Научная статья на тему 'Проблемы развития денежных отношений в природопользовании'

Проблемы развития денежных отношений в природопользовании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куроедова Л. Н.

В статье «Проблемы развития денежных отношений в природопользовании» рассмотрены проблемы поиска наиболее эффективных форм и методов рационального использования природных ресурсов ресурсоэксплуатируемых предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF MONETARY RELATIONS IN NATURE MANAGEMENT

The article deals with the problems of looking for the optimal forms and methods of rational nature management at the enterprises of natural resources exploitation.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития денежных отношений в природопользовании»

УДК 502:33 Л.Н. Куроедова СГГ А, Новосибирск

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИИ

В статье «Проблемы развития денежных отношений в природопользовании» рассмотрены проблемы поиска наиболее эффективных форм и методов рационального использования природных ресурсов ресурсоэксплуатируемых предприятий.

L.N. Kuroyedova SSGA, Novosibirsk

THE PROBLEMS OF MONETARY RELATIONS IN NATURE MANAGEMENT

The article deals with the problems of looking for the optimal forms and methods of rational nature management at the enterprises of natural resources exploitation.

Одним из элементов экономического механизма рационального хозяйствования в области природопользования и охране окружающей среды являются денежные отношения в природопользовании.

С переходом на экономические методы управления, качественно меняются задачи денежных отношений в ресурсоэксплуатируемых предприятиях.

С каждым годом растут затраты на воспроизводство природных ресурсов и на природоохранные мероприятия. В настоящее время источники и методы финансирования этих мероприятий еще не связаны в единую систему, что требует своего решения.

Предполагается создать экологические фонды, как предприятий, так и территорий. Источниками экологических фондов предприятий могут быть амортизационные отчисления по природоохранным сооружениям и объектам, доходы (депозитный процент) от хранения в банке средств экологического фонда, часть прибыли предприятия, для финансирования природоохранной деятельности, кредиты, субсидии территориальных экологических фондов на снижение вредных воздействий выбросов предприятия на окружающую среду, другие источники.

Средства экологического фонда предприятия должны расходоваться под контролем органов охраны природы.

Перевод предприятий на работу в условиях налогообложения прибыли изменяет содержание экономического эффекта рационального природопользования. Балансовая прибыль предприятия, а, следовательно, и прибыль, остающаяся в его распоряжении, прямо зависит от уровня использования им резервов увеличения выпуска дополнительной продукции, в том числе и за счет комплексного использования природных ресурсов, снижения потерь при их обработке. Кроме того прибыль зависит

от вредного воздействия результатов хозяйственной деятельности на окружающую среду. В этих условиях для предприятий важны все источники увеличения прибыли, в том числе и от льгот в налогообложении и поощрительных выплат, стимулирующих природоохранную деятельность.

Все виды платежей за природные ресурсы устанавливаются в виде твердых ставок и нормативов в расчете на единицу потребляемого ресурса. Платежи датируются с учетом качественных характеристик ресурсов и природных условий эксплуатации.

Уменьшение налогооблагаемой прибыли при осуществлении природоохранных мероприятий, влечет увеличение прибыли предприятия. Наряду с мерами поощрительного воздействия, должны применяться меры экономической ответственности за нарушение правил рационального природопользования.

Экономические санкции за нарушение природоохранного законодательства выплачивают за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. При этом за превышение допустимых объемов выбросов (сбросов, размещения) загрязняющих веществ, платежи взимаются в кратном размере, исходя из затрат на предотвращение загрязнения.

В условиях рынка, когда работа предприятия оценивается по показателям рентабельности, бесплатность природных ресурсов очень часто порождает бесхозяйственное отношение к ним. Платежи за природные ресурсы до сих пор составляют небольшой объем налоговых платежей, еще меньше составляют штрафные санкции за урон, наносимый природным ресурсам.

Плата за природные ресурсы должна соответствовать величине экономического эффекта, получаемого от эксплуатированного природного ресурса на народнохозяйственном уровне, обеспечивать возможность изъятия дифференциальной ренты, возникающей в естественной продуктивности этих ресурсов.

