Научная статья на тему 'Проблемы развития довузовского профессионального образования в регионе'

Проблемы развития довузовского профессионального образования в регионе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОВУЗОВСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ / PREUNIVERSITY EDUCATION / PRIMARY VOCATIONAL EDUCATION / SPECIALIZED SECONDARY EDUCATION / THE VOLOGDA REGION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Свирелкина Ирина Ивановна

В статье актуализируется значимость начального и среднего профессионального образования, анализируется функционирование учреждений данных уровней в Вологодской области, выделяются основные проблемы их развития и предлагаются меры, направленные на повышение привлекательности довузовского профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Свирелкина Ирина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of preuniversity education in the region

The article emphasizes the significance of preuniversity education (primary vocational education and specialized secondary education), analyzes its development in the Vologda region, reviews its main problems and offers a package of measures designed to increase demand for preuniversity education.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития довузовского профессионального образования в регионе»

Социальные аспекты регионального развития

УДК 377.6+331.5.024.5(470.12)

И.И. Свирелкина

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДОВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ

В статье актуализируется значимость начального и среднего профессионального образования, анализируется функционирование учреждений данных уровней в Вологодской области, выделяются основные проблемы их развития и предлагаются меры, направленные на повышение привлекательности довузовского профессионального образования.

Довузовское профессиональное образование, начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, Вологодская область.

Довузовское профессиональное образование (начальное и среднее профессиональное образование) играет значимую роль в обеспечении стабильного развития страны и региона, выполняя важнейшую экономическую функцию - воспроизводство квалифицированных трудовых ресурсов. Система начального профессионального образования (далее - НПО) готовит рабочих по всем направлениям общественно полезной деятельности. Среднее профессиональное образование (СПО) нацелено на подготовку кадров «среднего звена» более чем по 300 специальностям, на удовлетворение потребностей личности в обретении более высокого профессионального образовательного

СВИРЕЛКИНА Ирина Ивановна аспирант ИСЭРТ РАН

потенциала. Согласно Международной стандартной классификации образования Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и Международной организации труда система НПО именуется профессиональным и техническим образованием, а СПО приравнивается к практико-ориентированному высшему или доуниверситетскому высшему образованию. Имеющиеся в зарубежной литературе данные свидетельствуют об устойчивой востребованности кадров данного образовательного уровня экономикой всех развитых стран [5].

В России 19% занятых в экономике имеют начальное и 27% - среднее профессиональное образование [13]. В регионах Северо-Западного федерального округа (СЗФО) - 22 и 25% соответственно [12]. В экономике Вологодской области занято более 164 тыс. человек с начальным профессиональным образованием, что составляет почти 26% общей численности занятых, и 140 тыс. чел. - со средним профессиональным образованием, или 22% [18].

Более того, в 2005 г. значение начального и среднего профессионального образования еще более возросло для субъектов РФ в связи с передачей в их ведение учреждений данных уровней. Это дало возможность определять политику в рассматриваемых подсистемах, ориентируя учреждения на подготовку квалифицированных кадров в соответствии с потребностями народнохозяйственного комплекса региона, но в то же время повысило ответственность за решение ряда острых проблем, существующих на сегодняшний день в системе довузовского профессионального образования. Среди них особого внимания требуют вопросы непривлекательности для молодежи рабочих профессий (в 2008 г. удельный вес поступающих в учреждения НПО составлял 25%, в то время как в 1991 г. - 58%), а также несоответствия качества подготовки требованиям работодателей. Согласно данным экспертного опроса руководителей предприятий (организаций) Вологодской области1 высокие и достаточно высокие оценки уровня подготовки учащихся профессиональных училищ и лицеев дали только 22% респондентов, студентов техникумов (колледжей) - 26%.

В этой связи становится необходимым анализ функционирования учреждений начального и среднего профессионального образования в регионе.

На развитие учреждений довузовского профессионального образования существенное влияние оказывают социально-экономические, географические, демографические особенности регионального развития.

1 Экспертный опрос был проведен ИСЭРТ РАН в 2007 г. В нем приняли участие 96 руководителей предприятий и организаций Вологодской области в таких отраслях экономики, как промышленность, сельское хозяйство, строительство, торговля, транспорт и связь, государственное управление, образование, здравоохранение.

