Научная статья на тему 'Проблемы развития института уполномоченного экономического оператора'

Проблемы развития института уполномоченного экономического оператора Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1311
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР / ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА / ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ / AUTHORIZED ECONOMIC OPERATOR / CUSTOMS CODE OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION / FEDERAL CUSTOMS SERVICE / EURASIAN ECONOMIC COMMISSION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Муравьева П.С.,

В статье рассматривается специфика развития института уполномоченного экономического оператора. Анализируются изменения законодательства в области регулирования института уполномоченного экономического оператора. Освещаются основные проблемы деятельности уполномоченных экономических операторов в Российской Федерации, предлагаются возможные пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of development of the institution of the authorized economic operator

The article deals with the specifics of the development of the institution of an authorized economic operator. Changes in legislation in the field of regulation of the institution of an authorized economic operator are analyzed. Highlights the main problems of the activities of authorized economic operators in the Russian Federation, suggests possible ways to solve them.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития института уполномоченного экономического оператора»

Проблемы развития института уполномоченного экономического оператора

Problems of development of the institution of the authorized economic operator

Муравьева П. С.

Студент 5 курса, юридический институт, специальность таможенное дело, Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых,

РФ, г. Владимир e-mail: polinamur15@mail.ru

Muraveva P.

5th year student Law Institute specialty customs,

Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs,

Russia, Vladimir e-mail: polinamur15@mail.ru

Научный руководитель: Сальникова А.В.

кандидат исторических наук, доцент доцент кафедры финансового права и таможенной деятельности, Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых,

РФ, г. Владимир

Scientific adviser Salnikova A. V.

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor Associate Professor of the Department of Financial Law and Customs Activities, Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs,

Russia, Vladimir

Аннотация.

В статье рассматривается специфика развития института уполномоченного экономического оператора. Анализируются изменения законодательства в области регулирования института уполномоченного экономического оператора. Освещаются основные проблемы деятельности уполномоченных экономических операторов в Российской Федерации, предлагаются возможные пути их решения.

Annotation.

The article deals with the specifics of the development of the institution of an authorized economic operator. Changes in legislation in the field of regulation of the institution of an authorized economic operator are analyzed. Highlights the main problems of the activities of authorized economic operators in the Russian Federation, suggests possible ways to solve them.

Ключевые слова: уполномоченный экономический оператор, Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, Федеральная Таможенная Служба, Евразийская экономическая комиссия.

Key words: authorized economic operator, Customs Code of the Eurasian Economic Union, Federal Customs Service, Eurasian Economic Commission.

В современное время в условиях развития глобализации приобретает важность институт уполномоченного экономического оператора (далее УЭО). В Российской Федерации данный институт долгое время пребывал в стагнации. Таможенная служба не заинтересована в росте числа УЭО, так как она рассматривает их не как партнеров, а как участников внешнеэкономической деятельности (далее ВЭД), деятельность которых может создать различные риски, например, уклонение от уплаты таможенных платежей, ненадлежащее использование своих полномочий.

Актуальным направлением совершенствования деятельности таможенной службы является преобразование правовых норм, регулирующих деятельность института УЭО. В настоящий момент вопрос совершенствования института УЭО связан с совершенствованием административно-правового статуса уполномоченного экономического оператора в ЕАЭС и Российской Федерации.

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее ЕАЭС) вступил в силу в январе 2018 года и активно действует на сегодняшний день. Действие кодекса повлекло за собой и вступление в силу новых изменений.

Изменения сильно коснулись института уполномоченного экономического оператора. Вместо нескольких статей, существовавших ранее в ТК ТС, сейчас институту УЭО посвящена целая глава. Итак, 61 глава ТК ЕАЭС «Уполномоченный экономический оператор» включает в себя 14 статей и содержит 12 отсылочных норм на Решения Комиссии. Число условий включения в реестр также увеличилось. ТК ЕАЭС содержит 11 условий для включения в реестр УЭО, тогда как в ТК ТС их было всего лишь 7. Но более всего изменениям подверглись специальные упрощения, предоставляемые УЭО. Стоит напомнить, что в ТК ТС существовало единое свидетельство абсолютно для всех УЭО. ТК ЕАЭС регламентирует действие 3 типов свидетельств, условия включения в реестр также зависят от выбранного вида свидетельства. Специальные упрощения также не одинаковы и дифференцируются в зависимости от выбранного типа свидетельства.

Введение «союзного кодекса» предполагает ряд существенных изменений в сравнении с Таможенным кодексом ТС:

• предусмотрено введение трех типов свидетельств (категорий) уполномоченных экономических операторов с разными «наборами упрощений» и условиями для их получения;

• юридическое лицо имеет возможность одновременно оформить несколько типов свидетельств, на основании чего и будет предоставляться клиентам услуга аутсорсинг ВЭД;

• имеется возможность выбора категории УЭО, что позволяет участникам В ЭД самостоятельно выбирать оптимальный набор упрощений с учетом специфики работы;

• перечень полагающихся уполномоченному экономическому оператору упрощений в «союзном Таможенном кодексе» значительно расширен.

