Научная статья на тему 'Проблемы проведения аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий'

Проблемы проведения аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
2475
314
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ / ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ / АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ / АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ ТРАВМ / TRAFFIC ACCIDENTS / CONSEQUENCES ELIMINATION / SEARCH AND RESCUE TROOPS / SEARCH AND RESCUE WORKS / FIRST AID / SEVERITY OF TRAUMA

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Афлятунов Тимур Ибрагимович, Дурнев Роман Александрович, Хоруженко Александр Федорович

Рассмотрены основные причины несовершенства в организации и технологии выполнения аварийно-спасательных работ по ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий (ДТП), приводящие к задержке времени оказания первой медицинской помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Афлятунов Тимур Ибрагимович, Дурнев Роман Александрович, Хоруженко Александр Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Wrecking Problems in Traffic Accident Response

Article shows main problems of traffic accident response being the reason of medical assistance delay.

Текст научной работы на тему «Проблемы проведения аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий»

УДК 656.1:614.8

Проблемы проведения аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2009

Т. И. Афлятунов, Центр культуры безопасности жизнедеятельности ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

Р.А. Дурнев, ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

А.Ф. Хоруженко, Центра культуры безопасности жизнедеятельности ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

Аннотация

Рассмотрены основные причины несовершенства в организации и технологии выполнения аварийно-спасательных работ по ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий (ДТП), приводящие к задержке времени оказания первой медицинской помощи.

Ключевые слова: дорожно-транспортные происшествия, ликвидация последствий, аварийно-спасательные формирования, аварийно-спасательные работы, первая медицинская помощь, степени тяжести травм.

Wrecking problems in traffic accident response

ISSN 1996-8493 © Civil Securiti Technology, 2009

T.I. Aflyatunov, VNII GOChs R.A. Durnev, VNII GOChs A.F. Khoruzhenko, VNII GOChs

Abstract

Article shows main problems of traffic accident response being the reason of medical assistance delay.

Key words: traffic accidents, consequences elimination, search and rescue troops, search and rescue works, first aid, severity of trauma.

В настоящий период, число погибших в ДТП составляет около 30 тысяч человек в год. При этом большая часть из этого числа, по оценке специалистов ВЦМК «Защита» и ЦЭМП г. Москвы, умирает после происшествия до прибытия в лечебное учреждение [1].

Смерть 20% пострадавших в дорожно-транспортных происшествях (ДТП) до прибытия в лечебное учреждение связана с получением травм, несовместимых с жизнью, 44% (около 13 200 тысяч) — с несовершенством в организации и технологии выполнения работ по ликвидации последствий ДТП, включая аварийно-спасательные работы (АСР) [2].

Как показывает опыт спасательных работ, а также опрос специалистов аварийно-спасательных формирований (АСФ) и бригад скорой медицинской помощи, причинами этого являются следующие.

1. Недостаточная проработка вопроса о медицинском вмешательстве для пострадавшего, находящегося без сознания.

В соответствии с «Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан» решение о медицинском вмешательстве для пострадавшего, находящегося без сознания, принимает врач. В этом случае все медицинские мероприятия, проводимые фельдшерами АСФ и бригад скорой медицинской помощи по поддержанию жизни пострадавшего до прибытия в лечебное учреждение, являются не вполне законными.

2. Отсутствие нормативного закрепления перечня медицинских мероприятий, проводимых на месте ДТП врачами, средними медицинскими работниками (фельдшерами), свидетелями или участниками ДТП [3].

Лица, не имеющие медицинского образования, необходимую медицинскую помощь пострадавшим либо

вообще не оказывают, либо оказывают ее неквалифицированно, что приводит к дополнительному травмированию пострадавших.

Объем помощи, оказываемой специалистами АСФ, имеющими среднее медицинское образование, включает только мероприятия первой медицинской помощи. Это в значительной степени затрудняет процесс поддержания жизненно важных функций организма, пострадавшего до приезда врачебной или фельдшерской бригад скорой медицинской помощи.

Решением этой проблемы является включение в состав членов спасательной бригады спасателя-медика, имеющего право оказывать первую врачебную помощь пострадавшим непосредственно в салоне аварийного автомобиля на месте ДТП.

3. Низкий уровень подготовленности специалистов и населения по вопросам оказания первой медицинской помощи при ДТП.

Следствием этого факта зачастую является гибель пострадавших с тяжелыми травмами, т.к. АСФ не всегда в состоянии прибыть за время, указанное в таблице 1 для оказания первой медицинской помощи.

