Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ КАРАКАЛПАКСТАН'

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ КАРАКАЛПАКСТАН Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
39
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ЭКОТУРИЗМ / ТУРИЗМ В КАРАКАЛПАКСТАНЕ / ПРОБЛЕМЫ ТУРИЗМА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Досекеев Ж. И.

В настоящее время туризм в Узбекистане имеет большие перспективы для развития, но существует множество ограничивающих факторов, которые тормозят этот процесс в регионах. Так как основные туристические центры страны хороши развиты и туристы посещают их постоянно, то в регионах существует множество проблем, которые мешают для становления этих территорий, как туристских. В статье будут рассмотрены основные проблемы, с которыми сталкиваются регионы, удаленные от основных туристических центров и приведены некоторые примеры. Также рассмотрены некоторые варианты путей решения проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF ECOTOURISM IN THE REPUBLIC OF KARAKALPAKSTAN

Currently, tourism in Uzbekistan has great prospects for development, but there are many limiting factors that hinder this process in the regions. Since the main tourist centers of the country are well developed and tourists visit them constantly, there are many problems in the regions that prevent these territories from becoming tourist areas. The article will consider the main problems faced by regions remote from the main tourist centers and give some examples. Some options for solving problems are also considered.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ КАРАКАЛПАКСТАН»

Досекеев Ж.И. преподаватель

Каракалпакский государственный университет им. Бердаха

Республика Узбекистан, г.Нукус

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ

КАРАКАЛПАКСТАН

Аннотация. В настоящее время туризм в Узбекистане имеет большие перспективы для развития, но существует множество ограничивающих факторов, которые тормозят этот процесс в регионах. Так как основные туристические центры страны хороши развиты и туристы посещают их постоянно, то в регионах существует множество проблем, которые мешают для становления этих территорий, как туристских. В статье будут рассмотрены основные проблемы, с которыми сталкиваются регионы, удаленные от основных туристических центров и приведены некоторые примеры. Также рассмотрены некоторые варианты путей решения проблем.

Ключевые слова: туризм, экотуризм, туризм в Каракалпакстане, проблемы туризма.

Dosekeyev Zh.I. teacher

Karakalpak State University named after. Berdakh

Nukus, Republic of Uzbekistan

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF ECOTOURISM IN THE REPUBLIC OF KARAKALPAKSTAN

Annotation. Currently, tourism in Uzbekistan has great prospects for development, but there are many limiting factors that hinder this process in the regions. Since the main tourist centers of the country are well developed and tourists visit them constantly, there are many problems in the regions that prevent these territories from becoming tourist areas. The article will consider the main problems faced by regions remote from the main tourist centers and give some examples. Some options for solving problems are also considered.

Key words: tourism, ecotourism, tourism in Karakalpakstan, tourism problems.

Туризм в современном мире рассматривается как социально-экономическое явление, оказывающее прямое и опосредованное влияние на развитие всей связанной с ним инфраструктуры. Современный туризм базируется на высоком уровне развития транспорта, социальной сферы

и сферы услуг, что, в конечном счете, превращает его в высокодоходную отрасль экономики [1].

По данным Всемирной туристической организации (ВТО), сегодня туризм является одной из высокодоходных и наиболее динамичных отраслей мировой экономики. По доходности он уступает лишь добыче и переработке нефти. На долю туризма приходится около 6 % мирового валового национального продукта, 7 % мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11 % мировых потребительских расходов и 5 % всех налоговых поступлений. В связи с этим во многих странах сфера туризма активно развивается при государственной поддержке[1].

В рамках стратегии развития «Нового Узбекистана на 2022-2026 годы» принято около 300 законов, направленных на реформирование всех сфер жизни государства и общества; некоторые из них также прямо или косвенно связаны с Каракалпакстаном и/или Хорезмом,также как и с туристическим сектором[2].

Внедрение махаллинской модели призвано обеспечить необходимые ресурсы и возможности для решения вопросов развития на каждой территории путем поощрения предпринимательства и занятости при одновременном принятии мер по сокращению бедности. Это включает в себя создание инфраструктуры, такой как спортивные, культурные и экологические объекты, а также бизнес-объекты и учебные центры на основе государственно-частного партнерства. В этих рамках тщательное изучение проблем и возможностей каждого региона создаёт основу для программ, направленных на улучшение комплексного социально -экономического развития на период 2022-2026 годов, именуемых также «Дорожной Картой»[2].

Важным аспектом стратегии развития является улучшение дорожной инфраструктуры для улучшения транспортного сообщения, а также безопасности дорожного движения, оба из которых имеют отношение к сектору туризма[2].

Наиболее примечательный аспект плана развития дорог, в качестве одного из многих других аспектов пятилетней программы развития, принятой Кабинетом Министров, фокусируется на следующем:

Строительство дорог протяженностью 240 км в рамках Коридора 2 Программы Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества, финансируемое за счеткредита в размере 274 млн. долларов США от Азиатского банка развития. В рамках проекта будет модернизирован участок автомобильной дороги Гузар-Бухара-Нукус-Бейнеу (А380) в Республике Каракалпакстан, что расширит возможности одного из ключевых торговых путей в регионе. Этот проект улучшит транспортное сообщение в Западном Узбекистане и с соседним Казахстаном[2].

