей мусульманского населения [7, с. 39]. Это обусловлено рядом причин. Подобные инструменты в значительной мере востребованы со стороны мусульманского населения данных стран и менее «агрессивны» по отношению к физическим лицам (например, несостоятельному заемщику исламские банки могут простить долг или его часть). Практикующие исламский банкинг кредитные организации являются финансово более устойчивыми, поскольку шариат запрещает инвестировать средства на высокорисковые виды деятельности.

Специальное законодательство об исламском банкинге разрабатывается в ряде государств бывшего СНГ, а инструменты исламского банкинга внедряются с разной степенью успешности и масштабности в государствах со значительным удельным весом мусульманского населения - Азербайджане (97,8 %), Узбекистане (96,3 %), Таджикистане (90 %), Туркмении (89 %), Киргизии (90 %) и Казахстане (70,2 %) [16] - в последних двух из перечисленных за последние годы статус организаций исламского банкинга был закреплен на законодательном уровне, что позволило создавать указанные специфические структуры в системе кредитных учреждений.

В частности, в Республике Казахстан, активно развивающей данный сектор экономики, принято довольно обширное законодательство, а также нормативная база актов, регламентирующих не только особенности реализации финансовых инструментов, но и специфику правового положения применяющих их субъектов [2, с. 76]. Основу такого регулирования составил Закон Республики Казахстан от 31 августа 1995 г. № 2444 «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», согласно положениям которого исламский банк является банком второго уровня (как и остальные функционирующие в стране банки), осуществляющим на основании лицензии уполномоченного органа банковскую деятельность, к которой предъявляются повышенные требования. В главе 4-1 Закона РК опреде-

лен порядок создания исламского банка, особенности деятельности совета по принципам исламского финансирования, последствия признания операций и сделок исламского банка не соответствующими требованиям к деятельности исламского банка, а также правовые особенности осуществления отдельных банковских операций. В соответствии со ст. 52-5 Закона РК «к банковским операциям исламского банка относятся следующие операции: прием беспроцентных депозитов до востребования физических и юридических лиц, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; прием инвестиционных депозитов физических и юридических лиц; банковские заемные операции: предоставление исламским банком кредитов в денежной форме на условиях срочности, возвратности и без взимания вознаграждения, финансирование предпринимательской деятельности в виде финансирования торговой деятельности в качестве торгового посредника с предоставлением коммерческого кредита; финансирования производственной и торговой деятельности путем участия в уставных капиталах юридических лиц и (или) на условиях партнерства; инвестиционная деятельность на условиях лизинга (аренды); агентская деятельность при проведении банковских операций исламского банка». Отдельными нормативными актами урегулированы вопросы получения лицензии, пруденциальные нормативы и методика их расчета, а также иные аспекты деятельности исламских банков, функционирования финансового центра, создания необходимой инфраструктуры и предоставления различного рода преференций компаниям. В настоящий момент в Казахстане работают два исламских банка: первый в РК исламский банк «А1 НПа1» и «Заман-Банк», который в 2016 г. получил разрешение от НБ РК на добровольную реорганизацию в форме конвертации в исламский банк, а в августе 2017 г. получил лицензию и был переименован в АО «Исламский банк «Заман-Банк».