Вологодская область является одним из индустриально развитых российских регионов. В структуре ее валового регионального продукта значительная доля принадлежит обрабатывающим производствам. В 2007 г. она составляла 46%, в то время как в среднем по СЗФО - 23%, по России - 19% [8]. Более того, регион относится к монопродуктовому типу, т. к. в общем объеме отгруженных товаров обрабатывающих производств 70% занимает продукция черной металлургии, хотя природно-ресурсный потенциал ориентирован на развитие отраслей лесного комплекса, строительной индустрии, агропромышленного комплекса. Так, например, запасы древесины достигают в регионе 1,67 млрд. кубометров. Далее в структуре отгруженной продукции с большим отрывом следуют химическое производство (10%) и производство пищевых продуктов (6%).

Моноструктурная промышленность делает уязвимой экономику региона в целом. Следовательно, одной из первостепенных задач становится ускорение диверсификации структуры промышленности, увеличение производства продукции с высокой добавленной стоимостью в других отраслях экономики. Важным резервом развития является производство пищевых продуктов, где важная роль отводится молочномясному животноводству и льноводству, а также гражданское строительство, туризм. Особый потенциал заключен в развитии лесного кластера как крупной устойчивой совокупности предприятий лесного сектора и связанных с ним производств [2].

Перспективна для региона и проработка возможностей более прочных интеграционных связей между металлургами и предприятиями машиностроения. Это вызовет рост грузооборота и потребует обновления

парка транспортных средств. Стратегией развития области предусматривается также система мер по опережающему развитию инфраструктуры связи и по ускорению внедрения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), которые существенно повышают эффективность экономической деятельности как на уровне корпоративного управления, так и на уровне рыночных взаимодействий, снижают издержки и открывают новые информационные возможности [2].

В соответствии с перспективами экономического развития региона происходит увеличение потребности в высококвалифицированных рабочих и специалистах среднего звена, изменение их места, роли и функций, повышение требований к уровню компетентности, технологической культуры и качеству труда. По прогнозным расчетам Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области, до 2020 г. потребуется заменить новыми поколениями работников 70 - 80% кадрового потенциала, занятого в экономике в настоящее время [3].

Определяющую роль в системе образования играют также факторы, связанные с рождаемостью. С 1975 по 1987 г. в России был относительно стабильный

период в плане демографии, когда наблюдался достаточно высокий уровень рождаемости - 15-17 чел. на 1 тысячу населения. Затем, начиная с 1987 г., ситуация стала в корне меняться. С 1988 г. наблюдается уменьшение рождаемости, которая в 1994 г. стабилизировалась на чрезвычайно низком уровне (8 рождений на 1 тысячу населения) [6]. Негативные последствия демографического спада начали постепенно проявляться на всех уровнях образования.

Анализ динамики численности выпускников общеобразовательных учреждений Вологодской области за 1995 - 2008 гг. показал, что выпуск основной школы достиг максимума в 2002 г. (21,1 тыс. чел.), затем стал уменьшаться и в 2008 г. составил 11,3 тыс. чел., или 63% от уровня 1995 г. (рисунок). Максимальной численность выпускников средней (полной) школы была в 2004 г. (11,7 тыс. чел.), к концу наблюдаемого периода она снизилась до 6,4 тыс. чел., составив 84% от уровня 1995 г.

Согласно прогнозным оценкам ИСЭРТ РАН, численность выпускников 9-х классов будет снижаться до 2014 г., 11-х классов - до 2016 г. [12]. Несмотря на ожидаемый последующий рост этих показателей, к 2020 г. число выпускников основной школы сократится на

Динамика численности выпускников общеобразовательных учреждений Вологодской области, чел.

Год

Выпуск из 9 классов

Выпуск из 11 классов

Источники: Статистический

ежегодник Вологодской области. 2006: стат. сб. - Вологда, 2007; Статистический ежегодник Вологодской области. 2007: стат. сб. - Вологда, 2008; Образование в Вологодской области в 1997 - 2008 годах: стат. сб. - Вологда, 2009.

15%, полной средней - на 35%. С учетом растущего уровня спроса населения на высшее образование уменьшение контингента абитуриентов затронет главным образом учреждения НПО и СПО.

