ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ И НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ АПК
А.А. Нестерова
НЕСТЕРОВА
Анна
Александровна -
аспирант Поволжской академии государственной службы
им. П.А. Столыпина
Н е секрет, что в советский период официальное отношение к аграрному сектору было как к сырьевому придатку тяжелой промышленности, а в перестроечное время сельское хозяйство превратилось в крайне непривлекательную отрасль. Сегодня государством ставится задача создания условий для опережающих темпов сельскохозяйственного производства, причем развитие АПК рассматривается в терминах обеспечения национальной (продовольственной)безо-пасности.
Аграрная модернизация, проведенная в условиях государственного протекционизма, будет способствовать росту конкурентоспособности российского производителя на отечественном и мировом рынках. «Государственный протекционизм должен оградить наци-
ональное сельское хозяйство от разрушения, от подавления его импортом дешевых товаров из развитых стран, от экономической и политической зависимости страны от государств-экспортеров, от возможных экологических эксцессов, связанных с перенесением грязных производств в зависимую страну и, наконец, от социальных взрывов» [1]. Следует добавить, что в Российской Федерации успешно апробированы современные формы ведения сельскохозяйственного производства, в том числе фермерство.
Крестьянские фермерские хозяйства, доказав на протяжении десятилетия право на существование, в настоящее время достаточно активно развиваются и занимают достойное место в системе территориального сельского хозяйствования. «Созданные в результате раздела крупных сельскохозяйственных предприятий, крестьянские хозяйства явили собой возрождение организационной формы ведения аграрного производства в качестве объекта хозяйственной и предпринимательской деятельности» [2].
Процесс становления фермерского движения в России протекает с большими трудностями, и тому есть немало причин:
- государство не реализует политику поддержки фермерства как социального движения;
- в целом ослабло научное, техническое и технологическое обеспечение агропромышленного комплекса;
- существуют пробелы и коллизии в законодательстве, регламентирующем деятельность фермерских хозяйств;
- при налогообложении фермерских хозяйств игнорируются их социально-экономические особенности;
- часть населения на идеологическом уровне демонстрирует неприязнь к частнопредпринимательской сущности фермерства.
Указанные проблемы затрудняют развитие внутреннего рынка, способствуют перераспределению собственности и доходов в пользу экспортеров сырья, спекулятивных структур, коррумпированных лиц и криминальных элементов. В результате диспаритета цен сельскохозяйственные предприятия оказались не в состоянии закупать средства производства, ряд направлений сельскохозяйственного производства стали нерентабельными, снизились объемы сельскохозяйственной продукции.
Лишь незначительная часть фермерских хозяйств, сумевших обеспечить высокий уровень эффективности собственного производства, может достичь оптимальных параметров ресурсного потенциала за счет собственных средств. Для большинства же основным путем повышения эффективности предпринимательской деятельности служит коопера-
ция, позволяющая за счет концентрации ресурсов приблизиться к их оптимальным пропорциям. Необходимость реформирования системы сельскохозяйственного производства осознана не только самими производителями, но и государством.
В развитии сельскохозяйственной кооперации у России есть значительный исторический опыт. К 1917 г. имелась развитая система кооперации, воплощалась идея кооперативного будущего всей страны, особенно деревни. С помощью кооперации появлялась возможность включения в рыночную экономику огромной массы мелких крестьянских хозяйств. Не случайно быстрый рост кооперации в России относится именно к началу XX в., когда рыночные отношения достаточно глубоко проникли в толщу крестьянских хозяйств.
Сегодня, как и столетие назад, формы сельскохозяйственной кооперации могут быть весьма разнообразными. Главный принцип, который положен в основу производственного объединения фермеров, - экономическая целесообразность. Наиболее очевидными направлениями могут стать совместное использование техники, первичная переработка, хранение и сбыт продукции, осуществление кредитной кооперации и страхования.
Одна из основных причин низкой эффективности большинства фермерских хозяйств - несбалансированность трех основных видов ресурсов, используемых в любом сельскохозяйственном производстве: земли, труда и капитала. Предполагалось, что раздел средств производства на имущественные паи, земельные доли и декларированное указом Президента РФ право их купли-продажи автоматически включат определенный механизм: на земле появится хозяин в обличии фермера.
