УДК 340
Каюмова Наиля Абдуллаевна
кандидат юридических наук, доцент кафедры правовых дисциплин
Нефтекамский филиал Башкирского государственного университета
cafedra2017@yandex. ru
Nailya A. Kayumova
Candidate of Law Sciences,
associate professor of legal disciplines
Neftekamsk branch of the Bashkir state university
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ АВТОНОМИИ БАШКОРТОСТАНА
(1917-1920 г.г.)
THE PROBLEM OF BASHKORTOSTAN REPUBLIC AUTONOMY
DEVELOPMENT (1917-1920)
Аннотация: В данной статье рассматривается сложный процесс создания «Малой Башкирии» - одной из первых автономий в Советской России. Автор уделяет внимание истории вопроса и анализу разработанных документов, юридически закрепляющих статус автономии в составе союзного государства.
Проведенное исследование позволило вскрыть достоинства и недостатки правовых актов. Раскрываются предусмотренные разработанными правовыми актами, особенности организации политической власти, взаимодействия центральных органов и органов национальных окраин, предметов ведения союзной власти и штатов.
Ключевые слова: политическая власть, право народов на самоуправление, административно-территориальное устройство, федеративное государство, советская модель автономии, предметы ведения штатов, принцип равного представительства, кантоны, курултай.
Abstract: This article describes the complex process of establishing one of the first Soviet autonomies called "Little Bashkortostan". The author pays attention to historical background and to the analysis of the documents which legally reserve the autonomy within the Union state.
The study reveals the advantages and disadvantages of legal acts. It discloses peculiarities of political power formation, the interaction of central and outlying bodies, issues of competence of the Union government and the States,
provided by the current legal act.
Key words: political power, the right of peoples to self-government, administrative-territorial unit, Federal state, the Soviet model of autonomy, the competences of States, principle of equal representation, the cantons, the Kurultai.
В 2017 году исполняется 100 лет с момента образования одной из первых автономий в России - Башкирской Автономной Советской Республики (БАСР).
Автономия Башкортостана впервые была провозглашена в ноябре и утверждена в декабре 1917 года на III Всебашкирском курултае. Центральная власть признала автономию 20 марта 1919 года подписанием «Соглашения центральной Советской власти с Башкирским правительством о Советской Автономной Башкирии». Решение о предоставлении башкирам автономии В.И. Ленин объяснял следующим образом: «Мы не можем отказывать в этом (в признании права на самоопределение) ни одному из народов, живущих в пределах бывшей Российской империи». [1] На самом деле это было обусловлено необходимостью создания единого фронта с башкирскими войсками против А. Колчака. Советская власть была готова пойти на уступки Башкирскому правительству и решить вопрос об автономии при условии перехода башкирских войск на сторону Красной Армии.
Соглашение об образовании Башкирской Автономной Советской Республики (БАСР) состояло из 16 пунктов, раскрывающих государственное и административное устройство, систему власти Башкирской Автономной Республики и фактически являлось его первой Конституцией, официально признанной центральной властью. Автономная Башкирская Республика определялась как «... федеративная часть, входящая в состав РСФСР». [2] В состав республики входило 13 кантонов, которые, в свою очередь, делились на волости.
Власть в пределах Башкирской Советской республики до созыва Съезда Советов Башкирии передавалась Временному Революционному Башкирскому Комитету. В Соглашении определялся характер Башкирской автономии, как советской республики, власть которой организуется на основании Советской Конституции 1918 года. В организации советской власти и проведении культурно-просветительских мер центр брал на себя обязательства по оказанию финансовой поддержки. [3]
По тексту Соглашения видно, что республика не получила желаемой экономической самостоятельности. Вероятно, это было обусловлено политикой военного коммунизма. Железные дороги, заводы и рудники на указанной территории оставались в непосредственном ведении центральной советской власти с оговоркой, что при распределении продуктов местной промышленности запросы и нужды Башкирской
Советской республики удовлетворяются в первую очередь. По настоянию лидеров башкирского национального движения были узаконены положения о сохранении отдельной башкирской армии. [4]
Соглашение юридически закрепляло создание автономии и имело значение первой её Конституции. Вместе с тем, оно обладало рядом недостатков. Практически не затрагивались вопросы о верховной и исполнительной власти в республике: её структуре, порядке создания органов власти и их подотчетности, о порядке и сроках передачи дел. Не регламентировалась деятельность органов местного самоуправления. Башкирская армия финансировалась и подчинялась центру.
