УДК 37.035.6 Корешков Сергей Сергеевич
аспирант Московского городского психолого-педагогического университета [email protected]
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Koreshkov Sergey Sergeevich
PhD student, Moscow Municipal University of Psychology and Education Science [email protected]
PROBLEMS OF CIVIL LIABILITY DEVELOPMENT IN THE MODERN SOCIETY
Аннотация:
В статье рассмотрены проблемы, причины и предпосылки необходимости развития гражданской ответственности в современном обществе. Даны основные понятия понятийно-категориального аппарата по вопросам гражданской ответственности. Раскрыта сущность понятия «гражданская ответственность».
Ключевые слова:
гражданская ответственность, гражданственность, гражданское воспитание, гражданское общество, проблемы развития.
The summary:
The article is concerned with the problems, reasons and premises of the civil liability development in the contemporary society. The author defines the basic conceptual and categorial ideas regarding social liability, and sets forth the nature of the civil liability concept.
Keywords:
civic liability, citizenship, civic education, civil society, development problems.
Правильное воспитание каждой отдельной личности ведет к созданию культурного, социально активного и законопослушного общества. В современном российском обществе воспитание гражданской ответственности становится общегосударственной задачей, так как показатели и качество гражданской воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны, особенно это важно для развития правового государства, цель построения которого провозглашается в Конституции Российской Федерации [1]. В нынешних социально-экономических и политических условиях перед отечественной социальной наукой стоит задача - выработка принципов и обоснования необходимости развития гражданского общества, усиления политической активности граждан и развития моральной, правовой и политической культуры российского общества.
Решение этих задач предполагает понимание сущности и содержания такого ключевого понятия, как «гражданский». В словаре русского языка под редакцией Дмитрия Николаевича Ушакова термин «гражданский» имеет четыре значения.
Первое значение обозначенного термина связано с его юридическим толкованием и означает правовое положение граждан в государстве или их правовую принадлежность к государству.
Второе и третье значение термина «гражданский» указывают на существующие в обществе различия собственно гражданской жизни и военной с одной стороны; гражданской жизни и церковной, с другой стороны.
Четвертое значение термина «гражданский» имеет особое значение. Оно сопряжено с морально-этической оценкой поведения человека как гражданина. Оно характеризует его как сознательного и активного члена общества, подчиняющего свои интересы служению обществу, исполнению общественного долга, то есть обозначает все то, что свойственно истинному гражданину и служит прилагательным в выражениях: «гражданская активность», «гражданский долг», «гражданская направленность», «гражданская позиция» [2].
Своеобразным идеалом «гражданского» действия выступает гражданин государства. В политико-юридическом отношении гражданство идентично подданству как при-
надлежности лица к определенной стране, государству. В отличие от этого, гражданство как социальный феномен означает наличие у индивида как члена гражданского общества определенного набора прав, гарантирующих ему равный правовой статус с государственно-политическими субъектами».
Декларирование построения гражданского общества и правового государства, признаки которых универсальны для всего модернизированного политического пространства, не дает ответов на вопросы, связанные с индивидуальным ощущением гражданственности, гражданской ответственности. Идеологическое и монотонное сознание советского человека сменило идеологически-плюралистическое, свободное сознание постсоветского человека. Практически исчезло из обихода словосочетание «гражданская ответственность». Нынешние граждане прежде всего спрашивают, что государство может дать им, не задумываясь над тем, что они могут дать государству. Где же грань между гражданскими свободой и ответственностью?
Человек становится гражданином государства с определенного возраста юридической регламентацией «гражданства» государства. Де-юре, он получает определенные права и обязанности по отношению к этому государству. Де-факто, он может не ощущать их, не воспользоваться ими.
Общественные отношения по природе своей стимулируют развитие гражданской ответственности индивида, утверждая высшей ценностью гражданина ответственность перед своим гражданским долгом. Именно гражданская ответственность определяет степень включенности индивида в систему общественных отношений, направленность ее деятельности соответственно линии социального прогресса. Проявление высокой ответственности всех социальных слоев и каждой личности в различных сферах общественных взаимоотношений становится важным условием совершенствования всего социума, достижения им новой ступени зрелости.