Не квалифицированные медицинские манипуляции с пострадавшим, находящимся в поврежденном автомобиле, приводят к получению дополнительных травм головы, позвоночника, таза, большой потере крови, дополнительному болевому шоку и т.п.

Все травмы принято категорировать на четыре основные степени вне зависимости от природы воздействующего поражающего фактора (ионизирующие излучения, термические ожоги, механические повреждения, химические отравления).

Все травмы по степеням тяжести разделяются на

Рис.1. Общая схема производства работ. Границы рабочих зон: первая рабочая зона - радиусом 5 м от аварийного ТС до непосредственного ведения аварийно-спасательных работ; вторая рабочая зона - часть площади круга радиусом от 1 м до 10 м от аварийного ТС - место размещения готового к применению АСИ и незанятых работой спасателей

четыре категории: легкие, средние, тяжелые и крайне тяжелые, что является традиционным для медицинской терминологии.

Нередко равные по степеням тяжести травмы от воздействия различных факторов отличаются между собой по своим последствиям (смертность, сроки течения заболевания и т.д.).

Поэтому следует уточнить подход к разделению травм по степеням тяжести. С одной стороны, максимально учитываются сложившиеся подходы, традиционные для оценки термических, механических, химических, радиационных и пр. воздействий. С другой стороны, он выполнен с позиций унифицирования травм различной этиологии и может использоваться даже для комбинированных травм. На наш взгляд, такой подход удобен для сближения оценок, проводимых с целью индивидуального и группового прогнозирования течения и исходов повреждений, а также применяемых для определения состояния пострадавших. Он выполнен на основе «прогностических» критериев, свойственных травмам любой природы и любому диагнозу.

Такими критериями являются: вероятность гибели, развития осложнений; длительность течения заболевания, необходимость лечения, госпитализации, оказания специализированной помощи; длительность лечения, вероятность утраты трудо- боеспособности и возможность возвращения к труду или в строй, вероятность инвалидности и т.д. То есть, тяжесть травм здесь увязывается с прогностическими характеристиками и функциональными возможностями организма в чрезвычайных условиях деятельности. В результате использована следующая классификация степеней тяжести травм.

Травмы I степени (легкие) — характеризуются, как правило, благоприятным исходом, удовлетворительным общим состоянием пострадавших, сохранением или непродолжительной утратой трудо-, боеспособности сразу после травмы или спустя некоторое время, возможностью самостоятельного передвижения и самообслуживания. Оказание помощи может быть отсрочено без опасности развития тяжелых осложнений. Практически все пострадавшие возвращаются к труду (в строй) после лечения в течение не более 2-х месяцев, как правило, без изменения категории годности к труду (службе).

Травмы II степени (средней тяжести) — характеризуются относительно благоприятным исходом, общим удовлетворительным или средней тяжести состоянием пострадавших. Смертельные исходы возможны у незначительного числа пострадавших, главным образом, от осложнений. Трудо-, боеспособность существенно ограничена или утрачена, в чрезвычайных условиях возможно выполнение единичных актов несложной умственной и кратковременной легкой физической работы. Для предупреждения развития тяжелых осложнений пострадавшие нуждаются в медицинской помощи

(в большей части квалифицированной и специализированной) и последующем стационарном лечении продолжительностью от нескольких недель до нескольких месяцев. В зависимости от объема медицинской помощи от 40 до 80% пораженных возвращаются к труду (в строй) в течение до 4 месяцев. Возможны изменения категории годности к труду (службе), зависящие от последствий повреждений или их осложнений.

Травмы III степени (тяжелые) — характеризуются опасностью гибели пострадавших и сомнительным исходом. Однако, при проведении неотложных мероприятий первой врачебной и квалифицированной (специализированной) медицинской помощи, перспектива спасения жизни сохраняется. Гибель пострадавших при различных по характеру травмах и в зависимости от объема оказанной медицинской помощи может колебаться в пределах от 20—40 до 80—90%. Трудо-, боеспособность после травмы утрачивается полностью. Возможно возвращение к труду (в строй) лишь небольшой части пострадавших в течение 6-8 месяцев, как правило, с изменением категории годности к труду (службе). Высок процент лиц с неполным восстановлением трудоспособности (инвалидностью).

Травмы IV степени (крайне тяжелые) — характеризуются общим крайне неблагоприятным течением, полной утратой трудо- боеспособности и абсолютно неблагоприятным исходом. В подавляющем большинстве случаев, независимо от вида оказываемой помощи, пострадавшие погибают в ранние сроки после воздействия.