Принимая во внимание перспективные направления развития экономики и сложившиеся демографические тенденции, можно сказать, что функционирование региональной системы довузовского профессионального образования должно быть направлено на улучшение качества образовательных услуг, соответствующего требованиям развития региона, на подготовку высококвалифицированных рабочих и специалистов.

Воспроизводство трудовых ресурсов для экономики Вологодской области осуществляют 69 учреждений началь-

ного и среднего профессионального образования, что составляет 4% от общего числа учреждений образования региона и 76% - от числа учреждений профессионального образования.

В 2008 г. сеть учреждений начального профессионального образования насчитывала 43 учебных заведения с численностью обучающихся 14,3 тыс. чел. Анализ основных показателей деятельности учреждений этого уровня показывает, что именно здесь сложилась самая проблемная ситуация. За 1991 - 2008 гг. число учреждений НПО сократилось на 17%, учащихся в них - на 23% (табл. 1). Выпуск квалифицированных кадров в 2008 г. по отношению к 1991 г. составил 54%.

Существенные изменения происходили и в специализации подсистемы НПО. По сравнению с 1995 г. в 2007 г.

Таблица 1. Показатели развития НПО Вологодской области за 1991 - 2008 гг.

Показатель Год

1991 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Число учебных заведений, ед. 52 53 53 53 51 52 50 47 45 43 43

Численность учащихся, тыс. чел. 18,5 19,8 19,8 19,9 20,1 20,2 19,6 18,8 17,7 16,0 14,3

Прием, тыс. чел. 13,4 9,5 8,3 8,2 8,5 8,3 8,0 7,6 6,9 6,0 5,3

Выпуск, тыс. чел. 12,4 8,2 7,9 7,6 7,7 7,8 7,9 7,7 7,4 7,0 6,7

Источники: Статистический ежегодник Вологодской области. 2006: стат. сб. - Вологда, 2007; Статистический ежегодник Вологодской области. 2007: стат. сб. - Вологда, 2008; Образование в Вологодской области в 1997 - 2008 годах: стат. сб. - Вологда, 2009.

Таблица 2. Структура выпуска учреждений НПО Вологодской области по профессиям*

Профессии 1995 г. 2004 г. 2007 г.

Всего выпуск, чел. 6 791 7 029 6 123

В т. ч. по профессиям в отраслях, %: промышленность 20,8 30,9 27,8

общественное питание, торговля и производство пищевой продукции 11,7 17,0 20,3

сельское хозяйство 24,9 13,1 13,8

строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы 10,4 12,7 12,7

транспорт 10,6 11,2 9,9

сфера обслуживания 0,5 3,3 2,3

связь 2 0,3 0,4

профессиям, общим для отраслей экономики 17,8 6,5 7,5

другим 1,3 4,9 5,2

*Данные приведены в соответствии с Перечнем профессий начального профессионального образования, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 1362 от 8 декабря 1999 г. Источники: за 1995 г. - данные Вологдастата; Образование в Вологодской области в 1997 - 2008 годах: стат. сб. - Вологда, 2009.

возросла на 7-8% доля профессий промышленности и общественного питания, торговли и производства пищевой продукции при сокращении удельного веса профессий сельского хозяйства на 11% (табл. 2).

Достаточно стабильной остается сеть учреждений среднего профессионального образования Вологодской области. По сравнению с 1991/92 уч. г. количество этих учебных заведений в регионе в 2008 г. осталось на прежнем уровне. Однако численность студентов увеличилась на 2% (табл. 3). Их удельный вес в структуре населения поднялся со 135 до 152 чел. в расчете на 10 тыс. населения. Выпуск специалистов учреждениями СПО вырос на 14%.

Современный этап развития среднего профессионального образования характеризуется значительным изменением профильной структуры подготовки кадров. Анализ структуры выпуска техникумов и колледжей Вологодской области за 1995 - 2008 гг. показывает, что наибольшие объемы подготовки студентов приходятся на экономические науки. Из восемнадцати групп специальностей, по которым осуществлялся выпуск в 2008 г., с явным преимуществом лиди-

ровала «экономика и управление» (25% от общего количества выпуска). Второе и третье места заняли следующие группы специальностей: «транспортные средства» (12%), «образование и педагогика» и «строительство и архитектура» (9%). Удельный вес выпускников, подготовленных по значимым для экономики Вологодской области специальностям, составил 7%: «металлургия, машиностроение и материалообработка» (4%) и «воспроизводство и переработка лесных ресурсов» (3%).

