Научная статья на тему 'Проблемы развития и совершенствования сети автомобильных дорог России'

Проблемы развития и совершенствования сети автомобильных дорог России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
810
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / TRANSPORT SYSTEM / ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВ / БЮДЖЕТНЫЕ АССИГНОВАНИЯ / BUDGET SUPPLY / ДОРОЖНЫЙ ФОНД / ROAD FUND / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / STATE-PRIVATE PARTNERSHIP / ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / TRUST MANAGEMENT / ROAD HOUSEHOLD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Таюрская И.В., Карпова Е.С.

Изложены правовые документы законодательной базы об автомобильных дорогах Российской Федерации. Система финансирования дорожного хозяйства, формирование дорожного фонда, применение модели государственно-частного партнерства и формирование доверительного управления с целью ускоренного развитие и совершенствования автомобильных дорог России на период до 2020 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of improvement and development of automobile roads nets in Russia

We have presented law documents of legislative base about automobile roads of Russian federation. The system of financing of road household, forming of road fund, use of the model of state-private partnership and creating the trust management to increase the development and improvement of automobile roads in Russia till 2020.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития и совершенствования сети автомобильных дорог России»

УДК 625.7/.8:001.895

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СЕТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ

ДОРОГ РОССИИ

© И.В. Таюрская, Е.С. Карпова

Изложены правовые документы законодательной базы об автомобильных дорогах Российской Федерации. Система финансирования дорожного хозяйства, формирование дорожного фонда, применение модели государственно-частного партнерства и формирование доверительного управления с целью ускоренного развитие и совершенствования автомобильных дорог России на период до 2020 года.

Ключевые слова: транспортная система; дорожное хозяйств; бюджетные ассигнования; дорожный фонд; государственно-частное партнерство; доверительное управление.

PROBLEMS OF IMPROVEMENT AND DEVELOPMENT OF AUTOMOBILE

ROADS NETS IN RUSSIA

© I.V. Taiurskaia, E.S. Karpova

We have presented law documents of legislative base about automobile roads of Russian federation. The system of financing of road household, forming of road fund, use of the model of state-private partnership and creating the trust management to increase the development and improvement of automobile roads in Russia till 2020.

Key words: transport system; road household; budget supply; road fund; state-private partnership; trust management.

Недостаточный уровень развития сети автомобильных дорог в РФ, несовершенство организации дорожного движения, включая систему обеспечения безопасности, наносят колоссальный ущерб экономике и населению страны.

В настоящий момент назрела необходимость пересмотра и создания новой правовой базы в области ускоренного развития и совершенствования сети автомобильных дорог России в этой области.

С учетом вышеизложенного основным документов в настоящее время является Государственная программа РФ «Развитие транспортной системы», которая утверждена Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. №319.

Целевыми индикаторами и показателями программы по сети автомобильных дорог являются:

- строительство и реконструкция автомобильных дорог федерального назначения;

- протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального значения, (км);

- кроме того, переданные в доверительное управление Государственной компании «Российские автомобильные дороги»;

- строительство и реконструкция автомобильных дорог регионального, местного и муниципального значения, предусматривающих софинансирование из Федерального бюджета.

Срок реализации Программы 2013-2020 гг.

Объем бюджетных ассигнований Программы:

- за счет средств Федерального бюджета - 6 853 490 700,2 тыс. руб;

- за счет средств Федерального дорожного фонда - 4 781 910 307,6 тыс. руб. Ожидаемый объем финансирования программы по направлениям расходования

средств и распределением по годам:

- капитальные вложения - 4 061 537 546,3 тыс. руб.;

- затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы -14 431 655,7 тыс. руб.;

- расходы на прочие нужды - 2 777 521 498,3 тыс. руб.;

Объем финансирования федеральных целевых программ и подпрограмм распределяется следующим образом:

- Подпрограмма «Дорожное хозяйство» - всего 1 956 212 565 тыс. руб.;

- Подпрограмма «Развитие скоростных автомобильных дорог на условиях ГЧП» -всего 136 511 254,6 тыс. руб.;

- Подпрограмма «Развитие гражданского использования системы ГЛОНАС на транспорте» - всего 5 024 000 тыс. руб.

