Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РАСШИРЕНИЯ МНОГОСТОРОННИХ ДОГОВОРОВ В СФЕРЕ МОРСКИХ ПЕРЕВОЗОК'

ПРОБЛЕМЫ РАСШИРЕНИЯ МНОГОСТОРОННИХ ДОГОВОРОВ В СФЕРЕ МОРСКИХ ПЕРЕВОЗОК Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
17
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
морские перевозки / международные перевозки / международные многосторонние договоры / правовое регулирование / торговое мореплавание / судоходство.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Белкина Т.Р., Кочанова А.В.

В статье рассматриваются ключевые вопросы правового поля международных морских перевозок грузов. Особое внимание уделяется проблемам расширения многосторонних договоров в сфере морских перевозок. Рассматривается проблема неоднозначности международных соглашений на примере международно-правового режима Арктики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РАСШИРЕНИЯ МНОГОСТОРОННИХ ДОГОВОРОВ В СФЕРЕ МОРСКИХ ПЕРЕВОЗОК»

РАЗДЕЛ IV. МЕНЕДЖМЕНТ НА МОРСКОМ ТРАНСПОРТЕ

Для цитирования: Белкина Т.Р., Кочанова А.В. Проблемы расширения многосторонних договоров в сфере морских перевозок / Науч.рук. Ю.С. Цветкова, старший преподаватель кафедры Между народно го и морского права, ГУМРФ им. адмирала С.О Макарова // Океанский менеджмент. 2024. № 1(24). С. 57-60.

Белкина Т.Р. Belkina T.R.

Студентка 4 курса бакалавриата, ГУМРФ им. адмирала С. О Макарова, Кафедра Международного и морского права

Кочанова А.В.

Kochanova A.V.

Студентка 4 курса бакалавриата, ГУМРФ им. адмирала С. О Макарова, Кафедра Международного и морского права

Научный руководитель: Цветкова Ю.С. Tsvetkova Yu.S.

старший преподаватель кафедры Международного и морского права, ГУМРФ им. адмирала С. О Макарова

ПРОБЛЕМЫ РАСШИРЕНИЯ МНОГОСТОРОННИХ ДОГОВОРОВ В СФЕРЕ

МОРСКИХ ПЕРЕВОЗОК

Аннотация. В статье рассматриваются ключевые вопросы правового поля международных морских перевозок грузов. Особое внимание уделяется проблемам расширения многосторонних договоров в сфере морских перевозок. Рассматривается проблема неоднозначности международных соглашений на примере международно-правового режима Арктики.

Ключевые слова: морские перевозки, международные перевозки, международные многосторонние договоры, правовое регулирование, торговое мореплавание, судоходство.

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF INTERNATIONAL SEA CARGO

TRANSPORTATION

Abstract The article discusses key issues of the legal field of international maritime transport of goods. Particular attention is paid to the problems of expanding multilateral agreements in the field of maritime transport. The problem of ambiguity of international agreements is considered using the example of the international legal regime of the Arctic. Keywords: maritime transport, international transport, international multilateral treaties, legal regulation, merchant shipping, shipping.

Международная морская перевозка является гражданско-правовой сделкой, именно поэтому её необходимо относить к предметам международного частного права. В связи с чем можно утверждать о совпадении системы источников правового регулирования морских перевозок и системы источников международного частного права.

В контексте развития современного правового поля можно выделить четыре основных источника правового регулирования международных морских перевозок:

1. «Гаагские правила» - первая Международная Конвенция об унификации общих правил о коносаментах. Конвенция включает 16 статей, наиболее важные термины в рамках морских перевозок. Гаагские правила устанавливают обязанности, возлагаемые на перевозчика, а также учитывают обстоятельства, при которых с перевозчика будет снята ответственность за потерю или порчу;

2. «Правила Гааги - Висби» (Гаагские правила от 1968 года) - основная конвенция, применяемая в большинстве государств для регулирования морских перевозок грузов;

3. «Конвенция Организации Объединённых Наций о морской перевозке» («Гамбургские правила», 1978 г.) - схожие по своему содержанию с Гаагскими правилами, однако, Гамбургские правила больше ужесточают ответственность перевозчика. Помимо этого, в Гамбургских правилах понятийный аппарат гораздо больше, а также даны более подробные требования к форме и содержанию коносамента;

4. Конвенция Организации Объединённых Наций о договорах полностью или частично морской международной перевозки грузов («Роттердамские правила», 2009) -международный договор в сфере правового регулирования морских перевозок, который включает возможность использования иных видов транспорта. Помимо этого, одним из существенных нововведений стал комплекс норм, посредством которого регулируется электронный обмен информацией при осуществлении морских перевозок [5].

Отдельно необходимо выделить и внутренние нормативно-правовые акты государств. В Российской Федерации правила международных перевозок регламентируются посредством Гражданского кодекс РФ (ст. 784, ст. 785, ст. 784, ст. 792), Кодекса торгового мореплавания, ФЗ от 08.11.2007 №261 «О морских портах в Российской Федерации», ФЗ от 31.07.1998 №155 «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». Отдельно можно подчеркнуть, что правовое регулирование морских перевозок в России практически полностью соответствуют общепринятым международным стандартам.

