Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОПОЖАРНОГО ОБУСТРОЙСТВА ЛЕСОВ В РАЙОНАХ ДОБЫЧИ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ'

ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОПОЖАРНОГО ОБУСТРОЙСТВА ЛЕСОВ В РАЙОНАХ ДОБЫЧИ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
добыча углеводородного сырья / лицензионные участки недр / лесные пожары / противопожарное обустройство лесов / противопожарные минерализованные полосы / extraction of hydrocarbon raw materials / licensed subsoil areas / forest fi res / fi reprevention arrangement of forests / fi re-prevention mineralized strips

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Андрей Евгеньевич Морозов, Наталья Витальевна Федорова, Мария Андреевна Морозова

В статье рассмотрены проблемы противопожарного обустройства лесов в районах добычи углеводородного сырья при осуществлении геологического изучения недр, разведки, добычи полезных ископаемых, строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов и сопутствующей этому заготовке древесины на примере Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Установлено, что большинство проблем обусловлено недостаточной определенностью либо отсутствием ряда обязательных требований в нормативно-правовых актах в области охраны лесов от пожаров, отсутствием нормативов противопожарного обустройства и комплексного подхода применительно к конкретным видам использования лесов в границах лицензионных участков недр. Предложен комплекс мероприятий, направленных на решение существующих проблем и повышение эффективности охраны лесов от пожаров на территории лицензионных участков недр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Андрей Евгеньевич Морозов, Наталья Витальевна Федорова, Мария Андреевна Морозова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FIRE PREVENTION IN FORESTS IN THE AREAS OF HYDROCARBON RAW MATERIALS EXTRACTION

The article discusses the problems of fi re prevention of forests in areas of hydrocarbon extraction during geological study of subsoil, exploration, min-ing, construction, reconstruction and operation of linear facilities and asso-ciated timber harvesting using the example of the Khanty-Mansiysk Auton-omous Okrug – Ugra. It has been established that most of the problems are due to insuffi cient certainty or the absence of several mandatory requirements in regulations in the fi eld of forest protection from fi res, the lack of fi re safety standards and an integrated approach in relation to specifi c types of forest use within the boundaries of licensed subsoil areas. А set of measures aimed at solving existing problems and increasing the effectiveness of protecting forests from fi res on the territory of licensed sub-soil areas has been proposed.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОПОЖАРНОГО ОБУСТРОЙСТВА ЛЕСОВ В РАЙОНАХ ДОБЫЧИ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ»

Леса России и хозяйство в них. 2024. № 2 (89). С. 96-109.

Forests of Russiфa and economy in them. 2024. № 2 (89). P. 96-109.

Научная статья

УДК 630*432

DOI: 10.51318/FRET.2024.89.2.011

ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОПОЖАРНОГО ОБУСТРОЙСТВА ЛЕСОВ В РАЙОНАХ ДОБЫЧИ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ

Андрей Евгеньевич Морозов1, Наталья Витальевна Федорова2,

Мария Андреевна Морозова3

1 2 Уральский государственный лесотехнический университет, Екатеринбург, Россия

3 Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина,

Екатеринбург, Россия

1 MorozovAE@m.usfeu.ru, http://orcid.org/0000-0002-2373-1151

2 natafedor@mail.ru, http://orcid.org/0009-0005-3754-8963

3 MorozovaMA1@yandex.ru, http://orcid.org/0009-0007-6174-0845

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы противопожарного обустройства лесов в районах добычи углеводородного сырья при осуществлении геологического изучения недр, разведки, добычи полезных ископаемых, строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов и сопутствующей этому заготовке древесины на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Установлено, что большинство проблем обусловлено недостаточной определенностью либо отсутствием ряда обязательных требований в нормативно-правовых актах в области охраны лесов от пожаров, отсутствием нормативов противопожарного обустройства и комплексного подхода применительно к конкретным видам использования лесов в границах лицензионных участков недр.

Предложен комплекс мероприятий, направленных на решение существующих проблем и повышение эффективности охраны лесов от пожаров на территории лицензионных участков недр.

Ключевые слова: добыча углеводородного сырья, лицензионные участки недр, лесные пожары, противопожарное обустройство лесов, противопожарные минерализованные полосы

Для цитирования: Морозов А. Е., Федорова Н. В., Морозова М. А. Проблемы противопожарного обустройства лесов в районах добычи углеводородного сырья // Леса России и хозяйство в них. 2024. № 2 (89). С. 96-109.

