Научная статья на тему 'Проблемы развития электронного банкинга в России на современном этапе'

Проблемы развития электронного банкинга в России на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
689
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ БАНКИНГ / ДИСТАНЦИОННОЕ БАНКОВСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ИНТЕРНЕТ-БАНКИНГ / ПЛАТЕЖИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дувалова Эльвира Петровн, Дувалова Юлия Игоревна

В статье рассматривается развитие электронного банковского обслуживания в России. Приведен ряд факторов, сдерживающих развитие электронных каналов банковского обслуживания в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития электронного банкинга в России на современном этапе»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12/2015 ISSN 2410-700Х

Продолжение таблицы 3

Произвести пакитировку 2,38 2,07

Произвести гибку на ребро 1,58 1,21

Произвести зачистку концов шинок 0,73 0,65

Произвести разводку головки 1,32 1,17

Произвести формовку на горбыле 4,92 4,45

Произвести вырубку 1,32 1,19

Итого: 17,36 14,61

После выполненных действий наблюдается значительное сокращение времени выполнения каждой операции, а производственный цикл изготовления комплекта секций теперь составляет 14.61 ч., что на 2,75 ч. короче изначальной продолжительности цикла.

Рассчитаем эффективность проведенных изменений. При месячном объеме ремонта в 90 якорей, высвобожденное время составит 247,5ч. за месяц.

ДT = 90 * 2.75 = 247.5 ч (1)

В результате перестановки горбыля для формовки секции ТЕ - 006, мы исключили дальнее перемещение оператора для передачи секций на формовку. При количестве 58 изделий в комплекте и расположении горбыля по отношению к оборудованию разводки головки секции на 6 метров ближе, мы имеем: 58 * 12 = 696 метров (2)

На 696 метров сократился общий путь перемещения изделий в процессе обработки, в результате перестановки горбыля. При скорости перемещения рабочего 5 км/ч и исключении расстояния в 0,7 км можно определить устраненные потери времени на перемещение:

T = 0,7 / 5 = 0,14 часа = 8,4 мин. (3)

В результате перестановки горбыля и гирлянд для складирования секций и сокращения пути перемещения изделия мы высвободили 8,4 мин рабочего времени при изготовлении одного комплекта секций.

Таким образом, объединив отдельных участников логистического процесса в систему, позволяющую с наименьшими затратами времени осуществлять производственный процесс, мы снизили затраты на товародвижение. А грамотное использование высвобожденного времени позволит увеличить производственную программу и получить желаемую прибыль. Список использованной литературы:

1. Тяпухин А. П., Белоусова Е. А. Логистические системы и процесс их формирования // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. - 2008. - № 1/2008. - С. 79 - 84.

2. Донсков Д. А. Пути сокращения производственного цикла на промышленном предприятии // Новая наука: опыт, традиции, инновации: Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно -практической конференции (24 ноября 2015г, г. Стерлитамак). - Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2015. - С. 220 - 223.

3. Тяпухин А. П. Формирование и оптимизация логистических циклов в цепях поставок // НПЖ «Экономика. Управление. Право» - 2013. - № 4/2013. - С. 5 - 10.

© Донсков Д. А., Курлыкова А. В., 2015

УДК 336.719

Дувалова Эльвира Петровна

ст. преподаватель ИУЭиФ К(П)ФУ, г. Казань, РФ E-mail: [email protected] Дувалова Юлия Игоревна студентка 3 курса, г. Казань, РФ E-mail: [email protected]

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО БАНКИНГА В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Аннотация

В статье рассматривается развитие электронного банковского обслуживания в России. Приведен ряд

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12/2015 ISSN 2410-700Х_

факторов, сдерживающих развитие электронных каналов банковского обслуживания в современных условиях.

Ключевые слова

Электронный банкинг, дистанционное банковское обслуживание, интернет-банкинг, платежи

В настоящее время российские банки активно развивают электронные каналы предоставления банковских продуктов и услуг юридическим и физическим лицам. При этом можно отметить практически полное насыщение рынка электронного банкинга юридических лиц. Сегодня фактически не осталось банков, которые не имеют сервисов для электронного банковского обслуживания корпоративных клиентов. Большинство банков для электронного способа обслуживания юридических лиц используют системы типа «Банк-Клиент» и «Интернет-Банк», позволяющие клиентам банка оперативно и удобно управлять своими счетами. Увеличивается популярность услуги «смс-информирование» для корпоративных клиентов. С помощью данной услуги корпоративные клиенты могут в режиме реального времени контролировать платежи по расчетным счетам, принятые к исполнению в системах «Банк - Клиент», «Интернет-Клиент». Дальнейшее развитие электронного банковского обслуживания юридических лиц связано с расширением функциональности систем электронного банкинга.