Также новеллой ЕАЭС является и то, что УЭО теперь относится к низкой категории риска участников, что дает им право быстро проходить таможенный контроль. УЭО получают данный статус с датой вступления в силу свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов.

Несмотря на то, что институт УЭО активно развивается, многие УЭО жалуются на ужесточение требований, что значительно затрудняет их деятельность. Изменения, касающиеся института УЭО, привнесли в деятельность операторов как положительные, так и отрицательные моменты. По мнению большого количества УЭО, вступление с начала 2018 года в силу нового таможенного кодекса ЕАЭ и произошедшие изменения, касающиеся сферы УЭО изменили ситуацию в худшую сторону и только усложнили, чем в период действия ТК ТС. Но, не смотря на развитие института с каждым годом, пробелы и проблемы в этой сфере остаются и требуют решения.

Одной из главных проблем является недостаточное информационное взаимодействие между таможенными органами Российской Федерации и УЭО. Это выражается в отсутствии эффективного канала получения информации от уполномоченных экономических операторов о возникающих проблемных моментах в области применения технологий института УЭО и учета мнения компаний. Считаем, что исправить такую проблему возможно путем создания нового профессионального таможенного сообщества. Организационно-правовая форма такого сообщества не важна. Главное, чтобы участвующие компании имели возможность не

316

только обрабатывать поступающие от УЭО запросы и жалобы, но и анализировать, синхронизировать и доводить до сведения всех заинтересованных лиц решения, которые были приняты по ним.

К примеру, за каждым членом сообщества закрепляется равное количество УЭО и это должны быть определенные компании. Таким образом, каждая компания будет знать своего помощника и обращаться по всем вопросам именно к нему. Работник сообщества, в свою очередь, тоже будет отлично разбираться в деятельности компаний, так как определенное количество закрепляется за ним, и он работает только с этими уполномоченными экономическими операторами. Это позволит разрешить множество проблем, возникающих внутри компании, а также сократит время их решения, так как взаимодействие между УЭО и таможенным сотрудником будет проходить быстро и без задержек, ведь каждая компания будет работать именно со своим помощником. Также, благодаря созданию данного сообщества, сократится число жалобных писем, звонков, сообщений в ФТС России от компаний, у которых произошли какие-то изменения или возникли проблемы. Решения будет принимать сообщество и готовить отчеты по принятым вопросам ФТС России в определенные сроки. Такая практика, безусловно, могла бы позитивно отразиться на снижении остроты имеющихся у УЭО проблем и отчасти облегчить работу Федеральной Таможенной Службы (ФТС) России с обращениями операторов.

Еще одним важным моментом является обеспечение того, чтобы и российские таможенные органы, и Евразийская экономическая комиссия (далее ЕЭК) не только принимали, но и всерьез воспринимали данное сообщество УЭО. В этом случае оно, безусловно, могло бы выступить в качестве некоего уполномоченного представителя интересов операторов перед таможенной службой, а также иными структурами, например, перед ЕЭК, в том числе при разработке или корректировке норм, регулирующих деятельность УЭО. Такого рода взаимодействие можно осуществлять в хорошо известном и неплохо зарекомендовавшем себя формате некой рабочей группы при ФТС России.

Не менее важная проблема — это отсутствие у таможни положительного отношения к увеличению количества уполномоченных экономических операторов. Таможенным службам важно показать, что уполномоченные экономические операторы не враги, а партнеры. Привлечение иностранных специалистов, проведение различных семинаров представителями других программ УЭО (США, Китай и др.) могли бы разрешить данную проблему в теоретической части проблемы. Зарубежный опыт позволил бы российским таможенным службам узнать каким образом работает система УЭО в других странах, почерпнуть новые знания для себя и применить их в работе. Что касается практической части, для признания таможен УЭО своими партнерами можно проводить регулярные мероприятия по взаимодействию. Такая ситуация поможет развить партнерские отношения между таможнями и УЭО, следовательно, таможенные службы будут заинтересованы в увеличении количества операторов.

Также существует проблема злоупотребления УЭО действием предоставленных им специальных упрощений и в следствие этого совершение правонарушений. Считаем, что эту проблему, возможно, решить путем проведения категорирования операторов. С учетом нынешних относительно либеральных условий получения статуса УЭО всегда будут те, кто сознательно будет допускать для себя возможность использования тех или иных незаконных способов ведения бизнеса. При этом можно полагать, что одним лишь ужесточением условий включения в Реестр УЭО проблему не решить, а вот серьезное осложнение деятельности всех компаний, включая и добросовестные, данный подход со стороны таможни точно обеспечит. Защиту добросовестных УЭО от репутационных потерь в случае совершения нарушений недобросовестными участниками рынка может обеспечить создание четко прописанного, всем понятного механизма категорирования УЭО, построенного на принципе открытости и прозрачности деятельности компаний. Хотя категорирование участников ВЭД на

сегодняшний день уже существует, стоит продумать дополнительные критерии выделения добросовестных и недобросовестных компаний.