В Кыргызстане исламский банкинг начал свое развитие в 2006 г., когда совместными усилиями правительства Исламского банка развития и Национального банка КР в пилотном режиме был запущен «Экоисламикбанк» -первый банк, работающий по принципу «исламского окна». На протяжении 12 лет это был единственный финансовый институт в республике, который работал по принципам шариата. Пока «Экоисламикбанк» развивался, Национальный банк и правительство Кыргызской Республики изучали проблемы, которые создают неудобство в развитии данного сегмента рынка. К их числу также относилась проблема двойного налогообложения одной и той же торговой операции. По исламским принципам банк, когда финансирует торговую операцию, покупает товар, оформляет его на себя и потом перепродает. Если эта транзакция осуществлялась по исламским принципам, то она два раза облагалась налогом. Данные проблемы были устранены путем оперативного внесения поправок в законодательство. Наряду с корректировкой Налогового кодекса, вносились поправки в Таможенный и Гражданский кодекс Кыргызской Республики. Почти 3 года потребовалось, чтобы все эти изменения прошли обсуждения в парламенте и были приняты в 2016 г. На сегодняшний день, по мнению экспертов, законодательство Кыргызстана соответствует тому, чтобы исламские принципы развивались [2, с. 79]. После вступления в силу нового законодательства другие коммерческие банки Кыргызской Республики стали интересоваться исламскими

2014 □ 2015 □ 2016 ■ 2017 ■ 2018

Активы Обязательства Активы - Активы Обязательства

в операциях в операциях всего в операциях в операциях

исламского исламского исламского исламского

финансирования финансирования финансирования финансирования

«Экоисламикбанк» «А1 НПа1»

Рис. 1. Активы и обязательства исламских банков «Экоисламикбанк» (Кыргызская Республика) и «А1 ННа1» (Республика Казахстан), тыс. долл.

финансовыми услугами. Так, в июне 2018 г. в Кыргызстане открылся Исламский финансовый центр при «Бакай Банке».

По данным публикуемой отчетности ведущих исламских банков Республики Казахстан [17] и Кыргызской Республики [18] выполнен анализ динамики активов и обязательств, занятых в операциях исламского финансирования, за 2014-2018 гг., результаты которого представлены на рис. 1. В первые три года анализируемого периода, т.е. до законодательно закрепленного перехода на исламский банкинг, можно наблюдать нестабильную динамику активов и пассивов, вложенных в операции исламского финансирования. Однако последующие годы характеризуются увеличением активов обоих банков, что свидетельствует о росте масштабов их деятельности на рынке исламского банкинга, причем в указанные периоды прослеживается увеличение масштабов как их активных операций: в 20162017 и 2017-2018 гг. у «Экоисламикбанка» на 50 и 3 %, а у «А1 Нйа1» на 21 и 23 % соответственно, так и пассивных сделок - в 2016-2017 и 2017-2018 гг. у «Экоисламикбанка» на 0,3 и 7,6 %, а у «А1 Нйа1» на 21 и 144 % соответственно. Активно-пассивные операции «Экоисламикбанка» представлены средствами, предоставляемыми клиентам, и средствами клиентов на счетах соответственно, у «А1 Нйа1» активы в операциях исламского финансирования представлены расчетами по договорам Мубараха, инвестиционными депозитами и инвестициями в пулы Вакала и Мудараба, пассивы - обязательствами перед вкладчиками указанных пулов и средствами клиентов на счетах.

Для оценки качественных изменений финансового состояния был выполнен анализ динамики финансовых коэффициентов исламских банков «Экоисламикбанк» и «А1 Нйа1» за указанный период (рис. 2).

Динамика коэффициентов финансовой устойчивости и ликвидности [4, с. 88] обоих банков за 2014-2018 гг. была неоднозначной. Если законодательное закрепление перехода и развитие инструментов исламского

700 600 500 400 300 200 100

Щ-гГЯ

2014 □ 2015 □ 2016 ■ 2017 ■ 2018

О

и Мм

諧

± § -ОН М

и Р

I о

н ®

я о л §

»О4 Я

Г) 3 £

< >я

I Н я

о в £

Ё « й В § о

^ в « § 5

£а

«Экоисламикбанк»

Е & «

й ° -©• о

Г) ¡2

. « И

1:81 ■£0 8

«А1 НПа1»

Рис. 2. Коэффициенты финансовой устойчивости и ликвидности исламских банков «Экоисламикбанк» (Кыргызская Республика) и «А1 Н11а1» (Республика Казахстан), %

