Научная статья на тему 'Проблемы развития и направления поддержки предпринимательских структур Дальневосточного федерального округа'

Проблемы развития и направления поддержки предпринимательских структур Дальневосточного федерального округа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
207
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / УСЛУГИ / ТУРИЗМ / ПОДДЕРЖКА / РАЗВИТИЕ / BUSINESS / SERVICES / TOURISM / SUPPORT / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пахомова Антонина Александровна, Наместникова Лариса Сергеевна

В статье рассматриваются проблемы развития и функционирования малого предпринимательства в Дальневосточном федеральном округе (ДФО). Предложены направления основных мер поддержки предпринимательских структур, осуществляющих деятельность в сфере туристических услуг и гостиничного бизнеса в районах Крайнего Севера. Проведен анализ зарубежного и отечественного опыта поддержки развития предпринимательских структур, нацеленный на разработку на федеральном уровне Концепции организационно-экономического механизма развития предпринимательских структур с учетом стратегических видов деятельности федеральных округов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пахомова Антонина Александровна, Наместникова Лариса Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT AND DIRECTIONS OF SUPPORT OF THE ENTREPRENEURIAL STRUCTURES OF THE FAR EASTERN FEDERAL DISTRICT

The article discusses the problems of development and functioning of small business in the Far Eastern Federal District (FEFD). The directions of the main measures to support business structures operating in the field of tourism services and hotel business in the regions of the Far North are proposed. The analysis of foreign and domestic experience in supporting the development of entrepreneurial structures aimed at developing at the federal level a Concept of the organizational and economic mechanism for the development of entrepreneurial structures, taking into account the strategic activities of the federal districts of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития и направления поддержки предпринимательских структур Дальневосточного федерального округа»

УДК 338.22 ББК 65.290 П 21

А.А. Пахомова,

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры производственного и инновационного менеджмента Южно-Российского государственного политехнического университета (НПИ) имени М.И. Платова, г. Новочеркасск. Тел.: + 7 (961) 424-88-48, e-mail: tivano@yandex.ru

Л.С. Наместникова,

аспирант кафедры производственного и инновационного менеджмента Южно-Российского государственного политехнического университета (НПИ) имени М.И. Платова, г. Новочеркасск. Тел.: +7 (908) 194-44-54, e-mail: larisa-namestnikova@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

(Рецензирована)

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы развития и функционирования малого предпринимательства в Дальневосточном федеральном округе (ДФО). Предложены направления основных мер поддержки предпринимательских структур, осуществляющих деятельность в сфере туристических услуг и гостиничного бизнеса в районах Крайнего Севера. Проведен анализ зарубежного и отечественного опыта поддержки развития предпринимательских структур, нацеленный на разработку на федеральном уровне Концепции организационно-экономического механизма развития предпринимательских структур с учетом стратегических видов деятельности федеральных округов Российской Федерации.

Ключевые слова: предпринимательство, услуги, туризм, поддержка, развитие.

A.A. Pakhomova,

Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of Industrial and Innovation Management, South-Russian State Polytechnic University (NPI) named after M.I. Platov, Novocherkassk. Ph.: +7 (961) 424-88-48, e-mail: tiva-no@yandex.ru

L.S. Namestnikova,

Post-Graduate Student of the Department of Industrial and Innovation Management, South-Russian State Polytechnic University (NPI) named after M.I. Platov, Novocherkassk. Ph.: +7 (908) 194-44-54, e-mail: larisa-namestniko-va@mail.ru

PROBLEMS OF DEVELOPMENT AND DIRECTIONS OF SUPPORT OF THE ENTREPRENEURIAL STRUCTURES OF THE FAR EASTERN FEDERAL DISTRICT

Abstract. The article discusses the problems of development and functioning of small business in the Far Eastern Federal District (FEFD). The directions of the main measures to support business structures operating in the field of tourism services and hotel business in the regions of the Far North are proposed. The analysis of foreign

and domestic experience in supporting the development of entrepreneurial structures aimed at developing at the federal level a Concept of the organizational and economic mechanism for the development of entrepreneurial structures, taking into account the strategic activities of the federal districts of the Russian Federation.

