ПРОБЛЕМЫ ПРОЦЕССА ВНЕДРЕНИЯ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ Ионина Надежда Александровна, студент (e-mail: [email protected]) Крылов Василий Евгеньевич, к.физ.-мат.н., доцент Владимирский государственный университет, г.Владимир, Россия
(e-mail: [email protected])
В статье раскрывается понятие бюджетирования и проблемы внедрения бюджетирования на предприятии.
Ключевые слова: бюджет, бюджетирование, процесс бюджетирования, проблемы внедрения бюджетирования на предприятие.
В настоящее время деятельность предприятий, независимо от того какую форму собственности имеют и какой у них масштаб производства, зависит от качества принимаемых управленческих решений. Бюджетирование является одной из важных функций управления предприятием, а также является эффективным инструментом управления.
В узком смысле бюджетирование - это планирование, исполнение планов, контроль их исполнения и анализ.
В широком смысле под бюджетированием понимается производственно-финансовое планирование деятельности предприятия путем составления общего бюджета, а также бюджетов отдельных подразделений с целью определения их финансовых затрат и результатов.
Бюджет - является количественным показателем плана, который характеризует доходы и расходы предприятия и отдельных его подразделений, позволяющий определить финансовые результаты, а также капитал, который необходимо привлечь для достижения заданной цели.
Также бюджет определяют, как систему натуральных и стоимостных показателей, взаимосвязанных между собой, выстроенных по уровням управления.
Общий бюджет предприятия - это скоординированный по всем подразделениям и функциям план работы предприятия в целом, объединяющий отдельные виды бюджетов и характеризующий информационный поток для принятия и контроля управленческих решений в области финансового планирования.
Бюджетирование на предприятии заключается в том, что оно является основой планирования и принятия управленческих решений на предприятии, оценки всех направлений финансовой состоятельности предприятия, контроля управления материальными и денежными ресурсами, укрепления финансовой дисциплины и подчинения интересов отдельных структурных подразделений интересам предприятия в целом.
Бюджетирование позволяет руководству организации с очень сильной вероятностью оценить эффективность принимаемых решений, оптималь-
ным образом распределить ресурсы предприятия, намечать пути развития персонала и предприятия, а также избегать кризисных ситуаций.
Бюджетирование преследует следующие цели:
1) разработка концепции ведения бизнеса (миссии)
2) планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия на определенный период
3) оптимизация затрат и прибыли предприятия
4) координация - согласование деятельности различных подразделений предприятия
5) коммуникация - доведение плана до сведения руководителей разных уровней
6) мотивация руководителей на местах на достижение целей предприятия
7) контроль и оценка эффективности работы руководителей на местах путем сравнения фактических затрат с нормативами.
Основными функциями бюджетирования являются:
- анализ и контроль
- оценка деятельности предприятия
- планирование и координация
- принятие решений и делегирование полномочий.
Анализ и контроль. Они осуществляют регулярное сопоставление достигнутых результатов с запланированными, а анализ отклонений дает возможность своевременно принимать необходимые решения.
Оценка деятельности предприятия. Производится на основе исполнения показателей бюджета, которые могут служить одной их характеристик текущей деятельности организации и качества ее результатов.
Планирование и координация. Они составляют основу бюджетирования. С одной стороны, они конкретизируют стратегические планы организации, а с другой — консолидируют информацию тактического и оперативного характера, связывая стратегическую и оперативно-тактическую составляющие планирования. Посредством бюджетирования устанавливаются рамки, определенные финансовой политикой. Внутри рамок установленного бюджета принимаются все последующие управленческие решения.
Бюджеты на предприятии должны постоянно пересматриваться и корректироваться, чтобы установить объективность затрат по достижению поставленных целей.