Такая классификация травм принципиально позволяет измерять уровень их не в единицах параметра воздействующего фактора, а в единицах, характеризующих выраженность ответных реакций организма на это воздействие. Установление количественной связи между уровнем воздействия фактора на организм с прогностическими характеристиками повреждения позволяет привести к единой основе совокупность приемов оценки травм от разных поражающих факторов.

Таблица 1

Распределение пострадавших по степени тяжести травм и среднее время выживания при неоказании медицинской помощи

Степень тяжести травм Процент пострадавших Среднее время выживания пострадавших, мин

Крайне тяжелая 9 8,56

Средне-тяжелая 48 67

Легкая 43

* Легкие травмы не рассматриваются в связи с тем, что, по оценке специалистов, летальность при них даже при неоказании пострадавшим медицинской помощи на месте ДТП практически исключена.

Таблица 2

Время, не позднее которого необходимо начать оказывать медицинскую помощь пострадавшим с различной степенью тяжести состояний

Степень тяжести травм Время (мин) и вид оказания помощи

первая медицинская помощь первая врачебная помощь квалифицированная и специализирован-ная медицинская помощь

Крайне тяжелая

Тя желая степень 17,3 23 38,5

Средняя 45,2 45,6 54,2

* Крайне тяжелая степень травм не рассматривается, потому, что оказание пострадавшим медицинской помощи не предотвратит гибель пострадавших.

Преимущество приведенной системы в том, что в ней одинаковым по степеням тяжести травмам, независимо от их природы, соответствуют одинаковые медико-тактические исходы, объем и интенсивность оказания медицинской помощи пострадавшим. При этом учитываются современные достижения медицины по оказанию помощи на этапах медицинской эвакуации. Учет эффекта оказания медицинской помощи в приведенной классификации приводит к перераспределению ожидаемой структуры санитарных потерь в сторону возрастания числа пострадавших со средней и тяжелой степенями за счет крайне тяжелой степени.

4. Отсутствие единой технологии, приемов и способов работ по разборке транспортных средств, деблокированию и извлечению пострадавших.

В настоящее время аварийно-спасательные формирования МЧС России используют различные технологические схемы работ. Их выбор зависит от наличия тех или иных средств оснащения, содержания рабочих программ обучения спасателей на местах, квалификации специалистов, преемственности и многих других факторов. Это является причиной затруднений в обмене передовым опытом работ, недостаточной подготовленности отдельных аварийно-спасательных формирований и т.п.

Для устранения этого необходимо создание учебно-тренировочных комплексов для подготовки спасателей МЧС России и отработки действий сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП, повышение уровня культуры дорожной безопасности населения, увеличение количества учебно-методических и наглядно-иллюстративных материалов, мультимедийных обучающих программ, информационно-образовательных ресурсов в сети Интернет.

о о я о.

X

Ор

я

о «

СЕ Ор

о с

Технологии гражданской безопасности, том 6, 2009, № 1-2 (19-20) Операции технологического процесса

/75

Таблица 3

№ Операция Наименование операции Время выполнения, мин

1 А) Получение сигнала о ДТП 0

2 А1 Погрузка дополнительной техники. Выезд на место ДТП 3

3 А2 Следование к месту ДТП 10

4 А3 Выбор места остановки АСМ. Ограждение, освещение (при необходимости) места ДТП. Установка огнетушителя, отключение АКБ 5

5 А4 Оценка обстановки. Организация взаимодействия с сотрудниками ГИБДД 3

6 а5 Осмотр пострадавшего 3

7 А6 Разгрузка и подготовка инструмента. Ликвидация вторичных поражающих факторов. Запуск гидравлических станций, генератора и подача энергии 7

8 а7 Стабилизация аварийного автомобиля 3

9 а8 Удаление стекла и обеспечение защиты от его осколков 2

10 А9 Уборка стекла 2

11 А10 Снятие остаточного напряжения кузова ТС 3

12 А11 Вскрытие и удаление дверей, установка домкратов для увеличения расстояния более критического (80 мм) 5

13 а12 Оценка состояния пострадавшего, рекомендации о способе его извлечения. Оказание медицинской помощи 2

14 А13 Выдвижение передней части ТС. При необходимости, удаление педалей 3

15 а14 Принятие решения о способе деблокирования пострадавшего 1

16 а15 Перекусывание стоек, отгибание или удаление крыши 5

17 А16 Обеспечение защиты от порезов 3

18 а17 Оказание медицинской помощи 10

19 а18 Выключение станций и расчековка инструмента 3

20 а19 Фиксация пострадавшего на эвакуационном щите перед извлечением 3

21 а20 Предварительная чистка и подготовка инструмента к транспортировке и применению 3

22 а21 Проведение щадящей эвакуации из ТС до машины БСМП 3

23 а22 Оформление установленных документов 3

24 а23 Доклад оперативному дежурному о выполнении работ и готовности к выполнению других заданий 1-2

25 а24 Возвращение на место постоянной дислокации т =10

5. Нормативно не установлены типовые случаи, при которых требуется проводить разборку автомобилей.