Keywords: business, services, tourism, support, development.

На современном этапе развития стратегических трендов Российской Федерации предпринимательская деятельность является неотъемлемой составляющей. Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1083-р от 02 июня 2016 года утверждена Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в России на период до 2030 года.

Ключевой целью Стратегии является увеличение доли малых и средних предприятий в ВВП в два раза - с 20% до 40%, увеличение оборота - в 2,5 раза, производительность труда в данном секторе - в два раза, долю количества занятых МСП в общей численности занятого населения - до 35%. В настоящее время проблемы развития и эффективного функционирования малого предпринимательства все больше привлекают внимание практиков и ученых.

Исследования показали, что к основным причинам, препятствующим развитию малого предпринимательства в Российской Федерации, можно отнести: непоследовательную систему поддержки малого бизнеса; административные

преграды на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном); ограниченный доступ к финансовым ресурсам по льготной ставке, высокую налоговую нагрузку; слабую нормативно-правовую и нормативно-техническую, информационную основу поддержки малого предпринимательства.

Особенно остро данные причины оказывают влияние на развитие предпринимательства в районах Крайнего Севера. Среди факторов, сдерживающих развитие предпринимательства в ДФО, можно отметить: экстремальные природно-климатические условия; удаленность территорий; малочисленность населения, его постоянный отток; неразвитая инфраструктура; высокая стоимость транспортных услуг; ограниченный рынок сбыта [1].

В то время как Дальневосточный федеральный округ занимает 36,0% территории России, на его долю приходится 4,2% населения страны, доля предпринимательских структур составляет 4,6%. Динамика численности малых предприятий представлена в табл. 1.

Таблица 1

Динамика численности предпринимательских структур с 2007 по 2018 годы (составлено авторами по данным источника [2]

№ п/п Показатели Количество предпринимательских структур Отклонение 2007 к 2017

2007 2013 2017

1. Малый бизнес в России (тыс.) 1137,4 2063,1 2597,6 1460,2

2. Малый бизнес в районах Крайнего Севера (тыс.) 130,6 96,0 118,8 -11,8

3. Доля малого предпринимательства в районах Крайнего Севера от общего показателя по стране (%) 11,5 4,7 4,6 -6,9

В Российской Федерации с 2007 по 2017 годы наблюдается увеличение числа субъектов малого предпринимательства более чем в 2 раза, в то же время число субъектов малого предпринимательства в районах Крайнего Севера снизилось в 2017 году на 9,1%, по сравнению с 2007 годом, наибольшее снижение данного показателя зафиксировано в 2013 году - 26,5%. Это объясняется тем, что у владельцев малого бизнеса, работающих по упрощенной схеме налогообложения, почти в два раза выросли налоговые отчисления на своих работников (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и другие).

Исследования показали, что наиболее развитым сектором экономики Дальневосточного федерального округа в сфере малого предпринимательства является торговля, его доля составляет 43%. На предпринимательскую деятельность в сфере недвижимости, аренды и предоставлением услуг приходится 19%, по 10% занимают виды деятельности, связанные с транспортом и связью, а также строительством, обрабатывающие производства занимают 2% предпринимательской активности, 6% приходится на сельское хозяйство.

Проведенные исследования доказывают неразвитость и малую долю предпринимательских структур, оказывающих услуги в сфере туризма и гостиничного бизнеса на территории ДФО. В то время как особенностью индустрии туризма является мультипликативный эффект, выражающийся в том, что данная отрасль способствует развитию многих связанных отраслей, таких как сферы общественного питания, услуги гостиниц и отелей, транспорта и логистики, а также общей инфраструктуры [3].

Очень перспективным представляется развитие сельского туризма. Пока этот вид отдыха генерирует не более 2% внутреннего

туристического потока, однако в перспективе, по оценкам экспертов, он может приносить стране до 50 миллиардов рублей ежегодно. Для этого требуется системная поддержка развития агротуристиче-ской инфраструктуры, коллективных средств размещения в сельской местности и тому подобное.