Ожидаемые результаты реализации подпрограмм по основным направлениям:

- ввод в эксплуатацию - 1510,1 км автомобильных дорог федерального назначения за счет ГЧП;

- увеличение доли протяженности автомобильных дорог, переданных в доверительное управление Государственной компании «Российские автомобильные дороги» 85,1%;

- уменьшение протяженности автомобильных дорог обслуживающих движение в режиме перегрузки на 259 км;

- общая доля финансирования данных мероприятий с 13,4% в 2013 г. до 57,8% в

2020 г;

- создание многофункциональных зон дорожного сервиса;

Объем бюджетных ассигнований Программы, млн руб.

ю л X

ч

эй =

X

«

и о X о

и =

и

и «

и

ГЙ

ю

О

1400 1200 1000 800 600 400 200 0

тип 1 тип2

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

706,997 739,011 735,896 764,574 784,037 892,404 1032,96 1197,61

462,583 499,079 518,708 540,497 558,437 615,54 695,125 891,937

Рис. 1. Бюджетные ассигнования: тип 1 - средства Федерального бюджета; тип 2 -средства Федерального бюджета

- создание новых рабочих мест и объектов дорожного сервиса.

На основании указанных подпрограмм доля протяженности автомобильных дорог общего пользования федерального значения увеличится до 85,07%. Увеличится количест-

во инновационных технологий, материалов, конструкций, машин и механизмов в 1,67 раза.

На основании вышеизложенного общий объем финансирования Государственной Программы «Развитие транспортной системы» составляет 10 806,6 млрд руб. Распределение денежных средств планируется по следующей схеме:

- средства Федерального бюджета - 4 835,6 млрд руб.;

- средства бюджетов субъектов РФ - 58,2 млрд руб.;

- средства внебюджетных источников - 5 912,7 млрд руб.

По целевому назначению общая потребность в ресурсном обеспечении распределяется следующим образом:

- капитальные вложения составляют - 9 122,9 млрд руб., в том числе субсидии бюджетам субъектов РФ на строительство и реконструкцию территориальных автомобильных дорог и реконструкцию - 302,5 млрд руб.;

- расходы на НИОКР - 28,8 млрд руб.;

- расходы на прочие нужды - 1654,9 млрд руб.

ю

^

л

ч а

ч

к 5

X

«

И

о а

5 и

X

«

X

X

6

<и А ю

О

Объем финансирования программы по направлениям

млрд руб.

1000 800 600 400 200

0 ■- 2013 -■- 2014 -■- 2015 -■- 2016 -■- 2017 ■ 2018 -■- 2019 -■ 2020

■ кап. рем. 406,92 380,88 431,255 426,796 438,104 527,944 650,405 799,23

—■—НИОКР 3,228 1,257 1,096 1,538 1,82 1,933 1,805 1,75

■ Прочие 296,848 356,871 303,544 336,239 344,112 362,527 380,748 396,627

Рис. 2. Объем финансирования по направлениям

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы позволят:

- увеличить транспортную подвижность населения в 1,5 раза против 2009 года;

- увеличить объем экспорта транспортных услуг в 2,5 раза и транзит грузов по территории РФ в 1,8 раза;

- обеспечить 2,6 тыс. населенных пунктов постоянной круглосуточной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования.

За период реализации Программы будут устранены ограничения по пропускной способности на 5,7 тыс. км автомобильных дорог федерального значения, построены и реконструированы 7,6 тыс. км автомобильных дорог федерального значения, включая 1,7 тыс. км автомагистралей и скоростных дорог, реконструировано 7,6 тыс. км дорог регионального и межмуниципального значения. Прирост протяженности автомобильных дорог составит 681,2 км.

