Проблемы психологии отношений в семьях заикающихся
Карпова Н.Л., Данина М.М. (Москва) ФГБНУ «Психологический институт РАО» nlkarpova@mail. ru
Аннотация. В статье представлены данные исследований отношений к заикающимся и в семьях заикающихся, а также анализ семейных отношений участников групп семейной логопсихотерапии разных лет.
Ключевые слова: заикание, речевое общение, семья, психология отношений, семейная групповая логопсихотерапия.
Psychological aspects of relationships in families of people with stuttering
N.L. Karpova, M.M. Danina (Moscow) PIRAO
Abstract. This article presents data from studies of attitudes stuttering in families of people with stuttering. An analysis of family relationships of logopsychotherapy groups participants for several years is presented.
Keywords: stuttering, communication, family relationships, family group logopsychotherapy.
Речь - основной инструмент общения. Заикание - комплексное нарушение речи, которое связано со множеством значимых аспектов функционирования человека, включая его внутренний мир и систему отношений с другими людьми. Исследования подтверждают генетическую основу заикания: родственники мужского пола имеют более высокий риск, чем родственницы (Белякова, 2002; Drayna, Kang, 2011), а также его коммуникативный характер (Жинкин, 1957; Некрасова, 1992; Шкловский, 1994; Bishop, 2013). При этом большое значение в развитии коммуникации как вербальной, так и невербальной имеет чувствительность матери к поведению ребенка (Elias, Broerse, 1996). Есть и нейропсихологические основания нарушения речи: внутри функциональной системы выделяется механизм готовности к речи, нарушение которого вызывает заикание (Жинкин, 1957; Глозман Ж.М., 2000, 2017).
Начиная с 1960-х годов появились данные о генетической природе заикания (Andrews, Harris, 1964; Cox etal., 1984). Мальчики среди заикающихся встречались чаще, чем девочки (соотношение 3:1). Было показано, что из 169 заикающихся взрослых и подростков 112 человек (66%) сообщали о наличии семейной истории заикания (Poulos, Webster, 1991). Стоит подчеркнуть, что большая частота заикания в определенных семьях может говорить не только об общей генетике, но и о социальных факторах: некоторых особенностях ближайшего окружения (схожем типе воспитания, эмоциональной атмосфере, специфике коммуникации).
Человек, развивающийся в определенных социальных условиях, неизбежно сталкивается с различными установками и поведением в отношении его речи. Исследования показали значительное количество негативных установок в отношении заикания, в том числе по неосведомленности о природе заикания (Hughes, 2015; Hughes, Gabel, Roseman, Daniels, 2015; Ruscello, Lass, Schmitt, Pannbacker, 1994). Эти установки связаны с полом, социоэкономическим статусом, профессией, культурой (St. Louis, 2015). Есть данные о том, что дети с заиканием чаще негативно воспринимаются сверстниками, чем дети без речевых нарушений (Davis, Howell, Cooke, 2002), чаще подвергаются травле (Blood, Blood, 2007). Это влияет на самооценку заикающихся и уровень их тревожности, что, в свою очередь, имеет негативную связь с запинками и речевой активностью, перерастая в логоневроз и логофобию (Селиверстов, 2001).
Самое первое и близкое социальное окружение ребенка с заиканием - его семья. В исследовании, проведенном на 77 родителях заикающихся дошкольников, было выявлено, что 71% родителей эмоционально переживает по поводу заикания ребенка, треть родителей сообщили о том, что не знают, что нужно говорить или делать, когда ребенок заикается, а половина родителей констатировала проблемы в общении, вызванные заиканием (Langevin,
Packman, Onslow, 2010). 69% родителей испытуемых сообщили о влиянии заикания на их семью от умеренного до очень значительного (в трети случаев) (Erickson, Block, 2013).
