УДК 332.1
Оразалина А.М.
магистрант факультета УЗРАиД КАТУ им. С. Сейфуллина (Казахстан, г. Астана)
Музыка О.С.
старший преподаватель кафедры «Кадастр и оценка» КАТУ им. С. Сейфуллина (Казахстан, г. Астана)
ПРОБЛЕМЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
Аннотация: в научной статье рассмотрены аспекты рационального использования земельных ресурсов. Описаны основные проблемы и процессы, снижающие почвенное плодородие, разрушающие земельные ресурсы страны.
Ключевые слова: земля, земельные ресурсы, рациональное использование, земельный фонд, природные процессы.
Земля в общественной жизни служит всеобщим предметом и условием труда. Она является необходимым условием существования всякого процесса производства. Как природный ресурс земля ограничена в пространстве, что определяет необходимость сохранения количественных и качественных ее параметров в пространстве и во времени [1].
Республика Казахстан располагает земельным фондом в 272.5 млн. га. Среди стран СНГ ее территория занимает второе место после Российской Федерации, в мире -девятое место [2].
Вопрос о сущности и содержании рационального использования земли- один из важнейших при рассмотрении проблем земельных отношений и функционирования земли в общественном производстве. Под рациональным использованием понимается, прежде всего, эффективное использование. Рациональность и эффективность применительно к использованию земли (землепользованию) — как признают многие исследователи, понятия равнозначные. При этом, следует учесть, что эффективность использования земли рассматривается в экономическом, социальном и экологическом аспектах [1].
В настоящее время нерациональное использование земельных ресурсов, их загрязнение, засорение является составной частью общеэкологической проблемы в Республике Казахстан. Вместе с тем следует отметить, что для организации рационального землепользования экологический фактор зачастую не является определяющим. Анализ земельных правоотношений показывает, что истоки этой проблемы зачастую находятся в сфере правового регулирования, связаны с неэффективным применением земельного законодательства [3].
Государство в лице компетентных органов разработало и установило правила и нормы приобретения прав на земельные участки, по использованию всех земельных ресурсов страны и отдельных его частей (категорий земель, видов землепользования)
[4].
Главной задачей государственного контроля является обеспечение соблюдения всеми землевладельцами и землепользователями требований земельного законодательства республики по использованию и охране земель.
Согласно п.1 ст. 7 Экологического кодекса Республики Казахстан: охране от уничтожения, деградации, повреждения, загрязнения и иного вредного воздействия подлежат земля, недра, поверхностные и подземные воды; атмосферный воздух; леса и иная растительность; животный мир, генофонд живых организмов; естественные экологические системы, климат и озоновый слой Земли [5].
Целями охраны земель являются:
1) предотвращение деградации и нарушения земель, других неблагоприятных
последствий хозяйственной деятельности путем стимулирования экологически
120
безопасных технологий производства и проведения лесомелиоративных, мелиоративных и других мероприятий;
2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации или нарушению;
3) внедрение в практику экологических нормативов оптимального землепользования [6].
Ни одно государство мира не может сохранять стабильность в пределах своих границ и поддерживать устойчивое социальное и экономическое развитие без четкого государственного регулирования земельных отношений. Необходимость такого регулирования возникает вследствие понимания руководителями стран всего развитого мира значения сельского хозяйства для обеспечения своего населения продуктами питания, а также для сохранения качества и количества сельскохозяйственных земель, решения социальных, экологических и экономических проблем [7].
Так в Норвегии основой регулирования землепользования является Закон Норвегии «О земле». Цель закона- способствовать созданию максимальных благоприятных условий для эффективного использования всех земель, включая горы и леса, на благо общества. Приоритет в сфере использования земельных ресурсов принадлежит сохранению и защите окружающей среды, включая почвы, как фактора сельскохозяйственного производства, а также культурного ландшафта. Как основы для жизни, здоровья и благосостояния населения. Управление земельными ресурсами находится в компетенции Министерства сельского и лесного хозяйства Норвегии. В Законе Норвегии « О земле» особое внимание уделено охране обрабатываемых и пригодных к обработке земель. Если земля не используется, то Министерство может отдать или сдать неиспользуемые земли в аренду до 10 лет [8].
Основные процессы оказывающие отрицательное влияние на земельные ресурсы, почвенный покров и плодородие почв, можно условно обозначить и разделить на несколько групп:
а) Процессы связанные с антропогенным воздействием, такие как: снижение
плодородородия почв посредством нерациональной эксплуатации земель, разрушение
естественных химических и физических свойств почвы, неразумной хозяйственной
121
деятельностью человека, невыполнение собственниками и землепользователями соответственных агротехнических мероприятий, чрезмерное применения пестицидов и удобрений, разрушение земель посредством воздействия нефти и нефтепродуктов, загрязнение земель токсичными веществами посредством интенсивного развития горнодобывающей промышленности, вырубка лесов. Также огромное неблагоприятное воздействие оказывают объекты космической деятельности, в частности космодромов и пусковых площадок, возникновении аварийных ситуаций при запуске ракетоносителей. Огромную проблему для страны представляют радиоактивные отходы.
б) Природные процессы, воздействие которых на почвенный покров предотвратить нельзя. Разрушение почв под воздействием ветра и воды. Смыв верхнего слоя почв под влиянием стекающих по склону дождевых и талых вод. Так же к ним относятся землетрясения, извержения вулканов, оплывание почв на склонах, заболачивание почв в районах достаточного или избыточного атмосферного увлажнения и многие другие.
Таким образом, под рациональным использованием земли (земельных ресурсов) следует понимать лучший вариант ее целевого и эффективного использования, организованный с учетом конкретных природных, экологических, территориальных, политических, экономических исторических и социальных условий республики наиболее действенным способом, в соответствии с общепризнанными принципами взаимодействия общества и природы. Рациональное использования земельных ресурсов возможно при постоянном и систематическом наблюдении и контроле за качественным и количественным состоянием земельного фонда в общем.
Список литературы:
Есполов Т.И., Сейфуллин Ж.Т Управление земельными ресурсами. - Алматы, 2004. - 332 с. Гендельман М. А., Крыкбаев Ж. К. Научные основы землеустройства и кадастра: Учебник. - Астана: Фолиант, 2004. - 172 с.
Абдукадирова Г. А., Мурсалимова Э. А. Правовое регулирование организации рационального землепользования и охраны земель. [Электронный ресурс]// Журнал: Ьдетстер, нэтижелер. вания, р. - Алматы, 2013. - Режим доступа: https://articlekz.com/article/12717
Татаринцев Л.М. Мероприятия по управлению и охране земель муниципального образования. [Электронный ресурс] / Л.М. Татаринцев, В.Л. Татаринцев, И.А. Будрицкая, О.А. Латышева // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. — 2014. — № 1. — С. 137-142. — Режим доступа: http://eЛanbook.com/joumal/issue/290156.
Экологический кодекс Республики Казахстан - 9 января, 2007. - № 212-Ш. - с изменениями и
дополнениями по состоянию на 15.01.2019.
Земельный кодекс Республики Казахстан. - 20.06.2003. - N 442-11.
Карсанов Б. С. [Электронный ресурс] - Всероссийский институт аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова: Москва, 2014. - Режим доступа: http://ecsn.ru/files/pdf/201405/201405_146.pdf Кресникова Н. И., Регулирование землепользования в Дании и Норвегии // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2006. - № 1. -с. 41-43.