© Морозов А. Е., Федорова Н. В., Морозова М. А., 2024

Original article

PROBLEMS OF FIRE PREVENTION IN FORESTS IN THE AREAS OF HYDROCARBON RAW MATERIALS EXTRACTION

Andrey E. Morozov1, Natalia V. Fedorova2, Maria A. Morozova3

1 2 Ural State Forest Engineering University, Yekaterinburg, Russia

3 Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russia

1 MorozovAE@m.usfeu.ru, http://orcid.org/0000-0002-2373-1151

2 natafedor@mail.ru, http://orcid.org/0009-0005-3754-8963

3 MorozovaMA1@yandex.ru, http://orcid.org/0009-0007-6174-0845

Abstract. The article discusses the problems of fire prevention of forests in areas of hydrocarbon extraction during geological study of subsoil, exploration, min-ing, construction, reconstruction and operation of linear facilities and asso-ciated timber harvesting using the example of the Khanty-Mansiysk Auton-omous Okrug - Ugra.

It has been established that most of the problems are due to insufficient certainty or the absence of several mandatory requirements in regulations in the field of forest protection from fires, the lack of fire safety standards and an integrated approach in relation to specific types of forest use within the boundaries of licensed subsoil areas.

А set of measures aimed at solving existing problems and increasing the effectiveness of protecting forests from fires on the territory of licensed sub-soil areas has been proposed.

Keywords: extraction of hydrocarbon raw materials, licensed subsoil areas, forest fires, fire-prevention arrangement of forests, fire-prevention mineralized strips

For citation: Morozov A. E., Fedorova N. V., Morozova M. A. Problems of fire prevention in forests in the areas of hydrocarbon raw materials extraction // Forests of Russia and economy in them. 2024. № 2 (89). P. 96-109.

Введение

Одной из важных задач охраны лесов от пожаров является предупреждение их возникновения и распространения. В соответствии с Лесным ко -дексом РФ (2006) противопожарное обустройство лесов является частью мер по предупреждению лесных пожаров наряду с обеспечением средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Вопросам совершенствования противопожарного обустройства лесов посвящен ряд работ (Залесов и др., 2010; Платонов и др., 2018; Противопожарное устройство... 2020; Платонов, 2020; Совершенствование..., 2018). Вместе с тем проблемы противопожарного обустройства лесов в районах добычи углеводородного сырья с учетом специфики их использования, на наш взгляд, требуют дальнейшего всестороннего анализа, что делает актуальным проведение исследований в этом направлении.

Цель, методика и объекты исследования

Цель исследования - анализ проблем противопожарного обустройства лесов в районах добычи углеводородного сырья и разработка комплекса мероприятий по повышению эффективности противопожарного обустройства лесов.

В процессе исследований проведен анализ около трех тысяч договоров аренды, проектов освоения лесов и годовых отчетов по охране лесов в отношении лесных участков, предоставленных в аренду для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов и сопутствующей этим видам использования лесов заготовки древесины в целях расчистки территорий от лесных насаждений для размещения объектов

нефтегазодобывающей инфраструктуры на территории ХМАО-Югры.

Исследования проведены на примере лицензионных участков пяти компаний-недропользователей, осуществляющих свою деятельность на землях лесного фонда ХМАО-Югры в подзоне средней тайги. Основным видом экономической деятельности данных компаний является геологическое изучение недр, разведка и добыча полезных ископаемых. Исследуемые лесные участки отнесены к эксплуатационным лесам. В соответствии с приказом Минприроды России от 18.08.2014 г. № 367 исследуемые лицензионные участки недр расположены в Западно-Сибирском средне-таежном равнинном районе.

Результаты и обсуждение

Меры противопожарного обустройства лесов перечислены в ст. 53.1 Лесного кодекса РФ (2006) и в Постановлении Правительства РФ от

16.04.2011 г. № 281. Нормативы противопожарного обустройства лесов установлены приказом Рослесхоза от 27.04.2012 г. № 174 и дифференцированы по лесным районам и категориям целевого назначения лесов, но не учитывают виды использования лесов, что является, на наш взгляд, их недостатком.

Нормативы противопожарного обустройства на 1000 га площади эксплуатационных лесов Западно-Сибирского средне-таежного равнинного района приведены в табл. 1. Объемы противопожарного обустройства лесов в границах арендуемых лесных участков исследуемых компаний-недропользователей представлены в табл. 2.