Практика показала, что возможности небольшой части крестьян, приобщившихся к семейному товарному хозяйству, оказались ограничены весьма скромным первоначальным капиталом, а производственная деятельность была почти парализована сверхвысокими налогами, спекулятивным посредничеством, неразвитостью инфраструктуры рынка. Сколько-нибудь существенное увеличение доли фермерского сектора в экономике АПК потребовало бы огромных вложений на его реконструкцию для создания новой инфраструктуры (производственных фондов, коммуникаций, жилья и т.д.). Пытаясь создать новый слой товаропроизводителей, но не участвуя в этом экономически и организационно, государство дискредитировало замысел своей концепции аграрной реформы.
Для успешного развития фермерства в первую очередь требуется финансовая поддержка государством кооперативного движения, осо-
бенно при формировании стартового капитала кредитных кооперативов и обществ взаимного страхования (страховых компаний). Желательна схема предоставления финансовой помощи на возвратной основе [1]. Во всяком случае кредитная система для сельскохозяйственного производства должна иметь более низкие процентные ставки, чем для отраслей с быстрым оборотом капитала.
В контексте создания условий для развития фермерства обсуждается вопрос о кредитовании банками фермеров под залог земельных участков и, соответственно, о введении частной собственности на землю, подразумевающей ее куплю-продажу. Действительно, в странах с развитой экономикой суть рынка земли состоит в обеспечении механизма компенсации инвестиций в землю. При этом рынок земли часто построен таким образом, что продается не земля, как таковая, а, по сути дела, капитал, вложенный в нее, покупатель же весьма ограничен в праве распоряжаться землей.
В перспективе развитие отношений собственности на землю и рынка земли представляет весьма сложную проблему, и не только социально-экономическую, но и экологическую. Ее решению должна сопутствовать разработка системы землевладения и землепользования, предусматривающая определенный профессиональный уровень землевладельца, адекватную организацию территории, установление нормативов природопользования и производственной деятельности, обеспечивающих предотвращение загрязнения и деградацию земель при всех хозяйственных укладах.
Ошибочно думать, что смена государственной формы собственности на частную сама по себе обусловит развитие рыночных отношений. Сущность рынка - в наличии спроса и предложения, а его необходимыми условиями являются создание развитой инфраструктуры, наличие устойчивой финансово-кредитной системы, развитых правовых отношений между поставщиками и потребителями. При этом формы собственности, опосредованно влияющие на этот процесс, могут выбираться обществом в зависимости от того, как они способствуют решению экономических, социальных, экологических и производственных задач.
Создание рыночных отношений требует усилий государства, в чью задачу входит регулирование с таким расчетом, чтобы избежать возникновения диспаритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.
В сельском хозяйстве, как нигде, ощущается технологическая отсталость, во многом исходящая из того, что ранее хозяйствование на селе
определялось директивами, мероприятиями и рекомендациями. Достижения научно-технического прогресса часто не были «встроены» в конкретную технологию.
В последнее время особое значение приобрели природоохранные и ресурсосберегающие технологии. Экстенсивный характер ведения сельского хозяйства систематически порождал экологические проблемы. Известны многочисленные экологические издержки экстенсивного земледелия, связанные с массовыми распашками земель (в том числе неблагополучных), шаблонной структурой посевных площадей, нерациональным размещением культур и т.д. Именно эти издержки (эрозия, дефляция, остепнение, опустынивание, засоление) представляют первоочередную опасность, гораздо большую, чем последствия интенсификации земледелия, обусловленные нарушением регламентов применения удобрений, пестицидов, орошения и прочим.
Между тем преобладает представление о том, что экологическое неблагополучие АПК России, так же как и на Западе, связано с загрязнением ландшафтов, продукции и другими издержками интенсификации земледелия. В результате этого ошибочного мнения возникли нигилистические настроения по отношению к применению удобрений, не говоря уже о пестицидах, резко вырос интерес к альтернативному земледелию без использования химических средств. Некоторые отечественные ученые и довольно многочисленные зарубежные эмиссары под видом ориентации на экологически чистое земледелие стали подталкивать сельскохозяйственного производителя в тупик экстенсивного хозяйствования. К сожалению, далеко не все профессиональные аграрники представляют, что процессы деградации почв нельзя остановить или хотя бы замедлить без применения удобрений, мелиорантов, пестицидов, потому что без них невозможно освоить почвозащитные системы земледелия.