Что касается электронного банкинга физических лиц, то стоит отметить, что данный рынок пока далек от насыщения. Далеко не все банки, даже достаточно крупные, предлагают своим розничным клиентам возможность удаленного обслуживания, основанного на электронных каналах передачи данных. Тем не менее в настоящее время внедрение и совершенствование электронного банковского обслуживания физических лиц является одним из приоритетных направлений развития многих российских банков.

На протяжении последних пяти лет данный рынок демонстрирует положительную динамику. С каждым годом количество банков, внедривших тот или иной канал дистанционного банковского обслуживания, увеличивается, расширяется их функционал, улучшается интерфейс, появляются новые интерактивные возможности и дополнительные сервисы. По сути, уже сейчас можно говорить о том, что современная система дистанционного банкинга способна заменить целое отделение банка.

Одновременно с этим идет активное распространение как широкополосного, так и мобильного интернета, увеличивается количество мобильных устройств, повышается финансовая грамотность населения, растет доверие к российским банкам, а самое главное - ускоряется ритм жизни россиян - всё это приводит к активному росту пользователей системы дистанционного банковского обслуживания. При этом, большинство счетов имеют дистанционный доступ через сеть Интернет и мобильный телефон.

Согласно данным самих банков, более 80% из них предлагают услугу интернет-банкинга, свыше 60% - мобильного банкинга, более половины развивают и такие направления, как SMS-банкинг и АТМ-банкинг [2]. Однако стоит отметить, что если первые два канала способны предоставить клиенту возможность осуществления практически любой банковской услуги, то последние два наиболее востребованы с точки зрения оплаты услуг, прежде всего, мобильного телефона и получения информации по текущим счетам и картам клиента.

Критерием успешности работы электронного банкинга может послужить показатель доли платежей через системы дистанционного банковского обслуживания в общем количестве платежей. Эксперты прогнозируют, что к 2017 г. оборот рынка платежей через интернет-банкинг составят 1,8 трлн. руб. (увеличившись за три года более чем в 2,5 раза), оборот рынка платежей через мобильный банкинг составит порядка 29 млрд. руб. (увеличение прогнозируется в районе 300%) и оборот рынка платежей с помощью SMS-банкинга достигнет 31,8 млрд. руб., а увеличение к цифрам начала 2015 г. составит более 3,5 раз [2].

По общей оценке экспертов Росбизнесконсалтинга, уже сегодня каждый пятый клиент кредитного учреждения является активным пользователем дистанционных банковских сервисов, а через 5 лет их доля достигнет 90-95%.

На текущий момент, наряду с широким функционалом предоставляемых банками онлайн-услуг, пользователи заинтересованы в адаптации интерфейса, поддержке работы на любом устройстве, аналитике и легком управлении личным бюджетом. Эксперты считают, что именно такому дистанционному банкингу

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12/2015 ISSN 2410-700Х_

принадлежит будущее, поскольку динамика прироста пользователей интернет-банкинга в российских банках составляет 70-90% ежегодно. Наиболее высокие темпы роста в последние несколько лет достигаются за счет региональных рынков, что обусловлено их высокой емкостью [1, с.70].

В качестве одного из сдерживающих факторов развития интернет-банкинга в России выступает низкий уровень проникновения интернет-технологий, в том числе технологий широкополосного доступа в интернет. Так, проникновение интернета в крупных городах России заметно выше, чем в среднем по России: в городах-миллионерах интернетом пользуется 71% населения старше 18 лет, в селах - не более 30%. Однако в последние годы можно отметить положительную динамику как количественных, так и качественных показателей развития интернет-технологий. Во-первых, уровень проникновения интернета в России за прошлый год увеличился более чем на 15%, при этом число пользователей широкополосного доступа в интернет увеличилось на 39% и достигло 43,2 миллиона человек. Причем рост происходил в основном за счет региональных рынков, на которые пришлось 79% новых пользователей. Во-вторых, постепенно снижается стоимость безлимитного доступа в интернет и повышается стандартная скорость передачи данных [6].

Учитывая отсутствие у значительной части населения России доступа к высокоскоростному проводному Интернету, внедрение мобильных услуг является наиболее эффективным решением. Современный этап развития мобильного банкинга предоставляет возможность не только следить за балансом карточного счета и получать выписки о проведенных по картам операциях, но и узнавать информацию о кредитах и вкладах, оплачивать коммунальные услуги, мобильную, городскую телефонную связь.

Потенциал российского мобильного и интернет-банкинга огромен, чему способствует устойчивый рост численности пользователей ресурсами интернет-торговли, развитие рынка интернет-торговли и стабильно высокое количество абонентов мобильной связи. Так, аудитория российской зоны Интернета уже сейчас насчитывает 50 миллионов пользователей, и согласно данным опросов каждый третий пользователь готов управлять своим банковским счетом через Интернет. В свою очередь, рынок интернет-торговли увеличивается на 30-50% ежегодно [4].

