Научная статья на тему 'Проблемы развития бизнес-процессов создания конкурентоспособной продукции машиностроительных предприятий'

Проблемы развития бизнес-процессов создания конкурентоспособной продукции машиностроительных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
480
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ / РАЗРАБОТКА СЛОЖНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ИЗДЕЛИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самохин Юрий Михайлович, Петров Юрий Игоревич

В статье рассматриваются бизнес-процессы создания технически сложной продукции на предприятиях отрасли машиностроения,приводятся способы и путиих возможногоразвития.Показано, что применение усовершенствованных бизнес-процессов процессов позволит предприятиювыйти на определенный рынок и реализовать конкретную маркетинговую стратегию относительно разрабатываемого высокотехнологичного товара с учетом его особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития бизнес-процессов создания конкурентоспособной продукции машиностроительных предприятий»

Проблемы развития бизнес-процессов создания конкурентоспособной продукции машиностроительных предприятий Development problems of businessprocesses of competitive product development in

machine-building enterprises

Самохин Юрий Михайлович доктор экономических наук, профессор

Экономические информационные системы»

МГУПИ Петров Юрий Игоревич

аспирант кафедры «Экономические информационные системы», МГУПИ,

mailtoY uriPetrov@gmail .com SamokhinYu. M.

Ph.D, professor of «Economic information systems» department at MSUIECS

Petrov Yu. I.

Postgraduate student of «Economic information systems» department at MSUIECS

mailtoY uriPetrov@gmail .com

Аннотация: в статье рассматриваются бизнес-процессы создания технически сложной продукции на предприятиях отрасли машиностроения,приводятся способы и путиих возможногоразвития.Показано, что применение усовершенствованных бизнес-процессов процессов позволит предприятиювыйти на определенный рынок и реализовать конкретную маркетинговую стратегию относительно разрабатываемого высокотехнологичного товара с учетом его особенностей.

Ключевые слова: бизнес-процесс, машиностроительное предприятие, конкурентоспособность продукции, разработка сложных промышленных изделий.

Abstract:the article presents the business process of complex product development in machine-building enterprises, techniques and paths of its further development are adduced. It is shown that application of advanced business processes of processes allows

the enterprise to enter a certain market and to implement specific marketing strategy concerning developed hi-tech product taking its features into account.

Keywords:businessprocess, machine-building enterprise, product competitiveness, complex industrial products development.

Введение

Проблеме организации бизнес-процессов на предприятии посвящены труды известных зарубежных исследователей: М. Хаммера, Дж. Харрингтона, Дж. Чампи, И. Якобсона, а также отечественных авторов- В. Г. Балашова, В. А. Ирикова, С. Н. Колесникова, В. М. Мазура, B. Г. Медынского, Е. Г. Ойхмана, Э. В. Попова, Ф. М. Русинова, А. Г. Рындина, К. Г. Скрипкина, В. Д. Токарева. Вопросы совершенствования бизнес-процессов на предприятиях, также рассматриваются в работах Й. Беккера, А. Бьёрна, В. Г. Елиферова, В. М. Кугелера, Н. Оболенски, Л. H. Оголевой, В. М. Радиковского, М. Робсона, Е. В. Черенцовой и др.

Машиностроительное предприятие является крупным производством,в связи с чем,управление его деятельностью невозможноосуществить без планирования во времени множества процессов. Задачами управления могут являться: минимизация срока выпуска продукции, снижение себестоимости продукции за счет организационных мероприятий, учет и плановый характер деятельности и т.д.

К наиболее комплексным стандартам, описывающим процессы и их структуру на предприятии, относятся:

1. СтандартыМеждународной организации по стандартизации (ISO -InternationalOrganizationforStandardization) — семейство 9000 (управление качеством).

2. СтандартАмериканскогоцентрапроизводительностиикачества (APQC -American Productivity and Quality Center) -PCF (Process Classification Framework).

3. Комплекс ГОСТР 15 «Система разработки и постановки продукции на производство» (СРПП).