Как показали результаты исследований, из пяти анализируемых компаний-недропользователей только у одной наблюдается невыполнение нормативов противопожарного обустройства в части устройства и прочистки противопожарных минерализованных полос. Все остальные нормативы, установленные приказом Рослесхоза от

27.04.2012 г. № 174, недропользователями выполняются и перевыполняются.

Кроме того, недропользователи осуществляют строительство и эксплуатацию вертолетных площадок и пожарных водоемов, не предусмотренные

приказом Рослесхоза от 27.04.2012 г. № 174 для данного лесного района и целевого назначения лесов.

Вертолетные площадки используются для доставки людей и грузов на труднодоступные участки, например, геологоразведочные скважины, и на наиболее ответственные производственные объекты на этапах обустройства и эксплуатации месторождений. Вертолеты используются также для патрулирования магистральных и иных трубопроводов, относящихся к опасным производственным объектам, служат для оперативной переброски сил и средств пожаротушения к местам возгораний, для эвакуации работников при возникновении чрезвычайных и аварийных ситуаций и решения целого ряда других специальных задач.

Вместе с тем существующие нормативные требования обязывают недропользователей ликвидировать вертолетные площадки на разведочных скважинах по завершении их бурения и испытания и, соответственно, истечения срока краткосрочной аренды лесных участков, что является серьезным упущением. Древесные настилы на вертолетных площадках не несут опасности для окружающей среды и могли бы использоваться и после завершения краткосрочной аренды площадок разведочных скважин как объекты лесной инфраструктуры, необходимой для целей охраны лесов от пожаров. Наличие на удаленных и труднодоступных участках лесного фонда вертолетных площадок позволило бы более эффективно осуществлять в случае необходимости переброску сил и средств для тушения лесных пожаров.

Наличие пожарных водоемов на территории лицензионных участков недр объясняется требованиями по обеспечению мер пожарной безопасности на объектах нефтегазодобычи. Существующие пожарные водоемы подготовлены согласно требованиям. Оборудованы подъезды для забора воды, площадки с твердым покрытием для заправки пожарной техники водой, установлены аншлаги.

Кроме того, на территории лесного фонда исследуемого района имеется большое количество водных объектов, в связи с чем создание противопожарных водоемов не предусматривается планами мероприятий по противопожарному

обустройству лесов. В случае острой необходимости для дополнительного забора воды возможно использование затопленных гидронамывных карьеров добычи песка.

Количество пунктов сосредоточения пожарного инвентаря (далее - ПСПИ) по всем анализи-

руемым компаниям составляет 18 шт. Все ПСПИ оснащены средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, противопожарным инвентарем и оборудованием согласно нормам обеспеченности на 100 %.

Таблица 1 Table 1

Нормативы противопожарного обустройства на 1000 га площади эксплуатационных лесов Западно-Сибирского средне-таежного равнинного района Fire safety standards per 1000 hectares of exploitation forest area of the West Siberian mid-taiga plain region

Меры противопожарного обустройства лесов Fire prevention measures for forests Ед. изм. Unit change Норматив Standard

Установка и размещение стендов Installation and placement of stands шт. Pc. Не менее 1 на лесничество At least 1 on forestry

Установка плакатов Installing posters шт. Pc. 0,0014

Установка объявлений, аншлагов и других объявлений и указателей Installation of ads, full houses, and other ads and signs шт. Pc. 0,0036

Лесные дороги для охраны лесов от пожаров, строительство и эксплуатация Forest roads to protect forests from fires, construction and operation км km 0,0006*

Устройство и прочистка противопожарных минерализованных полос Installation and cleaning of fire-fighting mineralized strips км km 0,0160

Строительство, реконструкция и эксплуатация пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря Construction, reconstruction and operation of fire-fighting equipment concentration points шт. Pc. 0,0015

Устройство подъездов к источникам противопожарного водоснабжения Installation of entrances to sources of fire-fighting water supply шт. Pc. 0,0100

Снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий Reducing the natural fire danger of forests by regulating the species composition of forest plantations and carrying out sanitary and health measures га ha В соответствии с Лесными планами субъектов РФ, Лесохозяйственными регламентами лесничеств и Планами тушения лесных пожаров на территории лесничеств In accordance with the Forest Plans of the subjects of the Russian Federation, Forestry regulations of forest areas and Plans for extinguishing forest fires in the territory of forests

Проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов Carrying out preventive controlled fire-fighting burning of brushwood, forest litter, dry grass and other forest combustible materials га ha 0,0330

* Норматив по строительству лесных дорог может корректироваться с учетом имеющейся плотности дорог всех назначений. Общая протяженность дорог в эксплуатационных лесах должна составлять 6 км/1000 га.

