Научная статья на тему 'Проблемы развития институтов гражданского общества на Севере России'

Проблемы развития институтов гражданского общества на Севере России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

127
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гражданское общество / Север России / регионы / власть / социум / риски развития / политическая система / демократия / политическая модернизация / НКО / сivil society / the North of Russia / regions / government / society / development risks / the political system / democracy / political modernization / non-profit organizations

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кондраль Дмитрий Петрович

В статье рассмотрены ключевые проблемы и риски развития институтов гражданского общества на Севере России, а также приведён прогноз дальнейшего развития путей и направлений их взаимодействия с органами власти и управления. Основные проблемы и риски рассмотрены на примере относительно стабильного северного региона страны – Республики Коми, относящейся к районам Крайнего Севера. Вместе с тем, рассматриваемые в статье проблемные вопросы развития гражданского общества имеют общие научные и практические истоки, а также общую социально-экономическую и политическую основу происхождения, и поэтому выводы исследования могут быть экстраполированы и применены к северным регионам страны в целом. Автором указано существенное влияние негативных факторов на развитие гражданского общества, что не позволяет сегодня в полной мере развивать потенциал взаимодействия власти и социума. Среди основных проблем развития гражданского общества в северных регионах автором выделены и проанализированы: социально-экономическая нестабильность; слабость и высокий уровень формализации региональных политико-управленческих механизмов; низкий уровень качества жизни населения даже по общероссийским нормам; снижение правовой культуры и рост противоправных моделей поведения; «вымирание» территорий в связи со стремлением жителей переехать в более климатически, географически и социально-экономически благоприятные для жизнедеятельности регионы страны. Для решения указанных проблем сегодня необходимо как разрабатывать и реализовывать эффективные государственные программы поддержки институтов гражданского общества, так и проводить демократическую модернизацию политических систем регионов Севера России. В качестве общих рекомендаций по развитию институтов гражданского общества на Севере России автором указаны: развитие органического подхода в управлении; повышение значения институтов гражданского общества в процессах принятия и реализации политико-управленческих решений, а также контроля за властью; разработка программ роста социально-экономического уровня жизни населения; проведение демократической модернизации региональных политических систем; повышение правовой культуры и сознания населения через разработку и реализацию специфических государственных образовательных программ. Рассмотренные пути и направления развития институтов гражданского общества способны активизировать существующий позитивный общественный потенциал в северных регионах и способствовать их дальнейшему социально-экономическому, культурному и политико-управленческому развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of development of civil society institutions in the North of Russia

The article discusses the key problems and risks of the development of civil society institutions in the North of Russia, as well as a forecast of the further development of ways and directions of their interaction with government and management bodies. The main problems and risks are considered on the example of the relatively stable northern region of the country – the Komi Republic, which belongs to the regions of the Far North. At the same time, the problematic issues of the development of civil society considered in the article have common scientific and practical sources, as well as a common socio-economic and political basis of origin, and therefore the conclusions of the study can be extrapolated and applied to the northern regions of the country as a whole. The author indicates the significant influence of negative factors on the development of civil society, which does not allow today to fully develop the potential for interaction between the government and society. Among the main problems of the development of civil society in the northern regions, the author identified and analyzed: socio-economic instability; weakness and a high level of formalization of regional political and administrative mechanisms; low quality of life of the population, even according to all-Russian standards; the decline in legal culture and the growth of illegal patterns of behavior; “Extinction” of territories due to the desire of residents to move to more climatically, geographically and socio-economically favorable regions of the country for life. To solve these problems today it is necessary both to develop and implement effective state programs to support civil society institutions, and to carry out democratic modernization of the political systems of the regions of the North of Russia. As general recommendations on the development of civil society institutions in the North of Russia, the author indicates: the development of an organic approach to management; increasing the importance of civil society institutions in the processes of adoption and implementation of political and managerial decisions, as well as control over power; development of programs for the growth of the socio-economic standard of living of the population; carrying out democratic modernization of regional political systems; enhancing the legal culture and public awareness through the development and implementation of specific state educational programs. The considered ways and directions of development of civil society institutions are able to activate the existing positive social potential in the northern regions and contribute to their further socio-economic, cultural and political management development.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития институтов гражданского общества на Севере России»

КОНДРАЛЬ Д.П.