В «отстающие» попали следующие группы специальностей: «автомати-

ка и управление», «геодезия и землеустройство», «морская техника», «сфера обслуживания» и «химическая и биотехнология». Доля подготовленных по ним специалистов не превышала 1% в общем объеме выпускников.

При подготовке работников квалифицированного труда и специалистов, отвечающих требованиям современного уровня квалификации, передовых технологий и основных тенденций развития отраслей экономики, первостепенное значение имеет ресурсное обеспечение учреждений профессионального образования, которое, в свою очередь, во многом

Таблица 3. Показатели развития СПО Вологодской области за 1991/92 - 2008/09 уч. гг.

На начало учебного года

1991/92

1995/96

2000/01

2001/02

2002/03

2003/04

2004/05

2005/06

2006/07

2007/08

2008/09

Число учебных заведений*

26

25

26

26

26

26

26

26

26

26

26

Численность студентов, тыс. чел.

18,3

16,4

20,5

21,7

21,9

22,3

22,4

22,5

21,4

20,7

18,6

Прием, тыс. чел.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5,7

5,4

7,4

7,1

7,0

7,3

7,5

6,9

6,3

6,2

5,3

Выпуск, тыс. чел.

5,0

3,8

5,2

4,8

5,4

5,9

5,5

5,7

5,7

*В число учебных заведений не входят 2 филиала средних специальных учебных заведений, 2 филиала высших учебных заведений и 2 структурных подразделения высших учебных заведений, но численность обучающихся в них включена в общую численность студентов.

Источники: Статистический ежегодник Вологодской области. 2006: стат. сб. - Вологда, 2007; Статистический ежегодник Вологодской области. 2007: стат. сб. - Вологда, 2008; Образование в Вологодской области в 1997 - 2008 годах: стат. сб. - Вологда, 2009.

Таблица 4. Динамика расходов консолидированного бюджета Вологодской области на начальное и среднее профессиональное образование

Показатели 2000 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Начальное профессиональное образование

Всего расходы, в ценах 2008 г., млн. рублей 675,4 937,7 982,3 900,8

Доля в общих расходах на образование, в % 11,5 8,9 8,3 7,8

Среднее профессиональное образование

Всего расходы, в ценах 2008 г., млн. рублей 274,7 592,7 575,6 471,5

Доля в общих расходах на образование, в % 4,7 5,6 4,9 4,1

Рассчитано по: Статистический ежегодник Вологодской области. 2007: стат. сб. - Вологда, 2008; Данные сайта Федерального

казначейства России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://roskazna.ru

зависит от уровня финансирования. Несмотря на увеличение в 2000 - 2008 гг. расходов консолидированного бюджета Вологодской области на начальное (на 33%) и среднее (на 71%) профессиональное образование, их доля в общей структуре затрат на образование упала с 12 до 8% в первой из рассматриваемых подсистем и с 5 до 4% - во второй (табл. 4).

Если расходы регионального консолидированного бюджета рассчитать на одного учащегося/студента, то в 2008 г. в подсистеме НПО области этот показатель составит около 63,2 тыс. руб., в СПО - 25,3 тыс. руб. Для Российской Федерации средние расходы на одного учащегося/студента в учреждениях рассматриваемых уровней составляли 54,2 и 26,7 тыс. руб. соответственно. Однако Россия значительно уступает в этом отношении странам ОЭСР:

по вторичному послесреднему и нетретичному образованию в 2005 г. -в 2,7 раза (1 754 долл. в РФ против 4 719 долл. в странах ОЭСР) [19].

Основная часть структуры консолидированного бюджета Вологодской области на НПО и СПО - это расходы на оплату труда. Их доля растет, составив 46 и 66% в 2008 г. соответственно (табл. 5). Удельный вес расходов на увеличение стоимости основных средств и материальных запасов за период 2006 - 2008 гг. вырос только в подсистеме НПО - с 15 до 21%; в СПО наблюдалось заметное снижение - с 11 до 4%.