* The standard for the construction of forest roads can be adjusted taking into account the existing density of roads for all purposes. The total length of roads in operational forests should be 6 km/1000 ha.

Таблица 2 Table 2

Объемы противопожарного обустройства лесов на 1000 га площади, арендуемых компаниями - недропользователями лесных участков Volumes of fire-prevention arrangement of forests per 1000 hectares of area forest areas leased by subsoil use companies

Недропользователь Subsoil user Кол-во ПСПИ*, шт. Number of PSPI, pcs. Кол-во аншлагов, шт. Number of en-slags, pcs. Кол-во информационных стендов, шт. Number of information stands, pcs. Кол-во КПП**, шт. Number of gearboxes, pcs. Протяженность противопожарных минерализованных полос, км Length of fire-fighting mineralized strips, km Кол-во вертолетных площадок, шт. Number of helipads, pcs. Кол-во пожарных водоемов, шт. Number of fire reservoirs, pcs.

на 1000 га per 1000 ha на 1 договор аренды for 1 lease agreement

1 0,130 0,03 2,120 0,13 0,260 0,130 0,260 0,130

2 0,590 0,02 8,790 1,76 0,590 1,760 1,760 0,590

3 1,390 0,08 4,720 1,39 1,390 Нет данных 1,110 0,280

4 4,050 0,06 54,200 4,05 4,050 8,660 3,240 0,810

5 0,003 0,01 0,057 0,12 0,011 0,005*** 0,015 0,005

В среднем On average 1,230 0,04 13,980 1,49 1,260 2,111 1,280 0,360

* ПСПИ - пункт сосредоточения противопожарного инвентаря. ** КПП - контрольно-пропускной пункт.

*** Полужирным шрифтом показаны объемы работ ниже норматива.

* PSPI - the point of concentration of fire-fighting equipment. ** Checkpoint - checkpoint.

*** Bold font shows the amount of work below the standard.

Кроме того, компаниями-недропользователями сформированы пожарные команды из числа работников компаний. Число пожарных команд равно количеству имеющихся ПСПИ. Количество ПСПИ на один договор аренды составляет в среднем 0,04 шт. Относительно небольшое количество ПСПИ обусловлено тем, что указанные пункты оборудуются либо на опорных базах промыслов, либо на территории других крупных объектов (вблизи контор цехов по добыче нефти и газа, до-жимных или кустовых насосных станций и т. п.). В случае необходимости доставка противопожарного оборудования и инвентаря производится к местам возгорания наземным транспортом с ис-

пользованием сети внутрипромысловых автодорог в течение не более трех часов. Таким образом, нет необходимости размещать ПСПИ на каждом арендуемом лесном участке.

Помимо ПСПИ, на каждом лицензионном участке дополнительно имеются системы оповещения о пожаре и системы видеонаблюдения за производственными территориями и прилегающими к ним участками.

Строительство лесных дорог для охраны лесов от пожаров компаниями-недропользователями не предусматривается в связи с наличием на территории лицензионных участков достаточно разветвленной сети внутрипромысловых автодорог

с твердым покрытием. Эти дороги также, как и вертолетные площадки, построены на этапе обустройства месторождений. Они обеспечивают связь между производственными объектами и используются для доставки людей, техники и грузов к месту работ. В случае возникновения пожара имеющаяся дорожная сеть позволит обеспечить доставку сил и средств пожаротушения к месту пожара в сжатые сроки.

В настоящее время в границах лицензионных участков анализируемых компаний-недропользователей установлено 37 информационных стендов. Информационные стенды установлены в основном на опорных базах промыслов, вблизи контор цехов по добыче нефти и газа, вахтовых поселках и в иных местах наибольшей численности персонала. Стенды содержат информацию о мерах пожарной безопасности.

Доступ на месторождения осуществляется через контрольно-пропускные пункты, оборудованные средствами для осуществления контроля прохода людей и проезда транспортных средств на территорию в порядке, установленном пропускным режимом предприятия. Это обеспечивает регулирование пребывания граждан на территории участков, ограничивает доступ лиц, не являющихся работниками предприятия, и косвенно способствует обеспечению мер пожарной безопасности в лесах. Вместе с тем работники компаний, имея на руках пропуски, теоретически могут посещать территорию месторождений не только в рабочие, но и в выходные и праздничные дни, чем они иногда пользуются с целью сбора дикоросов, кедровых орехов и пр. Территория нефтепромыслов привлекает развитой дорожной сетью по сравнению с фоновыми территориями. Как показывают результаты наших исследований, основная доля лесных пожаров наблюдается в границах нефтепромыслов в 500-метровой зоне вдоль дорог, рек и ручьев и вокруг озер, что позволяет предположить, что причины возгораний связаны прежде всего с несоблюдением требований Правил пожарной безопасности в лесах местным населением и работниками предприятий в период времени, не связанный с выполнением своих служебных обязанностей. На территории месторождений

в целом отмечается повышенная горимость лесов по сравнению с фоновыми участками (Морозов, 2001, 2006, 2022).