Как показывает судебная практика, стороны договора фиксируют своё волеизъявление относительно правового регулирования в соответствующих договорах о применимом праве [4]. Для установления ответственности в случае неисполнения договора морской перевозки груза суды обращаются к положениям коносамента, которые были внесены рукописным способом. Однако, можно встретить ситуации, где экспедитор и перевозчик не установили ответственности в рамках заключения договора. Вследствие чего суды обращаются к нормативно-правовым актам, которые регламентируют морские перевозки. Как отмечают исследователи международного частного права, все детали той или иной ситуации должны определяться с помощью экспертиз [6]. Можно утверждать, что договор морской перевозки грузов - это один наиболее сложных видов транспортного договора [3].

По мнению исследователей, на сегодняшний день существует потребность в повышении эффективности действующих норм. Следует отметить, что как таковые требования к формам многосторонних международных договоров не выведены. Однако, в контексте международных правовых отношений, формирование данных требований является неоспоримо обязательной мерой. Обращаясь к практике применения международных договоров в сфере морских перевозок, можно обнаружить следующие обязательные элементы: название, преамбула, основной текст договора, заключительные статьи и постановления. Иногда договор дополняется приложениями, если они необходимы. Отсутствие какого-либо из вышеперечисленных элементов не будет влиять на юридическую значимость данного договора. Отдельно договор может включать статьи, которые регламентируют связь одного договора с другими договорами.

Проблема вступления многосторонних договоров в действие обладает рядом особенностей. Например, число уведомлений о выражении согласия на обязательность международного договора, необходимых для вступления многостороннего договора в силу.

Неоднозначность в правовом регулировании и отсутствие единообразия оказывают влияние на юридическую значимость договоров и международных перевозок грузов. Данные проблемы требуют дальнейших исследований и усовершенствования законодательства для создания более согласованных и эффективных механизмов правового регулирования. Кроме того, важно обеспечить содействие и сотрудничество всех участников переговоров и перевозчиков для разработки общих и единых правил, которые учитывали бы интересы всех сторон и обеспечивали эффективное регулирование. Только таким образом можно достичь стабильности и устойчивости в международных соглашениях и морских перевозках грузов.

Рассматривая практические примеры неоднозначности международных соглашений, можно обратиться к правовому режиму Арктики. Современный международно-правовой режим Арктики охватывает все уровни правового регулирования, включая универсальный, региональный и субрегиональный. Универсальные международные договоры определяют правовое положение объектов охраны окружающей среды в Арктике и регулируют морские пространства и различные виды деятельности. Региональные международные договоры заключаются между арктическими государствами и делают акцент на вопросах охраны окружающей среды и аварийно-спасательной деятельности. Субрегиональные международные договоры применяются для координации и оптимизации межгосударственного сотрудничества в Западной Арктике, в частности, в Баренцевом (Евроарктическом) регионе [1].

Универсальные международные договоры, распространяющиеся на арктические морские пространства, не всегда учитывают их особую природу и специфику. Необходимо

разработать более гибкий механизм, который будет учитывать уникальные характеристики арктической среды. Региональные международные договоры, несмотря на то, что они охватывают вопросы охраны окружающей среды и аварийно-спасательной деятельности, рассматривают не все аспекты сотрудничества между арктическими государствами. В контексте данного исследования необходимо отметить важность развития и совершенствования таких договоров, чтобы они в дальнейшем приобрели статус всестороннего инструмента, который осуществляет эффективное управление ресурсами и охрану окружающей среды в Арктике. В свою очередь, Субрегиональные международные договоры применяются только к Западной Арктике и не учитывают деятельность государств в Восточной Арктике и Центральной Арктике, включая район Северного полюса. Чтобы обеспечить всеобъемлющий международно-правовой режим для всего региона Арктики, следует разработать дополнительные договоры и соглашения, которые учтут интересы всех арктических государств и установят устойчивые правила использования ресурсов в данном регионе.

Международная система торговли требует эффективной организации морских перегрузок. Для обеспечения сотрудничества и регулирования данных процессов создаются многосторонние договоры. Однако в рамках расширения многосторонних договоров в сфере морских перегрузок стороны сталкиваются с различными проблемами, которые необходимо учитывать:

1. Разнообразие правовых систем. Одной из проблем расширения многосторонних договоров в сфере морских перегрузок является разнообразие правовых систем различных стран. При создании договорных отношений необходимо учитывать различия в юридических системах стран-участниц.

2. Различия в регулировании. Каждая страна имеет собственные нормы и правила, регулирующие морские перегрузки. Расширение многосторонних договоров требует согласования между странами-участницами в контексте применяемых законов, процедур и стандартов.

3. Различия интересов стран-участниц. Каждая страна имеет свои экономические и политические интересы, которые могут противоречить интересам других стран. При расширении многосторонних договоров в сфере морских перегрузок необходимо учитывать данные интересы и стремиться к поиску баланса между ними.