финансирования для «Экоисламикбанка» обеспечили рост коэффициентов финансовой устойчивости и независимости на 9 процентных пунктов и в 2 раза соответственно в результате опережающего роста собственных средств по сравнению с заемными средствами и общей величиной активов, что характеризует конкурентоспособность и устойчивость анализируемого банка к изменениям на рынке банковских услуг, то у банка «А1 Нйа1» данные показатели значительно снизились в результате реализации указанных мер, но, несмотря на спад, на конец 2018 г. они превышают соответствующие показатели «Экоисламикбанка» в 2 и 4 раза. Также банк «А1 Нйа1» после перехода к широкому применению принципов исламского финансирования продемонстрировал рост коэффициента клиентской базы более чем в 7 раз по сравнению с 2014 г., что указывает на повышение зависимости его финансового состояния от платежеспособности клиентов, у «Экоисламикбанка», напротив, данный показатель снизился почти в 2 раза за этот же период.

Коэффициенты общей ликвидности у обоих банков практически не изменились и имеют высокие значения, что говорит о хорошей обеспеченности ликвидными активами. Спад значений коэффициентов мгновенной ликвидности указывает на некоторое снижение их платежных способностей в динамике, однако не критичное по сравнению с установленным для российских банков минимальным нормативным значением данного показателя [15], которое «Экоисламикбанк» и «А1 Нйа1» превышают в 3,6 и 9 раз соответственно. Снижение значений коэффициента генеральной ликвидности за 2017-2018 гг. у «Экоисламикбанка» на 5, а у «А1 Нйа1» на 108 процентных пунктов также свидетельствует о некотором снижении платежных

возможностей, однако в течение 2014-2018 гг. способности обоих банков к погашению своих обязательств ликвидными активами и недвижимостью остаются высокими, поскольку значения рассчитанных показателей существенно превышают 100 %.

Результаты проведенного анализа свидетельствуют о положительном опыте внедрения принципов исламского финансирования в банковских системах Республики Казахстан и Кыргызской Республики, однако предупреждают об осмотрительности его внедрения в России, поскольку снижение относительных показателей платежеспособности, безопасное для указанных банков, обладающих резервами ликвидности, может негативно сказаться на финансовом состоянии российских банков.

На сегодняшний день проблема внедрения исламских финансовых инструментов и развития системы исламского банкинга в целом обретает в России все большую актуальность, поскольку в условиях экономических санкций и, как следствие, нестабильности на западных финансовых рынках, у участников рынка возрастает потребность в альтернативных формах ведения бизнеса. При этом доля исламского населения в России поступательно увеличивается, а в регионах Северного Кавказа с преимущественно мусульманским населением наблюдается увеличение числа непогашенных долговых обязательств в стандартных банках и неплатежеспособных граждан (самая высокая доля просроченной задолженности у Республики Ингушетия (23,9 %), а также в Карачаево-Черкесской Республике, Республике Адыгея, Кабардино-Балкарской Республике) [10, с. 12].

Введение исламского банкинга на российский финансовый рынок может рассматриваться как потенциальное средство для преодоления данных негативных тенденций. В рамках Международного экономического саммита «Россия - Исламский мир: KazanSummit» 24-26 апреля 2019 г. обсуждался вопрос исламского финансирования в России. Вопросами подготовки законодательства в данной сфере занимается Центральный банк, на которого возложены регуляторные функции. По оценкам выступивших на данном мероприятии экспертов, реального внедрения в России принципов исламского финансирования и прихода в исламский банкинг следует ожидать не ранее второй половины 2020 г. [13]. Столь осторожный подход регулятора к решению данной проблемы объясняется рядом причин.