В стандартах семействаКО 9001 бизнес-процесс определяется как устойчивая, целенаправленная совокупность связанных между собой видов деятельности, которая с использованием определенной технологии преобразует входящие ресурсы

в выходящие, имеющие смысл и ценность для конечного потребителя [1]. Процессный подход, принятый в стандарте приведен на Рисунке 1.

Рисунок 1. Процессный подход согласно КО 9000.

В основе стандартов лежат идеи и положения теории всеобщего менеджмента качества (общеорганизационный метод непрерывного повышения качества всех организационных процессов). Стандарт КО 9000 является фундаментальным, принятые в нем термины и определения используются во всех стандартах серии 9000. Этот стандарт закладывает основу для понимания базовых элементов системы менеджмента качества согласно стандартам КО.

APQC Структура классификации процессов

(ProcessQassificationFramework(PCF)) выступает в качестве модели процессов высокого уровня для всех предприятий вне зависимости от сферы их деятельности, и позволяет организациям увидеть свои бизнес-процессы с межотраслевой точки зрения [2]. Данная межотраслевая структура испытана использованием тысячами организаций по всему миру на протяжении более чем 15 лет. PCF обеспечивает основу для крупнейших в мире баз данных показателей эффективности открытых стандартов бенчмаркинга APQC, а также используется в работе ее консультативного совета состоящего из мировых промышленных лидеров.Поэтому, организации могут выбирать структуру, имеющую самое непосредственное отношение к конкретным

потребностям совершенствования процессов, будь то бенчмаркинга, управления бизнес-процессами / реинжиниринг, или управление контентом.

ВстандартеотAPQC все процессы, протекающие на предприятии, делятся на основные (операционные процессы) и вспомогательные (менеджмент и поддержка) категории процессов, Рисунок 2.

ОПЕРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Разработка концепции и бизнес-стратегию

>> 2.0

Разработка модели продуктэ или

уіСЛуГИ

і> > 3.0 а

Анализ рынков и еыбор стратегии продаж

!> >

Выпуск

продукта

или

учел ути

Документ имеет следующую иерархию:

1. Категория: наивысший уровень в рамках PCF, обозначается целыми числами.

2. Группа процессов: элементы с точностью нумерации до десятых,

обозначают группы процессов.

3. Процесс: Элементы с двумя знаками после нумерации, рассматривают процессы.

4. Деятельность: Элементы с тремя знаками после нумерации, обозначают деятельность в рамках процесса.

В РФ порядок разработки и постановки на производство промышленной продукции определяется комплексом ГОСТ Р 15 «Система разработки и постановки продукции на производство» (СРПП) [3]. Положения стандартов СРПП применяются всеми расположенными на территории Российской Федерации субъектами хозяйственной деятельности независимо от форм собственности, имеющими прямое и (или) непосредственное отношение к разработке, производству (в том числе ремонтному производству), эксплуатации (применению, хранению) продукции.В данной системе правил определены организационно-технические принципы и порядок проведения работ по созданию высокоэффективной продукции. Система устанавливает порядок проведения научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технических работ, патентных исследований, прогнозирования технического уровня и тенденций развития техники, способов консервации, упаковки, транспортирования изделий, а также порядок постановки на производство продукции, изготавливаемой по лицензиям зарубежных фирм; регламентирует порядок снятия с производства продукции, не соответствующей современному уровню. Система устанавливает также функции заказчика (потребителя), разработчика и изготовителя продукции.

ГОСТ Р 15.000-2003. «Система разработки и постановки продукции на производство. Основные положения» содержит следующие группы стандартов, ориентируясь на жизненный цикл продукции [4]:

1. Исследования, аванпроект.

2. Опытно-конструкторские работы,опытно-технологические работы.

3. Производство.

4. Поставка.

5. Эксплуатация.

6. Ремонт.

7. Обеспечение эксплуатации и ремонта.

8. Снятие с производства.

