УДК 349.4
PROBLEMS OF THE INTEGRATION PROCESSES DEVELOPMENT IN THE AGRICULTURAL SECTOR
Shatalov Maksim Aleksandrovich, candidate of economical sciences, Head of Research Department, Voronezh Institute of Economics and Law, [email protected]
Akhmedov Ahmed Eduardovich, candidate of economical sciences, Head of the Department of Economics, Finance and Accounting, Voronezh Institute of Economics
and Law, [email protected]
Blashentsev Boris Olegovich, candidate of economical sciences, associate professor of department of economy and financial law, Russian state social university branch in
Voronezh, [email protected]
Abstract: This article deals with the problems of integration relations, justified the formation mechanism of state regulation of integration processes in the Russian agricultural sector as a factor counteracting the monopolization of the agri-food market.
Keywords: agribusiness, government regulation, integrated structures, monopoly, economic integration
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ
Шаталов Максим Александрович, кандидат экономических наук, начальник научно-исследовательского отдела, Воронежский экономико-правовой институт, [email protected]
Ахмедов Ахмед Эдуардович, кандидат экономических наук, заведующий кафедрой экономики, финансов и учета, Воронежский экономико-правовой институт, [email protected]
Блашенцев Борис Олегович, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансового права, Российский государственный социальный университет филиал в г. Воронеже, [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрены проблемы развития интеграционных отношений. Авторы обосновали формирование механизма государственного регулирования интеграционных процессов в агропромышленном комплексе России, как фактора противодействия монополизации агропродовольственного рынка.
Ключевые слова: АПК, государственное регулирование, интегрированные структуры, монополизм, экономическая интеграция
Переходный процесс от агропромышленного производства (в рамках административно-командного характера экономики) к рыночному в России стал сложным, противоречивым и длительным. Неудачей закончилась попытка реализовать казавшуюся простой и понятной идею о преобразовании колхозов и совхозов в фермерские хозяйства. При этом проблема формирования и развития интеграции в агропромышленном комплексе в период осуществления рыночных реформ представляет серьезный научно-исследовательский интерес в виду:
- слабой конкурентоспособности продукции, производимой большинством отечественных предприятий перерабатывающих отраслей промышленности;
- недостаточной загрузки имеющихся производственных мощностей агропромышленного комплекса;
- высокого уровня изношенности (более 50%) основных фондов предприятий агропромышленного комплекса, требующих ускорения их модернизации и т.д. [2].
Анализ развития процесса интеграции и формирования межотраслевых связей агропромышленного комплекса в пореформенной России позволяет выделить следующие этапы.
Этап 1 (девяностые годы прошлого столетия) характеризуется быстрыми темпами приватизации и реорганизации предприятий агропромышленного комплекса. В этот период было преобразовано 337 различных формирований АПК, в том числе 146 объединений и 124 перерабатывающих комбината. На наш взгляд, этот период можно с уверенностью обозначить дезинтеграционным.
Этап 2 (2000-е годы) отличается от первого развивающимся доминированием интеграционных процессов. В частности, значительная часть работников (более 20 %), занятых в сельском хозяйстве, и сельхозугодий (примерно одна треть) функционируют в составе интегрированных формирований агропромышленного комплекса. При этом, на них приходится около половины получаемой выручки и прибыли (таблица 1).
Таблица 1. Экономическая оценка развития интегрированных формирований в АПК России.
Количество предприятий Численность работников Площадь сельхозугодий Объем выручки Прибыль
тыс. ед. % тыс. чел. % млн. га % млн. руб. % млн. руб. %
Всего предприятий и организаций 17,6 100 2064 100 84226 100 662818 100 61954 100
в т.ч. в составе интегрированных структур 4,8 27,3 583 28,2 20354 24,1 204622 30,9 18228 29,4
из них с участием: - государ -ственной собственности 1,8 10,2 211 10,2 8312 9,8 58372 8,8 2108 3,4
- частной собственности 3,0 17,1 372 16,0 12042 14,3 146250 22,1 16120 26,0
- Автономные предприятия и организации 12,8 72,7 1481 71,8 63872 75,9 458196 69,1 43726 70,6
*По данным Госкомстата
Причиной интенсификации вышеуказанных форм корпоративных связей, четко обозначившихся в агропромышленном секторе экономики России, послужила конъюнктура, сложившаяся в сфере производства и переработки сельскохозяйственной продукции. Несправедливое распределение прибыли, заключенной в конечном продукте, среди всех взаимосвязанных субъектов технологической цепи агропромышленного производства предопределило актуальность создания самодостаточных вертикально интегрированных систем от производства сырья до выпуска конечного продукта и его реализации.