Следует отметить, что прямого указания в нормативно-правовых актах на обязательность применения норм приказа Рослесхоза от 27.04.2012 г. № 174 в целях противопожарного обустройства арендуемых лесных участков нет. Обязанности по выполнению мероприятий по противопожарному обустройству лесов на территории арендуемых лесных участков проистекают из условий договоров аренды и проектов освоения лесов. Основными мероприятиями по противопожарному обустройству лесов, предусмотренными договорами аренды и проектами освоения лесов, являются мероприятия по устройству и расчистке противопожарных минерализованных полос и установке аншлагов. Однако указанные мероприятия выполняются недропользователями не в полном объеме. Например, устройство противопожарных минерализованных полос по всем анализируемым компаниям выполняется в среднем только на 22 % от запланированного объема, предусмотренного договорами аренды лесных участков. Объемы выполненных работ по установке аншлагов варьируют по анализируемым компаниям от 3,0 до 81,7 %, составляя в среднем 36,6 %.

Невыполнение недропользователями условий договоров аренды лесных участков в части устройства противопожарных минерализованных полос и установки аншлагов объясняется, на наш взгляд, тем, что договора аренды содержат нормы диспозитивного характера, устанавливаемые самими участниками правовых отношений по использованию и сохранению лесов. Практика показывает, что некоторые недропользователи рассматривают мероприятия по противопожарному обустройству лесов, установленные договорами аренды лесных участков и проектами освоения лесов, как не обязательные к исполнению. Вместе с тем 01.09.2023 г. вступил в силу приказ Минприроды России от 23.03.2023 г. № 141, в соответствии с которым договор аренды лесного участка может быть досрочно расторгнут по решению суда в случае невыполнения арендатором мероприятий по охране лесов от пожаров в объеме

и сроки, которые предусмотрены проектом освоения лесов, проектом лесовосстановления, проектом лесоразведения, сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации, планом тушения лесных пожаров.

Серьезной проблемой является то, что объемы работ по устройству и расчистке противопожарных минерализованных полос, включаемые в договора аренды лесных участков арендодателем, зачастую не основаны на требованиях конкретных нормативно-правовых актов и теоретически могут быть обжалованы в судебном порядке недропользователями.

Кроме того, конкретные места проведения мероприятий по устройству противопожарных минерализованных полос в договорах аренды, как правило, не указываются и оставляются на усмотрение разработчиков проектов освоения лесов и арендаторов лесных участков. В свою очередь, проектировщики и арендаторы в своих решениях могут руководствоваться Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 г. № 1614 (далее - Правила пожарной безопасности в лесах), а также иными нормативно-правовыми актами, включая Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479 (далее - Правила противопожарного режима в Российской Федерации), приказ Минприроды России от 07.07.2020 г. № 417, приказ Минприроды России от 10.07.2020 г. № 434.

Правила пожарной безопасности в лесах (2020) содержат достаточно обширный набор требований, дифференцированных по видам использования лесов, в том числе требования при проведении рубок лесных насаждений, при выполнении работ по геологическому изучению недр, разведке и добыче полезных ископаемых, а также при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, связи, трубопроводов. Этим же документом установлены обязательные требования по устройству противопожарных минерализованных полос при проведении рубок лесных насаждений. Указанные требования включают обязанность лесопользователя отделять противопожарными минерализованными полосами шириной не менее 1,4 м:

- штабеля и поленницы с заготовленной древесиной, оставляемой на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона (при этом в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах требуется отделять места складирования древесины двумя минерализованными полосами, прокладываемыми на расстоянии 5-10 м одна от другой);

- места рубки (лесосеки) в хвойных равнинных лесах на сухих почвах с оставленной на период пожароопасного сезона заготовленной древесиной, а также с оставленными на перегнивание порубочными остатками. Места рубок (лесосеки) площадью свыше 25 га должны быть, кроме того, разделены противопожарными минерализованными полосами указанной ширины на участки площадью не более 25 га.

