Научная статья на тему 'Проблемы развития франчайзинга в России и возможные пути их решения'

Проблемы развития франчайзинга в России и возможные пути их решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
567
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФРАНЧАЙЗИНГ / ФРАНШИЗА / ЭКОНОМИКА РОССИИ / РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жуков В.Б.

Статья посвящена анализу основных тенденций текущего развития рынка франчайзинга в России, с учетом актуальных проблем и возможностей их решения. Актуальность исследуемой темы связана с текущим этапом функционирования франчайзинга во всем мире, где он становится ключевой формой стратегического развития бизнеса международных компаний. Рассмотрены теоретические аспекты франчайзинга и модели ее функционирования. Описаны ключевые причины, по которым роль франчайзинга возрастает на этапе современного развития экономики России. Перечислены основные критерии, которые формируют эффективность франчайзинга для развития малого и среднего бизнеса. Выделены преимущества, которые приобретают крупные компании, занимающиеся выпуском и поиском бизнес-партнеров по модели продажи франшизы другим бизнес-субъектам. Проанализирован текущий этап развития франчайзинга на территории России. Выделены основные отрасли национальной экономики, в рамках функционирования и развития которых пострадал бизнес по франшизе из-за периода кризиса, наблюдающегося с 2014 года. Предложены пути решения основных проблем современного этапа развития франчайзинга в России, включая меры, которые имеют законодательный, правовой, финансовый, экономический и управленческие характеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития франчайзинга в России и возможные пути их решения»

Проблемы развития франчайзинга в России и возможные пути их решения

Жуков Владислав Борисович,

аспирант кафедры менеджмента, Высшая Школа Государственного Управления РАНХиГС, zhukov.vladislav20@gmail.com

Статья посвящена анализу основных тенденций текущего развития рынка франчайзинга в России, с учетом актуальных проблем и возможностей их решения. Актуальность исследуемой темы связана с текущим этапом функционирования франчайзинга во всем мире, где он становится ключевой формой стратегического развития бизнеса международных компаний. Рассмотрены теоретические аспекты франчайзинга и модели ее функционирования. Описаны ключевые причины, по которым роль франчайзинга возрастает на этапе современного развития экономики России. Перечислены основные критерии, которые формируют эффективность франчайзинга для развития малого и среднего бизнеса. Выделены преимущества, которые приобретают крупные компании, занимающиеся выпуском и поиском бизнес-партнеров по модели продажи франшизы другим бизнес-субъектам. Проанализирован текущий этап развития франчайзинга на территории России. Выделены основные отрасли национальной экономики, в рамках функционирования и развития которых пострадал бизнес по франшизе из-за периода кризиса, наблюдающегося с 2014 года. Предложены пути решения основных проблем современного этапа развития франчайзинга в России, включая меры, которые имеют законодательный, правовой, финансовый, экономический и управленческие характеры. Ключевые слова: франчайзинг; франшиза; экономика России; развитие бизнеса; малый и средний бизнес.

Современный этап развития рыночной экономики приводит к трансформации многих процессов и систем, которые увеличивают уровень конкуренции на рынках. В связи с такими тенденциями, все большее число предприятий выбирают стратегию диверсификации своих рынков сбыта продукции, что побуждает их начинать свою деятельность и на зарубежных рынках.

Одним из наиболее актуальных методов современных интеграционных процессов является франчайзинг, ключевым преимуществом которого является партнерские взаимоотношения, на базе которых, происходит развитие и масштабирование бизнеса хозяйствующего субъекта. Франчайзинг рассматривается не только, как механизм стратегического развития бизнеса компании, запускающей франшизу для своих потенциальных партнеров, но и как механизм формирования новых предпринимательских структур малого и среднего бизнеса, желающих найти надежны способ открытия своего дела.

Исходя из этого, формируется высокая степень актуальности научного исследования на тематику «тенденций развития франчайзинга в России». В особенности, важным является определение проблем и возможных путей их решений. Именно в этом и заключается цель исследовательской работы научной статьи.