Несмотря на перечисленные недостатки, большинство исследователей признают прогрессивность данного документа. [5] По нашему мнению, при всей своей значимости, документ являлся шагом назад по сравнению с концепцией автономии, которая нашла отражение в решениях 3-го Всебашкирского курултая.
Резолюция «Об общероссийской федерации и отношении Башкурдистана к этой федерации» была утверждена 14 декабря 1917 года на пленарном заседании Курултая. Российская республика, согласно документу, признавалась союзом национальных автономий и окраин (федерацией), а Башкурдистан одним из её штатов. [6]
Обеспечивая равенство всех субъектов федерации, власть передавалась союзной палате с равным представительством в органах союзной власти (не более 1/3 депутатов от одного штата). [7]
Высшими органами исполнительной и судебной власти федерации были определены союзное правительство и союзный суд. Главой государства ежегодно избирался союзный президент, который, следуя принципу равенства субъектов, не имел права представлять два года подряд одну национальность или один и тот же штат.
С учетом многонационального состава населения России особое внимание уделялось возможности установления культурных автономий для национальностей, не получивших автономии. [8]
Резолюция распределяла полномочия союзной власти и определяла её пределы: налоговая, финансовая, таможенная, социальная, миграционная политика; оборона страны, заключение договоров с иностранными государствами по всем вопросам, касающимся всего состава союза; уголовное, банковское и авторское право; управление транспортом и связью.
Представляют интерес положения, согласно которым, союзная власть могла иметь преимущество в вопросах использования природных ресурсов, для покрытия расходов союза. Во избежание полной централизации власти предусматривались ограничения в возможности концентрировать все экономические и культурные богатства в том штате, где центральная власть пребывает.
Конституция Башкирской автономной республики, которую назвали «Положением об автономной Малой Башкирии» была разработана летом 1918 года и закрепляла общие положения об автономии и организацию политической власти. [9]
«Малая Башкирия» объявлялась автономией Российского государства. Конституция закрепляла два официальных языка: во внутреннем управлении и в суде - башкирский, в отношениях с центральной властью и органами управления других автономных единиц России - русский. Земля и недра провозглашались национальной собственностью и поровну распределялись между всем трудящимся населением.
По административно-территориальному устройству автономия состояла из кантонов, волостных земств и юрт. [10]
Парламентом «Малой Башкирии» объявлялся Курултай, формирующийся на основе принципа равного представительства для этнически смешанного населения. К предметам ведения Курултая относились: кадровая, налоговая, бюджетная, социальная политика в автономии, а также вопросы взаимодействия с союзной властью.
В состав законодательного органа избирались лица не моложе 22-х лет на основе всеобщего, прямого, равного, тайного голосования по одному от 5тыс. душ. Срок полномочий депутатов - 3 года. Ограничения устанавливались для военнослужащих, иностранцев и лиц, проживших на территории Башкирии менее 3-х лет. Лица, состоящие под опекой, а также правонарушители ограничивались в правах. В целях равного представительства, в волостных земствах с этнически смешанным населением, Конституцией предусматривалась возможность выбора представителя как от пяти тысяч башкирского, так и от русского населения от этой же нормы. [11]
Конституция защищала личные права граждан: «Никто не может подлежать преследованию или задержанию под стражей иначе как в случаях, законом определенных, причем при задержании необходимо письменное постановление с указанием, за что по каким мотивам задержан». [12] Обязанностью каждого гражданина являлась защита Российского государства и автономной Башкирии. Определялось гражданство при условии постоянного проживания не менее 3-х лет.
Исполнительную власть в автономии возглавило Правительство. Недостатком разработанных положений о формировании данного органа, следует признать нарушение прав представителей русской национальности, которые могли войти в состав высшего исполнительного органа в количестве не более 3-х человек).
К основным функциям Правительства Малой Башкирии относилась правоисполнительная деятельность; управление национальным хозяйством Башкирии; надзор за целостностью национальных лесов, земель, и недр;
заведование путями сообщения, национальными банками и казначейством; исполнение бюджета и отчет по нему, решение текущих вопросов. [13]
Все вопросы в Правительстве решались коллегиально, при необходимости с привлечением специалистов и экспертов с правом совещательного голоса. Правительство являлось ответственным не только за себя, но и каждого своего члена в отдельности.