Стоит отметить, что становление гражданской ответственности как качества личности определяется как субъективными усилиями, то есть под воздействием: во-первых, системы ценностей различных элементов социума; во-вторых, ценностных ориентаций общественных объединений, занимающих активную политическую позицию в государстве; так и объективными условиями функционирования общества - особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нравственной культуры.
Построение гражданского общества и правового государства, формирование гражданской ответственности гражданина своей страны является важнейшим ценностным ориентиром и одной из центральных задач современного этапа развития России. Гражданское общество полагает своей высшей ценностью права личности, ее свободу в рамках закона и исходит из приоритета этой ценности по отношению к государству. Именно поэтому актуализируется задача воспитания гражданской ответственности, адекватной ценностям гражданского общества, ориентированного на личность, ее свободное и добровольное подчинение закону, сознательное правомерное поведение, а не на силовое поддержание правопорядка.
Гражданская ответственность личности характеризуется как свойство личности, включающее в себя стремление и умение оценивать свое поведение с точки зрения пользы или вреда для общества, соизмерять свои поступки с господствующими в обществе требованиями, нормами, законами, соотносить потребности с реальными возможностями.
Гражданская ответственность проявляется в целесообразной деятельности людей, так как к человеку, как гражданину данного государства, адресуются правовые установки, законы государства; в свою очередь он обладает правами, определенными обязанностями, предусмотренными Конституцией страны законами, а также получает право на защиту со стороны государства внутри и за пределами страны [3, с. 166].
Гражданин, обладающий высоким уровнем ответственности перед собой и государством - это человек, который знает свои права, не злоупотребляя ими во вред других граждан. Это не тот человек, который критикует власть, но тот, кто грамотно оценивает последствия ее действий. Это человек с выраженной активной жизненной и гражданской позицией. Только знак равенства между показателями гражданских свобод и гражданской ответственности может гарантировать построение гражданского общества, где в равной степени присутствуют и обязанности гражданина перед государством, и его свободные действия в обществе. Развитие такого качества личности, как «гражданская ответственность», возможно лишь в условиях грамотно организованного процесса гражданского воспитания молодого поколения.
Гражданское воспитание - это целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и управления деятельностью формируемой личности по овладению социально-политическим, правовым, экономическим, моральноэтическим опытом демократических отношений. Целью гражданского воспитания как важнейшей части общего является формирование готовности молодого человека к овладению культурой, ее социальной полезности, направленной на достижение частных социально значимых интересов в условиях демократического общества и правового государства, мировой социальной и культурной интеграции, создание с учетом выявленных закономерностей и принципов условий для наиболее полного раскрытия потенциальных возможностей личности как субъекта социальной деятельности.
Очевидно, что субъект гражданского воспитания - будущий гражданин своей страны, обладающий активной гражданской позицией, осознающий себя гражданином,
не «подданный», а полноправный член общества. Каждый такой гражданин должен обладать высоким уровнем ответственности перед обществом, государством. Ведь высокий уровень организации общества возможен в случае высокой организации всех членов этого общества (по крайней мере, большей его части).
Основными направлениями воспитания гражданской ответственности являются:
- осознание и разумное использование своих прав и обязанностей;
- осознание долга и его использование;
- осознание ответственности за последствия своей деятельности и поведения [4, с. 170].
С учетом сущности гражданского воспитания, его цели, задач, а также особенностей работы по правовому воспитанию в образовательных учреждениях, был выделен
ряд ключевых проблем, разрешение которых будет способствовать развитию гражданской ответственности учащихся в процессе гражданского воспитания.
