Научная статья на тему 'Проблемы публично-правовой ответственности депутатов представительных органов местного самоуправления'

Проблемы публично-правовой ответственности депутатов представительных органов местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
608
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДЕПУТАТ / ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО / ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ВЛАСТИ / НАСЕЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петренко Николай Иванович

В статье анализируются проблемы определения, закрепления и реализации публично-правовой ответственности депутатов представительных органов местного самоуправления. Основной акцент делается на анализе проблем реализации ответственности в виде отзыва депутата представительных органов местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF PUBLIC-LEGAL RESPONSIBILITY OF DEPUTIES OF REPRESENTATIVE BODIES OF LOCAL SELF-GOVERNMENT

The article analyzes the problems of definition, consolidation and realization of public-legal responsibility of deputies of representative bodies of local self-government. The main emphasis is on the analysis of problems of realization of responsibility in the form of recall of the Deputy of representative bodies of local self-government.

Текст научной работы на тему «Проблемы публично-правовой ответственности депутатов представительных органов местного самоуправления»

Социально-политические науки

2'2018

II. ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.00)

7. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА; ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.01)

7.1. ПРОБЛЕМЫ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДЕПУТАТОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ МЕСТНОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ

Петренко Николай Иванович, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права

Место работы: Межрегиональный открытый социальный институт, г.Йошкар-Ола

[email protected]

Аннотация: в статье анализируются проблемы определения, закрепления и реализации публично-правовой ответственности депутатов представительных органов местного самоуправления. Основной акцент делается на анализе проблем реализации ответственности в виде отзыва депутата представительных органов местного самоуправления.

Ключевые слова: депутат, представительный орган местного самоуправления, должностное лицо, представитель власти, население муниципального образования.

PROBLEMS OF PUBLIC-LEGAL RESPONSIBILITY OF DEPUTIES OF REPRESENTATIVE BODIES OF LOCAL SELF-GOVERNMENT

Petrenko Nikolay I., Professor, Doctor of Legal Science, chairman of the Department of Theory and History of State and Law Place of employment: Interregional Open Social Institute, Yoshkar-Ola

[email protected]

Abstract: the article analyzes the problems of definition, consolidation and realization of public-legal responsibility of deputies of representative bodies of local self-government. The main emphasis is on the analysis of problems of realization of responsibility in the form of recall of the Deputy of representative bodies of local self-government.

Keywords: Deputy, representative body of local self-government, official, representative of power, population of municipality.

Публично-правовая ответственность депутатов представительных органов местного самоуправления является элементом их правового статуса. И.А.Умнова к главным критериям публично-правовой ответственности относит сочетание политических и правовых мер ответственности перед основными источниками публичной власти - народом.[9]

В качестве оснований для привлечения к ответственности депутата Булаев А.Е выделяет: нарушение Конституции РФ, федерального законодательства и муниципальных законодательных актов; невыполнение или ненадлежащие выполнение обязанностей депутатами; деятельность, противоречивая со статусом депутата и некорректное поведение депутата.[3]

Л. А. Нудненко, в число санкций, применяемых к депутатам, относит: процессуальные санкции, которые исходят из деятельности представительных органов; выход депутата в отставку, когда оказывается давление в связи с различными обстоятельствами и обвинениями; признание недействительными выборов у депутатов; окончание срока действия полномочий депутата по решению законодательного органа на основе вступившего в законную силу обвинительного приговора суда или в случае совершения депутатом

нарушения, которое не совместимо с занятием государственных, муниципальных должностей; окончание срока действия депутата, когда прекращаются полномочия представительного органа, осуществляется отзыв депутата избирателями.[8]

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. № 131-ФЗ от 6. 10. 2003г. ( в ред. от 25.12.08г.) в качестве основных форм ответственности депутата определяет ответственность депутата перед гражданами, государством и физическими и юридическими лицами.

Статья 71 закона закрепляет положение, согласно которому основы наступления ответственности депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед людьми и порядок постановления соответствующих вопросов обусловливаются уставами муниципальных образований. [1]

Жители муниципальных объединений вправе отозвать депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления. Данная мера конституционно-правовой ответственности относится к сложной юридической природе.