Также была показана статистически значимая разница в родительском отношении к детям с заиканием и без него. Чрезмерный материнский контроль и ожидание послушания чаще наблюдаются у родителей детей с заиканием. Исследования детей, которые заикаются, показали более низкие баллы воспринимаемой родительской привязанности и более низкие баллы воспринимаемого родительского доверия, чем у их сверстников без речевых нарушений. При этом большинство заикающихся детей сообщали о разочаровании в связи с попытками своих родителей помочь им во время заикания. Предполагается, что управление факторами окружающей среды, в частности, отношением родителей к взаимодействию с детьми, может повлиять на долгосрочное развитие и устойчивость заикания (Lau и др., 2012; Millard, Nicholas, Cook, 2008; Smith и др., 2014).
И зарубежные, и современные отечественные исследователи отмечают, что положительная родительская поддержка может помочь детям с заиканием адаптироваться и даже преодолеть расстройство и, наоборот, негативное отношение к заиканию в семье может препятствовать развитию навыков управления речью. Обзор публикаций последних десятилетий показывает, что, если зарубежные исследователи анализируют различные аспекты семейных отношений в семьях заикающихся разного возраста (Карпова, Николаева, 2020), то в немногих работах отечественных психологов и педагогов (в основном в диссертациях о заикающихся детях: Добридень, 1999; Садовникова, 2001; Филиппова, 2000), отмечаются особенности таких семей и необходимость работы с родителями заикающихся, но специальных исследований по этой проблематике мы обнаружили мало (Кругликова, 2011; Тютрюмова, 2016; Комракова, 2017).
Рассматривая преимущества и недостатки современных подходов к работе с заиканием (Карпова, Данина, 2018), мы отмечали комплексный характер данного речевого нарушения, а также то, что уже к 1960-м годам у нас в стране сложилось представление о необходимости комплексного медико-педагогического подхода к его лечению (Б.З. Драпкин, Р.Е. Левина, В.И. Селиверстов, В.М. Шкловский и др.). Но в отечественной дефектологии психотерапия в системе комплексной реабилитации утвердилась только в 1990-е годы (Вайзман, 1992), и одной из первых была Ю.Б. Некрасова, которая в 1960-80-е годы создала методику групповой логопсихотерапии для тяжело заикающихся старших подростков и взрослых на основе эмоционально-стрессовой терапии К.М. Дубровского (Некрасова, 1975, 1992, 2006). С конца 1980-х годов на основе данной методики начала развиваться система семейной групповой логопсихотерапии Ю.Б. Некрасовой - Н.Л. Карповой для заикающихся детей, подростков и взрослых в разновозрастных группах, где участие родителей и родственников на всех этапах социореабилитации (подготовительном, активных групповых этапах и контрольно-поддерживающем) стало обязательным (Карпова,1997, 2003, 2011).
Проведенные в 1989-1997 гг. в рамках данной системы исследования 66 семей заикающихся выявили следующее:
а) неучитываемая дисгармония семейных отношений (между родителями и детьми, между супругами и т. д.) значительно усугубляет дефект речи и его субъективное переживание пациентами;
б) оставаясь без изменений, патологический характер семейных отношений тормозит непосредственный процесс коррекции речи заикающегося в лечебной группе;
в) по окончании лечения семейные конфликты могут быстро вызвать рецидив заикания (Карпова, 1997).
Анализ отношения к дефекту родственников в семьях пациентов с заиканием также выявил различные виды дисгармонии:
а) отношение к заикающемуся как к «неполноценному» (чаще это проявляется со стороны отцов и старших братьев);
б) преувеличение значимости дефекта, излишняя фиксация на нем, гиперопека фактически создают культ болезни и провоцирует роль «больного» ребенка;
в) преуменьшение значимости дефекта: родители считают, что дефект можно быстро устранить, если повысить требовательность, заставить ребенка более эффективно «работать над собой». Но такой стиль отношения создает «давящую», контрольно-регламентирующую атмосферу в семье, что увеличивает тревожность ребенка, его неуверенность в себе и в еще большей степени блокирует развитие речевой функции;
г) «требовательная» форма отношений в семье, когда делается излишний акцент на достижении ребенком успеха (в разных видах деятельности), что ведет к постоянно повышенному напряжению и как следствие - «уходу в заикание» в качестве оправдания и самооправдания неуспеха.