В рамках научного исследования, необходимо решение следующих задач:

- рассмотреть теоретические аспекты франчайзинга и ее модели;

- описать ключевые причины, по которым роль франчайзинга возрастает на этапе современного развития экономики России;

- перечислить основные критерии, которые формируют эффективность франчайзинга для развития малого и среднего бизнеса;

- выделить преимущества, которые приобретают крупные компании, занимающиеся выпуском и поиском бизнес-партнеров по модели продажи франшизы другим бизнес-субъектам;

- проанализировать текущий этап развития франчайзинга на территории России;

- предложить пути решения основных проблем современного этапа развития франчайзинга в России.

Современный термин «франчайзинг» происходит из французского слова franchise, что озна-

х

X

о

го А с.

X

го m

о

ю О

M

о

to

а>

о

CS

0

01

О Ш

m

X

3

<

m о х

X

чает «льгота, привилегия». Самая ценная и полезная льгота, которая нужна начинающему предпринимателю, - это возможность использовать уже отработанные и оправдавшие себя технологии, уже известную и популярную торговую марку, возможность обучаться и получать необходимые консультации [1].

По этой причине, роль франчайзинга в реалиях современной экономики, как России, так и всего мира, имеет крайне высокий уровень, чему способствуют различные фундаментальные факторы и процессы.

В первую очередь, речь стоит вести об актуальном сценарии развития современной мировой экономики, где рыночная конкуренция демонстрирует рост, а на первый план выходят предприятия, которые превращаются в транснациональные корпорации.

Подойдя к вопросу о том, как предприятие становится транснациональной корпорацией, стоит выделить ключевые факторы, среди которых уровень конкурентоспособности бизнеса, продукции, масштабы объема производства, продаж и финансовые результаты.

Для достижения этих результатов, руководители предприятий могут пойти различными путями, и среди них выступает создание торгового бренда, который превращается в желаемую франшизу для других начинающих и перспективных предпринимателей. Практически каждая крупнейшая публичная компания мира включает среди своих услуг предоставление франшизы, благодаря которой, можно получить готовый бизнес-план, бизнес-модель, процессы, продукцию, маркетинговый план ее сбыта и многое другое [3].

Но, ключевым плюсом франчайзинга является не только это, но и то, что практически каждый начинающий предприниматель может стать собственником бизнеса под именем дорого бренда, узнаваемость на рынке которого позволяет выиграть рыночную конкуренцию у других конкурентов. Причиной этому, скорее всего, выступает роль психологии людей, как потребителей, которые выбирают продукцию на рынке не только исходя из ее уровня качества и цены, но и исходя из того, кто является производителем этой продукции.

Потребители становятся «ленивыми» участниками рыночных взаимоотношений, которые из-за большого ассортимента выбора различных производителей, не могут определиться с конечным выборов и предпочтением. По этой причине, всеми известные бренды имеют дополнительный стимулирующий эффект, который передается и владельцу купленной франшизы при открытии бизнеса или предпринимательского субъекта.

Для примера, возьмем сеть ресторанов быстрого питания, которые в каждой стране мира включают одни и те же имена. Среди крупнейших

компаний этого сектора экономики по показателю рыночной капитализации выступают:

MacDonald's; Dominos Pizza и KFC.

В чем ключевой секрет успеха из бизнеса? Он заключается в уровне их продукции, обслуживания и грамотной системы управления, которая достигает определенных целей. Среди причин успеха бизнеса этих компаний выступает и наличие широкой сети франшизы по всему миру. Ведь, по сути, они являются ключевыми бизнес-донорами начинающих предпринимателей в сфере ресторанного бизнеса и быстрого питания [4]. Последнее выступает положительным стимулирующим фактором, и по сути, такие крупнейшие франчайзеры являются теми субъектами рыночных взаимоотношений, которые способствуют росту всех экономических процессов: производства, потребления и развития рыночной конкуренции.