Проблемы развития институтов гражданского общества на Севере России

KONDRAL D.P.

Problems of development of civil society institutions in the North of Russia

Сведения об авторе:

Кондраль Дмитрий Петрович, кандидат политических наук, доцент кафедры Философии и методологии образования Ухтинского государственного технического университета (Ухта) Lbvf17@gmail.com

Author:

Kondral Dmitryi Petrovich, Associate Professor, Department of Philosophy and Methodology of Education, Ukhta State Technical University (Ukhta) Lbvf17@gmail.com

Аннотация

В статье рассмотрены ключевые проблемы и риски развития институтов гражданского общества на Севере России, а также приведён прогноз дальнейшего развития путей и направлений их взаимодействия с органами власти и управления. Основные проблемы и риски рассмотрены на примере относительно стабильного северного региона страны - Республики Коми, относящейся к районам Крайнего Севера. Вместе с тем, рассматриваемые в статье проблемные вопросы развития гражданского общества имеют общие научные и практические истоки, а также общую социально-экономическую и политическую основу происхождения, и поэтому выводы исследования могут быть экстраполированы и применены к северным регионам страны в целом.

Автором указано существенное влияние негативных факторов на развитие гражданского общества, что не позволяет сегодня в полной мере развивать потенциал взаимодействия власти и социума. Среди основных проблем развития гражданского общества в северных регионах автором выделены и проанализированы: социально-экономическая нестабильность; слабость и высокий уровень формализации региональных политико-управленческих механизмов; низкий

уровень качества жизни населения даже по общероссийским нормам; снижение правовой культуры и рост противоправных моделей поведения; «вымирание» территорий в связи со стремлением жителей переехать в более климатически, географически и социально-экономически благоприятные для жизнедеятельности регионы страны.

Для решения указанных проблем сегодня необходимо как разрабатывать и ре-ализовывать эффективные государственные программы поддержки институтов гражданского общества, так и проводить демократическую модернизацию политических систем регионов Севера России.

В качестве общих рекомендаций по развитию институтов гражданского общества на Севере России автором указаны: развитие органического подхода в управлении; повышение значения институтов гражданского общества в процессах принятия и реализации политико-управленческих решений, а также контроля за властью; разработка программ роста социально-экономического уровня жизни населения; проведение демократической модернизации региональных политических систем; повышение правовой культуры и сознания населения через разработку и реализацию специфических государственных образовательных программ. Рассмотренные пути и направления развития институтов гражданского общества способны активизировать существующий позитивный общественный потенциал в северных регионах и способствовать их дальнейшему социально-экономическому, культурному и политико-управленческому развитию.

Abstract

The article discusses the key problems and risks of the development of civil society institutions in the North of Russia, as well as a forecast of the further development of ways and directions of their interaction with government and management bodies. The main problems and risks are considered on the example of the relatively stable northern region of the country - the Komi Republic, which belongs to the regions of the Far North. At the same time, the problematic issues of the development of civil society considered in the article have common scientific and practical sources, as well as a common socio-economic and political basis of origin, and therefore the conclusions of the study can be extrapolated and applied to the northern regions of the country as a whole.

The author indicates the significant influence of negative factors on the development of civil society, which does not allow today to fully develop the potential for interaction between the government and society. Among the main problems of the development of civil society in the northern regions, the author identified and analyzed: socio-economic instability; weakness and a high level of formalization of regional political and administrative mechanisms; low quality of life of the population, even according to all-Russian standards; the decline in legal culture and the growth of illegal patterns of behavior; "Extinction" of territories due to the desire of residents to move to more climatically, geographically and

socio-economically favorable regions of the country for life.

To solve these problems today it is necessary both to develop and implement effective state programs to support civil society institutions, and to carry out democratic modernization of the political systems of the regions of the North of Russia. As general recommendations on the development of civil society institutions in the North of Russia, the author indicates: the development of an organic approach to management; increasing the importance of civil society institutions in the processes of adoption and implementation of political and managerial decisions, as well as control over power; development of programs for the growth of the socio-economic standard of living of the population; carrying out democratic modernization of regional political systems; enhancing the legal culture and public awareness through the development and implementation of specific state educational programs.