9. Прочие стандарты.

Каждая группа стандартов регламентирует соответствующие работы.

Таким образом, очевидно, что создание продукции — это целая система последовательных действий.Бизнес-процессы создания новой продукции, с одной стороны, является соединением инновационной, информационной, компьютерной технологий с программно-целевым методом управления проектом, где роль объединяющего стержня выполняет инноватика, с другой - предполагает действие инновационной системы управления НИОКР, обеспечивающей необходимыми нововведениями разработчика.

Неотъемлемой характеристикой разрабатываемых товаров, которую предприятия должны принимать во внимание, является конкурентоспособность, складывающаяся из соотношения показателей качества и затрат потребителя за весь жизненный цикл продукции [5]. Она предполагает экономическую и финансовую стабильность предприятия, а также возможность его адаптации к изменениям во внешней среде. Поэтому для любого предприятия важно создавать конкурентоспособную продукцию, которая будет пользоваться спросом на рынке и станет нужной для потребителей. Предприятие для производства определенной продукции несет затраты, поэтому неудача на рынке или неконкурентоспособность продукта может привести к его банкротству.

Следовательно, актуальной проблемой является развитие бизнес-процессов создания конкурентоспособной продукции. При этом усовершенствованные процессы должны включать в себя:

• предварительное определение ключевыхпоказателей

конкурентоспособности разрабатываемого товара (изделия);

• поддержаниеэтих показателей на заданном уровне, что позволит обеспечить конкурентоспособность продукции в целом уже на начальных этапах ее производства.

Данная проблема особенно актуальна для сложных промышленных изделий отрасли машиностроения — оборудования для горнодобывающей,

металлургической и строительной промышленности, автотранспорта и т.д. — в связи с многоаспектностью требований различных стандартов и норм, неоднозначностью особенностей потребительского выбора и высокой сложностью производства,в том числе с использованием большого множества

взаимозаменяемых комплектующих, отличающихся такими параметрами как себестоимость, вероятность поломки, энергопотребление, вес и т.п.

От идеи к выпуску товара в системе маркетинга

В системе маркетинга, разработка товара включает в себя следующие шаги:

1. Г енерация идей и выбор лучшей идеи.

2. Разработка и проверка концепции товара.

3. Разработка маркетинговой стратегии реализации.

4. Бизнестестирование нового товара.

5. Коммерциализация, производство и выведение нового товара на рынок.

Идеей товара называетсяобобщенное представление о возможном продукте,

который предприятие могло бы предоставить на рынок. На данном этапе используются внутренние и внешниеисточники информации. В качестве первых могут выступать:исследования, проводимые предприятием; исследования рынка; торговые представители; деятельность по обслуживанию клиентов; предложения руководителей и сотрудников. Эффективным вариантом оказывается ориентация на внешние источники: товары конкурентов; пожелания клиентов;жалобы клиентов; мнения сторонних специалистов и консультантов; предложения поставщиков; тенденции на рынке.Необходимо остановиться на наиболее перспективной идее.

На следующем этапе выбранная идея подвергается подробному анализу,предприятие разрабатывает на ее основе концепцию будущего товара. После этого проводятся маркетинговые исследования потребительских предпочтений, с целью определения целевой аудитории и возможной корректировки концепции товара.

Этапразработки маркетинговой стратегии подразумевает сегментирование и выбор целевых сегментов рынка [6].

Этап бизнестестирования разрабатываемого товара предполагает анализ намеченных контрольных показателей продаж, издержек и прибыли, а также пробный маркетинг,по результатам которых можно принимать решение об окончательной коммерциализации и производстве товара.

Позиционирование продукции

Разработка маркетинговой стратегии включает в себяэтап предварительного позиционирования продукции, исходя из одной из следующих стратегий [7]:

1. Превосходящее позиционирование — утверждение о полном превосходстве товара над всеми конкурентами. Обычно используется известными брендами, имеющими лояльных потребителей, не подвергающих данное утверждение сомнению.