Крайне низкий уровень финансирования по данным статьям не позволяет обновлять и поддерживать имеющееся оборудование и технику, готовить рабочих и специалистов, соответствующих требованиям инновационной

Таблица 5. Структура расходов консолидированного бюджета Вологодской области ____на начальное и среднее профессиональное образование, 2006 - 2008 гг., в %_

Год Всего В том числе

Оплата труда и начисления по выплате оплаты труда Оплата работ, услуг Социальное обеспечение Прочие расходы Поступление нефинансовых активов, из них

увеличение стоимости основных средств увеличение стоимости материальных запасов

Начальное профессиональное образование

2006 100 45,5 25,5 6,1 8,9 13,9 1,2

2007 100 45,2 23,2 6,6 9,4 15,6 4,9

2008 100 46,3 23,4 6,8 8,5 14,9 6,4

Среднее профессиональное образование

2006 100 55,7 27,1 2,7 7,0 7,5 3,1

2007 100 59,7 22,5 2,9 8,2 6,7 2,5

2008 100 66,4 17,9 3,4 9,6 2,8 0,8

Рассчитано по данным сайта Федерального казначейства России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://roskazna.ru

экономики. По данным за 2007 г., станочный парк в мастерских учреждений профессионального образования изношен на 70 - 80% [3]. Согласно результатам экспертного опроса р2уководителей учреждений НПО и СПО , профессиональные училища Вологодской области в среднем на 59%, техникумы - на 60% обеспечены учебным оборудованием.

Рост удельного веса расходов на оплату труда в довузовской системе профессионального образования области не привел к значительному сокращению разрыва со средней по региону заработной платой. В 2007 г. соотношение между этими уровнями зарплаты составило 62%, в 2004 г. - 61% [18]. Из-за низкого уровня заработной платы система образования становится все менее привлекательной сферой профессиональной деятельности. Понижение престижа профессии учителя и мастера является основной причиной оттока квалифицированных кадров в иные сферы деятельности. В учреждениях СПО из 1,3 тыс. штатных преподавателей 39% работников в возрасте старше 50 лет. Более 70% инженерно-педагогических работников учреждений НПО составляют женщины [3].

Тесная связь обеспеченности системы НПО кадрами с состоянием рынка труда подтверждается сопоставлением размера зарплаты в образовании и в экономике региона с количеством вакансий на должности мастеров производственного обучения в учреждениях данного уровня. По мнению МЛ. Аграновича, чем ближе оплата труда в образовании к средней по экономике в регионе, тем выше уровень обеспеченности кадрами (меньше вакансий) в системе НПО [4].

2 Экспертный опрос был проведен ИСЭРТ РАН в 2007 г. В нем приняли участие 24 руководителя учреждений НПО и 17 руководителей учреждений СПО.

Эффективным средством привлечения финансовых ресурсов в систему профессионального образования может стать сотрудничество учреждений НПО и СПО с наиболее стабильными и крупными работодателями. Подготовка специалистов в соответствии с потребностями предприятия позволит увеличить экономическую эффективность финансирования системы профессионального образования и переложить часть затрат на работодателей.

В настоящее время сотрудничество с предприятиями и организациями осуществляют подавляющее большинство учреждений НПО и СПО Вологодской области3. Однако основной формой взаимодействия является организация практики учащихся и студентов. Эта форма используется в 96 - 100% учреждений профобразования. Наименее распространенными формами сотрудничества работодателей с учреждениями служат выделение средств на финансирование образовательных программ, ремонт и строительство зданий, предоставление дополнительных стипендий учащимся, присуждение грантов и премий лучшим студенческим работам. Более того, руководители предприятий и организаций не выражают особого желания выделять средства на эти цели и в будущем. Только около 4% работодателей считают предпочтительным финансирование учреждений довузовского профессионального образования.

Таким образом, одной из основных функций системы довузовского профессионального образования является подготовка квалифицированных кадров по

3 По данным социологического исследования 2008 г. Подробно результаты представлены в статье: Свирелкина И.И. Взаимодействие между образовательными учреждениями и хозяйствующими субъектами как основа системы непрерывного образования // Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз. - 2009. - Вып. 46. - С. 66-76.