The considered ways and directions of development of civil society institutions are able to activate the existing positive social potential in the northern regions and contribute to their further socio-economic, cultural and political management development.

Ключевые слова:

гражданское общество, Север России, регионы, власть, социум, риски развития, политическая система, демократия, политическая модернизация, НКО. Keywords:

dvil society, the North of Russia, regions, government, society, development risks, the political system, democracy, political modernization, non-profit organizations.

Современное политическое развитие страны и регионов предполагает проведение дальнейших демократических преобразований и создание условий повышения значения деятельности институтов гражданского общества. Данные направления политического развития сегодня актуальны для арктических и приарктических регионов страны1.

Следует отметить научный подход, рассматривающий развитие гражданского общества как формирование перспективной социально-политической модели общественного устройства, что предполагает дальнейшую эволюцию гражданских и политических институтов, их слияние,

Татенко Г.И. Европейская концепция стратегического планирования развития территорий // Евразийский союз учёных. 2017. № 11-2 (44). С. 68-72; Вызовы и угрозы национальной безопасности в Российской Арктике: научно-аналитический доклад. Апатиты, 2017. 53 с.; Андреев А.А., Созаева Д.А., Рудь Г.Г., Андреева М.Ю. Проблемы социально-экономического развития Арктики и роль Северного морского пути в контексте формирования перспективной модели регионального управления // Проблемы теории и практики управления. 2019. № 5. С. 23-39.

интеграцию и развитие как современного демократического политико-управленческого образования1.

Само гражданское общество сегодня рассматривается в науке как параллельная власти структура общественных институтов, целью которой является самоорганизация людей для решения их насущных проблем. Развитие институтов гражданского общества всё чаще в социально-политической науке связывается с ростом количества, значения и активизацией деятельности некоммерческих организаций (НКО) в стране и регионах. Данный количественный показатель сегодня стал одним из ключевых в определении успешности развития институтов гражданского общества в регионах и стране в целом. Сегодня он выступает ключевым ориентиром для системы государственного и регионального управления в оценке уровня эффективности политики и успешности усилий власти по развитию институтов гражданского общества, как в центре, так и в регионах.

Вместе с тем, данный показатель не отражает степени реального участия НКО в процессах принятия политико-управленческих решений и контроля за региональной властью, что делает его неполным для точной оценки состояния реального уровня развития институтов гражданского общества. В связи с этим следует указать на необходимость применения, прежде всего, качественных и аналитических методов и механизмов оценки состояния институтов гражданского общества в стране и регионах взамен количественным. Указанная методологическая проблема сегодня привела к искажению видения ситуации с развитием институтов гражданского общества как в стране в целом, так и в северных регионах в частности.

Так, сложность оценки состояния институтов гражданского общества в стране приводит к появлению диссонанса и разногласий между теорией и практикой политического развития северных регионов. В результате данной проблемы часто на первый план выходит формальное развитие НКО, при этом реальная социально-политическая деятельность институтов гражданского общества остаётся малозаметной и незначительной.

На практике же сегодня мы отмечаем деградацию институтов гражданского общества в отдалённых регионах страны, которые реально не имеют достаточного количества политико-управленческих ресурсов для осуществления полноценного участия в принятии управленческих решений властью, распределения ресурсов и контроля за деятельностью системы регионального политического управления.

Более того, сегодня сами НКО зависят от лояльности региональной власти в вопросах распределения ресурсов через государственные

Кондраль Д.П., Флоря В.М. Гражданское общество и система управления в современной России // Вопросы управления. 2018. № 4. С. 107-112.

программы, гранты, дотации и т.п. В связи с этим сегодня возникают сложности с обеспечением полноценного участия институтов гражданского общества в процессах принятия и реализации политических решений. При этом сами НКО сегодня рассматриваются скорее как исполнители решений и поручений региональной власти, которая предоставляет им необходимые ресурсы и использует их потенциал в качестве социальных учреждений-партнёров и подрядчиков для оказания социальных услуг населению на конкурсной основе.