2. Заменяющее позиционирование — предполагает выбор одной характеристики товара и дальнейшее его позиционирование по ней как наиболее предпочтительного относительно конкурентов.

3. Дополняющее позиционирование — основано на выделении дополнительного фактора или параметра конкурентоспособности, отсутствующего у конкурентов.

В зависимости от количества выбранных характеристик выделяют двухмерное и многомерное позиционирование.

Двухмерное позиционирование основано на выделении двух главных привлекательных свойствах продукции. Его классическим вариантом является позиционирование по оптимальномудля потребителей соотношению цены и качества. Многомерное позиционирование основано на выделении более двух параметров качества, по которым продукция сравнивается с аналогами.Примеры двумерного и многомерного позиционирования для машиностроительных изделий приведены в Таблицах 1 и 2 соответственно.

Таблица 1 —Пример двумерного позиционирования для спорткараPorscheCarrera GT

8

Показатель Значение (предполагаемое)

Разгон до 100 км/ч 3,8 сек.

Макс. Скорость 334 км/ч

Таблица 2 —Пример многомерного позиционирования для сверхзвукового самолетаТу-444

Показатель Значение (предполагаемое)

Пассажировместимость 6-10 пассажиров

Г рузоподъёмность 600-1000 кг

Длина 36 м

Размах крыла 16,2 м

Максимальная взлётная масса 41 000 кг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Масса топлива во внутренних баках 20 500 кг

На основании ГОСТ Р 15.000-2003 «Система разработки и постановки продукции на производство. Основные положения»был сформирован обобщенный бизнес-процесс разработки нового изделия, для его описания выбрана нотация IDEF0 (Рисунок 3).

Рисунок 3. Обобщенный бизнес-процесс разработки изделия.

Процесс «Исследование» представлен на Рисунке 4.

Регламентирующие документы

Определение

стратегии

предприятия

Обратная

связь

Экономическая

информация

|| Стратегия предприятия

Определение

целевых

рынков

Целевые рынки

/ предпочтения

Определение 1

предпочтений и 1

тех. требований 1

з|

Технические требования

Специалисты

Руководители

Рисунок 4.Исходная декомпозиция процесса «Исследование».

Рисунок 5.Исходная декомпозиция процесса «Разработка».

Показатели конкурентоспособности

В современных условиях рыночного перенасыщения рынка и большой дифференциации покупательной способности потребителей особое значение приобретает гибкий отбор источников конкурентных преимуществ, которые должны отвечать потребностям определенного сегмента потребителей. Подходы к выбору источников преимуществ обусловливают выбор стратегии и обеспечения конкурентоспособности продукции, разработку метода ее количественной оценки для выбора и формирования стратегии повышения ее конкурентоспособности.

Обобщение литературных источников[8, 9] дает возможность говорить о том, что конкурентоспособность товаров -это совокупность характеристик товаров, которые обеспечивают их соответствие требованиям рынка в определенный период времени. Фактически это понятие характеризует степень привлекательности товаров для потребителей в определенных временных и пространственных условиях. Можно отметить определенные особенности конкурентоспособности:

• относительность понятия, четко привязанность к конкретному рынку и периоду, который носит краткосрочный характер;

• субъективность, поскольку покупатель, как правило,имеет собственный критерий оценки удовлетворения собственных нужд;

• конкурентоспособность может определяться только по сравнению с другими товарами-аналогами, товаром-образцом или идеальным образцом лишь теми свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя;

• конкурентоспособность товара должна изучаться непрерывно и систематически, в соответствии с фазами жизненного цикла товара.

Общаяклассификация показателей конкурентоспособности приведена на Рисунке 6, их описание - в Таблице 3 [10].

Рисунок 6. Классификация показателей конкурентоспособности товара.