Прежде всего, законодатель предпочитает поступательно вносить небольшие исправления с помощью множественных законодательных актов, нежели чем разрабатывать отдельные нормативные документы, вступление которых в силу будет подобно «шоковой терапии». Поэтому из восьми законопроектов, внесенных в 2015 - начале 2016 г. в Государственную Думу РФ, ни один не прошел первой стадии [14]. Законодатели предпочитают корректировать российское законодательство после исследования исламского права, законодательной базы банков государств Малайзии, Бахрейна, ОАЭ, используя опыт Казахстана и Кыргызстана со сходными с российской правовыми системами. Правовой режим ряда исламских финансовых инструментов в значительной мере отличается от российских аналогов. Возможности их имплементации в российскую экономику обусловлены необходимостью изменения соответствующего правового регулирования. Вместе с тем существующие значительные различия в основных принципах

и методах осуществления банковских операций и проведения сделок исламского банкинга, подходе к «личности» клиента, управления банковскими рисками, контроля и надзора за соответствием банковской деятельности не только нормативным установлениям, но и принципам шариата обусловливают возникновение проблем в правовом регулировании этического (альтернативного) банкинга.

Принятие решения о внедрении исламского банкинга в России относительно заключения беспроцентных банковских сделок обусловит необходимость корректировки законодательства в целях развития системы регулирования и надзора, в частности, статьи 5 закона «О банках и банковской деятельности» с разрешением банкам, практикующим кредитование в рамках шариатского права, заниматься торговой, производственной и страховой деятельностью, кроме того, потребуются корректировки операционной политики ЦБ [19]. Данные меры могут привести к непониманию со стороны населения и возрастанию нагрузки на систему страхования вкладов.

Таким образом, имплементация в экономику России альтернативных, в том числе исламских, финансовых инструментов обусловливает потребность в гармонизации норм банковского законодательства и нормативных актов Банка России для управления банковскими рисками, эффективного осуществления банковских операций и сделок в интеграционных процессах формирования единого рынка банковских услуг. В связи с этим публично-правовые меры и договорно-правовые формы организации банковской деятельности становятся важнейшим фактором обеспечения финансовой устойчивости кредитных организаций и банковской безопасности.

Основные сложности введения исламского банкинга в России обусловлены следующими факторами. Во-первых, российское законодательство не адаптировано для принципов исламского финансирования, поэтому рыночные игроки вынуждены использовать ограниченные правовые инструменты, предоставляемые российским гражданским законодательством, что сдерживает их развитие и делает неконкурентоспособными в масштабах немусульманского рынка. Основные торговые операции, осуществляемые в рамках партнерского финансирования, подпадают под двойное налогообложение. Кроме того, повышение ставки НДС в России обусловит увеличение объема налоговых выплат для участников рынка исламского банкинга, так как оборот реальных активов составляет основу исламского финансирования. Во-вторых, отсутствует единое понимание и видение дальнейшего развития исламского финансирования как со стороны государства, так и со стороны участников рынка. В-третьих, пассивная политика со стороны государственных органов. И, в-четвертых, низкая осведомленность населения о финансовых продуктах исламского банкинга, ошибочно предполагающего возможность их применения по вероисповеданию клиентов и даже радикальную направленность.

Наличие у исламского бизнеса накопленной ликвидности и апробированных инструментов, а у россиян - обширного внутреннего рынка и современных технологий - позволяют рассчитывать на успешное долгосрочное сотрудничество. Необходимым условием для начала работы на новых рынках для исламских инвесторов является наличие в стране законодательной,

регулятивной, организационной и налоговой инфраструктуры исламских финансов. Реализация этого комплекса мер по созданию новой экономической модели может стать одним из факторов обеспечения устойчивого развития национальной экономики.

