Научная статья на тему 'Проблемы развития инновационной стратегии деятельности предприятия'

Проблемы развития инновационной стратегии деятельности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1155
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ФИНАНСОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / РИСК / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михлик Артем Сергеевич, Демчук Олег Владимирович

Инновационная стратегия выступает ведущей функциональной стратегией предприятия, и являются базой общей стратегии и одновременно основным условием конкурентоспособного развития предприятия. Инновационная стратегия предполагает формирование цельного сбалансированного комплекса мероприятии по продуктовой и технологической модернизации производства, изменению его организационной структуры, применение новейших управленческих технологий и целенаправленному встраиванию нововведений в сложившуюся культуру организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития инновационной стратегии деятельности предприятия»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 03-1/2017 ISSN 2410-700Х_

Причины организационного сопротивления линейного персонала во многом связаны с нежеланием много и упорно работать, ввиду низкой оплаты труда.

Линейный персонал - это тот уровень, на котором труднее всего добиться расположения сотрудников. В тоже время эту категорию персонала следует рассматривать как самую важную составляющую в системе управленческого учета, т. к. именно она обеспечивает заведение в систему первичных данных, на основе которых руководство делает выводы и строит тактику. На этих работников в период внедрения системы управленческого учета ложится повышенная нагрузка: при сохранении основных обязанностей по ведению прежней системы учета сотрудник должен обеспечить введение данных в новую тестируемую систему. Однако новый круг обязанностей не всегда сопровождается повышением заработной платы. Угроза увольнения при отказе участвовать в проекте также неэффективна.

Для мотивации сотрудника наиболее действенным оказывается довод, что новая система сократит трудозатраты по вводу первичных данных в систему, а также трудозатраты и время на подготовку отчетов для руководства.

Организационные конфликты являются еще одним серьезным препятствием в процессе внедрения системы управленческого учета.

Наиболее правильным способом разрешения такой ситуации является выступление руководителя, отвечающего за внедрение системы управленческого учета, в роли посредника участниками конфликта, а также дополнительное материальное поощрение сотрудников в виде премий.

Таким образом, организационно-управленческий аспект является одним из основополагающих вопросов, определяющих успешность не только разработки системы управленческого учета, но и его внедрения.

Список использованной литературы:

1. Ибрагимова А.Х. Постановка управленческого учета // Кластерные инициативы в формировании прогрессивной структуры национальной экономики: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, в 2-х томах.- Курск.- 2015.- С. 176-178.

2. Ибрагимова А.Х. Цахаев Н.Р. Управленческая отчетность предприятия// Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика. Материалы 2-й международной научно-практической конференции в 2- х томах. Закрытое акционерное общество "Университетская книга". - Курск. -2016. С. 132-134.

3. Кондраков Н. П. Бухгалтерский (финансовый) и управленческий учет: учеб. / Н. П. Кондраков. — М.: Проспект, 2012. С. 728.

4. Кузнецова О. Н. Модель управленческого учета инновационной деятельности предприятия // Дискуссия. 2013. № 1. С. 63-66.

© Мирзоева Б.Э., 2017

УДК 338.45

Михлик Артем Сергеевич,

магистрант 1 курса кафедры экономики предприятия, Демчук Олег Владимирович, доцент кафедры экономики предприятия, ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет»

г. Керчь, РФ E-mail: ep.kgmty@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация

Инновационная стратегия выступает ведущей функциональной стратегией предприятия, и являются базой

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 03-1/2017 ISSN 2410-700Х_

общей стратегии и одновременно - основным условием конкурентоспособного развития предприятия. Инновационная стратегия предполагает формирование цельного сбалансированного комплекса мероприятии по продуктовой и технологической модернизации производства, изменению его организационной структуры, применение новейших управленческих технологий и целенаправленному встраиванию нововведений в сложившуюся культуру организации.

Ключевые слова

Инновации, инновационная стратегия, модернизация, инновационный потенциал, финансовое положение, риск, экономическая эффективность.

Необходимость инновационной деятельности, способность к нововведениям выступает как императивное требование нашего времени. В настоящее время необходимость преобразований осознана большинством производственных организаций. Некоторые уже провели необходимые преобразования, хотя для них остается актуальной задача приспособления к быстро меняющейся экономической и политической ситуации.