Преимущества процесса бюджетирования:
1) побуждение к планированию. Начальная стадия составления бюджетов побуждает сотрудников предприятия планировать на будущее, учитывая все обстоятельства, определяя все расходы и определяя от чего они зависят. Такое предварительное планирование безусловно является преимуществом, так как заранее оно помогает определить жизнеспособность различных видов деятельности, состояние денежных средств, возможные убытки и прибыли;
2) выполняет координирующую роль. Составление вариантов бюджетов подразделений, а затем сведении их в общий бюджет помогает скоординировать не только действия подразделений предприятия, но и сотрудников;
3) выполняет организационную роль. В данной роли процесс бюджетирования помогает установить финансовую ответственность работников, осуществляющих контроль, делая их ответственными за успех или не выполнение заданий конкретными подразделениями;
4) способствует инициативе. Бюджеты устанавливают определенные стандарты, которые превращаются в цели, которые в свою же очередь нужно достичь, для того чтобы получить определенные доходы к определенным датам, сохранять расходы в согласованных пределах и поддерживать положительный баланс денежных средств. Таким образом, бюджетирование может способствовать тому, чтобы сотрудники старательнее выполняли свою работу;
5) представляет средство контроля. Поздние этапы, связанные с соблюдением бюджетов, дают возможность подразделениям предприятия осуществлять более строгий контроль за своей деятельностью.
Недостатки бюджетирования:
1) увеличивается объем бумажной работы. Бюджетирование неизбежно повлечет за собой массу бумажной работы в период, предшествующий составлению бюджетов, во время их составления и в последующий период, когда осуществляется текущий контроль за исполнением бюджетов, а также вероятны их изменения;
2) негибкость бюджета. Работа с бюджетом, выполняемая впервые, может содержать неточности. Например, подразделения или отделы, занимающиеся исследовательской работой, не вписываются в рамки негибкого бюджета, в то время как у других подразделений или направлений расходы тесно связаны с продажами. Иногда в процессе работы над бюджетом изменяются обстоятельства. Поэтому важно, чтобы бюджет не был совершенно неподвижным - должна оставаться возможность корректировать его как нужно и когда нужно;
3) затраты времени. Даже когда бюджетирование хорошо отлажено и поэтому выполняется в соответствии с установленными процедурами, все равно оно остается процессом, требующим затрат времени. Еще больше времени требуется на этапе внедрения, когда система разрабатывается, проверяется и отлаживается;
4) медленное продвижение.
Процедуры бюджетирования.
Процедуры бюджетирования в различных предприятиях различны, но большинство предприятий проделывает одинаковые шаги:
- составление прогноза продаж
- составление прогноза производства
- составление прогноза капиталовложений
- составление прогнозов подразделений
- получение бюджетным комитетом расходов
- составление основного бюджета
- утверждение отдельных бюджетов
- отчет об отклонениях
- корректирующие действия.
Проблемы бюджетирования в России не нова.
Не смотря на то, что внедрение бюджетирования в российских предприятиях дает множество различных преимуществ, опыт показывает, что этот процесс связан с рядом трудностей и проблем. Проблемы бюджетирования нужно неразрывно рассматривать с проблемами предприятия.
Наиболее часто встречающаяся проблема бюджетирования это дороговизна внедрения.
Многие исследователи данной проблемы сталкиваются с тем, что при анализе деятельности предприятия до и после внедрения бюджетирования эффективность работы снижалась, росли расходы связанные с привлечением нового персонала. При этом привлечение дополнительного персонала является неизбежным, та как в данный процесс должен быть вовлечен каждый сотрудник, имеющий свои обязанности. Это влечет за собой отсутствие достоверности плановых показателей и низкое качество составленных бюджетов.
Проблемы, возникающие в процессе внедрения бюджетирование носят в большинстве своем характер методологический и организационный, в частности:
1. Отсутствие методики точного планирования. В настоящее время разработано множество методик планирования показателей, методов их прогнозирования, но проблема состоит в том, что применяя их компания не может достичь точного результата, так как не все они подходят под конкретные потребности предприятия и поэтому из многообразия различных методов предприятию сложно выбрать наиболее подходящий. Для более точного результата нужно составить несколько вариантов бюджета и прогноза показателей.
2. Сложность выработки или отсутствие информации для составления бюджетов. Данная проблема говорит о том, что на предприятии отсутствует отлаженная система бухгалтерского учета и отчетности, а именно эти источники являются основой информационного обеспечения формирования системы бюджетов. Можно сделать вывод, что организация блока информационных отчетов в системе управленческого учета является одним из главных и первоочередных этапов на пути к разработке и внедрению бюджетирования.
3. Приоритет текущих целей перед стратегическими интересами компании. На предприятиях, где финансовая структура построена таким образом, что между центрами ответственности нет тесной связи и преобладает самостоятельность в действиях, возникает вероятность того, что для сотрудников, которые отвечают за результаты деятельности своего подраз-
деления , наиболее приоритетными станут краткосрочные цели, а не долгосрочные интересы предприятия.