Чтобы вырваться из экологических противоречий экстенсивного земледелия, необходимо расширить применение мелиорантов, удобрений и других средств интенсификации для безопасного использования эрозионных, солонцовых, засоленных, переувлажненных и других неблагоприятных пахотных земель либо вывести их из активного сельскохозяйственного оборота за счет более интенсивного использования лучших земель, но опять-таки с помощью удобрений и других современных технических, химических и биологических средств. Значит, экологизация сельского хозяйства невозможна без химизации. Совершенно очевидно, что без государственного участия в данном случае не обойтись.
Почти каждый аспект функционирования АПК должен быть оптимизирован по условиям «экологической нагрузки». В целом стратегию и механизм экологизации хозяйственной деятельности предстоит разрабатывать в свете новой парадигмы природопользования, предполагающей приоритет охраны природы.
Успех модернизации сельского хозяйства будет зависеть не только от правильных позиций федерального Центра, но в не меньшей степени от того, насколько адекватными будут модели реформирования в регионах, на которых лежит основная тяжесть в принятии решений.
Достаточно остро стоит вопрос о взаимоотношениях фермеров с органами власти. На эти взаимоотношения в различных регионах России в большей степени накладывает отпечаток такой фактор, как наличие или отсутствие свободной земли. В остальном отношение властей к фермерам зависит от субъективных причин - идеологических взглядов главы администрации района или от политической конъюнктуры.
Большинство фермеров считают, что в начале фермерского движения региональные и местные власти относились к ним в целом либо благоприятно, либо нейтрально. Как правило, никакой помощи не оказывалось, но и противодействия не было. К настоящему времени уже отчетливо проявилась дифференциация в отношении властей к фермерству.
Практически все фермеры жалуются на разросшийся бюрократический аппарат на местах. При создании фермерского хозяйства приходится оформлять множество документов, что занимает огромное количество времени, при этом за все приходится платить в официальном и неофициальном порядке. Часть фермеров отмечают негативную роль местных администраций при распределении кредитов: власти нередко отдают предпочтение бывшим колхозам и совхозам. В отдельных регионах из-за откровенного противодействия властей фермеры указывают на трудности при сбыте своей продукции. В различных регионах наблюдается тенденция «сращивания» определенной части фермерства с представителями органов власти, использования чиновниками своего положения для того, чтобы стать землевладельцами [4].
На начальном этапе организации фермерских хозяйств выходившим из колхоза (совхоза), как правило, реальных препятствий не чинилось. В настоящий период взаимоотношения фермеров с руководством бывших колхозов (совхозов) ухудшились. Объясняется это развитием конкуренции между различными формами хозяйствования в сельской местности, поскольку в тех немногочисленных местах, где фермерам удалось ее избежать, отношения наладились и перестали быть враждебными. Общее отношение к фермерам часто зависит от личного отношения
к ним председателя колхоза (директора совхоза), а также от личных качеств фермера, умеющего или не способного расположить к себе колхозное начальство. Но есть немало случаев, когда председатели колхозов (директора совхозов) «вредят» фермерам из идеологических соображений. Негативное отношение к фермерам переносится в этом случае и на их наемных работников.
Самое больное место во взаимоотношениях колхозов (совхозов) и фермерских хозяйств - распределение земли. Колхозы (совхозы), противодействуя получению земли фермерами, распродают ее под дачи. В провинции еще имеется возможность получить землю официальным путем с полным оформлением необходимых документов.
В условиях низкой технической оснащенности фермерских хозяйств аренда техники у колхозов или совхозов могла бы решить часть их проблем. Однако арендовать технику достаточно сложно.
Отношения фермеров с руководителями колхозов (совхозов) обостряются также из-за того, что для части колхозников (работников совхоза) более выгодной оказывается работа по найму в фермерских хозяйствах. Конечно, остаются противоречия между фермерами и теми, кто продолжает работать в колхозе или совхозе. Но первоначальное резкое неприятие сельчанами «кулаков» стало проходить, так как фермеры предпочитают не идти на конфликты с местными жителями.
Г осударственная поддержка АПК должна быть направлена на создание равных условий для развития всех хозяйственных укладов, использование современных достижений научно-технического прогресса, освоение прогрессивных, экологически безопасных технологий. С этих позиций следует пересмотреть так называемую экономическую помощь из-за рубежа, ориентировать иностранные инвестиции на выполнение совместных производственных и научно-технических программ и проектов, с тем чтобы обеспечить полноправное вхождение АПК России в международное сообщество аграрных товаропроизводителей.