Отметим, что эти исследования подтверждают выводы специалистов-психологов (А.С. Спиваковской, А.И. Захарова и др.) относительно семей с детьми, страдающими различными неврозами. Наш опыт показывает, что более 80% родственников заикающихся активно участвуют в диагностической работе на подготовительном этапе и более 50% - на этапах активной групповой логопсихотерапии.
Наша коллега - соруководитель Таганрогских групп семейной логопсихотерапии - в 1999-2009 гг. также в исследовании 66 семей, воспитывающих заикающихся подросткового и юношеского возраста (возраст родителей был 28-57 лет), подтвердила ряд выводов об участниках групп:
1) Из общего числа семей 88% родителей выполнили большинство предложенных заданий, 72% активно включились в групповую реабилитационную работу.
2) Также около 20% имели «наследственное» заикание, соответственно -«патологизирующее семейное наследование».
3) Особую роль в развитии логоневроза имеют стиль воспитания и личностные особенности родителей, а в закреплении заикания - отношение к детям по типу авторитарности, гиперсоциализации, «симбиоз».
Данное исследование заикающихся и их семей также выявило:
а) общность проявлений темперамента, степени коммуникативной и речедвигательной недостаточности;
б) наличие у детей и родителей повышенного уровня тревожности, а у родителей -дополнительной невротизации, связанной с заиканием ребенка и влияющей на характер детско-родительских отношений;
в) сохранение конформных асимметричных отношений детей и родителей при общности эмоционального восприятия и реагирования;
г) результаты теста-опросника родительских отношений (А.Я. Варга) выявили недостаточный уровень принятия ребенка, выражающийся в отказе ему в личной и социальной состоятельности, и высокий уровень инфантилизации подростка, что отражает ригидность родительских представлений о ребенке, его социальных ролях и невнимание к его возрастным изменениям (Кругликова, 2011).
Также в зависимости от отношения родителей и их реакции на логоневроз были определены основные типы семейных способов решения проблемы:
Первый тип - семьи с реакцией сплочения. Вся семья ощущает заикание ребенка как общую проблему, с которой нужно справиться сообща, как препятствие, которое нужно всем вместе преодолеть.
Второй тип - семьи с реакцией разобщения, в которой родители эмоционально разобщены, относятся к ребенку холодно или равнодушно; они имеют разные представления о заикании ребенка и влиянии этого дефекта на общение, учебу, самореализацию. Соответственно, внутри семьи постоянны конфликты по поводу методов воспитания, отношения к ребенку в ситуации речевых затруднений, а также способов и средств лечения. В таких семьях разобщающим фактором чаще всего бывают отцы.
Третий тип - семьи с ярко выраженной реакцией непринятия: здесь роль заикания как нарушения, требующего коррекции, предельно снижена, или заикание ребенка воспринимается родителями как собственная ущербность или миф. Родительское отношение при этом
проявляется в форме реакции отрицания: заикание ребенка не признается, он не наблюдается у специалистов, его речевые и коммуникативные трудности не замечаются или обесцениваются. Родители надеются на то, что заикание само пройдет с возрастом («так было у папы/дедушки - и ничего, прошло») (там же).