Необходимо разработать реальный механизм оперативного контроля за применением УЭО специальных упрощений. Возможно, даже стоит разработать внутри этого механизма систему санкций и штрафов. К примеру, если уполномоченный экономический оператор совершил правонарушение определенное количество раз, то он автоматически лишается своего статуса. Получение статуса после совершения правонарушений может быть доступно при выполнении специальных условий либо не доступно вовсе. Данный метод обеспечит возможность сократить правонарушения в сфере деятельности УЭО, да и послужит хорошим примером для всех участников внешнеэкономической деятельности. Уполномоченные экономические операторы, вероятнее всего, не захотят терять свой статус, ведь для его получения требуется много усилий, материальных затрат. Благодаря специально разработанной системе оперативного контроля за применением УЭО своих специальных упрощений, системе санкций и штрафов, прекратятся таможенные и экономические правонарушения и наладится добросовестная среда при прохождении УЭО таможенной границы. Очень важно донести до уполномоченных экономических операторов, что в сфере их деятельности порядочное отношение к своей работе играет очень важную роль.

Как отмечают эксперты, в ТК ЕАЭС заложен огромный потенциал для развития технологий УЭО, особенно за счет введения для них соответствующими решениями ЕЭК новых специальных упрощений. Возможно, ощутимый импульс развитию института УЭО в стране может придать совместное обсуждение и выработка уполномоченными представителями от ФТС России и от УЭО или их объединения взаимно согласованного порядка и условий применения упрощений с последующим внесением коллективно принятого решения в ЕЭК, причем от имени таможенной службы.

Например, облегченные (по сравнению со стандартными) и зафиксированные в соглашениях с таможнями условия авторегистрации и автовыпуска таможенных деклараций УЭО могли бы не только привлечь множество компаний к участию в технологиях УЭО, но и позволили ФТС России выполнить планы по переходу на применение автоматических технологий, причем наиболее безопасным для бюджета способом, без каких-либо дополнительных расходов. Свой еще не использованный потенциал УЭО имеют и по другим направлениям организации и ведения таможенного дела как в нашей стране, так и в рамках ЕАЭС.

На сегодняшний момент очень много проблем остаются нерешенными. Огромное их количество не дает развиваться институту УЭО. Совершенствование деятельности института УЭО очень важно для экономики нашей страны. Появление института УЭО является позитивным моментом и отражает современные тенденции в регулировании внешнеэкономической деятельности. Однако введение данного института, а также сложившаяся практика предоставления такого статуса показывают наличие недостатков и недоработок существующего регулирования данной сферы таможенного администрирования. Данный институт необходимо совершенствовать, для этого есть все возможности. Принятие мер, направленных на доработку таможенного законодательства России, принимаемые в настоящее время ФТС и деловым сообществом, расширят возможности статуса УЭО для большого числа добросовестных участников ВЭД, которые полноценно смогут использовать все его преимущества. При этом таможенные органы смогут концентрировать таможенный контроль на более рискованных участников ВЭД, не имеющих такой статус, что позволит существенно повысить эффективность проведения таможенного контроля и перераспределить ресурсы таможенных органов на наиболее рискованных направлениях.

Все эти проблемы требуют незамедлительного решения, так как затруднена деятельность и операторов, и таможенных служб. Развитие института УЭО невозможно без разрешения проблемных вопросов и разработки контроля за их исполнением.

Список используемой литературы:

1. Бутова Т.В., Дунаева А.И., Удачин Н.О. Анализ моделей взаимодействия власти и бизнеса в зарубежных странах // Науковедение. -2014. - №2. - С. 1-6;

2. Веселкова Е.Е. Правовой статус субъектов внешнеэкономической деятельности // Законодательство и экономика. - 2014. - № 4. - С. 29-34;

3. Вобликов В.Ю. Правовой статус уполномоченных экономических операторов: проблемы формирования правового статуса // Публично-правовые исследования (электронный журнал). - 2015. - № 1-2. -С. 55-61;

4. Голышев Н.В., Ибрагимова А.Х. и др. Анализ взаимодействия таможенных органов РФ и участников ВЭД в международной цепи поставки товаров // Евразийский экономический журнал. - 2015. - № 8. - С. 33-29;

5. Дорощенко Г.И. Деятельность уполномоченного экономического оператора в Таможенном союзе на современном этапе // Таможенное дело. -2014. - № 4. - С. 9 - 11;

6. Пашаева И.А. Институт уполномоченных экономических операторов: проблемы теории и практики // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2019. - С. 75-78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.