Механизмы приспособления к изменившейся внешней среде, разнообразные преобразования и нововведения рассматриваются в специальной отрасли знания - инноватике. Инноватика - это наука о целенаправленных изменениях, нововведениях в организации. Предметом нашего рассмотрения в данной работе является нововведения в организациях, то есть целенаправленные изменения в функционировании предприятий как системы, которые вносят в них относительно стабильные элементы, существенно преобразующие функции и характер управления ими. Таким образом, в отличие от различных стихийных, спонтанно возникающих изменений инноватика рассматривает механизм инициируемых и контролируемых изменений, происходящих на основе рационально-волевого действия. [5, с. 27]

Предпосылки, стимулирующие инновационную активность компании, связаны, в первую очередь, с институциональными изменениями, с возникновением новых потребностей и предпочтений у потребителей, сокращением жизненного цикла товаров, повышением наукоемкости продукции.

Инновационный потенциал предприятия принято трактовать как совокупность материальных, финансовых, трудовых, инфраструктурных, интеллектуальных информационно-коммуникационных ресурсов. Можно выделить две группы факторов, определяющих инновационную активность, и как следствие - конкурентное преимущество предприятия. Назначение одних, внутренних - налаживание и управление инновационной деятельностью на предприятии; другие, внешние призваны способствовать расширению ее границ.

Внутренние факторы - это существенные особенности предприятия, отличающие его от конкурентов и определяющие его инновационную состоятельность: мотивированное руководство; интеграция технологических и организационно-управленческих инноваций; высокая производительность; эффективные отношения с персоналом, широкое вовлечение его в инновационный процесс; непрерывное организационное обучение; эффективная система маркетинга, осуществляющая коммуникации с конечными потребителями; управление качеством, инфраструктурой, организационным развитием. [4, с. 113]

К внешним относятся факторы, обуславливающие взаимодействие предприятия с экономической и социальной средами: использование внешних источников для поддержки всех фаз инновационного процесса: от открытия и разработки до коммерциализации; коммуникации с заказчиками, деловыми партнерами, инвесторами, конкурентами, исследовательскими организациями и ВУЗами; лоббирование интересов в государственных институциональных структурах.

Разработка инновационной стратегии должна ответить на следующие вопросы: как достичь целей, как устранить конкурентов, как обеспечить преимущества в конкурентной борьбе, как усилить долгосрочные позиции фирмы, как сделать управленческое стратегическое видение реальностью.

Инновационные стратегии создают особо сложные условия для проектного, фирменного и корпоративного управления. К таким условиям относятся: повышение уровня неопределенности результатов (по срокам, затратам, качеству и эффективности); повышение инвестиционных рисков проектов; усиление потока изменений в организации в связи с инновационной реструктуризацией (перестройка предприятия, за

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 03-1/2017 ISSN 2410-700Х_

счет изменения каких-либо его элементов); усиление противоречий интересов и подходов к управлению у руководства организации.

Инновационная стратегия, интегрируя весь исследовательский и инвестиционный этапы жизненного цикла новшества, в полной мере связана со всеми видами неопределенностей, специфическими инновационно-инвестиционными и регулярными рисками, а также противоречиями инновационного процесса.

Наиболее существенными специфическими рисками, с которыми сталкивается предприятие при самостоятельной разработке и внедрении инноваций, являются: инновационный, технологический, коммерческий и финансовый риски.

Понимая под инновационной стратегией ту или иную модель поведения компании в новых рыночных условиях, можно выделить две группы стратегий: активные и пассивные.

Первый вид стратегий, часто именуемый технологическим, представляет собой реагирование на происходящие и возможные изменения во внешней среде путем проведения постоянных технологических инноваций. Избрав одну или несколько активных стратегий, фирма выбирает в качестве главного фактора успеха использование новой технологической идеи. Среди активных инновационных стратегий можно выделить два принципиально различных типа стратегий: лидерства и имитации. Если технология, воплощенная в новом продукте или услуге, является совершенно новой для рынка, то фирма реализует стратегию технологического лидерства. В случае, когда технологическая идея уже известна рынку, но используется впервые самой компанией, тогда речь идет об имитационных стратегиях. [4, с. 187]

Пассивные, или маркетинговые, инновационные стратегии представляют собой

постоянные инновации в области маркетинга. Предприятие может выбрать стратегию нововведений в области дифференциации товара, выделяя все новые и новые его конкурентные преимущества. Стратегия сегментации предполагает перманентный поиск новых рыночных сегментов или целых рынков, а также использование новых для рынка или предприятия методов охвата данных групп покупателей. Избрание компанией пассивных инновационных стратегий может означать и такой способ реагирования на изменения во внешних условиях, как постоянные нововведения в области форм и методов сбыта продукции, коммуникационной политики.