Таблица 3. -Характеристика показателей конкурентоспособности товара

Показатели Что характеризуют

Технические показатели Научно-технический уровень и потребительские свойства товара

1. Классификационные показатели Принадлежность товара к определенной классификационной группе и определяют назначение, область применения и условия использования данного товара

2. Оценочные показатели Качество товара. Применяются для нормирования требований к качеству и сравнения различных образцов товаров, отнесенных к одному классу по классификационным показателям. Набор оценочных показателей может быть разнообразным. Однако при оценке конкурентоспособности применяют такие параметры продукции, которые характеризуют ее соответствие стандартам качества.

2.1. Показатели назначения Полезный эффект от использования продукции по назначению и область применения продукции

2.2. Показатели надежности Безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность, а также долговечность изделия (могут использоваться как все четыре, так и некоторые из указанных показателей). Для изделий, связанных с безопасностью людей, безотказность может быть основным показателем надежности

2.3. Показатели технологичности Эффективность конструкторско-технологических решений для повышения производительности труда при изготовлении и ремонте продукции

2.4. Показатели Насыщенность продукции

стандартизации и унификации стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями

2.5. Эргономические показатели Взаимодействие человека с изделием и комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека, проявляющихся при пользовании изделием

2.6. Эстетические показатели Информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения и стабильность товарного вида изделия

2.7. Показатели транспортабельност и Приспособленность продукции для транспортировки

2.8. Патентно-правовые показатели Патентную защиту и патентную чистоту продукции

2.9. Экологические показатели Уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции

2.10. Показатели безопасности Особенности продукции для безопасности покупателя и обслуживающего персонала. Делятся на планируемые, фактические и нормативные (отражают свойства, которые регламентируются обязательными нормами, стандартами и должны быть сертифицированы)

Экономические показатели Суммарные расходы потребителей на удовлетворение их потребностей данным товаром. Состоят из расходов на приобретение и расходов, связанных с эксплуатацией изделия: ремонт, обслуживание, запасные части, энергозатраты

Необходимые и достаточные показатели конкурентоспособности товара

Какие именно показатели конкурентоспособности следует принять во внимание, и какие из них необходимо учесть для того, чтобы выйти на рынок,а какие для того, чтобы занять выбранную нишу и реализовать стратегию? В зависимости от цели маркетинговой политики (упор на качество,снижение цены, особенности/характеристики товара и т.д.) состав показателей может быть различен, а комбинаций «стратегия- набор показателей» достаточно много. Здесь следует ввести понятия необходимых и достаточныхпоказателей конкурентоспособности.

Под необходимыми показателями конкурентоспособности товара будем понимать такиепоказатели, соблюдение которых на некотором заданном уровне позволит обеспечить соответствие требованиям стандартов и норм, а также сопоставимость с аналогичными товарами на рынке. При таком соответствии будем считать, что новый продуктпредприятия удовлетворяетнеобходимому условию конкурентоспособности, и получает уровень конкурентоспособности, позволяющий выйти на рынок, однако остается существенный потенциал для ееповышения. К необходимым показателям в первую очередь следует отнести показатели надежности, стандартизации и унификации и экологические показатели.

Под достаточнымипоказателями конкурентоспособности товара будем понимать такие показатели, значения которых необходимо максимизировать или минимизировать в зависимости от того, по какому параметру товар будет позиционироваться на рынке: цене, предпочтительности иликакой-либо

технической характеристике (вероятности поломки, безопасности, экономичностии т.д.) [11]. При указании соответствующих целевых показателей и соответствии им, будем считать, что разрабатываемый товар удовлетворяетдостаточному условию конкурентоспособности.К достаточным показателям можно отнести любые количественные показатели конкурентоспособности, а также качественные, которые могут быть преобразованы вколичественные (например, за счет анкетирования). Отметим, что в набор достаточных показателей также могут входить и показатели из «необходимого» набора.

Варьируя состав и значения необходимых и достаточных параметров конкурентоспособности, предприятие может обеспечить своей продукции существенно более высокий уровень конкурентоспособности.