Для реализации такого подхода необходимо решить следующие задачи:

- Преодолеть заниженность оптовых и закупочных цен на продукцию природоэксплуатирующих отраслей с целью регулирования ресурсосбережения в народном хозяйстве,

- Обеспечить расширенное воспроизводство природно-ресурсного потенциала на основе полного хозрасчета,

- Осуществить выравнивание условий хозяйствования при формировании хозрасчетного дохода нормально работающим предприятиям, использующие природные ресурсы.

Плата за ресурсы предназначена для регулирования взаимоотношений государства и хозрасчетного предприятия по поводу конкретного природного фактора. Цель ее введения заключается в создании экономических условий для функционирования отдельных предприятий природоэксплуатирующих отраслей и стимулирования рационального использования природных

ресурсов, т.е. создания такого механизма экономического стимулирования их использования, который обеспечит повышение эффективности всего общественного производства путем перехода на интенсивный путь развития и снижения ресурсоемкости национального дохода.

Платежи предприятий за использование природных ресурсов, устанавливаемые на основе дифференциальной ренты должны рассматриваться как экономические нормативы долговременного действия, характеризующие доход, получаемый предприятием на основе использования им природных богатств, находящихся в государственной собственности.

Стимулирующая функция введения платы за пользование, в том числе охрану и восстановление природных ресурсов посредством изъятий у предприятий рентных доходов через систему платежей за природопользование реализуется государственная форма собственности на природные ресурсы и своевременно обеспечивается выравнивание условий хозяйствования предприятий, использующих природные ресурсы.

В экономической литературе рекомендуется определять дополнительный доход (дифференциальную ренту) от использования природного ресурса данного качества, местоположения и продуктивности (ценности) одним из двух способов:

- Как разность между оптовой ценой продукции и затратами на ее получение при использовании данного природного ресурса;

- Величиной общественно необходимых затрат, требуемых для воспроизводства полезного результата, приносимого данным природным ресурсом, по мере его исчерпания или истощения.

В основе формирования платежей за воспроизводство природных ресурсов лежат следующие принципиальные положения:

- Следует обеспечить максимально возможный полный возврат на воспроизводство важнейших видов природных ресурсов при определении сумм платежей по видам ресурсов, в том числе необходимо ввести также платежи при использовании сельскохозяйственных земель (исходя из различных бюджетных ассигнований на их качественное улучшение и охрану),

- Источником возмещения затрат на воспроизводство природных ресурсов является приносимая им дифференциальная рента данного специализированного природного ресурса за счет выручки от реализации всего объема произведенной (добываемой) данного вида.

Необходимая сумма в целом по отрасли должна быть включена в проектируемый уровень цен. При этом ее распределение предприятиям не следует включать в нормативную себестоимость продукции, как это делалось ранее, а определять по предприятиям пропорционально образующемуся у них дифференциальному рентному платежу.

Для обеспечения функционирования такого механизма во-первых необходимо начинать определение платежей за воспроизводство природных

ресурсов с сопоставления расчетной выручки от реализации данного вида минерально-сырьевых ресурсов в разрабатываемых ценах с суммой нормативных затрат на добычу (переработку) и включаемых в систему нормативных накоплений.

В величину нормативных накоплений включают все удорожания (удешевления) в установленном порядке, а также проектируемая плата за природные ресурсы универсального назначения.

Если размер дифференциального дохода от эксплуатации данного отраслевого ресурса, рассмотренный при проектируемом уровне оптовых цен, недостаточен для возмещения в полном объеме затрат на его воспроизводство, на величину разницы должен быть повышен проектируемый средний уровень цены.

При необходимости установления требуемых средних ценовых пропорций между взаимозаменяемыми видами минерально-сырьевых ресурсов стимулировании ресурсосбережения проектируемый уровень оптовой цены может быть повышен по сравнению с ее нижним пределом.

В этом случае возникает дополнительный рентный доход, который в полном объеме подлежит отчислению в форме платежей из прибыли природоэксплуатируемых предприятий.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Робертсон Д. На пути экономических преобразований. Задачи нового тысятилетия. СПб., 2000 г.

2. Адам А.М. Применение денежных оценок природных ресурсов как показателей и индикаторов устойчивого природопользования. Сибресурс-2001 г.

© Л.Н. Куроедова, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.