Крупные компании, использующие систему стратегического планирования инноваций, имеют возможность постоянного осуществления инновационной деятельности по определенной схеме. По современным международным стандартам инновации являются постоянными при их осуществлении, как минимум, раз в 1-3 года. Кроме того, для крупных предприятий свойственно использование сочетания нескольких стратегических линий, что обеспечивает высокую мобильность и эффективность инноваций. [1, с. 32]

Инновационная деятельность включает не только инновационный процесс по эволюционному преобразованию научного знания в новые виды продуктов, технологий и услуг, но и маркетинговые исследования рынка сбыта товаров, их потребительских свойств, конкурентной среды, а также комплекс технологических, управленческих, и организационно-экономических мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям, новому подходу к информационным, консалтинговым, социальным и другим видам услуг.

Инновационная деятельность носит альтернативный характер. Она может осуществляться не только на любом из этапов инновационного процесса, но и вне его в процессе приобретенных патентов, лицензий, раскрытия know-how, полезных идей. Кроме того, в сферу инновационной деятельности включается модификация продуктов, пользующихся спросом на товарном рынке, путем доработки конструкций и применения новых технологических процессов с целью улучшения эксплуатационных параметров, снижения себестоимости изготовления, получения дополнительной прибыли. [2, с. 312]

Таким образом, при инновационной стратегии длительность получения и вероятностный характер результатов требуют реализации финансовых программ с высокой степенью рисков. Инновационная стратегия получила признание в качестве одного из основных средств достижения целей организации в условиях высокого уровня неопределенности ожидаемых результатов, инвестиционных рисков проектов.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 03-1/2017 2410-700Х

Список использованной литературы:

1. Бердникова Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М, 2014. - 215 с.

2. Демчук О. В. Сушко Н. А. Экономика рыбного хозяйства: Учебное пособие - Симферополь: ДИАИПИ, 2013. - 311 с.

3. Инновационный менеджмент. Учебник. / Под ред. проф. В. А. Швандара, проф. В. Я. Горфинкеля. - М.: Вузовский учебник, 2012. - 382 с.

4. Хотяшева О. М. Инновационный менеджмент. Учебник для ВУЗов. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 326 с.

5. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент. Учебник для ВУЗов.- М.: Дело, 2013. - 276 с.

© Михлик А.С., Демчук О.В., 2017

УДК 339.923

Ю.С. Музылева

Старший преподаватель Выборгский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы

г. Выборг, Российская Федерация

РЕЭКСПОРТ КАК КОММЕРЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ И ТАМОЖЕННАЯ ПРОЦЕДУРА

Аннотация

В статье рассматривается использование реэкспортных операций в коммерческих целях, а также другие случаи помещения товаров под таможенную процедуру реэкспорта.

Ключевые слова

Таможенная процедура, реэкспорт, продовольственное эмбарго, автосборочное производство.

Под внешнеторговыми операциями чаще всего понимают экспортные или импортные операции. Объёмы экспорта и импорта изучаются в динамике, учитываются статистикой внешней торговли, анализируется товарная и географическая структура этих показателей как по отдельным странам, так и по группам стран и различным интеграционным объединениям. Помимо этого, объёмы экспорта и импорта используются для расчета внешнеторгового сальдо, экспортной и импортной квоты, которые позволяют оценить степень открытости экономики страны и сделать выводы о зависимости или независимости страны от внешних рынков. Развитие международной торговли в конце прошлого века повлекло за собой рост количества внешнеторговых операций, в том числе реэкспортных, связанных с повышением предпринимательской активности. Введение российского продуктового эмбарго в 2014 году спровоцировало неконтролируемое увеличение скрытых схем реэкспорта товаров, запрещенных ко ввозу на территорию Российской Федерации. [4] Рассмотрение реэкспорта как коммерческой операции представляется весьма актуальным.

В Таможенном кодексе Таможенного союза (ТК ТС) реэкспорт определяется как таможенная процедура, при которой импортированные товары или продукты переработки товаров, произведённые на таможенной территории таможенного союза, вывозятся с этой территории без уплаты и (или) с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений административного характера. [1]

В зависимости от направления перемещения товаров различают прямой и косвенный реэкспорт. При прямом реэкспорте товар сначала ввозится на территорию страны-резидента, а затем по различным причинам вывозится с неё. Косвенный реэкспорт не предполагает завоз товара на территорию страны-резидента, поскольку товар сразу после покупки перепродаётся третьему лицу в другой стране. Другой разновидностью

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.