Так, например, если пострадавший с переломом позвоночника или травмой таза не блокирован и не зажат в машине — его зачастую извлекают без разборки автомобиля. Это приводит к дополнительному его травмированию или гибели. Для того чтобы безопасно извлечь такого пострадавшего, необходимо разобрать часть автомобиля с его стороны, подложить под спину жесткие носилки, срезать спинку сиденья и извлечь человека в горизонтальном положении. Но использование такой рациональной, с точки зрения сохранения жизни и здоровья пострадавших, технологии во многих случаях вызывает претензии у самих пострадавших после выздоровления или их родственников, представителей

страховых компаний (в связи с необоснованным, на их взгляд, нанесением материального ущерба), представителей госавтоинспекции (по причине уничтожения свидетельств, необходимых для следственно-оперативных действий на месте ДТП).

Решением двух вышеприведенных проблем является разработка нормативно-технологической документации, регламентирующей выполнение работ по ликвидации последствий ДТП (технологических карт, руководств и наставлений). Типовые технологические карты (ТТК) являются составной частью нормативно-технологической документации на выполнение отдельных видов аварийно-спасательных работ при ДТП.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Они регламентируют средства технологического обеспечения, правила выполнения технологических

я

о ,Я

о о

ш 3 ш

я «

я о. н

о о

о

о о я

.

я

.

Минуты о ^

СЛ т

00 т

СП

ЧО т

^ т

т т

СП

СП

о СП

£

оо

Й

сч

а

СП

а

а 1

о

СЛ

00

£

ЧО

т

т

СП

::

о

СЛ

00

г-

ЧО

СП

-

Продолжительность 0,12 0,05 0,035 0,035 0,05 0,08 0,035 0,05 0,016 0,08 0,05 0, 0,05 0,05

Принятый состав расчета спасателей с сп сп - сп - с - сп - - сп сп

Затраты труда | маш. час. | 0,12 0,05 0,035 0,035 0,05 0,08 0,035 0,05 ■ 0,08 0,05 1 0,17 | 0,05 0,05

3 0,24 0,15 0, 0,035 0,15 0,24 0,35 0,10 0,16 0,24 о 1 0,17 | 0,15 0,15

Объем работ 1 автомобиль 1 автомобиль 1 автомобиль 1 автомобиль 1 автомобиль 1 автомобиль 1 чел. 1 автомобиль 1 автомобиль 1 автомобиль 1 автомобиль 1 чел. 1 чел.

Единица измерения час час час час час час час час час час час о час час

Наименование процесса 1. Ликвидация вторичных поражающих факторов 2. Стабилизация аварийного ТС 3. Удаление стекла и защита от его осколков екла те с ка р о £ 4. 5. Снятие остаточного напряжения 6. Вскрытие и удаление дверей, установка домкратов 7. Оценка состояния пострадавшего, рекомендации о способе его извлечения. Оказание МП 8. Выдвигание передней части ТС. Удаление педалей 9. Решения о способе деблокирования пострадавшего 10. Резка стоек, отгибание или удаление крыши 11. Обеспечение защиты от порезов | 12. Оказание медицинской помощи | 13. Фиксация пострадавшего на эвакуационном щите перед извлечением 14. Проведение щадящей эвакуации из ТС до машины БСМП

процессов при проведении общей и специальной разведки, поисково-спасательных, аварийно-технических, инженерно-спасательных работ, а также работ по оказанию первой медицинской и врачебной помощи, эвакуации пострадавших. Графические материалы ТТК содержат общую схему производства работ с указанием расположения и границ рабочего места (площадки), расстановки машин и оборудования, мест для складирования материалов и конструкций (рис. 1), а также схемы, изображающие технологический порядок и временные нормативы выполнения отдельных технологических операций (рис. 2).

Типовые технологические карты призваны повысить технический уровень выполнения АСР при ДТП за счет обобщения и систематизации вариантов производства работ, упорядочения их номенклатуры и содержания.

Технологический порядок представляет собой сетевой график выполнения работ на их основной вариант, принятый для данной технологической карты. Объем работ определен по принятому типовому единичному объему (измерителю). Перечень наименований операций (рис. 2) приведен в табл. 3.