Петренко Н. И.

ПРОБЛЕМЫ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДЕПУТАТОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Во-первых, отзыв является мерой негативной ответственности за совершение депутатом или иным выборным должностным лицом муниципалитета противоправного и виновного деяния.

Во-вторых, отзыв может выступать в качестве критерия позитивной ответственности, так как может наступать за поступки, не содержащие признаки правонарушения. Кроме того, реализация санкции осуществляется не правоохранительными органами, а избирателями. [5]

Анализ законодательства об отзыве депутатов солидных органов местного самоуправления позволил Н.В. Артамоновой определить круг обязательных требования, предъявляемых к процедуре отзыва:

- отзыв не может быть связан с ограничениями законной деятельности депутата;

- отзыва является исключительной мерой, когда уже исчерпаны иные законные средства воздействия на депутата;

- не допускается проведение голосования по отзыву депутата одновременно с выборами или референдумом;

- возбуждение вопроса об отзыве депутата, возможно при наличии подписей от 0,5 до 1% избирателей округа;

- повторное проведение голосования по отзыву депутата, если предыдущее не набрало нужного количества голосов, возможно только по истечении года. [2]

Р.С. Маркунин, совершенно справедливо полагает, что отзыв депутата должен представлять собой крайнюю меру, которой должны предшествовать более мягкие, такие как коллективное осуждение депутата, замечание ему со стороны представительного органа местного самоуправления с информированием избирателей через СМИ. [7]

Следует согласиться с мнением А.П. Ларькиной, что в настоящее время отзыв депутата или иного выборного должностного лица местного самоуправления, как институт ответственности перед населением работает неэффективно. [6]

Учитывая, что в федеральное законодательство не содержит перечня оснований для отзыва депутатов и позволяет муниципальным образованиям в своих уставах самостоятельно устанавливать меры ответственности депутатов, представляется целесообразным закрепить общий перечень оснований для отзыва депутата в примечании к ст. 71 закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131- ФЗ от 6. 10. 2003 г. По мнению Вавилова Н.С. в качестве таковых можно назвать:

- утрату доверия;

- нарушение этических правил поведения муниципального служащего;

- совершение поступков, порочащих деловую репутацию муниципального служащего;

- отказ от рассмотрения обращения физического или юридического лица, организации или учреждения;

- уклонение или неисполнение служебных полномочий и обязанностей;

- совершение административного правонарушения, связанного со служебной деятельностью лица.[4]

Так как в действующем законодательстве отсутствует дефиниция «утрата доверия», представляется целесообразным ее нормативное закрепление, что позволит разграничить ответственность органов местного самоуправления, депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением и ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 79,4%.

Список литературы:

1. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. № 131- ФЗ От 6. 10. 2003г. ( в ред. от 25.12.08г.) // СЗ РФ 6.10.2003. № 40. Ст. 3822

2. Артамонова Н.В. Проблемы правовой регламентации отзыва депутата представительного органа местного самоуправления // Вестник Брянского государственного университета - № 2 - 2013.

3. Булаев А.Е. Правовой статус депутата представительного органа местного самоуправления как одна из форм реализации народовластия в России // Современное право. - М.: Новый Индекс, 2008- № 2

4. Вавилов Н.С. Вопросы ответственности органов местного самоуправления перед населением и институтами гражданского общества // Закон и право - № 11. - 2013.

5. Кондрашев А.А. Конституционно-правовая ответственность депутата законодательного органа государственной власти, представительного органа местного самоуправления в РФ: основания классификации и проблемы реализации // Российский юридический журнал. - № 1 - 2011.

6. Ларькина А.П. Отзыв депутата представительного органа и выборных должностных лиц местного самоуправления как вид ответственности перед населением // Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2010. - № 2.

7. Маркунин Р.С. Юридическая ответственность органов представительной власти и депутатов муниципального уровня // Современное право - № 2.- 2012.

8.Нудненко Л.А. Конституционно-правовой статус депутата законодательного органа государственной власти в Российской Федерации. СПб., 2004.

9. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.