Полномочия по осуществлению правосудия передавались Мировым и Общим судебным установлениям, которые подчинялись Сенату (кассационной инстанции). Судебные следователи и члены общих судебных установлений назначались правительством Башкирии по представлению общих собраний этих установлений.
В разделе «О судах» наблюдался отпечаток религиозности: правоотношения между башкирами регулировались нормами обычного права и правилами Шариата». [14] Таким образом, разработанный проект Конституции не был свободен от коллизий: Малая Башкирия объявлялась светским государством, основным источником права в котором признавались религиозные нормы. Документ не регламентировал правовой статус граждан, вопросы осуществления правосудия и не определял предметы ведения автономии.
Сравнительно-правовой анализ документов показывает, что Соглашение преимущественно определяло административно-территориальное устройство автономии и по содержанию уступало «Положению об автономной Малой Башкирии», в котором более подробно излагались нормы о форме государства, о системе государственной власти в автономии, компетенции высших органов власти. [15]
Не более года просуществовало «Соглашение центральной Советской власти с Башкирским правительством о Советской Автономной Башкирии». В мае 1920 года советское правительство в одностороннем порядке издало декрет «Об отношениях Автономной Советской Башкирской Республики к Российской Советской Республике». [16]
Согласно декрету, Башкирская автономия практически лишалась политических и экономических прав. Все значимые экономические, политические или финансовые органы перешли в ведение центральных ведомств и учреждений, за автономией сохранились лишь второстепенные административные функции. Таким образом, в Башкирской республике была принята советская модель автономии, которая не признавала права народов на самоуправление и предполагала максимальную централизацию власти в стране.
Литература:
1. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 38. - С. 158.
2. Национально-государственное устройство Башкортостана (1917-1925 гг.). Документы и материалы: В 4 т. /Авт.-сост. Б.Х. Юлдашбаев. Т. 2. Ч. 1. - Уфа, 2002. - С. 633.
3. Национально-государственное устройство Башкортостана (1917-1925 гг.). Документы и материалы: В 4 т. /Авт.-сост. Б.Х. Юлдашбаев. Т. 2. Ч. 1. - Уфа, 2002. - С. 637.
4. Парламентаризм в Башкортостане: история и современность. Документы и материалы / Сост. В. Г. Азнагулов, З.Г. Хамитова. Кн. 1. -Уфа, 2005. - С. 88.
5. Касимов С.Ф. Автономия Башкортостана: становление национальной государственности башкирского народа (19171925 гг.) - Уфа, 1997. - С. 260;
6. Кульшарипов М.М. З. Валидов и образование Башкирской Автономной Советской Республики (1917-1920 гг.) - Уфа, 1992. - С. 38.
7. Национально-государственное устройство Башкортостана (1917-1925 гг.). Документы и материалы: в 4-х т./ Авт.-сост. Б.Х. Юлдашбаев. Т.1. - Уфа, 2002. - С. 202.
8. Национально-государственное устройство Башкортостана (1917-1925 гг.). Документы и материалы: в 4-х т./ Авт.-сост. Б.Х. Юлдашбаев. Т.1. - Уфа, 2002. - С. 202.
9. Национально-государственное устройство Башкортостана (1917-1925 гг.). Документы и материалы: в 4-х т./ Авт.-сост. Б.Х. Юлдашбаев. Т.1. - Уфа, 2002. - С. 203.
10. А.А. Валидов - организатор автономии Башкортостана. У истоков федерализма в России (1917-1920). Документы и материалы. Ч.1 /Сост. Н.М. Хисматуллина, Р.Н. Бикметова, А.М. Галеева, Ю.Р. Сайранов.
- Уфа, 2005. - С. 120-129.
11. Центральный государственный архив общественных объединений Республики Башкортостан (ЦГА ОО РБ). Ф. 9776. Оп. 2. Д.3. Л. 1-9 об.
12. Национально-государственное устройство Башкортостана (1917-1925 гг.). Документы и материалы: в 4-х т./ Авт.-сост. Б.Х. Юлдашбаев. Т. 1. - Уфа, 2002. - С. 209.
13. А.А. Валидов - организатор автономии Башкортостана. У истоков федерализма в России (1917-1920). Документы и материалы. Ч.1 /Сост. Н.М. Хисматуллина, Р.Н. Бикметова, А.М. Галеева, Ю.Р. Сайранов.
- Уфа, 2005. - С.121.