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Модель исламского банкинга для Российской Федерации является альтернативным вариантом обеспечения устойчивого экономического развития с точки зрения расширения возможностей сотрудничества с мусульманскими странами и в условиях продолжающихся санкций со стороны Запада. К основным проблемам внедрения в России банковских сделок, базирующихся на принципах шариата, относятся необходимость пересмотра положений нормативных актов в сфере гражданского, финансового и налогового права, формирование дополнительных резервов банков, а также недостаточная осведомленность населения о возможностях исламского банкинга и расхождения в позициях законодательных органов относительно перспектив его развития в государстве. Накопленный за последние несколько лет положительный опыт внедрения инструментов исламского финансирования в странах СНГ нужно применять в российских условиях со значительной долей осторожности по причине недостаточного запаса ликвидности коммерческих банков РФ. В этой связи описанные проблемы внедрения исламского банкинга в России, по нашему мнению, следует решать коллегиально - с участием представителей финансовых структур исламского мира, в первую очередь, стран СНГ со сходными правовыми системами, имеющими опыт применения данных инструментов в своих экономиках, а также с участием законодательных органов и представителей финансового сектора нашей страны, знающих особенности его функционирования и знакомых с возможными рисками снижения экономической безопасности.

Литература

1. Беккин Р.И., Алискеров М.С. Особенности исламского финансового сектора в России на современном этапе и перспективы его роста // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 4. С. 60-64.

2. Калимуллина М.Э. Стандартизация исламских финансовых сделок // Актуальные проблемы российского права. 2017 № 3. С. 75-80.

3. Кирьянов М. Исламский банкинг в России и мире: особенности и возможности // Банковское дело. 2008. № 6. С. 100-101.

4. Гиляровская Л.Т., Паневина С.Н. Комплексный анализ финансово-экономических результатов деятельности банка и его филиалов. СПб.: Питер, 2003. 240 с.

5. Кох Л.В., Гасымов Ф.Г. Исламские финансы и традиционная банковская система // Вестник Забайкальского государственного университета. 2013. № 11 (102). С. 133-138.

6. Курочкина И.Г. Специфика исламской финансовой модели в условиях глобализации // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. 2018. № 2 (60). С. 135-139.

7. Пашков Р., Юденков Ю. Организационная структура исламского банка: отличия от западного банка // Бухгалтерия и банки. 2017. № 5. С. 31-55.

8. Разин А.С. «Исламский банкинг» как ответ на вызовы финансового кризиса // European Social Science Journal. 2012. № 5 (21). С. 375-379.

9. Хадиуллина Т.Н. Исламский банкинг и возможности реализации его потенциала в современной Российской экономике // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2015. № 1 (19). С. 102-106.

10. Чурин Д. Исламское финансирование в России: до сих пор нет общего видения // Islamic Finance news. Ч. 15. Вып. 35 (29 августа 2018 г.). С. 12-15.

11. Ярославцева Ю.О. Исламский банкинг на территории Российской Федерации: пути развития // Общество: политика, экономика, право. 2018. № 10. С. 68-75.

12. Abdullah A. Examining us approvals of Islamic financing products and the Islamic theory of lawful profit // International Journal of Islamic and Middle Eastern Finance and Management. 2016. Vol. 9. № 4. С. 532-550.

13. В 2020 году Россия придет к исламскому банкингу. URL: http://islam.ru/news/2019-04-24/55020 (дата обращения: 08.05.2019).

14. Зарипов И.А. Исламские финансы в России: проблемы становления и пути их решения. URL: http://www.webeconomy.ru/index.php?page=cat&newsid=3379&type= news (дата обращения: 08.05.2019).

15. Инструкция Банка России от 28 июня 2017 года № 180-И «Об обязательных нормативах банков». URL: https://base.garant.ru/71721584/ (дата обращения: 08.05. 2019).

16. Ислам по странам. URL: https://ru.wikipedia.org/ (дата обращения: 08.05.2019).

17. Финансовая отчетность АО «Исламский банк «Al Hilal». URL: https://www. alhilalbank.kz/ru/page/reporting (дата обращения: 08.05.2019).

18. Финансовая отчетность ЗАО «Экоисламикбанк». URL: https://eib.kg/finreport/ month.html (дата обращения: 08.05.2019).