В качестве первой проблемы можно определить необходимость актуализации теоретических знаний посредством включения учащихся в мероприятия гражданско-правового характера. Основными задачами мероприятий по гражданскому воспитанию являются: содействие развитию гражданско-правовой компетентности учащихся на базе освоения ими основных правовых норм; развитие у учащихся интереса к поиску необходимой правовой информации для решения конкретных жизненных ситуаций и проблем; воспитание уважения к праву и закону. Особенностями мероприятий по гражданскому воспитанию является то, что они дают учащимся сведения практического характера, знакомят их с гражданско-правовыми проблемами и способами их решения. Мероприятия по гражданскому воспитанию способствуют развитию гражданских, расширению правовых знаний, их актуализации для реализации гражданской деятельности в рамках социальных ролей. Реализация данного условия направлена на формирование когнитивного и мотивационно-ценностного компонентов гражданской ответственности.
Вторая проблема - расширение опыта правопослушной деятельности. Развитие личности несовершеннолетнего происходит в процессе деятельности, поэтому граждан-
ское воспитание должно осуществляться в процессе разнообразной по видам и содержанию деятельности учащихся, организуемой педагогами и специалистами социальных учреждений при использовании различных средств, методов и форм воспитательной работы. Через правопослушную деятельность, осуществляемую в процессе внеклассной и домашней работы, формируются позитивные ценностные установки, что способствует личностному самоопределению и самореализации учащихся. Данное условие способствует формированию практического и мотивационно-ценностного компонентов гражданской ответственности учащихся.
Третья проблема - обеспечение участия специалистов образовательного учреждения, правоохранительных органов, органов местного самоуправления в разработке и проведении мероприятий по гражданскому воспитанию. Большой социально-педагогический потенциал в гражданском воспитании несовершеннолетних принадлежит образовательным учреждениям, социальным учреждениям, правоохранительным органам, службам по месту жительства и семье. Каждый из институтов на своем уровне решает проблему гражданского воспитания несовершеннолетних. Их взаимодействие способствует интеграции усилий в профилактической деятельности.
Четвертая проблема - потребность в координации усилий участников эксперимента координирующим органом в лице социального педагога образовательного учреждения. Как специалист, в сферу деятельности которого входит непосредственное взаимодействие образовательного учреждения с социальными учреждениями по месту жительства, он имеет все условия для успешной организации процесса взаимодействия образовательного учреждения, правоохранительных органов, органов местного самоуправления, координации усилий участников взаимодействия и контроля результатов деятельности.
Реализация данных педагогических условий позволит организовать процесс гражданского воспитания, целью которого будет содействие развитию важнейших гражданско-правовых навыков, ответственности учащихся как граждан своей страны, способствующих адаптации учащихся в обществе, развитие когнитивного, мотивационно-ценностного и практического компонентов гражданской ответственности учащихся. Конкретным результатом их разрешения могут быть формы, методы, а также содержание социальнопедагогического взаимодействия, особенности создания гражданско-ориентированной воспитательной среды, направленных на достижение цели данного процесса - развития гражданской ответственности учащихся. Формирование осознанной саморегуляции субъекта является важнейшим ценностным результатом возрастного психического развития человека, определяющее его психическое становление и его жизненность в целом, когда человек способен сам вырабатывать цель, принимать решение, говорит Олег Александрович Конопкин [5]. Только общество зрелых граждан, знающих и понимающих свое место в жизни, достойно называться гражданским.
Ссылки:
1. Конституция Российской Федерации. М., 2005.
2. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. М., 1935. 912 с.
3. Абдуллаев М.И. Теория государства и права. СПб., 2010. 468 с.
4. Гаязов А.С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы. Челябинск, 1995. 237 с.
5. Конопкин О.А. Осознанная саморегуляция как критерий сбъективности // Вопросы психологии. 2008. № 3. С. 22-35.
References (transliterated):
1. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii. M., 2005.
2. Ushakov D.N. Tolkoviy slovar' russkogo yazyka. M., 1935. 912 p.
3. Abdullaev M.I. Teoriya gosudarstva i prava. SPb., 2010. 468 p.
4. Gayazov A.S. Formirovanie grazhdanina: teoriya, praktika, problemy. Chelyabinsk, 1995. 237 p.
5. Konopkin O.A. Osoznannaya samoregulyatsiya kak kriteriy sb"ektivnosti // Voprosy psikhologii. 2008. № 3. P. 22-35.