Экономический эффект от развития туризма очевиден: на один вложенный рубль бизнес получает от 3 до 5 рублей прибыли, одно рабочее место в сфере туризма создаёт до 5 рабочих мест в смежных отраслях. По данным Всемирной туристской организации, туризм приводит к развитию 53 отраслей народного хозяйства, что даёт гигантский синер-гетический эффект, причем практически мгновенный. В этой связи инвестирование в туристическую отрасль весьма эффективно.

Дальний Восток имеет благоприятные перспективы по развитию широкого спектра видов туризма: пляжного, горнолыжного, промышленного, экологического, этнографического, культурно-познавательного, событийного, делового и других [4].

Существует необходимость разработки экономического механизма развития предпринимательской деятельности туристических услуг в субъектах Дальневосточного федерального округа и особенно Крайнего Севера, а также внедрения современных технологий, программ развития и государственной поддержки.

В структуре поддержки предпринимательских структур выделяются три уровня: федеральный, региональный, муниципальный. Проведенные исследования поддержки предпринимательских структур на федеральном уровне позволили определить возможности и потребности заинтересованных сторон. Необходимо отметить, что на федеральном уровне поддержка предпринимательских структур, осуществляющих туристско-рекреационную деятельность на

территории Дальневосточного федерального округа, в последнее время носит весьма значительный характер. Так, Федеральным законом от 18 июля 2017 года № 168-ФЗ внесены изменения в Налоговый кодекс, в соответствии с которыми организациям, осуществляющим турист-ско-рекреационную деятельность на территории Дальневосточного федерального округа, предоставлено право применять налоговую ставку 0% за налоговые периоды с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года. Подписанным постановлением утверждён перечень видов туристско-рекреационной деятельности для применения этой ставки. Перечень включает 13 видов турист-ско-рекреационной деятельности: деятельность гостиниц и прочих мест для временного и краткосрочного проживания, проживания в кемпингах, жилых автофургонах и туристических автоприцепах, деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания, по предоставлению туристических информационных и экскурсионных услуг, деятельность санаторно-курортных организаций, музеев, ботанических садов, зоопарков, государственных природных заповедников и национальных парков, деятельность в области спорта в части охотничьих и рыболовных заповедников, проводников в горах, связанная со спортивно-любительским рыболовством и охотой, зрелищно-развлекательная деятельность в части горнолыжных комплексов, деятельность пляжей, включая прокат оборудования, перевозка пассажиров фуникулёрами, подвесными канатными дорогами и лыжными подъёмниками (Постановление от 18 июня 2018 года № 695).

Для качественного и количественного улучшения показателей деятельности предпринимательских структур, осуществляющих деятельность в сфере туристических услуг и гостиничного бизнеса в районах Крайнего Севера, необходимо

реализовать комплекс мероприятий, направленных на создание благоприятной среды. Считаем целесообразным разделить мероприятия поддержки предпринимательства, осуществляющего деятельность в сфере туристических услуг и гостиничного бизнеса, на федеральном уровне по четырем основным направлениям.

1. Мероприятия по направлению привлечения инвестиций.

В первую очередь, необходимо привлекать субъекты малого предпринимательства в реализацию государственных закупок, в частности увеличить квоту размещения госзакупок минимум на 15%, а также распространить на унитарные предприятия государственного и муниципального образования действие Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Для предпринимательских структур, осуществляющих свою деятельность в сфере туристских услуг и гостиничного хозяйства, существует достаточно широкий выбор госзакупок, например, на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок предлагаются следующие госзакупки: оказание услуг по организации отдыха и оздоровления детей и молодёжи; услуги по организации горячего питания для туристов; оказание услуг по организации отдыха и оздоровления детей-инвалидов; поставка экшн-камер для организации и проведения краевого кросс-похода, оказание транспортных услуг по предоставлению автобуса для перевозки участников мероприятия; оказание услуг по организации и обеспечению санитарного содержания гостиниц; поставка минеральной воды и агропродукции для нужд гостиничного комплекса; поставка мягкого инвентаря (постельное белье, полотенца) для нужд гостиницы и др. [5].