Среди сдерживающих факторов развития электронных каналов банковского обслуживания можно назвать сформировавшуюся привычку у российских потребителей оплачивать счета через традиционные каналы обслуживания: на почте, в отделении банка, а также низкий уровень финансовой и компьютерной грамотности. Так, по оценкам «Эксперт РА», около 20% клиентов составляют новаторы, которые открыты ко всему новому и готовы пробовать. Примерно 50% клиентов относятся к новшествам нейтрально, и будут ими пользоваться в случае необходимости, около 30% клиентов не желают, не могут и не будут пользоваться новыми возможностями [3].

Подводя итоги обзора проблем, можно сделать вывод, что одним из основных факторов, сдерживающих развитие электронных каналов банковского обслуживания, является недоверие пользователей к уровню безопасности. В основном мошенники используют атаку на клиента и похищение его конфиденциальных данных. С целью снижения таких рисков банки предоставляют своим клиентам рекомендации по обеспечению сохранности критичной информации, необходимой для работы с системой интернет-банкинга. В случаях, когда клиент подвергся атаке мошенника, банки используют механизмы выявления и предотвращения несанкционированных операций. Дальнейшее развитие электронного банковского обслуживания требует от банков постоянных финансовых затрат на совершенствование систем безопасности и защиты электронных каналов передачи информации, а также проведение обучающих мероприятий с клиентами банков с целью сведения к минимуму несанкционированного доступа к их персональным данным. На сегодняшний день уровень защищенности доступа к данным клиента в системах электронного банкинга определяется в основном тем, насколько должным образом клиент позаботился об обеспечении безопасности персональных данных.

Список использованной литературы:

1. Пашкова А.В., Иванова Ю.В. Дистанционное банковское обслуживание в России и странах Европы и США / Пашкова А.В., Иванова Ю.В. // Банковский ритейл - 2015. - №2.

2. РБК.Рейтинг [Электронный ресурс]: Исследования - Официальный сайт РБК.Рейтинг, 2015. - Режим доступа: http://www.rbc.ru.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№12/2015

ISSN 2410-700Х

3. «Эксперт РА» [Электронный ресурс]: Исследования - Официальный сайт Рейтингового агентства «Эксперт РА», 2015. - Режим доступа: http://www.raexpert.ru.

4. Мобильный форум [Электронный ресурс]: Исследования рынка мобильного банкинга, интернет-технологий. - Официальный сайт информационной группы «MForum Analytics», 2015. - Режим доступа: http://www.mforum.ru.

5. Ifin.ru [Электронный ресурс]: Развитие рынка интернет-банкинга, мобильного банкинга. - Официальный сайт проекта «Интернет Финансы», 2015. - Режим доступа: http://ifin.ru.

6. Время и деньги [Электронный ресурс]: Широкополосный интернет перестал быть роскошью. -Официальный сайт газеты «Время и деньги», 2015. - Режим доступа: http://www.e-vid.ru

© Дувалова Э.П., Дувалова Ю.И., 2015

УДК 336

Игнатьев Владислав Юрьевич

студент гр. Эоб-131, г. Кемерово, РФ E-mail: [email protected] Научный руководитель: Овчинникова Ирина Васильевна

РОЛЬ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Аннотация

Данная статья посвящена вопросу о роли бухгалтерского учёта в системе управления предприятием.

Ключевые слова Бухгалтерский учет, предприятие, роль.

Всем известно, что любое предприятие осуществляет какие-либо хозяйственные операции в ходе своего существования, принимает те или иные решения. Практически каждое такое действие отражается в бухгалтерском учете.

Что же такое бухгалтерский учет? Это система сбора, распределения и обобщения информации о состоянии финансов предприятия. Это строго документированный учет. Такой учет не допускает каких-либо погрешностей, отклонений ни во времени, ни в производстве.[2, с.12, с. 56]

Чтобы понять, какую роль бухгалтерский учет занимает в современной системе управления предприятием необходимо узнать его функции.

Во-первых, это функция регистрации: все факты хозяйственной жизни проходят первичную регистрацию в учетных документах. [1, с. 48]

Во-вторых, информационная функция, одна из важнейших, выполняемых бухгалтерским учетом в системе управления предприятием. Она предполагает систематизацию зарегистрированных в документах хозяйственных операций таким образом, чтобы заинтересованным пользователям можно было получить необходимую информацию. Около 70% общего объема информации - экономической - приходится именно на долю бухгалтерской информации. Накопление и фиксация обобщающей и аналитической информации о движении и состоянии имущества, об источниках его формирования происходит именно через бухгалтерский учет, также как и информации о конечных результатах хозяйственной, и финансовой в частности, деятельности предприятия. [5, с.50]

В-третьих, бухгалтерский учет осуществляет обратную связь. Через систему организации бухгалтерского учета происходит обеспечение управленческих кадров данными о деятельности предприятия за определенный временной интервал. Через обратную связь осуществляется контроль за выполнением

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.