Научная статья на тему 'Проблемы развития инфраструктуры государственной границы в районах международных аэропортов РФ'

Проблемы развития инфраструктуры государственной границы в районах международных аэропортов РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1800
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА РФ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / ПУНКТЫ ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ / STATE BORDER OF RUSSIA / INTERNATIONAL TRANSPORTATION / BORDER CHECKPOINTS ACROSS THE STATE BORDER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Луцкая Алина Сергеевна

На фоне мирового экономического развития все большее внимание уделяется вопросу развития инфраструктуры государственной границы Российской Федерации. Однако данная сфера характеризуется целым рядом проблем, которые необходимо решать. В статье рассмотрены лишь самые главные проблемы, характеризующие современное состояние границы Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Луцкая Алина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF INFRASTRUCTURE IN THE REGIONS OF INTERNATIONAL AIRPORTS OF RUSSIA

The article deals with some problems of development of the infrastructure of state boarder in the regions of international airports of Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития инфраструктуры государственной границы в районах международных аэропортов РФ»

УДК 656.078:629.7

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ В РАЙОНАХ МЕЖДУНАРОДНЫХ АЭРОПОРТОВ РФ

А.С. ЛУЦКАЯ

Статья представлена доктором экономических наук, профессором Афанасьевым В.Г.

На фоне мирового экономического развития все большее внимание уделяется вопросу развития инфраструктуры государственной границы Российской Федерации. Однако данная сфера характеризуется целым рядом проблем, которые необходимо решать. В статье рассмотрены лишь самые главные проблемы, характеризующие современное состояние границы Российской Федерации.

Ключевые слова: государственная граница РФ, международные перевозки, пункты пропуска через государственную границу.

Важной характеристикой современного этапа мирового экономического развития является постоянное расширение границ национальных рынков, что влечет за собой масштабный рост трансграничных потоков.

В современных условиях одним из приоритетных направлений государственной политики становится развитие инфраструктуры на государственной границе Российской Федерации. Инфраструктура государственной границы включает в себя пункты пропуска через границу, а также другие объекты и сооружения, необходимые федеральным органам для реализации своих полномочий в сфере защиты государственной границы.

Под пропуском через государственную границу понимается признание законности пересечения государственной границы лицами и транспортными средствами, прибывшими на территорию РФ; перемещения товаров и животных через государственную границу на территорию РФ; разрешение на пересечение границы лицами и транспортными средствами, убывающими из пределов РФ; на перемещение товаров и животных через границу за пределы РФ.

В настоящее время в режимной зоне пункта пропуска осуществляется семь видов государственного контроля, которые обеспечивают сотрудники государственных контрольных органов (пограничной, таможенной, миграционной служб; Ространснадзора, Россельхознадзора, Роспотребнадзора).

Основными проблемами в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации являются:

- несовершенство нормативного регулирования;

- низкий уровень развития и эксплуатации инфраструктуры на государственной границе;

- недостаточные темпы модернизации инфраструктуры;

- несоответствие существующей системы пунктов пропуска потребностям государства;

- неоправданные затраты государственного бюджета на убыточные пункты пропуска через государственную границу;

- неурегулированность вопросов права собственности в отношении объектов недвижимого имущества инфраструктуры на государственной границе Российской Федерации.

На сегодняшний день основными нормативными правовыми актами, регулирующими государственную политику в сфере обустройства государственной границы, являются закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации»; закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности»; Указ Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 «Об утверждении Концепции

национальной безопасности Российской Федерации»; Указ Президента Российской Федерации от 11 октября 2007 г. № 1359 «О Федеральном агентстве по обустройству государственной границы Российской Федерации»; постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.2008 г. № 482 «Об утверждении правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации», Федеральные авиационные правила «Общие правила организации воздушных перевозок» и др.

По сравнению с 2006-2007 гг. наметился определенный прогресс в законопроектной и нормотворческой деятельности. Активная законодательная деятельность в Российской Федерации позволила расширить и углубить регулирование общественных отношений в пограничной сфере, отразить в законах новые направления развития государства, ликвидировать существенные пробелы в действовавшем ранее законодательстве. Вместе с тем, ряд изменений нормативных документов не учитывает предложения авиаперевозчиков и рекомендации ICAO. Ряд положений Федеральных авиационных правил «Общие правила организации воздушных перевозок» содержит требования, которые не соответствуют международной практике, а их реализация существенно осложняет финансовое положение отечественных авиакомпаний. В целом нормативно-правовая база требует модернизации с целью приближения отечественных норм к действующим мировым авиационным стандартам. Кроме вышеперечисленного, еще одной недоработкой существующей нормативно-законодательной базы является форма ее представления и доступности к пользованию.

Вместе с тем, исходя из подхода государства к необходимости рационального, бережного отношения к расходованию финансовых средств, представляется целесообразным из общего количества пунктов пропуска выделить наиболее значимые для осуществления внешнеэкономических связей, в развитие которых и необходимо вкладывать средства.

На примере пунктов пропуска в аэропортах, очевидно, что многие из международных аэропортов обеспечивают незначительное количество международных перевозок, имея всю необходимую инфраструктуру для выполнения перевозок. В пунктах пропуска сосредоточены подразделения 6 федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих 7 видов контроля, которые частично дублируют друг друга. В связи с установкой пунктов пропуска, государственный бюджет несет расходы, связанные с закупкой и содержанием оборудования, необходимого для проведения всех форм контроля, а также содержания соответствующего персонала. В небольших аэропортах численность сотрудников, обслуживающих пункты пропуска, составляет 35-45 чел., в крупных аэропортах, таких как Шереметьево, она достигает 100 чел. и более.