Требования Правил пожарной безопасности в лесах (2020) при выполнении работ по геологическому изучению недр, разведке и добыче полезных ископаемых в период пожароопасного сезона содержат обязанность лесопользователя проложить по границам территорий, отведенных под буровые скважины и другие сооружения, противопожарную минерализованную полосу шириной не менее 1,4 м и содержать ее в очищенном от горючих материалов состоянии. При этом указанным документом не конкретизирован перечень объектов нефтегазодобывающей инфраструктуры (обозначенных в правилах как «другие сооружения»), которые необходимо отделять противопожарными минерализованными полосами. Следует отметить, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.04.2022 г. № 1084-р утвержден обширный перечень объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, который включает порядка 116 различных объектов, не считая объектов, которые являются неотъемлемой технологической частью основных объектов, предусмотренных в утвержденных в установленном порядке технических проектах разработки месторождений, технических проектах строительства

и эксплуатации подземных сооружений, технических проектах ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами. Все эти объекты, согласно требованиям Правил пожарной безопасности в лесах (2020), должны отделяться от лесных насаждений противопожарными минерализованными полосами. С одной стороны, на практике недропользователи зачастую пренебрегают выполнением этой обязанности ввиду отсутствия конкретных требований в правилах. С другой стороны, очевидно, что некоторые объекты капитального строительства, не связанные с созданием лесной инфраструктуры, в силу своих конструктивных особенностей сами могут использоваться как противопожарные барьеры и не требуют отделения противопожарными минерализованными полосами, например канавы водоотводные и нагорные, водосборники и зумпфы, траншеи капитальные, водоемы противопожарные и пр.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В то же время ряд объектов обустройства месторождений, например, кустовые площадки эксплуатационного бурения скважин, еще на этапе строительно-монтажных работ обязательно ограждаются по периметру обвалованием из грунта, которое исключает необходимость устройства противопожарных минерализованных полос, отделяющих указанные объекты от лесных насаждений. В целях водоотведения и дренажа территории кустовые площадки с внешней стороны обвалования могут иметь нагорные и водоотводящие канавы. Таким образом, требования отделять кустовые площадки от лесных насаждений противопожарными минерализованными полосами нередко избыточны. Исключение могут составлять только кустовые площадки, на обваловании которых уже сформировалась сомкнутая древесно-кустарнико-вая и травянистая растительность.

При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, связи, трубопроводов Правила пожарной безопасности в лесах (2020) требуют прокладывать противопожарные минерализованные полосы шириной 2,0-2,5 м только вокруг строений, а также вокруг колодцев на трубопроводах, что не всегда достаточно.

Например, известны случаи, когда обрыв линий электропередач приводил к короткому замыканию и падению искрящих проводов на сухую траву и ее возгоранию. Отсутствие же противопожарной минерализованной полосы по границам технологического коридора линейного объекта вызывало распространение огня на прилегающие лесные насаждения.

Правилами пожарной безопасности в лесах (2020) также установлено требование к лицам, владеющим, пользующимся или распоряжающимся территорией, прилегающей к лесу (покрытым лесной растительностью землям), обеспечивать ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 м от границ территории и (или) леса либо отделять противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м или иным противопожарным барьером. Аналогичная норма содержится в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации (2020). Однако в указанных нормативных документах не конкретизировано, о каких категориях земель по целевому назначению идет речь - о землях лесного фонда или иных категорий тоже.

Невыполнение обязательных требований по обеспечению мер пожарной безопасности в лесах является административным правонарушением и влечет наложение на лесопользователя административной ответственности по ст. 8.32, 8.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (2001) при условии, что вина лесопользователя будет доказана. Выявление нарушений обязательных требований осуществляется в рамках контрольно-надзорной деятельности уполномоченными органами. Однако привлечение виновных лиц к административной ответственности усложняется тем, что Лесной кодекс РФ (2006), Правила пожарной безопасности в лесах (2020), приказ Минприроды России от 07.07.2020 г. № 417, а также приказ Минприроды России от 10.07.2020 г. № 434 не содержат прямых требований устройства противопожарных минерализованных полос при использовании лесов в целях

осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, а также при осуществлении строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов. В ряде случаев прямая обязанность лесопользователя по устройству противопожарных минерализованных полос из требований вышеперечисленных нормативно-правовых актов не возникает.

В соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 07.07.2020 г. № 417 лица, использующие леса в целях геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, обеспечивают регулярное проведение очистки используемых лесов и примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления отходами производства и потребления. Согласно приказу Минприроды России от 10.07.2020 г. № 434 при использовании лесов в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов не допускается захламление прилегающих территорий строительным и бытовым мусором, отходами древесины. Несмотря на очевидность требований данных приказов, понятие «прилегающая территория» законодательно не определено и носит субъективный характер. Ширина опушечной зоны, подлежащей расчистке от захламленности, нормативно-правовыми актами не установлена, в связи с чем отсутствуют законные основания для нормирования объемов мероприятий по расчистке лесов от захламленности в договорах аренды и проектах освоения лесов.

В свою очередь, очистка мест рубок от порубочных остатков, которую можно рассматривать как часть мероприятий по обеспечению соблюдения требований пожарной безопасности в лесах, осуществляется в соответствии с приказом Минприроды России от 17.01.2022 г. № 23. Невыполнение мероприятий по очистке мест рубок влечет за собой ответственность по ст. 8.31 и 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (2001). Набирающий популярность при разрубке и расчистке трасс линейных объектов способ очистки мест рубок в виде измельчения и равномерного разбрасывания по площади измельченных порубочных остатков (так

называемое мульчирование) становится камнем преткновения в спорах между недропользователями и органами исполнительной власти, уполномоченными в области лесных отношений. Проблема заключается в том, что в нормативных актах отсутствуют четкие требования к максимально допустимому размеру измельченных порубочных остатков и максимальной толщине «мульчирующего слоя» на поверхности почв и грунтов. Сам термин «мульчирование», заимствованный из области сельского хозяйства, для целей очистки мест рубок правовыми актами не установлен и является не совсем удачным, поскольку в рассматриваемых нами случаях данный способ преследует прежде всего цель - решить проблему размещения лесосечных отходов, а не улучшения почвенно-расти-тельных условий. Нередки случаи, когда недропользователь, «измельчив» порубочные остатки бензопилами, пытается выдать это за мульчирование. Толщина слоя измельченных порубочных остатков при этом может достигать более десяти, а в некоторых случаях - несколько десятков сантиметров, что, по сути, создает запас дров для будущего лесного пожара.

Риск возникновения и распространения лесных пожаров определяется также противопожарными расстояниями от границ тех или иных объектов нефтегазодобывающей инфраструктуры до лесных насаждений.

Существенная проблема, на наш взгляд, заключается в том, что Федеральным законом от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», нормирующим противопожарные расстояния, для целого ряда пожароопасных объектов нефтегазодобывающей инфраструктуры, таких как факелы для сжигания попутного нефтяного газа, площадки разведочного и эксплуатационного бурения скважин, дожимные и кустовые насосные станции, центральные пункты сбора продукции, противопожарные расстояния до границ лесных массивов не установлены.

С учетом вышеизложенного в целях повышения эффективности охраны лесов от пожаров в районах добычи углеводородного сырья целесообразно рекомендовать следующее.

1. Дополнительно дифференцировать нормативы противопожарного обустройства лесов по видам их использования.

2. Включать вертолетные площадки для обслуживания объектов геологоразведки в перечень объектов лесной инфраструктуры в проектах освоения лесов с целью их сохранения и исключения необходимости демонтажа по завершении использования и истечения срока действия договоров аренды лесных участков.

3. Дополнить Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» нормативами противопожарных расстояний от ряда объектов нефтегазодобывающей инфраструктуры до границ лесных массивов, таких как факелы для сжигания попутного нефтяного газа, площадки разведочного и эксплуатационного бурения скважин, дожимные насосные станции, кустовые насосные станции, центральные пункты сбора продукции и иных пожароопасных объектов.

4. Обязать собственников и пользователей линейных объектов осуществлять в целях соблюдения требований пожарной безопасности в лесах проводить периодическую расчистку территорий, примыкающих к границам технологических коридоров, от порубочных остатков и валежной древесины на расстоянии до 30 м от опушки в глубь леса с каждой стороны внутрипромысловых автодорог и до 10 м с каждой стороны технологических ко -ридоров высоковольтных линий. В кулисах фраг-ментированных линейными объектами лесных насаждений шириной менее 70 м указанные мероприятия необходимо проводить по всей ширине кулисы. Закрепить понятие «прилегающая территория» применительно к объектам нефтегазодобывающей и линейно-транспортной инфраструктуры с указанием конкретных расстояний от границ объектов в соответствующих нормативно-правовых актах в области использования и охраны лесов и охраны земель.