4. Технические и технологические проблемы. В сфере морских перегрузок существуют сложности, связанные с техническими и технологическими аспектами. В большинстве случаев страны используют разные стандарты и технологии, что создает препятствия для расширения многосторонних договоров. Необходимо разрабатывать международные стандарты и нормы, чтобы сократить данные различия и облегчить сотрудничество.

В свою очередь, проводя анализ источников правового регулирования международных морских перевозок грузов, можно увидеть отсутствие как такового единообразия. В настоящее время уже сформирована судебная практика, которая даёт возможность реализовывать определённые механизмы правового регулирования морских перевозок грузов. Как отмечают многие исследователи, современные Роттердамские правила воспринимаются весьма скептически в правовом поле регулирования международных морских перевозок. Многие перевозчики уже разработали собственные механизмы применения Гаагско-Висбийских правил, дополнив собственными формами коносаментов. Данная тенденция обуславливает создание нового правового режима, который включает единый свод правил для всех сторон международных морских перевозок грузов.

Пристатейный библиографический список.

1. Авхадеев В. Р. Многосторонние международные Соглашения, регулирующие правовой режим Арктики // Журнал российского права. 2016. №2 (230). URL: https://cyberlenirLka.ru/article/n/rnnogostoronnie-mezhdunarodnye-soglasheniya-reguliruyuschie-pravovoy-rezhim-arktiki (дата обращения: 16.12.2023).

2. Бальхаева С. Б. Многосторонние международные договоры Российской Федерации: особенности вступления в силу // Журнал российского права. 2012. №10 (190). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mnogostoronnie-mezhdunarodnye-dogovory-rossiyskoy-federatsii-osobennosti-vstupleniya-v-silu (дата обращения: 16.12.2023).

3. Рречуха, В. Н. Международное транспортное право : учебник для бакалавриата и магистратуры / В. Н. Рречуха. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 401 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-01234-7. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. —URL: https://urait.ru/bcode/412652 (дата обращения: 07.12.2023).

4. Косовская, В. А. Эффективность современного международно-правового регулирования морских перевозок грузов / В. А. Косовская // Вестник МГЛУ. Серия: Юридические науки. - 2020. - № 4(40). - С. 46-54.

5. Сельващук, А. А. Особенности правового регулирования международной морской перевозки грузов: система источников / А. А. Сельващук // правовые исследования. - 2022. - № 2. - С. 30-33.

6. Холопов, К. В. Международное частное транспортное право: анализ норм международного и российского транспортного права: учеб. пособие / К. В. Холопов. - М.: Статут, 2010. - 701 с.

Для цитирования: Королева В.Д. Юрчеико Д.А. Современное направление развития правового регулирования деятельности внутреннего водного транспорта / Науч.рук. Я.Е. Бразовская, доцент кафедры Международного и морского права, ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова // Океанский менеджмент. 2024. № 1(24). С. 60-63.

Королева В.Д.,

Koraleva V.D.

Студентка 4 курса бакалавриата, ГУМРФ им. адмирала С. О Макарова, Кафедра Международного и морского права

Юрченко Д. А.,

Yurchenko D.A.

Студентка 4 курса бакалавриата, ГУМРФ им. адмирала С. О Макарова, Кафедра Международного и морского права

Научный руководитель: Бразовская Я.Е.,

Brazovskaya Y.E.

доцент кафедры Международного и морского права, ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова

СОВРЕМЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

Аннотация. Данная статья посвящена актуальной проблематике современного реформирования правового регулирования деятельности внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Рассматриваются основные тенденции модернизации отраслевого законодательства, в частности вопросы либерализации рынка речных перевозок, повышения безопасности судоходства и экологизации речного транспорта. Анализируются наиболее важные изменения в системе лицензирования и сертификации, техническом регулировании, а также комплекс мер по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду. В заключении формулируются оценки перспектив дальнейшего реформирования отрасли.

Ключевые слова: внутренний водный транспорт, право, судоходство, безопасность, экология.

CURRENT DIRECTION OF DEVELOPMENT OF LEGAL REGULATION OF INLAND

WATER TRANSPORT ACTIVITIES

Abstract This article addresses the topical issues of modern reform of the legal regulation of inland water transport in the Russian Federation. The main trends in the modernization of industry legislation are considered, in particular the liberalization of the river transport market, improving navigation safety and greening of river transport. The most important changes in the system of licensing and certification, technical regulation, as well as a set of measures to prevent negative environmental impact are analyzed. In conclusion, assessments of the prospects for further reform of the industry are formulated.

Keywords: inland water transport, law, navigation, safety, ecology.

Актуальность темы правового регулирования деятельности внутреннего водного транспорта России определяется ключевой ролью этой отрасли в обеспечении внешнеторговых и внутрироссийских перевозок. Вместе с тем, в настоящее время назрела необходимость существенной модернизации нормативно-правовой базы, регламентирующей работу речного транспорта, с целью повышения его конкурентоспособности, безопасности судоходства и охраны окружающей среды.

Правительство РФ, ориентируясь на комплексную поддержку и развитие сектора, ставит перед российским внутренним водным транспортом амбициозные задачи по наращиванию объемов грузоперевозок. Для этого необходимо создание равных конкурентных условий по сравнению с другими видами транспорта, как, например, активное вовлечение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.