Большое значение имеет сегодня поддержка аграрной науки, способной содействовать выводу российского сельского хозяйства на современный технологический уровень. Очевидна необходимость усилий по интеграции отечественных и зарубежных научных школ, созданию совместных с зарубежными учеными научных коллективов по разработке проблем аграрной реформы. Аграрная наука должна быть сориентирована в социально-экономическом и экологическом отношениях, преодолеть ведомственный монополизм своей организации, демократизироваться и устранить явные методологические ошибки.
Немаловажно решение вопроса повышения квалификации ферме-
ров и работников органов управления сельским хозяйством. Просветительская работа может быть организована через региональные отделения АККОР. Возможно введение курса «Сельскохозяйственная кооперация» в программу сельскохозяйственных университетов и академий, издание и распространение специальных материалов по данной тематике, развитие сети консалтинговых фирм.
В настоящее время Министерством сельского хозяйства РФ подготовлен к реализации приоритетный национальный проект «Развитие АПК», в котором первые два раздела посвящены стимулированию малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе, развитию свиноводства и молочного животноводства. Определена необходимость содействия организации цивилизованной системы функционирования малых форм бизнеса - это и личные подсобные хозяйства граждан, и крестьянско-фермерские хозяйства. Третий раздел отведен одной из наиболее острых проблем, реально существующих в настоящее время на селе, - привлечению молодых специалистов с высшим или средним специальным образованием в село после окончания техникума или вуза. Данная проблема, как элемент кадровой политики, будет разрабатываться в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села» под контролем Министерства регионального развития РФ совместно с Минсельхозом [5].
Конечно же, огромный положительный момент заключается в том, что программы развития АПК адаптированы к регионам, продумана система взаимодействия всех уровней власти и хозяйствующих субъектов, в частности большое внимание уделяется муниципальному уровню.
Главы сельских муниципальных образований будут составлять списки субъектов малых форм агробизнеса, подтверждая то, что данный человек или семья ежемесячно, ежегодно занимаются сельскохозяйственным трудом. Такое поручительство послужит основой для банковского сообщества к выдаче так называемых «бланковых» кредитов, кредитов на доверии. В качестве залога банки получат право брать и непосредственно то имущество, которое используется в сельскохозяйственном производстве (скот, техника, хранящаяся на складе продукция).
Особая роль отводится Россельхозбанку, который должен стать основой национальной кредитно-финансовой системы АПК. Наряду с другими банками он выступит активным кредитором сельхозпроизводителей, а на его базе создастся Центр информационного обеспечения и мониторинга реализации национального проекта, в который будет стекаться, анализироваться и подвергаться финансовому контролю вся информация. Специалистами центра будет осуществляться сопровож-
дение проекта, его мониторинг, консультирование на уровне районных муниципальных образований.
Оценивая современное состояние российского фермерства, можно предположить, что в ближайшем будущем оно скорее всего не станет основой аграрного производства в стране. Государству же необходимо сделать все возможное для поддержания и развития позитивных начинаний, упрочившихся в настоящее время в сфере фермерского хозяйства. Несмотря на субъективные и объективные трудности, крестьянские фермерские хозяйства имеют право занять свою экономическую нишу в аграрном секторе экономики России, и, как любая форма хозяйствования, эти предприятия требуют изучения и обоснования перспектив их развития. В первую очередь следует создать для них такие условия, которые «позволили бы вывести сельскохозяйственные производства на современный конкурентоспособный уровень. Естественно, для этого необходим приход в сельское хозяйство крупных частных капиталов, а также комплексный и системный подход в данном направлении экономической политики» [6].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Кирюшин В.И. Узловые вопросы аграрной реформы // www.fadr.msu.ru/archives/mailing-list/priv-agr/art-rus/msg00001.html
2. Упезько А.В. Развитие кооперации фермерских хозяйств // www.iomus.vsau.ru/nauka/ar/ul
3. Постановление Правительства РФ от 18 декабря 1996 г. № 1449 (с изм. и доп. от 27 августа 1999 г.) «О Федеральной целевой программе развития крестьянских (фермерских) хозяйств, их ассоциаций и кооперативов на 1996-2000 годы» // www.fpf.referent.ru:4005/security/ 1/20800/1?ку
4. Апимова Т., Буев В., Вакуров П. и др. Стратегии поведения семейных фермерских хозяйств // Вопросы экономики. 1995. № 1.
5. О подготовке к реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» // www.mcx.ru/index.html?he_id=873&doc_id=7076
6. Гордеев А. Мы заставим всех управленцев работать на село // www.mcx.ru/index.html?he_id=2467&n_page=1&print=1