УДК: 796
ПРОБЛЕМЫ РАННЕЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ И ОТБОРА В СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ
А.В. Савченков - аспирант А.Н. Леготкин - кандидат педагогических наук, доцент Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет Пермский национальный исследовательский политехнический университет
Пермь
PROBLEMS OF EARLY SPECIALIZATION AND SELECTION
IN WRESTLING
A.V. Savchenkov, a graduate student A.N. Legotkin - сandidate of Pedagogical Sciences, associate professor Perm State Humanitarian Pedagogical University Perm National Research Polytechnic University
Perm
e-mail: [email protected]
Ключевые слова: ранняя специализация в спорте, спортивный отбор, спортивная борьба, дети младшего школьного возраста, детско-юношеская спортивная школа.
Аннотация. Проведен анализ научной литературы по изучению проблемы ранней специализации и отбору в спорте. Выявлены основные принципы отбора и ориентации детей в спортивной борьбе, а также представлено обоснование организации тренировочного процесса на этапе начальной подготовки.
Key words: early specialization in sport, sport selection, wrestling, young school-age children and youth sports school.
Annotation The analysis of the scientific literature on the study of the problem of early specialization and selection in sport was discussed. Basic principles of selection and orientation of children in wrestling were found out, also the substantiation of organization of training process at the initial stage of preparation was presented.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. Спортивная борьба представляет собой единоборство двух соперников по определенным правилам. Являясь составной частью общей культуры народов, искусство борьбы было известно с древности как средство защиты и нападения в охоте и военных действиях. В настоящее время спортивная борьба также пользуется большой популярностью у многих народов мира. В программу Олимпийских игр входили три вида борьбы - греко-римская, вольная и дзюдо.
Результаты и их обсуждение. С шестидесятых годов прошлого века в спортивной борьбе наблюдается постепенное снижение возраста приема детей в секции. По программе 1962 года для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) по спортивной борьбе в группы начальной подготовки набирали юношей с 14 лет. В начале семидесятых годов
186
было разрешено проводить набор в спортивные секции по борьбе с 12 лет.
Однако, в эти же годы в СССР публиковались работы, в которых говорилось, что можно заниматься борьбой с 10 лет без риска для здоровья детей. А во многих зарубежных странах, где борьба очень популярна и сильно развита, дети начинали заниматься с 7-8 лет.
В настоящее время в России в ДЮСШ по спортивной борьбе используются примерные программы подготовки, предусматривающие набор в группы начальной подготовки в возрасте 10-11 лет. В реальной же практике тренеры набирают в группы начальной подготовки 1 -го года обучения 7-9-летних детей, используя эти программы, без учёта возрастных особенностей, что в свою очередь может нанести непоправимый вред здоровью детей.
Швейцарский физиолог В. Гесс показал, что нарушения, вызванные перегрузками и повреждениями у активно занимающихся спортом детей, подразделяются на три группы: во-первых, нарушения в формировании аппарата движений; во-вторых, изменения в развитии из-за чрезмерности спортивной нагрузки; в-третьих, испытывающие известное в спорте давление со стороны взрослых, когда детям требуется особенная терапия. Он подчеркнул, что дети не являются маленькими взрослыми, они требуют специфичного для своего возраста и состояния развития ухода и лечения.
О. Израэль говорил, что применяемые отягощения или прыжки неблагоприятно воздействуют на структуру суставов и рост костей. Высокие нагрузки ведут к перенапряжению иммунной системы, а также отрицательно влияют на динамику роста. Тренирующиеся дети должны получать достаточное питание. Мускульные дисбалансы и чрезмерные упражнения на гибкость могут отрицательно отразиться на целостности суставов.
Немецкие учёные Р. Даугс, Э. Эмрих, Х. Игель ссылаясь на исследования немецкого доктора В. Хольмана, утверждают, что часто повторяющиеся максимальные нагрузки на гибкость опасны для здоровья. Статическая сила, а также быстрота достигают своих максимальных величин до пубертатного периода. Однако при отсутствии патологии в этом случае нет противопоказаний против тренировок на результат. Способность к проявлениям выносливости достигает своих наивысших величин также до наступления пубертатного периода. С врачебной точки зрения В. Хольман указывает на опасность раннего остеопороза. Он настаивает на безусловной необходимости предварительных спортивно-медицинских исследований перед началом спортивной подготовки, ориентированной на результат [1].