В результате принятых мер стабилизируется работа отрасли. Ожидаемые результаты реализации Программы на основании показателей и индикаторов отраженыв таблице:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- снижение транспортоемкости ВВП на 7,7%, что позволит уменьшить транспортную нагрузку на экономику за счет снижения дли транспортных затрат в валовом выпуске в 2020 году на 12,5% против 2011 года, в 2030 году на 20%;

- рост транспортной подвижности населения планируется на 56,6% по отношению к уровню 2011 года;

- транспортная подвижность населения составит в 2020 году 5,5 тыс. пасс.- км на 1-го жителя;

- прирост транзитных перевозок по территории РФ планируется на 12,7 млн. тонн, рост экспорта транспортных услуг увеличится в 2 раза по отношению к 2011 году;

- прирост высокопроизводительных рабочих мест в 2020 году увеличится до 300 тыс. мест или 27,3% против 2011 года;

- будут построены и реконструированы 6,6 тыс. км автомобильных дорог федерального значения и 6,6 тыс. км автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения;

- протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального значения, соответствующих нормативным требованиям эксплуатации составит в 2020 году 46,3 тыс. км.и 85,1% будут переданы в доверительное управление Государственной компании «Российские автомобильные дороги»;

- автомобильные дороги федерального значения на условиях ГЧП составят 1510,1 м и будут переданы в доверительное управление в количестве 85,1%;

- уменьшится протяженность автомобильных дорог, обслуживающих движение в режиме перегрузки на 259 км;

- создадутся условия перехода на новую систему контрактных отношений, а именно, концессионные конкурсы;

- увеличится доля внебюджетного финансирования с 13,4 % в 2013 году до 57,8 % в 2020 году.

В конечном итоге будут созданы новые рабочие места в количестве 27,3 % на объектах дорожного сервиса против 2011 года.

Вместе с тем объемы финансирования дорожных работ явно недостаточны. Кроме этого из-за роста цен и спада производства в условиях экономического кризиса в России инвестиционные возможности дорожных фондов снизятся еще больше.

В целях повышения эффективности бюджетных расходов и привлечения инвестиций в транспортный комплекс предусмотрена реализация следующих мер:

- разработка и совершенствование механизмов ГЧП;

- совершенствование норм и регламентов проектирования, ценообразования и государственной экспертизы;

- заключение долгосрочных контрактов и обеспечения их выполнения;

- развитие механизмов проектного финансирования с учетом привлечения государственных гарантий, облигационных займов, средств пенсионных накоплений и Фонда национального благосостояния;

- гармонизация законодательства РФ с международной практикой;

- повышение прозрачности расходования бюджетных средств за счет обеспечения общественного наблюдения и контроля за их расходованием.

Сведения о целевых индикаторах и показателях программы РФ «Развитие транспортной системы»

До п/п Показатели и индикаторы Ед. Изм -ния Годы

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 201S 2019 2020

Товародвижения и снижение издержек в экономике

1 Транс порто емкость ВВП (по отношению к 2011г) % 100 98,4 95,2 94,2 93,9 93,4 93 92,7 92,5 92,3

Повышение транспортных услуг для населения

2 Транспортная подвижность населения (по отношению к 2011 г.) % 100 105,8 111,6 118,7 126 135,3 139 144,7 150,6 156,6

Повышение конкурентоспособности транспортной системы России на мировом рынке транспортных услуг

3 Экспорт транспортных услуг (по отношению к 2011 г.) % 100 110,7 120,4 123 125 128,3 140,8 164,5 176,3 203,9

Задачи по развитию сети автомобильных: дорог федерального значения

4 Строительство и реконструкция а/д федерального значения км 350,6 324 604,3 738,1 566,5 378,6 787,2 1096,6 464 1925,6

Задачи по обеспечению функционирования сети автомобильных дорог федерального значения

5 Протяженность а/д общего пользования федерального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям км 20181 21864,6 23637 27032 31593 36575 41623 44473 45564 46261

Задачи по организации развития ско] юстных автомобильных дорог на условиях ГЧП

6 Ввод в эксплуатацию а/д федерального значения на условиях ГЧП км - - 185 11,5 27,9 78,2 395,3 671,6 11 192,6

7 Протяженность а/д общего пользования федерального значения; на сети а/д, переданных в доверительное управление «Российские автомобильные дороги» км 1307 1355 1546 1782 1843 1920 2327 2997 3059 3329