6. Несогласованность действий участников ликвидации последствий ДТП в области технологии проведения указанных работ.

У участников ликвидации последствий ДТП зачастую отсутствуют представления о приемах и способах спасательных операций, проводимых представителями других министерств и ведомств, об их техническом оснащении и нормативах выполнения работ. В результате этого нерационально распределяются сил и средства, увеличиваются временные параметры процесса оказания помощи.

7. Отсутствие критериев, позволяющих принять решение на вызов необходимых сил ликвидации последствий ДТП (бригад скорой медицинской помощи, аварийно-спасательных формирований).

Зачастую должностное лицо, первое прибывшее на место ДТП, осуществляющее руководство работами по ликвидации его последствий, вызывает только работников скорой медицинской помощи. Указанные работники, после прибытия и оценки обстановки на месте ДТП, определяют необходимость проведения работ по разборке транспортного средства и вызывают спасателей. Это значительно увеличивает сроки выполнения спасательных работ и приводит к гибели пострадавших с тяжелыми травмами.

Отсутствие критериев для выбора средств

доставки сил ликвидации последствий ДТП — аварийно-спасательных машин, мотоциклов, медицинских и аварийно-спасательных вертолетов. Следствием этого являются значительные потери времени на доставку, а также увеличение материальных затрат (при необоснованном вызове вертолета).

8. Не регламентирован вопрос ограждения места ДТП.

В ряде случаев спасатели, занимающиеся деблокированием и извлечением пострадавших, не находят поддержки у представителей ГИБДД по вопросам организации установки ограждений на месте проведения работ. Это является причиной уменьшения рабочей зоны до размеров территории, на которой непосредственно размещаются поврежденные автомобили, а также повышения опасности для посторонних лиц, находящихся в рабочей зоне.

9. Не достаточная информативность документов по учету ДТП.

Ликвидация последствий ДТП является межведомственным процессом. Поэтому при учете их различных параметров необходимо принимать во внимание не только информацию, интересующую органы управления ГИБДД, но и показатели, характеризующие действия сотрудников других министерств и ведомств (степень зажатия, степень тяжести травм, состав привлекаемых сил и средств, время их прибытия и т.п.). В настоящий момент указанные сведения отсутствуют в таком первичном учетном документе, как карточка учета ДТП. Эти сведения будут являться основой для проведения комплексного мониторинга аварийности на автомобильных дорогах, эффективности действий участников ликвидации последствий ДТП.

10. Недостаточная представительность отдельных показателей аварийности на автомобильных дорогах.

Так, погибшими в ДТП считаются люди, умершие в течение 7 суток с момента ДТП. При таких сроках учета числа погибших и раненых статистика действительно погибших от поражающих воздействий ДТП людей получается, на наш взгляд, значительно ниже реального уровня. Кроме того, данный порядок учета не соответствует многим странам с развитой автомобилизацией (в которых за основу взят 30-дневный период учета погибших). В силу данных причин пред-

ставляется невозможным сравнение с этими странами относительных и абсолютных показателей аварийности на автомобильных дорогах.

Для устранения указанного, необходимо проведение научно-исследовательских работ, осуществление организационно-технических мероприятий и мероприятий по совершенствованию нормативной правовой и методической базы в области ликвидации последствий ДТП.

Это позволит значительно снизить количество погибших в ДТП, уменьшить количество пострадавших с частичной или полной потерей трудоспособности, существенно сократить размеры материального ущерба при ДТП, особенно связанных с авариями при перевозке опасных грузов, на железнодорожных переездах.

Литература_

1. Простакишин Г.П., Сарманаев С.Х., Гольдфарб Ю.С. Проблемы оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП с выбросом в окружающую среду токсичных веществ // Журнал «Медицина катастроф», № 1(61), 2008, С. 50.

2. Отчет о НИР «Проведение научных исследований в области обучения современным способам оказания помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий», п. 1.11 ФЦП «Повышения безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» на 2008 год. — М.: ООО «е-Стаил Инжиниринг», 2008.

3. Гончаров С.Ф., Рябинкин В.В., Макаров Е.П. Виды медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, при дорожно-транспортных и других происшествиях// «Медицина катастроф» № 2 (62), 2008, С. 5.

Сведения об авторах_

Тимур Ибрагимович Афлятунов: научный сотрудник Центра культуры безопасности жизнедеятельности ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ).

Роман Александрович Дурнев: заместитель начальника ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), д.т.н.

Александр Федорович Хоруженко: главный научный сотрудник Центра культуры безопасности жизнедеятельности ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), д.м.н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.