Ещё одна цель - добиться увеличения экспорта туристических, транспортных, информационных и других услуг в 1,7 раза, что соответствует объему экспорта в размере 4,3 млрд. долларов США. Что касается развития туризма и увеличения числа местных туристов, то в рамках программы TraveШzbekistan планируется довести это число до 12 миллионов, а количество иностранных туристов - до 9 миллионов. Частью этих усилий является создание безбарьерной туристической инфраструктуры в основных туристических зонах, а также удвоение числа занятых в туристическом секторе до 520 000 человек к 2026 году[2].

Предпосылкой для этого роста является дальнейшее развитие инфраструктуры туризма и объектов культурного наследия путём принятия государственной программы по эффективному использованию более 8000 объектов культурного наследия.

В частности, в отношении Республики Каракалпакстан и Приаралья новый аэропорт в Муйнаке задуман как двигатель развития, в то время как туристический сектор в Хорезмской области параллельно должен стать основным двигателем для создания новых рабочих мест. Приаралью также уготовано дальнейшее усиление социальной поддержки населения, проживающего в этом районе.

Для транспортной системы предусматривается унификация всех видов транспорта, что позволяет создать условия для облегчения возможности ежедневных поездок по регулярным транспортным маршрутам между крупными городами страны.

В последние годы Узбекистан изменил основы политики развития туризма, приняв такие меры, как либерализация визового режима, создание стимулов для создания туристических предприятий и реструктуризация того, что ранее называлось Государственным Комитетом по Развитию Туризма, а теперь является Министерством туризма и культурного наследия. Некоторые из этих мер дали почти немедленный эффект, и в Узбекистане наблюдался стабильный рост потока туристов, что также шло на пользу Каракалпакстану, пока пандемия коронавируса не привела к временному прекращению туризма. По мере того, как пандемия постепенно угасает, кристаллизуется возврат к предыдущей модели роста, и связанные с этим возможности требуют постоянного повышения уровня профессионализма. Поскольку туризм по своей природе представляет собой деятельность с участием множества заинтересованных сторон, в которой участвует как ряд учреждений государственного сектора, так и многие компании частного сектора, стратегия туризма всё больше становится необходимостью, создавая всеобъемлющую систему ориентиров для каждого члена туристической индустрии Каракалпакстана.

Разработку настоящей туристической стратегии можно рассматривать как продолжение многих предыдущих усилий, связанных с развитием туризма в области разработки продуктов, маркетинга,

управления туристическими направлениями, взаимодействием заинтересованных сторон и наращиванием потенциала. Однако впервые все эти сферы деятельности объединены в единый целостный комплекс, который позволит Каракалпакстану достичь следующего этапа в своём развитии как уникального туристического направления в Узбекистане. Это не только облегчит осуществление деятельности, но и укрепит общее понимание вызовов в целом, которые необходимо решить, чувство приверженности в совместном решении этих проблем.

По мере того, как местная администрация повышает уровень планирования и подготовки, как правило, появляются новые возможности - возможности финансирования, стратегического партнерства, совместной деятельности и ранее невообразимой синергии. Инвестиционный климат становится более привлекательным, маркетинг становится более целенаправленным, по мере реализации мер начинает прибывать больше туристов. Важным преимуществом такого процесса является то, что местные жители, а именно сами каракалпаки, учатся дорожить и ценить разнообразные достопримечательности своего региона, как никогда прежде. Всемирная туристская организация ВТО при ООН заявляла, что туристическое направление не может быть по-настоящему готовым к приему иностранных туристов, если собственное местное население не ценит достопримечательности и культуру своей родины. Обеспечивая широкое участие и осведомленность со стратегией туризма, Каракалпакстан, таким образом, готовится к привлечению местных, внутренних и иностранных туристов.

Стратегия туризма Каракалпакстана представляет собой весьма дифференцированное выражение общей миссии и видения всех заинтересованных сторон, связанных с индустрией туризма, отражая стремление вывести туризм на более высокий уровень. Миссия и видениеотражают суть того, что собой представляет такое туристическое направление, как Каракалпакстан. В то время как миссия описывает основные бизнес-направления Каракалпакстана, её цели и пути достижения этих целей, видение является более прогнозируемым и описывает желаемую перспективу на будущее.

Другими словами, миссия фокусируется на дне сегодняшнем, а видение— на дне завтрашнем.

Чётко определенные миссия и видение могут обеспечить чувство ясности, единства и цели, что поможет укрепить связь между всеми игроками туристического бизнеса в Каракалпакстане и, следовательно, может привести к принятию более эффективных решений при более широкой поддержке, гарантируя, что Каракалпакстан возьмёт на себя выполнение кардинальных задач, связанных с развитием его туризма, эффективным образом.