14. Национально-государственное устройство Башкортостана (1917-1925 гг.). Документы и материалы: в 4-х т./ Авт.-сост. Б.Х. Юлдашбаев. Т. 1. - Уфа, 2002. - С. 214.
15. Национально-государственное устройство Башкортостана (1917-1925 гг.). Документы и материалы: в 4-х т./ Авт.-сост. Б.Х. Юлдашбаев. Т. 1. - Уфа, 2002. - С. 215.
16. Национально-государственное устройство Башкортостана (1917-1925 гг.). Документы и материалы: в 4-х т./ Авт.-сост. Б.Х. Юлдашбаев. Т. 1. -Уфа, 2002. - С. 207-215.
17. Образование Башкирской Автономной Советской Социалистической Республики: Сборник документов и материалов. - Уфа, 1959. - С. 547.
References
1. Lenin V. I. Complete works. Vol. 38. - P. 158.
2. The national-state structure of the Republic of Bashkortostan (1917-1925). Documents and materials: In 4 volumes /Ed.-comp. B. H. Yuldashbaev. Vol. 2. Part 1. - Ufa, 2002. - P. 633.
3. The national-state structure of the Republic of Bashkortostan (1917-1925). Documents and materials: In 4 volumes /Ed.-comp. B. H. Yuldashbaev. Vol. 2. Part 1. - Ufa, 2002. - P. 637.
4. Parliamentarism in Bashkortostan: history and modernity. Documents and materials / Ed. V. G. Atnagulov, Z. G. Khamitova. KN. 1. - Ufa, 2005. - P. 88.
5. Kasimov S. F. Autonomy of Bashkortostan: formation of national statehood of the Bashkir people (1917-1925) - Ufa, 1997. - P. 260;
6. Kulsharipov M.M. Z. Validov and the formation of the Bashkir Autonomous Soviet Republic (1917-1920) - Ufa, 1992. - P. 38.
7. The national-state structure of the Republic of Bashkortostan (1917-1925). Documents and materials: in 4 volumes/ Ed.-comp. B. H. Yuldashbaev. Vol. 1. - Ufa, 2002. - P. 202.
8. The national-state structure of the Republic of Bashkortostan (1917-1925). Documents and materials: in 4 volumes/ Ed.-comp. B. H. Yuldashbaev. Vol. 1. - Ufa, 2002. - P. 202.
9. The national-state structure of the Republic of Bashkortostan (1917-1925). Documents and materials: in 4 volumes/ Ed.-comp. B. H. Yuldashbaev. Vol. 1. - Ufa, 2002. - S. 203.
10. A. A. Validov - organizer of the autonomy of Bashkortostan. At the origins of federalism in Russia (1917-1920). Documents and materials. Part 1 /Comp. N. M. Khismatullina, R. N. Bikmetov, A. M. Galeev, Y. R. Sayranov. -Ufa, 2005. - PP. 120-129.
11. Central state archive of public associations of the Republic of Bashkortostan (RB OO CSA). F. 9776. Op. 2. 3. L. 1-9.
12. The national-state structure of the Republic of Bashkortostan (1917-1925). Documents and materials: in 4 volumes/ Ed.-comp. B. H. Yuldashbaev. Vol. 1. - Ufa, 2002. - P. 209.
13. A. A. Validov - organizer of the autonomy of Bashkortostan. At the origins of federalism in Russia (1917-1920). Documents and materials. Part 1 /Comp. N. M. Khismatullina, R. N. Bikmetov, A. M. Galeev, Y. R. Sayranov. -Ufa, 2005. - P. 121.
14. The national-state structure of the Republic of Bashkortostan (1917-1925). Documents and materials: in 4 volumes/ Ed.-comp. B. H. Yuldashbaev. Vol. 1. - Ufa, 2002. - P. 214.
15. The national-state structure of the Republic of Bashkortostan (1917-1925). Documents and materials: in 4 volumes/ Ed.-comp. B. H. Yuldashbaev. Vol. 1. - Ufa, 2002. - P. 215.
16. The national-state structure of the Republic of Bashkortostan (1917-1925). Documents and materials: in 4 volumes/ Ed.-comp. B. H. Yuldashbaev. Vol. 1. -Ufa, 2002. - P. 207-215.
17. The formation of the Bashkir Autonomous Soviet Socialist Republic: Collection of documents and materials. - Ufa, 1959. - S. 547.