В теоретических моделях развития институтов гражданского общества в стране и регионах мы видим сегодня стремление адаптировать сложившуюся в стране практику взаимодействия власти и институтов гражданского общества1 к общенаучной теории демократического развития. В связи с этим определяются как проблемные стороны развития институтов гражданского общества, так и позитивные характеристики и направления их развития. Позитивные аспекты находят сегодня отражение в количественных исследованиях и связаны в большинстве случаев с деятельностью и развитием НКО. Взаимосвязь региональной власти и НКО сегодня определяется во многом процессами перераспределения финансовых средств между ними для выполнения НКО социальной подрядной деятельности. Заказчиком данной деятельности выступает в большинстве случаев региональная власть, предоставляющая финансовые ресурсы и возможности.

Так, сегодня практически в каждом регионе страны ведётся деятельность по подготовке и реализации государственных и региональных программ финансовой поддержки НКО. В данной ситуации сами региональные власти являются первостепенным участником взаимодействия с НКО и в полной мере заинтересованы в подготовке качественной формальной отчётности о предоставленных ресурсах НКО, полноценном целевом их использовании и позитивных результатах деятельности НКО в отчётном периоде. Данные вопросы сегодня выступают основой формальной составляющей оценки деятельности НКО как важного института гражданского общества.

Основной целью подобных государственных программ определяется развитие открытых политических механизмов взаимодействия гражданского общества с властью. Например, в качестве основания программы Московской области на 2014-2019 гг. «Развитие институтов гражданского общества, повышение эффективности местного самоуправления

Новгородцева А.Н., Сивкова Н.И., Сысолятина Е.Л. Власть и некоммерческие организации (НКО) в регионе: трудности взаимодействия (на примере Свердловской области) // Общество: политика, экономика, право. 2020. № 2. [Электронный ресурс] URL: http://dom-hors.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/pep/2020/2/politics/novgorodtseva-sivkova-sysolyatina.pdf (дата обращения: 01.03.2020).

и реализации молодёжной политики в Московской области» основной целью указано «обеспечение открытости и прозрачности деятельности органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области и создания условий для осуществления гражданского контроля за деятельностью органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, укрепления межнационального и межконфессионального мира и согласия, воспитания гармоничных, всесторонне развитых, патриотичных и социально ответственных граждан, способных к успешной социализации и эффективной самореализации»1.

В государственной программе Тамбовской области «Развитие институтов гражданского общества» на 2014-2020 гг. указано: «Гражданское общество является индикатором и одновременно основным фактором развития современного демократического государства. Оно характеризуется как система добровольно созданных общественных институтов и отношений, деятельность которых не зависит от прямого вмешательства и ре" 2

гламентации органов государственной власти»2.

Необходимо отметить, что рассматриваемые программы являются сегодня эффективным средством активизации деятельности НКО в северных регионах страны.

В Архангельской области также с 2020 г. начинает реализовываться государственная программа «Совершенствование государственного управления и местного самоуправления, развитие институтов гражданского общества»3, главными целями которой указываются повышение эффективности функционирования системы государственного управления

Государственная программа Московской области «Развитие институтов гражданского общества, повышение эффективности местного самоуправления и реализации молодежной политики в Московской области» // Сайт Правительства Московской области. [Электронный ресурс] URL: https://mosreg.ru/seychas-v-rabote/ gosudarstvennye-programmy/gosudarstvennaya-programma-moskovskoy-oblasti-razvitie-institutov-grazhdanskogo-obshchestva-povyshenie-effektivnosti-mestnogo-samoupravleniya-i-realizacii-molodezhnoy-politiki-v-moskovskoy-oblasti-na-2014-2018-gody#tab-menu_link_6 (дата обращения: 29.02.2020).

Государственная программа Тамбовской области «Развитие институтов гражданского общества» на 2014-2020 годы // Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс] URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd= 116037092&rdk=20 (дата обращения: 29.02.2020).

Постановление Правительства Архангельской области от 10.10.2019 № 548-пп «Об утверждении государственной программы Архангельской области «Совершенствование государственного управления и местного самоуправления, развитие институтов гражданского общества в Архангельской области» // Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс] URL: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/2900201910180011 (дата обращения: 29.02.2020).

и местного самоуправления, развитие системы НКО, повышение гражданской активности населения, укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие.

Данные программы сегодня являются важным эффективным механизмом региональной власти для поддержания активности и эффективности деятельности НКО, а также передачи им ряда социальных функций и гражданских полномочий на конкурентной конкурсной основе. При этом данные программы позволяют наладить взаимодействие между региональной властью и НКО.