качественным параметрам таких перспективных направлений экономики региона, как развитие лесного кластера, аграрнопромышленного комплекса, гражданское строительство, туризм и информационные технологии. Однако на сегодняшний день система начального и среднего профессионального образования не готова к выполнению этой задачи. Одна из причин сложившейся ситуации - снижение спроса у молодежи на рабочие профессии. Негативные последствия демографического спада усугубляют ситуацию, оказывая непосредственное влияние на численность учащихся учреждений НПО. Минимальное ресурсное обеспечение, ограниченность обновления учебно-методической базы, недостаточный уровень заработной платы и в связи с этим отток учителей и мастеров в другие сферы деятельности, а также нежелание работодателей вкладывать средства в воспроизводство кадров не позволяют образовательным учреждениям подняться на новый качественный уровень и осуществлять подготовку рабочих и специалистов, отвечающих требованиям современного уровня квали-

фикации и передовых технологий. Это еще более усиливает непривлекательность образования рассматриваемых уровней.

Учитывая возможность региональных властей влиять на функционирование учреждений начального и среднего профессионального образования, необходимо, на наш взгляд, уделить внимание разработке современных механизмов бюджетного финансирования, одним из инструментов которых выступает государственный заказ на оказание услуг, выполнение работ. Данный инструмент позволит оптимизировать структуру и объем подготовки рабочих кадров в учреждениях НПО и СПО, повысить эффективность расходования бюджетных средств, стимулировать учреждения на повышение качества оказываемых услуг и выполняемых работ. Целесообразно также привлекать работодателей к участию в финансировании довузовского образования, к заключению прямых договоров на подготовку требуемых рабочих и специалистов, создавая для этого необходимые условия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об образовании: Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1.

2. Основные положения Стратегии социально-экономического развития Вологодской области на период до 2010 года: приложение к постановлению Правительства области №380 от 16.04.2003.

3. О стратегии развития образования в Вологодской области на период до 2020 года: постановление Правительства Вологодской области №398 от 03.03.2009.

4. Агранович, М.Л. Последствия передачи финансирования профессионального образования на региональный уровень (на примере начального профессионального образования) / М.Л. Агранович // Вопросы образования. - 2005. - №2. - С. 23-27.

5. Анисимов, П.Ф. Регионализация среднего профессионального образования (вопросы теории и практики) / П.Ф. Анисимов. - Москва: Высшая школа, 2002. - С. 12.

6. Васильев, В.Н. Рынок труда и рынок образовательных услуг в субъектах Российской Федерации / В.Н. Васильев, В. А. Гуртов, Е.А. Питухин. - М.: Техносфера, 2006. - С. 85.

7. Данные сайта Правительства Вологодской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vologda-oblast.ru

8. Данные сайта Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru

9. Лисов, В. Довузовское профессиональное образование в России: нынешнее состояние и вопросы модернизации / В. Лисов // Российский экономический журнал. - 2008. -№7-8. - С. 35-55.

10. Образование в Вологодской области в 1997 - 2007 годах: стат. сб. - Вологда, 2008. - 27 с.

11. Образование в Вологодской области в 2004 - 2008 годах: стат. сб. - Вологда, 2009. - 82 с.

12. Пространственные аспекты развития региона / под общей ред. В. А. Ильина. - Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2008. - 126 с.

13. Регионы Северо-Западного федерального округа. Социально-экономические показатели. 2008: стат. сб. - Вологда, 2008.

14. Россия в цифрах. 2008: стат. сб. - М., 2008. - 510 с.

15. Свирелкина, И.И. Взаимодействие между образовательными учреждениями и хозяйствующими субъектами как основа системы непрерывного образования / И.И. Свирел-кина // Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз. - 2009. -Вып. 46. - С. 66-76.

16. Статистический ежегодник Вологодской области. 2006: стат. сб. - Вологда, 2007. - 363 с.

17. Статистический ежегодник Вологодской области. 2007: стат. сб. - Вологда, 2008. - 399 с.

18. Труд и занятость в Вологодской области в 2007 году: стат. сб. - Вологда, 2008. - 148 с.

19. Education at a Glance. OECD 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.