Анализ семей-участников 13 московских групп семейной логопсихотерапии 20002020 гг. подтверждает основные выводы о характере их отношений: 1) под влиянием родительского (общесемейного) отношения к заиканию оно может стать или не стать психологической проблемой для семьи и для самого ребенка независимо от его возраста; 2) в возникновении, закреплении и развития логоневроза сказывается трансляция патологических поведенческих структур от родителей к детям; 3) приведение всей семьи к адекватному отношению к заикающемуся ребенку и его успехам и затруднениям в каждом конкретном случае зависит от степени мотивационной включенности самого заикающегося и его родственников в социореабилитационный процесс. Выявлены и новые тенденции:
1) осложнение речевого дефекта у большинства участников групп за счет сопутствующих нарушений органического плана затрудняет процесс логопсихотерапии, требуя дополнительного лечения иных нарушений;
2) рост компьютеризации повышает риски зависимости детей и подростков от гаджетов и рост напряженности в их отношениях с родителями;
3) снижение речевой активности в семейном общении, что усугубляет имеющиеся негативные отношения. Необходимо сказать, что данные тенденции прослеживаются и в семьях с детьми, имеющими другие речевые нарушения (Карпова, Кузнецова, Поприк, 2019).
В заключение отметим, что многолетний успешный опыт работы уже более 120 групп семейной логопсихотерапии в Москве, Таганроге, Самаре и Самарской области, Владивостоке, Саратове, Екатеринбурге показывает, что активное участие родителей и родственников заикающихся в процессе восстановления и развития навыков речевого общения у члена семьи любого возраста способствует формированию здоровой, коммуникативно состоятельной личности и улучшению семейных отношений.
Литература
1. Глозман Ж.М. Психология. Общение и здоровье личности. 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2017. - 230 с.
2. Карпова Н.Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии. М.: Флинта, 1997. - 160 с.
3. Карпова Н.Л., Данина М.М. Комплексный подход к восстановлению нарушенного речевого общения в системе логопсихотерапии // Международная конференция по консультативной психологи и психотерапии, посвященная памяти Ф.Е. Василюка: сборник материалов [электронное издание] / под ред. В.В. Архангельской, А.А. Голзицкой, Н.В. Кисельниковой, Е.А. Семеновой. М.: ФБГНУ «Психологический институт РАО», 2018. С. 70-73.
4. Карпова Н.Л., Кузнецова Е.Н., Поприк Ю.Б. Роль родителей в коррекции речевых нарушений у детей // Комплексные исследования детства. 2019. Том 1, № 1. С. 65-73
5. Карпова Н.Л., Николаева Е.И. Семейные факторы, повышающие вероятность возникновения заикания у ребенка (обзор зарубежных исследований) // Дефектология, 2020, № 3. С. 41-50.
6. Кругликова А.Ю. Типы реагирования семьи на заикание ребенка // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. Гуманитарные науки. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2011. № 2. С. 158-163.
7. Некрасова Ю.Б. Лечение творчеством / Под ред. Н.Л. Карповой. М.: Смысл, 2006. - 223 с.
8. Некрасова Ю.Б. Психологические основы процесса социореабилитации заикающихся: дис. в форме научн. докл. ... д-ра психол. наук. М., 1992. - 45 с.
9. Семейная групповая логопсихотерапия: исследование заикания / Под ред. Н.Л. Карповой. М.: СПб.: Нестор-История, 2011. - 328 с.
10. Humeniuk E, Tarkowski Z. Parents' reactions to children's stuttering and style of coping with stress. J Fluency Disord. 2016;49:51-60.
11. Karpova N., Nikolaeva E. The role of family in speech rehabilitation of children with learning disabilities: Clinical observations by Luria and Reitan // Evaluation and Treatment of Neuropsychological^ Compromised Children / Edited by Darlyne G. Nemeth Janna Glozman. London, San Diego: Academic Press is an imprint of Elsevier, 2020. P. 157-178.
12. Lau SR, Beilby JM, Byrnes ML, Hennessey NW. Parenting styles and attachment in school-aged children who stutter. J CommunDisord. 2012;45(2):98-110. [ Links ]
13. Millard SK, Nicholas A, Cook FM. Is parent-child interaction therapy effective in reducing stuttering? J SpeechLangHearRes. 2008;51(3):636-50. [ Links ]