Рассматривая примеры северных регионов, в одном из устойчивых регионов - Республике Коми1 в 2020 г. планируется выделить 30 млн руб. на развитие гражданского общества, общая сумма за 2018 и 2019 гг. составила - 5,5 млн руб.2

Современные кризисные процессы в экономике страны приводят к унификации и деградации социальной и профессиональной структуры северных регионов.

Так, например, сегодня уровень качества жизни в Республике Коми продолжает снижаться. Согласно данным агентства РИА рейтинг уровня качества жизни в республике снизился с 64 позиции в 2018 г. до 69 в 2019 г. (максимально 85 позиций)3.

Сложные экономические условия и возникающая в связи с этим необходимость у населения региона заимствования средств в банках для нормализации условий жизнедеятельности привели к вхождению Республики Коми в десятку самых закредитованных регионов России4, что указывает на низкую эффективность социально-экономической политики в регионе в целом.

Современный экономический кризис приводит к деградации гражданских отношений, снижению уровня доходов, культуры5 и качества системы управления. Деградация в данных сферах общественной жизнедеятельности является серьёзной проблемой стабильного

Корчак Е.А. Уровень жизни населения регионов Севера и Арктики РФ // Фундаментальные исследования. 2015. № 7-3. С. 605-609.

На развитие гражданского общества в Коми в 2020 году будет выделено 30 миллионов рублей // Общественная палата Российской Федерации. [Электронный ресурс] URL: https://www.oprf.ru/ru/about/interaction/region_chambers/431/2584/newsitem/51 067?PHPSESSID=6pdm7no06pphnlicb6lmae4073 (дата обращения: 29.02.2020). Рейтинг российских регионов по качеству жизни // РИА Новости. [Электронный ресурс] URL: https://ria.ru/20200217/1564483827.html (дата обращения: 29.02.2020). Названы самые закредитованные российские регионы // РИА Новости. [Электронный ресурс] URL: https://ria.ru/20191223/1562702590.html (дата обращения: 29.02.2020).

Кондраль Д.П. Культура, синергия и сбалансированность процессов стратегического управления Севером России // Арктика и Север. 2014. № 17. С. 60-64.

2

функционирования северных регионов страны1 и приводит к замедлению их демократического развития.

При этом сегодня создаётся ситуация, когда население северных регионов предпочитает переезжать в другие (более перспективные в климатическом и социально-экономическом аспектах) регионы страны, нежели самоорганизовываться для решения существующих проблем и создания благоприятных социально-политических условий жизнедеятельности на Севере России. Данная объективная проблема замедления становления и развития институтов гражданского общества на Севере России сводит к минимуму усилия власти по развитию данных институтов через поддержку НКО, так как внутренней отдачи от самого общества практически не происходит, а большинство усилий сводится к определению и достижению формальных показателей.

Сегодня Север России не должен рассматриваться исключительно как территория с запасами ресурсов. Важным должно стать социальное определение северных территорий. Большое количество людей сегодня проживает в условиях нищеты и на уровне минимальных возможностей потребления. При этом социально-экономические проблемы большинства людей сегодня не только не решаются, но и усугубляются в условиях кризиса. Это приводит практически к полной потере экономической самостоятельности личности и её фактическому «порабощению» тяжёлыми социально-экономическими условиями. В связи с этим большое количество людей сегодня не могут покинуть северные регионы страны даже элементарно ввиду финансовых сложностей, связанных с затратами на организацию переезда и поиска новой работы. В связи с этим многие переезжающие вынуждены понижать свой социальный статус до уровня маргиналов.

При этом важно отметить, что в основе построения гражданского общества находится принцип развития индивидуализма и свободы личности. Поэтому развивать сегодня гражданские институты, опираясь исключительно на интересы коренных общин и сообщества коренного населения Севера России является проблематичным. Хотя именно данная культурно-хозяйственная категория населения имеет большой культурный опыт жизнедеятельности в условиях Севера. Поэтому сегодня в северных регионах страны необходимо создание специфических политико-коммуникационных механизмов и благоприятных условий для жизнедеятельности всех культурно-хозяйственных групп и категорий населения в равной степени.