Рассматривая эту позицию уже со стороны не компании, а тех, кто приобретает их франшизу, здесь мы увидим многочисленные положительные стороны, которые побуждают их приобретать франшизу зарубежных брендов, которые успешны на своих внутренних региональных рынках:

- готовый бизнес-план;

- готовая модель корпоративной культуры;

- помощь с рабочим персоналом и его обучением;

- предоставление поставщиков сырья или полуготовых продуктов;

- помощь с маркетинговой стратегии;

- предоставление торговой марки;

- предоставление помощи в техническое обслуживание.

Все вышеперечисленные стороны, которые касаются начинающих предпринимателей, имеют общую положительную оценку, согласно которой, развитие бизнеса демонстрирует интенсивный рост, а производительность компаний, предоставляющих франшизу, усиливается.

Если вести речь про франчайзеров, то среди их выгоды, будут также, числится [2, с.62]:

- вступительные взносы;

- процент от прибыли франчайзи;

- собственные торговые точки;

- скидки оптовых поставщиков.

Стоит обратить внимание на последний момент: скидки оптовых поставщиков. Ведь, обращая внимание на одну из причин величия бизнеса транснациональных корпораций, стоит понимать, что их сильной стороны выступает не только развитие собственной франшизы, но и массовое производство, чем выше объем которой дает взаимную коммерческую выгоду в виде снижения средних издержек.

Благодаря массовому производству, развитию представительства, своего торгового бренда и так

далее, компании, предоставляющие франшизу, имеют более высокий уровень конкурентоспособности, чем их конкуренты. Если обратиться к франчайзи, то это начинающие предприниматели, риск неудачи бизнеса которых около 80 -90%, но снижается больше, чем в 2 - 3 раза, благодаря приобретению франшизы успешной компании. Последняя предоставляет взамен готовый бизнес-план, модель и торговую марку, узнаваемость на рынке которой, помогает предприятиям-новичкам, становится конкурентоспособнее, чем «старожилы» местного рынка определенного товара или услуги.

По данным Международной ассоциации франчайзинга, в настоящее время в мире насчитывается 16,5 тысяч франчайзеров и более 1,2 млн франчайзи; объем продаж сетей составляет почти $1,5 трлн, занятость - около 12 млн чел. Франчайзинговые фирмы создают около 13 % мирового ВВП. Некоторые крупные франчайзеры имеют по тысяче и более франчайзи [5].

Хотя, несмотря на свои положительные стороны, франчайзинг не является концепцией, которая может обезопасить предприятия от влияния условий экономического или отраслевого кризиса, что наблюдалось в последние года в России. В связи с этим, прослеживалась тенденция закрытия предприятий, открывшихся по условиям договора франшизы, а наиболее «депрессивные» отрасли представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Франчайзинговые сферы экономики России, пострадавшие в период кризиса [6].

С целью преодоления барьеров развития франчайзинга в России, необходимо предложить следующий комплекс мероприятий, принятие которых позволит их решить [7; 8]:

- необходимо принять закон о франчайзинге, проект которого был представлен на рассмотрение Государственной Думы Федерального собрания РФ еще в 2016 году;

- внедрение новых финансовых продуктов для развития франчайзингового бизнеса со стороны лизинговых компаний, которые, на сегодняшний день, отсутствуют;

- финансирование региональных программ развития бизнеса по франшизе для субъектов РФ, которые известны своим депрессивным социально-экономическим положением;

- стимулирование развития формы «свободного франчайзинга», подразумевающий свободы во внешнем оформлении точки и право франчайзи вводить новинки в ассортимент.

Таким образом, можно сделать вывод, что в России франчайзинг находится только в начале пути своего развития, и имеет трудности в масштабах своего распространения из-за наличия временного экономического кризиса, вызванного влиянием внешней среды. Но, стоит отметить, что существуют огромные перспективы дальнейшего развития франчайзинга, так как существует огромная конкуренция в этой сфере, рынок отмечается созданием новых франшиз, а малый бизнес ищет наиболее оптимальные пути стабилизации своей коммерческой деятельности и средство защиты от высоковероятного банкротства. По этой причине, основная концепция франчайзинга заключается в тенденциях его развития, как инструмента интеграции крупного бизнеса на международные и региональные рынки, а также как метод начала стартового бизнеса для многих предпринимателей.

