О
(N
УДК 373(571.53) Е.А. Сачкова
ББК 74.1(2Рос)
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ)*
Рассмотрены вопросы развития дошкольного образования, прокомментированы результаты социологического опроса об основных проблемах материнства и детства в России, показано состояние системы дошкольных учреждений в Иркутской области.
Ключевые слова: система дошкольного образования, проблемы материнства, уровень жизни.
E.A. Sachkova PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF PRESCHOOL EDUCATION (BY THE EXAMPLE OF IRKUTSK REGION)
The article deals with issues of development of preschool education, comments on the results of the public survey concerning key problems of motherhood and childhood in Russia, and describes the current state of the system of preschool educational institutions in Irkutsk region.
Keywords: preschool education system, motherhood problems, standard of living.
SSI
2sê
KS г
“Is1
НА
Ой"
^ 1
І
^ П £
« я І Ssî
ЕнО а
£м§|
ЙО І
аи-і
See
К
н
н
о
н
PQ
СО
Н
Конституцией РФ (п. 2 ст. 43) гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
В первые семь лет жизни ребенка формируются базовые элементы человеческого капитала личности. Это лучшее время, чтобы направить его развитие по правильному пути, обеспечивая детям нормальные условия для роста и развития. В этой связи не только семья, но и общество заинтересованы в охвате всех детей дошкольным образованием в детских садах.
Система дошкольного образования рассматривается сегодня как один из факторов улучшения демографической ситуации в Российской Федерации. По данным ВЦИОМ, 35% населения детородного возраста отказываются от рождения детей из-за отсутствия детских садов и боязни потерять работу. Инициативный всероссийский опрос был проведен ВЦИОМ 22-23 ноября 2008 г. Опрошено 1 600 чел. в 140 населенных пунктах, в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4% (табл.).
Большинство респондентов считают главными проблемами материнства в нашей стране низкий уровень жизни (23%), низкий размер детских пособий и недостаточное число детских воспитательных учреждений (по 21%). Каждого третьего из тех, кто планирует в ближайшие
* Работа выполнена при поддержке проекта «Модернизация социальной сферы муниципальных образований Сибирского региона как основа повышения качества жизни населения», реализуемого в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг.
© ЕА. Сачкова, 2011
«К1
2нё ЯЧ г
МнЗ|
нйе
«Зі
Ен^ І
ой-
^ 1
5к І
^ Л £ ё§|
« VI
8Н! й§ о
ул* ЕнО а
£м§ц
МО | £И4
Н®Є
И
н
н
о
н
м
со
Н
годы завести ребенка, не устраивает размер детских пособий (33%). Те, кто не планируют становиться родителями, на первое место в качестве причины этого ставят низкий уровень жизни (20%).
Распределение ответов респондентов на вопрос:
«Какие основные проблемы материнства и детства в России Вы считаете наиболее злободневными?», %
Вариант ответа Всего опро- шенных Наличие детей
Есть дети Нет, но планируют завести Нет, не планируют заводить
Низкий уровень жизни, высокие цены 20 23 10 20
Низкий размер детских пособий 10 11 33 12
Недостаточное число детских воспитательных учреждений 7 21 20 10
Плохое медицинское обслуживание 6 5 10 12
Жилищные проблемы 5 7 2 8
Платная медицина, образование 5 4 1 6
Дорогие детские сады, лечение, детское питание 5 8 4 7
Безработица 4 4 2 4
Недостаточное внимание со стороны государства 4 5 3 3
Проблема беспризорности, большого числа брошенных детей 3 2 4 3
Алкоголизм 0,6 1 0 1
Бюрократия 0,4 1 1 0
Другое 3 3 0 3
Затрудняюсь ответить 27 5 10 11
Источник: [1].
Следует отметить, что из-за социально-экономического кризиса в 90-х гг. прошлого века произошло резкое падение рождаемости и в итоге наполняемости детских садов детьми, что послужило причиной их перепрофилирования и приватизации.
Увеличение рождаемости (после введения материнского капитала с 2007 г.) привело к нехватке детских садов, что стало поистине катастрофической проблемой для семей с детьми дошкольного возраста, хотя количество дошкольных образовательных учреждений в нашей стране составляет более 45 тыс., а их наполняемость нередко выше предельно допустимых норм.
В настоящее время в Иркутской области ведется работа по возврату зданий закрытых и перепрофилированных детских садов. В 2009-2010 гг. возвращен первоначальный статус шести детским садам на 675 мест. Это может стать началом решения демографической проблемы. В настоящее время из 139 дошкольных образовательных учреждений, используемых не по первоначальному назначению, в муниципальной собственности находится 66 учреждений, в областной — 30, в федеральной — 21, в частной собственности и аренде — 22. В интересах детей используется 66 зданий бывших детских садов, в них размещены общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного образования детей, дома ребенка, социально-реабилитационные центры и приюты для детей, детские худо-
О
(N
SS1
2sé Яа >
É|'
«31
Ой"
°¡<s ^ 1
5s i
^ Л £ g§!
« ¡T I
8sí й§ о
ЕнО а
£м§|
МО I £И4
нее
К
н
н
о
н
PQ
со
Н
жественные школы. 44 здания детских садов подверглось значительной перепланировке, непригодно для использования по первоначальному предназначению, кроме того, 97 дошкольных образовательных учреждений требует капитального ремонта. В рамках мероприятий областной государственной целевой программы поддержки и развития учреждений дошкольного образования на 2009-2014 гг., утвержденной постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 25 июня 2008 г. № 44/52-ЗС, запланировано провести реконструкцию 48 и капитальный ремонт 6 детских садов.
Исходя из сказанного, стоит заметить, что меры, принимаемые руководством региона, недостаточны для решения проблем, связанных с качественным обеспечением дошкольным образованием населения. На наш взгляд, необходимо разработать комплекс мер по охвату дошкольным образованием всех детей за счет целевого финансирования из федерального бюджета строительства детских садов, а также разработать меры государственного стимулирования предприятий — инициаторов создания частных детских садов с субсидированием этой деятельности из регионального бюджета.
Список использованной литературы
1. URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=11050.
Referenses
1. URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=11050.
Информация об авторе
Сачкова Елена Алексеевна — аспирант, кафедра экономики предприятия и предпринимательской деятельности, Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск, e-mail: [email protected].
Author
Sachkova Elena Alekseevna — post-graduate student, Chair of Enterprise Economy and Entrepreneurship, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: [email protected].