Следует отметить, что наличие в экономике России множества интегрированных структур объективно обусловлено естественным стремлением хозяйствующих субъектов к занятию господствующего (монопольного) положения на
рынке. Данная тенденция проявляется, прежде всего, в том, что в условиях рыночной экономики отдельные субъекты объективно могут монополизировать экономическую власть и информацию и, тем самым, создать условия для извлечения в результате своей деятельности сверхдоходов путем формирования неконкурентной среды, устранения конкурентов в том числе, и, прежде всего, неправовыми методами. Конкуренция в своем развитии ведет к формированию своего антипода -монополии, к власти отдельно взятого экономического субъекта, способного диктовать свои условия производства и реализации продукции [1].
Таким образом, на наш взгляд, особую роль в поступательном развитии интеграционных отношений в агропромышленный комплекс, должно играть государство. Вместе с тем в условиях произошедшего вступления России в ВТО наиболее эффективной и рациональной представляется политика государства по стимулированию интеграционных процессов и защите интересов отечественных товаропроизводителей от недобросовестной конкуренции иностранных компаний, однако, при обеспечении защиты национального рынка от монополизации.
Следовательно первоочередными задачами государственного регулирования интеграционных процессов являются: обеспечение благоприятных правовых, организационных и экономических условий для формирования и функционирования интегрированных структур, поддержка инвестиционной и инновационной составляющей интеграционных процессов; обеспечение баланса экономических и социальных аспектов деятельности интегрированных формирований; обеспечение эффективного выхода интегрированных структур на международные рынки [3].
На основании этого мы предлагаем следующие меры государственного регулирования интеграционных процессов в региональном АПК (рисунок 1).
Рисунок 1. Механизм государственного регулирования интеграционных
процессов в АПК [5].
В то же время, несмотря на имеющиеся проблемы и сложности, интегрированные агропромышленные формирования на сегодняшний день стали мощным фактором аграрного сектора России, концентрируя в себе реальный потенциал развития.
При этом формирующаяся в составе интегрированных агропромышленных структур система экономических взаимоотношений представляет безусловный интерес, содержит значительные резервы и имеет все основания для того, чтобы быть востребованной в ближайшем будущем.
Таким образом, на наш взгляд, в перспективе неизбежна дальнейшая активизация интеграционных процессов в агропромышленном комплексе, обусловленная необходимостью привлечения сельскохозяйственными предприятиями крупных внешних инвестиций, без которых невозможно их дальнейшее устойчивое развитие.
Первоочередная задача государства при этом состоит в формировании адаптивного механизма регулирования, как важного фактора противодействия монополизации агропро-довольственного рынка.
Библиографический указатель:
1. Блашенцев Б.О. К вопросу о причинах наличия теневой экономики в экономической системе рыночного типа/ Б.О. Блашенцев // Научно-исследовательские публикации. -2014. - № 14. - С. 31-36
2. Лещева М.Г. Развитие интеграционных процессов в аграрной сфере экономики / М.Г. Лещева, В.И. Трухачев -Ставрополь: АГРУС, 2008. - 308с.
3. Медведев М.Р. Резервы интеграционного взаимодействия хозяйствующих субъектов // Аграрный вестник Урала. - 2009. - № 11. - С. 16-18.
4. Шаталов М.А. Эффективность функционирования интегрированных агропромышленных формирований / М.А. Шаталов, С.В. Овсянников // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2008. - № 5. - С. 60-63.
5. Шаталов М.А. Совершенствование механизма управления интеграционным развитием хозяйственных образований: Дисс. канд. экон. наук. - Воронеж: ВГУИТ, 2013.
Статья поступила в редакцию: 20.12.2014 г.