Далее необходимо внести изменения в Правила формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда России в разделе привлечения частных финансовых ресурсов в образование объектов госответственности за счет средств Инвестиционного фонда под кредит с установленными отложенными платежами. Данные меры поддержки позволят эффективно регулировать развитие предпринимательских структур в области туристских услуг и гостиничного хозяйства, повысить уровень результативности, как следствие, реализовать стратегические цели поддержки малого предпринимательства, увеличить вклад в экономический рост в стране.

2. Мероприятия по направлению ценовой и тарифной политики.

В связи с отдаленностью Дальневосточного федерального округа, а также отсутствием наземных путей сообщения в значительной его части, необходимо создать субсидированные программы перевозок жителей ДФО независимо от их возраста в другие регионы РФ воздушным транспортом в любое время года. В настоящее время реализуется Президентская программа продаж авиабилетов на Дальний Восток из 67 городов Российской Федерации только в период с 1 апреля по 31 октября ежегодно и только для определенной категории граждан (возраст до 23 лет, пенсионеры, инвалиды и сопровождающие их лица).

В настоящее время одним из наиболее серьезных факторов торможения развития предпринимательской деятельности в сфере туризма и гостеприимства в ДФО являются высокие энерготарифы. Несмотря на снижение тарифов с 1 января 2018 года распоряжением № 1615-р в ДФО, государству не удалось получить желаемого результата, при этом эффект оказался крайне незначительным и несоизмеримым с негативными последствиями высоких тарифов для предпринимательских

структур всех отраслей, в частности и туриндустрии. В связи с этим в госбюджете необходимо предусматривать субвенции, направленные на компенсацию разницы энергетических тарифов для жителей и предприятий ДФО до среднероссийского уровня.

3. Мероприятия по направлению развития инфраструктуры поддержки предпринимательства.

В целях повышения доступности подключения субъектов малого предпринимательства к инженерным коммуникациям необходимо создать соответствующую развитую инфраструктуру, направленную на доступность данных услуг, включающую систему рассрочек платежей за предоставляемые услуги, субсидирования процентных ставок по кредитам за счет федеральных средств и обеспечения возможности передачи в аренду неиспользуемое государственное имущество.

4. Мероприятия по направлению природопользования и экологии.

Значительная часть территории Дальнего Востока относится к числу экологически благополучных регионов РФ и считается потенциальным резервом страны, но при этом экосистемы ДФО сохраняют статус повышенно уязвимых территорий, то есть даже незначительная антропогенная нагрузка способна привести к необратимым изменениям и ухудшению экологической обстановки региона.

Для малого предпринимательства, реализующего проекты по оказанию услуг в области культурно-познавательного, спортивного, специализированного (рыбалка, охота), экотуризма, туризма, направленного на сохранение и распространение исторической культуры коренных народов Севера, необходимо разработать государственную программу, направленную на сохранение природы, поддержание экологии и сохранение этнокультуры.

Проведенные исследования зарубежного опыта поддержки

предпринимательских структур позволили выделить следующие сильные стороны: программно-целевой метод, использующийся для поддержки малого предпринимательства в США, предполагает функционирование специальных комитетов, ответственных за подготовку и внедрение целевых комплексных программ, которые направлены на усиление конкурентных позиций каждой из них. Необходимо выделить Program assessment rating tool, направленную на мониторинг и оценку эффективности программ развития. Program assessment rating tool позволяет оценить по рейтингу программы, действующие в США. Данный инструмент основан на профессиональном комплексном подходе изучении и оценки программ с применением широкого круга показателей-факторов, позволяющих оценивать целевые государственные программы и повышать эффективность их развития. Направления программно-целевого метода реализуются, в том числе, и через финансовую поддержку, создавая финансовые резервы путем льгот, дотаций, субсидий, фискальных льгот на инвестиции. В таких странах, как Франция, Бельгия, Нидерланды, малому предпринимательству предоставляется рисковый капитал, и правительство компенсирует возможные убытки малых предприятий [6]. В Германии создан Банк кредитных гарантий и региональные кредитные корпорации для управления рисковым капиталом. Именно поэтому сегодня немецкую экономику представляет развитое малое предпринимательство, поскольку суммы, предоставленные кредитными организациями,