После большого вклада игроков туристического бизнеса в Каракалпакстане, Миссию и видение можно сформулировать следующим образом:

Каракалпакстан предлагает путешественникам несравнимые впечатления, позволяя гостям открыть для себя подлинную душу уникального и предпочтительного туристического направления внутри Узбекистана.

Основная задача стратегии способствовать развитию туризма в Каракалпакстане, основанного на пяти ключевых принципах:

• Предоставить путешественникам уникальные и незабываемые впечатления, которые у них останутся на всю жизнь.

• Способствовать устойчивому развитию туризма посредством тщательного планирования, совместного управления и участия основных заинтересованных сторон в каждой области.

• Обеспечить, чтобы туризм всегда приносил пользу местным сообществам в Каракалпакстане в плане экономического, экологического и социально-культурного влияния.

• Постоянно содействовать исследованиям, инновациям, наращиванию потенциала и управлению знаниями для лучшего управления и маркетинга туризма.

• Наращивать влияние посредством стратегических союзов с партнерами внутри и за пределами Каракалпакстана, включая национальные власти, соседний Хорезм и международных торговых партнеров.

Заинтересованные стороны сектора туризма Каракалпакстана, приверженные развитию туризма в Каракалпакстане, разделяют следующие основные ценности:

Создание ценности: туризм не является самоцелью, а представляет собой деятельность, которая создает реальную ценность, как для туриста, так и для посещаемых сообществ и поставщиков услуг. Качество, честность и высокие стандарты обслуживания вдохновляют любую туристическую деятельность.

Сохранение: туризм является инструментом сохранения и приумножения природного и культурного наследия Каракалпакстана. Туризм позволяет подлинно выразить самобытность и традиции Каракалпакстана, при этом избегая упрощения каракалпакской культуры или адаптации типовых дизайнов.

Региональное развитие: туризм рассматривается как один из аспектов регионального развития, а инвестиции в туризм ориентированы на развитие сельских районов, улучшение инфраструктуры, которые приносят пользу населению в целом и расширение возможности проведения досуга для местного населения.

Конкурентоспособность: поскольку туризм является экономической деятельностью, именно благодаря ориентированному на результат и профессиональному управлению туристическими направлениями и маркетингу, Каракалпакстан успешно конкурирует с другими туристическими направлениями.

Согласно выводам, Каракалпакстан, с его сочетанием Аральского моря, плато Устюрт, пустыни и дельты реки Амударья, предлагает уникальный ландшафт как для национальных, так и для иностранных туристов, с большим потенциалом для экотуризма. Вчастности, за последние 40 лет отступление береговой линии привело к кардинальному изменению региона Аральского моря. Таким образом, этот район может стать привлекательным местом не только для природного и приключенческого туризма, но и для образовательного туризма, предоставляя туристам более глубокое понимание причин и последствий этой техногенной катастрофы и мер, предпринимаемых для преодоления многих проблем, связанных с этой катастрофой.

Тем не менее, согласно этому исследованию, пройдет немало времени, прежде чем продукты экотуризма смогут быть реализованы в Каракалпакстане, так как практически нет никаких инициатив для:

а) Получения прямых финансовых выгод в целях сохранения.

б) Налаживания эффективного участия населения в туризме на уровне села.

в) Обучения гидов, туроператоров и консультантов по экотуризму.

д) Предоставления экологически чистого жилья и транспорта.

Согласно исследованию, к основным причинам нежелания

Узбекистанских Туроператоров активно продвигать экотуризм в Приаралье относятся следующие:

• Отсутствие опыта (в дизайне и разработке продуктов и услуг экотуризма).

• Отсутствие компетенций (в продвижении продуктов и услуг экотуризма).

• Отсутствие международных сетей для продвижения и сбыта продуктов и услуг экотуризма.

• Основной спрос на экотуризм, поступающий от отечественных туристов, которые были далеко не богаты, привёл к более коротким экотуристическим турам и их ограниченной рентабельности.

Таким образом, хотя Каракалпакстан считается привлекательным местом для природного туризма, тесно связанного с культурным туризмом, он ещё не может считаться направлением для экотуризма.

Использованные источники:

1. Казыбайкызы А. Муханова А.Е. Смагулова Ж.Б. Особенности и перспективы развития туризма в мире. Журнал: Успехи современного естествознания. - 2015. - № 1 (часть 2) - С. 265-269.

2. Указ Президента Республики Узбекистан, от 28.01.2022 г. № УП-60 «О стратегии развития нового узбекистана на 2022 — 2026 годы».

3. https://uzbekistan.travel/ru/v/ekoturizm/

4. https://www.undp.org/ru/uzbekistan/press-releases

5.https://www.researchgate.net/publication/309319219_Razvitie_ekoturizma_v_ respublike_Karakalpakstan_problemy_novye_napravlenia_i_perspektivy

6. http://www.uzbekistan.org.ua/ru/165-uncategorised/novosti/turizm-news/turisticheskie-napravleniya-uzbekistana/turisticheskie-vozmozhnosti-karakalpakstana1/2774-turisticheskie-vozmozhnosti-karakalpakstana.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.