19. Францева В., Шестопал О. Исламский банкинг не уложился в российские законы. URL: https://centrasia.org/newsA.php?st=1450080960 (дата обращения: 08.05.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bibliography

1. Bekkin R.I., Aliskerov M.S. Osobennosti islamskogo finansovogo sektora v Rossii na sovremennom jetape i perspektivy ego rosta // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2017 № 4. P 60-64.

2. Kalimullina M.Je. Standartizacija islamskih finansovyh sdelok // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2017 № 3. P 75-80.

3. Kir'janov M. Islamskij banking v Rossii i mire: osobennosti i vozmozhnosti // Ban-kovskoe delo. 2008. № 6. P 100-101.

4. Giljarovskaja L.T., Panevina S.N. Kompleksnyj analiz finansovo-jekonomicheskih rezul'tatov dejatel'nosti banka i ego filialov. SPb.: Piter, 2003. 240 p.

5. Koh L.V., Gasymov F.G. Islamskie finansy i tradicionnaja bankovskaja sistema // Vestnik Zabajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. № 11 (102). P 133-138.

6. Kurochkina I.G. Specifika islamskoj finansovoj modeli v uslovijah globalizacii // Uchenye zapiski Krymskogo inzhenerno-pedagogicheskogo universiteta. 2018. № 2 (60). IP 135-139.

7. Pashkov R., Judenkov Ju. Organizacionnaja struktura islamskogo banka: otlichija ot zapadnogo banka // Buhgalterija i banki. 2017 № 5. P 31-55.

8. Razin A.S. «Islamskij banking» kak otvet na vyzovy finansovogo krizisa // European Social Science Journal. 2012. № 5 (21). P 375-379.

9. Hadiullina G.N. Islamskij banking i vozmozhnosti realizacii ego potenciala v sovre-mennoj Rossijskoj jekonomike // Vestnik Kazanskogo juridicheskogo instituta MVD Rossii. 2015. № 1 (19). P 102-106.

10. Churin D. Islamskoe finansirovanie v Rossii: do sih por net obshhego videnija // Islamic Finance news. Ch. 15. Vyp. 35 (29 avgusta 2018 g.). P 12-15.

11. Jaroslavceva Ju.O. Islamskij banking na territorii Rossijskoj Federacii: puti razvitija // Obshhestvo: politika, jekonomika, pravo. 2018. № 10. P 68-75.

12. Abdullah A. Examining us approvals of Islamic financing products and the Islamic theory of lawful profit // International Journal of Islamic and Middle Eastern Finance and Management. 2016. Vol. 9. № 4. P 532-550.

13. V 2020 godu Rossija pridjot k islamskomu bankingu. URL: http://islam.ru/news/2019-04-24/55020 (data obrashhenija: 08.05.2019).

14. ZaripovI.A. Islamskie finansy v Rossii: problemy stanovlenija i puti ih reshenija. URL: http://www.webeconomy.ru/index.php?page=cat&newsid=3379&type=news (data obrashhenija: 08.05.2019).

15. Instrukcija Banka Rossii ot 28 ijunja 2017 goda № 180-I «Ob objazatel'nyh normativah bankov». URL: https://base.garant.ru/71721584/ (data obrashhenija: 08.05.2019).

16. Islam po stranam. URL: https://ru.wikipedia.org/ (data obrashhenija: 08.05.2019).

17. Finansovaja otchetnost' AO «Islamskij bank «Al Hilal». URL: https://www.alhilalbank. kz/ru/page/reporting (data obrashhenija: 08.05.2019).

18. Finansovaja otchetnost' ZAO «Jekoislamikbank». URL: https://eib.kg/finreport/ month.html (data obrashhenija: 08.05.2019).

19. Franceva V, Shestopal O. Islamskij banking ne ulozhilsja v rossijskie zakony. URL: https://centrasia.org/newsA.php?st=1450080960 (data obrashhenija: 08.05.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.