Кондраль Д.П. Основные направления совершенствования государственной политики в сфере управления развитием северных регионов России // Общество: политика, экономика, право. 2018. № 9. С. 11-16.

Нарушение социально-экономической стабильности в современных условиях приводит к кризису гражданских отношений, что способствует формированию асоциальной среды, служащей питательной базой для снижения уровня правовой культуры в целом, роста правонарушений и преступлений.

Оценивая уровень преступности в Республике Коми за январь-август 2019 г. следует отметить его рост на 6 % (11,1 тыс. преступлений)1 по сравнению с предыдущим годом.

Снижение уровня культуры в целом и правовой культуры в частности создаёт условия потери ментального потенциала северных регионов. Прохождение точки бифуркации уже привело к фактическому «вымиранию» ряда северных городов и поселений. Среди них: Печора, Инта, Воркута и др. Скорее всего, это не предел, и в ближайшее время мы услышим про новые города и территории, находящиеся на грани «вымирания». Для их восстановления понадобится гораздо больше ресурсов, нежели для профилактики процессов «вымирания» территорий.

Так, например, рассматривая статистику по Республике Коми на 1 января 2019 г., в республике численность жителей за год сократилась на 10735 человек и составила 830138 человек. Численность жителей в крупных городах республики на 1 января 2019 г. составила: Сыктывкар - 260313 (убыло 509 чел. по сравнению с предыдущим годом); Воркута - 74747 (убыло 2567 чел.); Вуктыл - 11491 (убыло 306 чел.); Инта - 27573 (убыло 574 чел.); Усинск - 43689 (убыло 401 чел.); Ухта -116243 (убыло 1534 чел.)2.

Все вышеуказанные негативные аспекты жизнедеятельности общества на Севере России характеризуют общую слабость системы регионального управления арктических и приарктических регионов3, не способной сегодня в полной мере обеспечить стабильное развитие социально-экономической среды регионов Севера России и реальную политико-управленческую поддержку институтам гражданского общества, а тем более передать им существенную часть полномочий и ресурсов.

В Коми преступления чаще всего совершают судимые // Информационное агентство БНК. [Электронный ресурс] URL: https://www.bnkomi.ru/data/news/100235/ (дата обращения: 29.02.2020).

В 2019 году в Коми на 10,7 тысяч жителей стало меньше // Аргументы и факты. [Электронный ресурс] URL: https://komi.aif.ru/society/persona/v_2019_godu_v_komi_ na_10_7_tysyach_zhiteley_stalo_menshe (дата обращения: 29.02.2020). Кондраль Д.П., Морозов Н.А. Управление процессами модернизации политической системы современной России (региональный аспект). Сыктывкар, 2012. 165 с.; Кондраль Д.П., Морозов Н.А. Стратегическое управление процессами пространственно-территориального развития Севера России: проблемы и перспективы. Сыктывкар, 2014. 97 с.

2

Среди важных направлений развития институтов гражданского общества в северных регионах следует указать: 1) переход от формального к органическому подходу решения социально-экономических и политико-управленческих проблем; 2) повышение значения институтов гражданского общества в процессах принятия и реализации управленческих решений, а также контроля за региональной властью; 3) разработка программ реального роста социально-экономического уровня жизни населения и привлекательности регионов для жизнедеятельности людей; 4) демократическая модернизация региональных систем политического управления с целью развития гражданского участия населения северных регионов в политике; 5) разработка и реализация образовательных программ роста правовой культуры и сознания населения.

Рассмотренные направления являются основой дальнейшего социально-политического развития северных регионов страны.

Таким образом, если сегодня не принять позитивные политико-управленческие меры, в ближайшее время институты гражданского общества на Севере России, скорее всего, будут ещё в большей степени подвержены негативным факторам воздействия, что приведёт к снижению интеллектуального потенциала северных регионов страны и их привлекательности для жизнедеятельности людей. Искать пути1 решения указанных угроз необходимо уже сегодня. При этом не только через финансирование НКО, но и через демократическую модернизацию региональной и муниципальной систем политического управления.

Кондраль Д.П. Генеративная политика как основа развития системы управления на Севере России // Вопросы управления. 2018. № 1 (31). С. 7-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.