При установлении пунктов пропуска через государственную границу РФ в аэропортах с небольшим объемом международных авиаперевозок, государство несет большие бюджетные затраты (на оборудование, зарплату и т. д.). При этом отвлекаются от своих прямых обязанностей значительные людские резервы (пограничники, таможенники и др.) при неполной загрузке штата сотрудников.

Однако при закрытии ряда пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации государство сталкивается с проблемой необоснованного принятия решения об их закрытии и, напротив, убыточные пункты пропуска продолжают свое существование. Это связано, прежде всего, с отсутствием единой разработанной методики по оценке целесообразности открытия пунктов пропуска через государственную границу.

Для определения целесообразности организации международных перевозок необходимо выявить оптимальные показатели деятельности аэропорта, т.е. тот объем перевозок пассажиров и грузов, при котором экономически эффективна их организация.

Также очевидна необходимость установить взаимосвязи между отдельными показателями производственно-хозяйственной деятельности и определить граничные значения, при которых экономически целесообразна организация международных перевозок в аэропорту.

Еще одной проблемой является определение балансодержателя пунктов пропуска через государственную границу. Закон «О государственной границе Российской Федерации» и постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.2008 г. № 482 «Об утверждении правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации» в этой части выполняются не в полной мере.

В ноябре 2008 г. в Федеральном агентстве по обустройству государственной границы РФ обсуждался вопрос возможности использования механизма частно-государственного партнерства в части развития инфраструктуры прилегающих к пунктам пропуска территорий, кроме того было принято решение о привлечении к обсуждению вопросов обустройства представителей бизнес-сообщества, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность и заинтересованных в эффективном функционировании системы пунктов пропуска. Однако на практике наличие частных пунктов пропуска сводится к тому, что их администрация самостоятельно устанавливает размеры сборов на все услуги, связанные с перемещением товаров через таможенную границу. Мотивируя свои действия необходимостью изыскания средств на обустройство пунктов пропуска, балансодержатели своими решениями устанавливают и взимают непредусмотренные законодательством Российской Федерации сборы с физических лиц, транспортных средств и т. д.

Кроме того, в пунктах пропуска осуществляется производственная и хозяйственная деятельность (в частности, брокерская и страховая), непосредственно не связанная с контролем за соблюдением установленных правил пересечения государственной границы. Это приводит к затягиванию процесса оформления пропуска лиц, товаров, транспортных средств и грузов через государственную границу, неоправданному образованию очереди при ожидании прохождения отдельных видов контроля.

На сегодняшний день вопрос государственной границы РФ прямо или косвенно касается многих органов и служб. Лишь недавно Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2007 г. № 734, было создано Федеральное агентство по обустройству государственной границы РФ, официальный же сайт агентства заработал менее полугода назад. В компетенции агентства находятся выработка и реализация государственной политики; нормативно-правовое регулирование; управление государственным имуществом; оказание государственных услуг в сфере обустройства государственной границы РФ; создание, развитие и обеспечение деятельности пунктов пропуска через госграницу, а также функции государственного заказчика в этой сфере. Агентство осуществляет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации.

Также проблемами в сфере обустройства инфраструктуры государственной границы Российской Федерации занимается Главное управление специальных программ Президента РФ (Федеральное агентство). Основными президентскими программами в этой сфере являются «Государственная граница РФ (2003-2010 гг.)», разработка федеральной целевой программы «Г осударственная граница РФ (2011-2016 гг.)» и др.

Разнообразие служб, касающихся вопроса государственной границы, способствует всестороннему развитию этой сферы, одновременно внося путаницу во взаимосвязи и взаимодействия. Федеральное агентство по обустройству государственной границы на настоящий момент не начало своего полноценного существования и не способно забрать на себя полномочия всех смежных служб.

На рис. 1 представлена структура взаимосвязи органов, связанных с обустройством государственной границы РФ.

Рис. 1. Структура взаимосвязи органов, связанных с обустройством государственной границы РФ

Таким образом, очевидна необходимость проведения государственной политики в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации по следующим направлениям:

- совершенствование нормативной правовой базы;

- оптимизация структуры расходов федерального бюджета, выделяемых на обустройство государственной границы Российской Федерации;

- развитие материально-технической базы;

- создание необходимых условий для проведения всех необходимых форм контроля;

- развитие Федерального агентства по обустройству госграницы РФ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Распоряжение Правительства РФ 1309-р от 11.09.08 г. «О концепции реализации государственной политики в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации».

2. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. - М.: Экономика, 2000.

3. Право и безопасность. Май 2005. - № 2 (15).

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF INFRASTRUCTURE IN THE REGIONS OF INTERNATIONAL AIRPORTS OF RUSSIA

Lutskaya A.S.

The article deals with some problems of development of the infrastructure of state boarder in the regions of international airports of Russian Federation.

Key words: state border of Russia, international transportation, border checkpoints across the state border.

Сведения об авторе

Луцкая Алина Сергеевна, окончила МГТУ ГА (2007), младший научный сотрудник ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект» в отделе «Исследование перспектив развития аэропортов», область научных интересов - экономическая эффективность организации международных авиаперевозок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.