Задачи по формированию единой дорожной сети круглосуточной доступности для населения

8 Строительство и реконструкция а/д регионального, муниципального и местного значения, предусматривающие федеральное софинансирование км 552 594 529 735 753 808 852 889 929 1066

Поди рограмма «Дорожное хозяйство»

9 Доли протяженности а/д общего пользования федерального значения, соотв.- их. Нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям на сети а/д, находящихся в управлении фед. казенных учреждений, подведомственных Федеральному дорожному агентству % 38,89 42,5 45,9 52,63 61,85 71 79,5 83,74 85,07 85,07

10 Доля протяженности а/д общего пользования фед. значения, нах. в управлении фед. казен-ых учреждений, на которых при реализации программы строительства, кап. ремонта и ремонта применяют инновационные технологии, материалы, конструкции и машины % 13,82 14,55 19,29 22,62 22,83 23,12 23,23 23,55 23,63 23,89

11 Доля протяженности а/д, переданных в доверительное управление гос. компании «Российские автомобильные дороги» % - 15,6 15,6 26,3 40,2 54,5 59,7 68,9 68,9 80,1

12 Доля протяженности а/д общего пользования, соответствующих нормативным требованиям эксплуатации в общей протяженности а/д, переданных в доверительное управление % 50,3 51,7 56,6 62,3 64,4 66,4 71,3 79,0 80,4 85,1

13 Доля протяженности а/д общего пользования федерального значения %

14 Доля протяженности а/д общего пользования федерального значения, соответствующих нормативным требованиям эксплуатации % 39,3 43 46,5 53,2 62 70,7 79,4 83,4 84,7 ОО

Статья поступила 11.05.2015 г.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие транспортной системы» от 15.04.2014 г. № 319.

2. Подпрограмма «Дорожное хозяйство» государственной программы РФ «Развитие транспортной системы» от 15.04.2014 г. № 319

3. Программа «Развитие скоростных автомобильных дорог на условиях ГЧП» Государственной программы РФ «Развитие транспортной системы» от 14.04.2014 г. № 319.

4. http://rosavtodor.ru

Информация об авторах

Таюрская Ирина Валерьевна, заместитель начальника отдела «Надзор за сохранностью автомобильных дорог» Министерства строительства дорожного хозяйства Иркутской области, тел.: (3952) 72-81-72; 664007, Россия, г. Иркутск, ул. Поленова, 18а/1.

Карпова Екатерина Сергеевна, старший преподаватель кафедры «Экспертиза и управление недвижимостью», тел.: (3952) 40-54-12; е-mail:katyakarp82@mail.ru, Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Information about the authors

Taiurskaia I.V., Deputy head of the department «Safety supervision of automobile roads» in the Ministry of roads construction in Irkutsk region, tel.: (3952) 72-81-72; 18а/1 Polenova Street, Irkutsk, 664007, Russia.

Karpova E.S., senior teacher, Department of Real Estate Expertise and Management, tel.: (3952) 40-54-12; е-mail: katyakarp82@mail.ru, Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

УДК 620.193.4

ИССЛЕДОВАНИЯ КОРРОЗИЙНОЙ АКТИВНОСТИ СОЛИ ОАО «ТЫРЕТСКИЙ СОЛЕРУДНИК» НА МЕТАЛЛ

© М.Ю. Толстой, Н.Л. Корзун, В.В. Алексеенко, А.С. Лысых

Показано, что агрессивные свойства растворов солей определяются степенью их минерализации, количеством содержащихся в воде растворенных веществ (неорганические соли, органические вещества). Растворы солей вызывают понижение прочности металлов. Разрушающее действие растворов солей определяется их способностью взаимодействовать с водой с образованием водородных (кислых) или гидроксидных (щелочных) ионов. Также огромное значение имеет химический состав стали. Сплавы на основе железа обладают невысокой коррозийной стойкостью. Исследованиями установлено, что при увеличении концентрации растворов соли ОАО «Тыретский солерудник» коэффициент коррозии возрастает, однако не превышает допустимых величин ни в 5%, ни в 20% растворе.

Ключевые слова: коррозионная активность растворов солей; металл.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.