Например, отечественное машиностроительное предприятиеразрабатывает новую модельшаровой мельницы, предназначенной для сухого измельчения материалов средней твердости.В качестве необходимых показателей можно указать максимальный вес, вероятность поломки в течение гарантийного срока и удельный расход электроэнергии (на тонну измельчаемого материала). При создании модели для экспорта в страны Латинской Америки в качестве достаточного показателя можно указать минимизацию себестоимости изделия, а для Евросоюза — минимизацию себестоимости и удельного расхода электроэнергии.

Выполняя необходимое и достаточное условия конкурентоспособности, предприятие получает не только возможность выйти на рынок с новым товаром, но и сделать это максимально эффективно за счет «настройки» параметров достаточного условия.

Как уже было указано, при производстве нового товара и расширении сферы деятельности предприятие в первую очередь должно рассматривать показатели конкурентоспособности, необходимые для выхода на целевой рынок и реализации своей стратегии. Понятие таксономических рынков, введенное в [12], позволяет сегментировать отдельные региональные рынки различных стран в зависимости от структуры потребительских предпочтений и/или

техническихтребований,предъявляемыхк продукции предприятия

государственными, региональными и отраслевыми стандартами,технологическими нормами и спецификациями.Использование понятий необходимого и достаточного условий конкурентоспособности товаров также позволит четко выделить целевые рынки первого, второго или третьего типов и составить доступные комбинации «рынки-стратегии-набор показателей».

Математическая модель задачи

Исходные данные для разработки товара:

В = {Ь^...,Ьт} - множество свойств, которые могут быть реализованы в разрабатываемом товаре;

Ні = {г\,...,И1 q} - вектора значений параметров свойств Ьі є В;

Н0 = {И01,-'-,И0q } - вектор значений параметров базовой комплектации товара;

* * * I

Н = |И1 ,...,пч і - вектор ограничений на допустимые значения характеристик разрабатываемого товара (необходимые условия конкурентоспособности);

, i = 1, т — значения параметра свойств Ь1 е В, выбранного в качестве достаточного условия конкурентоспособности товара.

В общем случае целевая функция и ограничения будут иметь вид:

т

Р(Х)=Е йгХг ^ еХГ , i=1

§] (х )=К у +Е У ^ К*,

г=1

у =1 q, х е{0,1}.

Подробные постановки, пояснения и способы решения рассматриваемой,а подобных задач математического программирования, в том числе для случая совместной оптимизации по нескольким критериям изложены в работах [11] и [13].

Усовершенствованный бизнес-процесс разработки продукции

Для технически сложной продукции машиностроения задачи определения

варианта исполнения (входит в блок «Разработка») и выбора стратегии

позиционирования (решается в блоке «Исследование», выполняется в блоке

«Реализация») неразрывно связаны. В качестве возможных для позиционирования

конкурентных преимуществ могут рассматриваться цена, качество,

17

энергопотребление, вес и т.п., зависящие соответственно от суммарной себестоимости, вероятности поломки, энергопотребления, веса и т.п. используемых комплектующих. В результате производителям требуются новые инструменты создания конкурентоспособных моделей технически сложной продукции машиностроения, ориентированных на конкретную стратегию позиционирования по заданным показателям конкурентоспособности.

С учетом приведенных выше рассуждений, введенных понятий и полученных в диссертационном исследовании результатов исходный бизнес-процесс был реорганизован (Рисунок 9), в частности:

1. Дополнен процесс «Исследование» (Рисунок 7).

2. Дополнен процесс «Разработка» (Рисунок 8).

Рисунок 7. Дополненная декомпозиция процесса «Исследование».

В дополненном процессе «Исследование» учтено определение таксономических рынков, являющихся основанием для разработки линеек моделей продукции, а также определение необходимых и достаточных показателей конкурентоспособности, являющихся исходными данными для оптимизационной задачи определения состава комплектующих, используемых в модели продукции для каждого рынка.

Рисунок 8. Дополненная декомпозиция процесса «Разработка».