4. Участие руководителей разных уровней в разработке бюджетов. Привлечение сотрудников к рассматриваемому процессу полезно с мотивационной точки зрения, так как если человек сам участвовал в формулировке задачи, четко понимает ее суть и принимает на себя ответственность за ее выполнение, то и справиться ему с ней будет гораздо легче. Для решения данной проблемы разработку и утверждение бюджетов ведут по принципу «сверху вниз», когда руководство составляет бюджеты, а менеджмент среднего звена рассматривает их и анализирует на возможность достижения запланированных показателей.
5. Проблемы выполнения планов. Обязательным моментом в планировании является то, что планы должны быть выполнимыми, иначе невыполнимая задача, поставленная перед сотрудником приведет к отсутствию усердия со стороны сотрудника.
6. Некорректность в формировании центров ответственности. Данная проблема может привести к путанице в обязанностях, конфликтам в коллективе сотрудников, что приводит к непродуктивности работы выстроенной системы бюджетирования. Необходимо четко распределять задачи, избегать повторения обязанностей и функций.
7. Разработка бюджетов в период экономической нестабильности и высокой инфляции. Во времена кризиса для экономики при значительных колебаниях инфляции предприятию непросто разрабатывать бюджеты, так как необходимо высокую точность в оценке будущих темпов инфляции, определить ее влияние на стоимостные оценки различных составляющих бюджета.
Изучив все вышеперечисленные проблемы внедрения бюджетирования необходимо сказать, что большую работу нужно проводить с персоналом предприятия, а именно рассказать обо всех его преимуществах, охарактеризовать каждую составляющую бюджетирования, то есть вовлечь персонал в данный процесс.
Необходимо разработать программу по обучению персонала возможностям программного обеспечения с целью минимизации непонимания разного рода механических операций и потери времени на их совершение.
Также руководителям необходимо продумать способы мотивации сотрудников.
На большинстве российских предприятий, уже использующих бюджетирование, данная система не в полной мере решает задачи управления, что обусловлено рядом проблем, которые значительно снижают эффект от внедрения бюджетирования.
Причины возникновения большинства проблем состоит в том , что при внедрении бюджетирования не используется системный подход; работы по разработке и внедрению бюджетирования осуществляются по остаточному принципу и в пассивной (наблюдательной) позиции руководства компании
в отношении данного инструмента управления, а также из-за несогласованности функций учета и планирования.
Список литературы
1. Щиборщ К.В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России/ К В. Щиборщ. - М.: ПРИОР, 2004. - 219 с.
2. Гольдфарб А. Г. Бюджетирование на предприятии: проблемы и пути их решения. Научно-технический сборник — № 71, 2013 год.
Ionina Nadezhda Aleksandrovna, student
(e-mail: [email protected]) Vladimir State University, Vladimir, Russia Krylov Vasily Evgenievich, candidate of physico-mathematical Sciences, associate
professor (e-mail: [email protected]) Vladimir State University, Vladimir, Russia PROBLEMS OF THE IMPLEMENTATION PROCESS OF BUDGETING AT THE
ENTERPRISE
Abstract. This article reveals the concept of budgeting and the problems of budgeting on the enterprise.
Keywords: budget, budgeting, process of budgeting, problems of budgeting on the enterprise.
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ НА ПРИМЕРЕ США И КИТАЯ Иполитова Индира Рамильевна, студент Уфимский государственный авиационный технический университет
(УГАТУ) (e-mail: [email protected])
В данной статье раскрываются особенности государственной поддержки в России, США и Китае. Господдержка сельского хозяйства за рубежом и в России - это сложный механизм, который включает инструменты воздействия на аграрный рынок, структуру сельскохозяйственного производства, социальную структуру села, межотраслевые и межхозяйственные отношения, доходы фермеров. Цель поддержки - создание стабильности экономических, правовых и социальных условий для развития сельского хозяйства.
Ключевые слова: Государственная поддержка, рентабельность сельского хозяйства, сельское хозяйство, США, Китай, Россия.
Главная проблема аграрной сферы экономики связана с низкой доходностью сельского хозяйства, необходимо повышение эффективности и конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции.
В настоящее время актуальной является проблема повышения в дальнейшем уровня эффективности сельскохозяйственной отрасли. Экономи-