Литература

1. Понятие и участники франчайзинга. URL: http://www.grandars.rU/college/biznes/franchayzing.h tml (дата обращения: 09.10.2019).

2. Шестаков Е.В. Франчайзинг: за и против / Справочник экономиста. - 2014. - №10 - С. 60-66.

3. Сущность и роли франчайзинга в современной экономике России. URL: https://regrazvitie.ru/sushhnost-i-roli-franchajzinga-v-sovremennoj-ekonomike-rossii/ (дата обращения: 09.10.2019).

4. Франчайзинг и его роль в экономике и антикризисном управлении. URL: http://investtop.ru/franchayzing-i-ego-rol-v-ekonomike-i-antikrizisnom-upravlenii.html (дата обращения: 09.10.2019).

5. Кокаев М.И. Франчайзинг как форма международного бизнеса в условиях российского рынка // Молодой ученый. - 2017. - №4. - С. 468470.

6. Проблемы во франчайзинге и их решения. URL:

https://www.beboss.ru/journal/franchise/articles/2863 -the_results_of_the_2015_for_business (дата обращения: 09.10.2019).

7. Грисько Е.С. Тенденции и проблемы развития франчайзинга в России // Вестник СИБИТа. 2018. №2 (26).

8. Людмила А.М. Перспективы развития новых моделей франчайзинга в России // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2017. №4 (32).

х

X

о го А с.

X

го m

о

ю О

м о

Problems of developing franchising in Russia and possible

ways of their solution Zhukov V.B.

Higher School Of Public Administration Ranepa The article is devoted to the analysis of the main trends in the current development of the franchising market in Russia, taking into account current problems and the possibilities for solving them. The relevance of the topic under study is associated with the current stage of franchising in the world, where it is becoming a key form of strategic business development of international companies. The theoretical aspects of franchising and models of its functioning are considered. The key reasons for the role of franchising at the stage of modern development of the Russian economy are described. The main criteria that form the effectiveness of franchising for the development of small and medium-sized businesses are listed. The advantages that are acquired by large companies engaged in the issue and search of business partners according to the franchise sale model to other business entities are highlighted. The current stage of franchising development in Russia is analyzed. The main sectors of the national economy are identified, within the framework of the functioning and development of which the franchise business suffered because of the crisis period observed since 2014. Ways to solve the main problems of the current stage of franchising development in Russia are proposed, including measures that have legislative, legal, financial, economic and managerial character. Key words: franchising; franchise; Russian economy; business development; small and medium businesses.

References

1. The concept and participants in franchising. URL: http://www.grandars.ru/college/biznes/franchayzing.html (accessed: 09.10.2019).

2. Shestakov E.V. Franchising: Pros and Cons / Handbook of an

Economist. - 2014. - No. 10 - S. 60-66.

3. The essence and role of franchising in the modern economy of

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Russia. URL: https://regrazvitie.ru/sushhnost-i-roli-franchajzinga-v-sovremennoj-ekonomike-rossii/ (accessed: 09.10.2019).

4. Franchising and its role in the economy and crisis management.

URL: http://investtop.ru/franchayzing-i-ego-rol-v-ekonomike-i-antikrizisnom-upravlenii.html (accessed: 09.10.2019).

5. Kokaev M.I. Franchising as a form of international business in

the Russian market // Young scientist. - 2017. - No. 4. - S. 468-470.

6. Problems in franchising and their solutions. URL: https://www.beboss.ru/journal/franchise/articles/2863-the_results_of_the_2015_for_business (date of access: 09.10.2019).

7. Grisko E.S. Trends and problems in the development of franchising in Russia // Bulletin of SIBIT. 2018. No2 (26).

8. Lyudmila A.M. Prospects for the development of new franchising models in Russia // MIR (Modernization. Innovations. Development). 2017. No4 (32).

a>

o

CN

0

01

O HI

m x

3

<

m o x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.