Зачисление в группы начальной подготовки ДЮСШ по спортивной борьбе проводится на основании внешнего осмотра, результатов контрольных испытаний и допуска врача. В результате опроса ведущих тренеров по спортивной борьбе, какими критериями они пользуются при приеме ребят в спортивную секцию, А.З. Катулиным и З.М. Мамедовым, было выяснено следующее:
- половина из опрошенных тренеров придают большое значение физическим качествам и способностям (49% - силовым способностям, 48% - скоростным качествам, 40% - ловкости, 39% - гибкости, 18% - умению сохранять равновесие);
- другая половина тренеров уделяет большое внимание психическим качествам и свойствам нервной системы (силе, динамичности, уравновешенности, лабильности), которые являются врожденными особенностями человека и трудно поддающимися коррекции.
В своем заключении авторы делают вывод, что принимать в секцию по спортивной борьбе необходимо всех желающих, годных по состоянию здоровья и проводить отбор в течение первого года обучения, основываясь на оценке их способностей.
При начальном отборе, Заслуженный тренер СССР, доктор педагогических наук, профессор Г.С. Туманян рекомендует учитывать условия отбора, влияющие на
эффективность в тренировочной и соревновательной деятельности борцов. Это принадлежность к спортивной семье, близость спортивной секции от дома, наличие обостренного чувства самолюбия, а также высокий уровень выносливости и координационных способностей [2].
Профессор, доктор Т. Вессингхаге подчеркивает, что координационные способности, такие как способность к ритму, к пространственной ориентировке, к реакции на зрительный или слуховой сигналы и к равновесию в младшем школьном возрасте следует развивать в первую очередью [3].
В младшем школьном возрасте у детей значительно повышается интерес к разнообразным двигательным действиям. Обострённое чувство соперничества заставляет их искать новые движения и овладевать ими, особенно теми, которые не знакомы сверстникам. Каждый старается овладеть новым навыком лучше остальных. В 2010 году, исследуя развитие координационных способностей на начальном этапе занятий борьбой, В.И. Вандышев к основным средствам воспитания координационных способностей относит: физические упражнения, направленные на точность и быстроту выполнения упражнений при жёстком ограничении времени, на быстроту реагирования на различные сигналы (свет, звук, движущийся предмет и др.), на предвидение возможных положений движущихся частей тела соперника. Для стимулирования развития специальных координационных способностей в борьбе предлагается использовать методические приёмы: зеркальное выполнение упражнений (из разных положений и в разные стороны), применение необычных исходных положений, изменение пространственных границ (ограничение площади ковра, на краю ковра), смену способов выполнения упражнений, осложнение упражнений другими движениями [4].
Выводы. Мировой опыт и опыт ведущих тренеров нашей страны указывает на необходимость снижения возраста приема детей в ДЮСШ по спортивной борьбе с 10-11 до 7-9 лет; разработки новых рабочих программ с учетом возраста занимающихся и связанных с ним медицинских ограничений по нагрузке. Основным принципом отбора и ориентации в спортивной борьбе должна являться комплексная оценка потенциальных возможностей юных спортсменов. Этап начальной подготовки детей младшего школьного возраста, в первую очередь, должен основываться на развитии координационных способностей.
Литература
1. Даугс, Р. Эмрих, Э. Игель, Х. Дети и молодежь в спорте высших достижений (данные немецких ученых) //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998. №1.С.25-30.
2. Туманян, Г.С. Спортивная борьба: отбор и планирование. / Г.С. - М.: Физкультура и спорт, 1984. С. 144.
3. Вессингхаге Т. "Утиным шагом"... к инвалидности //Физкультура и спорт. 1994.№8.С.25.
4. Вандышев В.И. Развитие координационных способностей на спортивно-оздоровительном и начальном этапах у юных самбистов на основе специализированных игровых заданий //Теория и практика физической культуры. 2010. №1. С.15-17.
Bibliography
1. Daugs R., Emrich, E., Igel H. Children and youth in the sport of high achievements (the data of the German scientists) / / Physical Education: education and training. 1998. Number 1. P.25-30.
2. Tumanyan,G.S. Wrestling: selection and planning. - Moscow: Physical Education and Sport, 1984. P. 144.
3. Vessinghage, T. "Duck step" ... to disablement / / Physical Education and Sport. 1994. Number 8. P. 25.
4. Vandyshev V.I. Development of coordination abilities on fitness and initial stages of young wrestlers, which are based on specialized game tasks / / Theory and Practice of Physical Education. 2010. Number 1. P.15-17.
Статья поступила в редакцию: 14.05.2013 г.