вернулись в виде развитой системы малого бизнеса. Четкая скоордини-рованность и сбалансированность ответственности на федеральных и региональных уровнях является отличительной чертой Европейских государств [7]. Японский опыт регулирования малого предпринимательства позволяет отметить системный характер, стимулирование развития внешней среды, что оказывает прямое воздействие на развитие внутренней среды малых предприятий, создавая, таким образом, конкурентоспособную экономику страны.

Изучение зарубежного и отечественного опыта поддержки развития предпринимательских структур показало, что в большинстве стран используются схожие механизмы и инструменты. Однако для развития предпринимательских структур в сфере оказания туристических услуг считаем необходимым на федеральном уровне разработать Концепцию организационно-экономического механизма развития предпринимательских структур, учитывающую стратегические виды деятельности федеральных округов Российской Федерации. Значительный прирост развития малого предпринимательства в приоритетные направления деятельности для регионов может быть достигнут только через системную и эффективную поддержку предпринимательства на федеральном уровне, немаловажное значение имеет наличие «обратной» связи, инструментов исследования и изучения региональных потребностей субъектов предпринимательства и федеральных органов власти.

Примечания:

1. Часовской В.П. Проблемы развития малого предпринимательства в районах Крайнего Севера // ТДР. 2009. № 11. С. 15-17.

2. Малое предпринимательство в России. 2017: Стат. сб. / Росстат. М., 2017.

3. Королёва Н.В. Анализ современного состояния развития туризма в Российской Федерации // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2013. № 1 (115). С. 302-308.

4. Официальный сайт портала Россия сегодня / Ростуризм: промышленность на Дальнем Востоке можно заменить туризмом. URL: https://ria.ru/ economy/20160902/1475909565.html/.

5. Официальный сайт единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. URL: http://www.zakupki. gov.ru/.

6. Пахомова А., Наместникова Л. Сфера туризма в свете кластерного похода: координация действий государственных и предпринимательских регуляторов туристических услуг// Journal OF Management and Economics. 2018. № 1. С. 53-65.

7. Наместникова Л.С. Методический подход к анализу и оценке управления эффективностью предпринимательской деятельности // Тенденции развития Интернет и цифровой экономики: Труды I Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. Симферополь-Алушта, 29-31 мая 2018 года. Симферополь: ИП Зуева Т.В., 2018. С. 161-167.

References:

1. Chasovskoj V.P. Problems of development of small business in the Far North // TDR. 2009. No. 11. Pp. 15-17.

2. Small business in Russia. 2017: Statistical compendium / Rosstat. M., 2017.

3. Koroleva N.V. Analysis of the current state of development of tourism in the Russian Federation // Bulletin of the Adyghe State University. Series 5: Economics. 2013. No. 1 (115). Pp. 302-308.

4. The official site of the Russia Today / Rosturizm portal: industry in the Far East can be replaced by tourism. URL: https://ria.ru/economy/20160902/1475909565. html/.

5. The official site of a unified information system in the field of procurement in the information and telecommunication network Internet. URL: http://www.zakupki. gov.ru/.

6. Pakhomova A., Namestnikova L. The sphere of tourism in the light of the cluster hike: coordination of actions of state and business regulators of tourism services // Journal of Management and Economics. 2018. No. 1. Pp. 53-65.

7. Namestnikova L.S. Methodical approach to the analysis and evaluation of the management of the effectiveness of entrepreneurial activity // Trends in the development of the Internet and the digital economy: Proceedings of the 1st All-Russian Scientific-Practical Conference with international participation. Simferopol-Alushta, May 29-31, 2018. Simferopol, 2018. Pp. 161-167.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.