В дополненном процессе «Разработка» для рассматриваемых рынков учтено формирование исходных данных оптимизационной задачи определения состава используемых комплектующих, определение варианта исполнения модели изделия достигается в результате ее решения.

Преобразования на верхнем уровне бизнес-процесса разработки нового изделия приведены на Рисунке 9.

Рисунок 9. Усовершенствованный бизнес-процесс разработки изделия.

Полученный бизнес-процесс является развитием процесса, регламентированного в ГОСТР 15, и соответствует актуальным передовым и международным стандартам по разработке новых моделей промышленной продукции. Реализация отечественными машиностроительными предприятиями полученного усовершенствованного бизнес-процесса создания новой конкурентоспособной модели технически сложной продукции машиностроения поможет им повысить конкурентоспособность продукции и занять устойчивые позиции на внутреннем и внешнем рынках.

Заключение

Сегодня предприятие должно самостоятельно ис минимальными затратами определять и прогнозировать успешность своего товара, правильно реагировать на любые изменения во внешней и внутренней среде, и в соответствии с ними корректировать свою деятельность. Использование предприятием приведенных в статье усовершенствованных бизнес-процессов создания новой продукции изменений позволяет получить на выходе конкурентоспособный товар и гарантированно реализовать маркетинговую стратегию.Это указывает на необходимость дальнейшего развития рассмотренной темы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. ISO 9000 - Quality management // ISO - Management and leadership standards. —

2011. [Электронный ресурс]. - URL:

http ://www.iso. org/ iso/iso_catalogue/management_and_leadership_standards/quality _management/.

2. PCF - Process Classification Framework // APQC. — 2011. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.apqc.org/pmcess-dassification-:framework.

3. СРПП (ГОСТ Р 15) Система разработки и постановки продукции на

производство. — 2011. [Электронный ресурс]. - URL:

http://www.standards.ru/collection.aspx?control=40&id=868073&catalogid=temat-sbor.

4. ГОСТ Р 15.000-2003. Система разработки и постановки продукции на производство. Основные положения.

5. Марков Д. А., Мыльникова Е. М. Оценка и основные пути повышения конкурентоспособности отечественной промышленной продукции // Вестник Пермского государственного технического университета. — 2010. — № 5.

6. Котлер Ф., Вонг В., Сондерс Дж., Армстронг Г. Основы маркетинга, 4-е европейское издание. — М.: Вильямс, 2009. — 1200 с: КВК 978-5-8459-1227-5.

7. Герасименко В. В. Репозиционирование и жизненный цикл товара. //

Элитариум: Центр дистанционного образования. — 2011. [Электронный ресурс]. - ЦКЬ:

http://www.elitarium.ru/2011/10/27/repozicionirovanie_cikl_tovara.html.

8. Маренков Н. Л., Мельников В. П., Смоленцев В. П., Схиртладзе А. Г. Управление обеспечением качества и конкурентоспособности продукции. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — 512 с: КВК 5-222-04283-9.

9. Абусафиа М. М., Романов А. П., Емельянов А. С. Методологические основы повышения уровня конкурентоспособности продукции и системы качества промышленного предприятия // Вестник Тамбовского государственного технического университета. - 2010. - Т. 16. - № 2.

10. Волков В. П., Ильин В. И., Станкевич В. И. и др. Экономика предприятия: Учебное пособие для вузов (под ред. Ильина А.И.) Изд. 2-е, испр. — М: Новое знание, 2004 . — 672 с.: КВК 5-94735-039-4.

11. Зуев А. С., Петров Ю. И. Определение оптимальной конфигурации сложного промышленного изделия // Экономика и математические методы,№ 4,Том 46, 2010, С. 108-118.

12. Петров Ю. И. Современное состояние промышленности в РФ: необходимость освоения внутренних и внешних территориальных рынков // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. — 2011. — №6.

13. Зуев А. С., Бабейкин М. Л. Формализация многофакторного спроса на высокотехнологичные товары // Экономика и математические методы, 2011 (в печати).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.