5. Разработать перечень обязательных требований по проектированию единой системы мероприятий по охране лесов от пожаров на переданных в аренду в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых

и в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов на лесных участках в проектах освоения лесов, а также в проектной документации на обустройство месторождений. Мероприятия по охране лесов от пожаров должны быть систематизированы и унифицированы во всех видах проектной документации, предусматривающей их наличие, а также в проектах противопожарного обустройства лесов в границах лицензионных участков недр.

6. Закрепить на законодательном уровне обязанность всех недропользователей разрабатывать проекты противопожарного обустройства арендуемых лесных участков в границах лицензионных участков недр, для чего внести необходимые изменения в Лесной кодекс РФ, Правила пожарной безопасности в лесах, Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. Проектные решения должны предусматривать установку систем видеонаблюдения за лесными пожарами типа «Лесоохранитель», а при высокой пожарной опасности - использование беспилотных летательных аппаратов для патрулирования территории вдоль линейных и вблизи иных пожароопасных объектов.

7. Разработать перечень обязательных требований и нормативов устройства противопожарных минерализованных полос в границах арендуемых лесных участков при осуществлении использования лесов в целях геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, а также в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов с привязкой к конкретным объектам обустройства месторождений.

8. Разработать обязательные требования к размерам и толщине слоя измельченных порубочных остатков при использовании способа их равномерного разбрасывания по расчищаемой от лесных насаждений территории технологического коридора линейного объекта.

9. Включить в перечень обязательных требований Правил пожарной безопасности в лесах (2020) требования к содержанию в рабочем состоянии, своевременному ремонту и реконструкции переездов для пожарной техники на трубопроводах.

Выводы

Добыча углеводородного сырья на землях лесного фонда в силу своей специфики требует особого подхода к противопожарному обустройству лесов. Существующие сегодня нормативы и требования законодательства в этой области противоречивы, недостаточно конкретны и не способствуют эффективной охране лесов от пожаров в границах лицензионных участков недр. В целях повышения эффективности предупреждения возникновения

и распространения лесных пожаров по территории нефтепромыслов необходимо внести ряд изменений в действующее законодательство, регулирующее охрану лесов от пожаров, унифицировать и систематизировать проектные решения по противопожарному обустройству лесов во всех типах проектной документации, обязать недропользователей в обязательном порядке разрабатывать проекты противопожарного обустройства лицензионных участков недр.

Список источников

Залесов С. В., Магасумова А. Г., Новоселова Н. Н. Организация противопожарного устройства насаждений, формирующихся на бывших сельскохозяйственных угодьях // Вестник Алтайск. гос. аграрн. ун-та. 2010. № 4 (66). С. 60-63.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ. М., 2001. 648 с.

Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 г. № 200-ФЗ. М., 2006. 112 с.

Морозов А. Е. Горимость лесов в районе интенсивной нефтедобычи // Социально-экономические и экологические проблемы лесного комплекса : тез. докл. междунар. науч.-техн. конф. Екатеринбург : УГЛТА, 2001. С. 169-170.

Морозов А. Е. Состояние горимости лесов в районе интенсивной нефтегазодобычи // Актуальные проблемы биологии и экологии : матер. XIII молодежн. науч. конф. Ин-та биологии. Сыктывкар, 3-7 апреля 2006 г. Сыктывкар, 2006. С. 98-101.

Морозов А. Е. Научная организация использования и сохранения лесов в районах добычи углеводородного сырья (на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры) : дис. ... д-ра с.-х. наук. Екатеринбург, 2022. 710 с.

Платонов Е. Ю., Залесова Е. С., Белов Л. А. Противопожарное обустройство лицензионных участков ПАО «НК Роснефть» на примере Сургутского лесничества // Леса России и хозяйство в них. 2018. № 3 (66). С. 58-65.

Платонов Е. Ю. Научное обоснование системы противопожарного устройства лесного фонда в районах нефтегазодобычи (на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры) : автореф. дис. ... канд. с.-х. наук. Екатеринбург, 2020. 20 с.

Постановление Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 г. № 1614 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах». М., 2020. 14 с.

Постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2011 г. № 281 «О мерах противопожарного обустройства лесов». М., 2011. 1 с.

Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации». М., 2020. 88 с.

Противопожарное устройство населенных пунктов на примере пос. Приозерный / Р. Б. Малицкий, Н. М. Фирсов, Е. Ю. Платонов [и др.] // Леса России и хозяйство в них. 2020. № 1 (72). С. 22-31.

Приказ Минприроды России от 28.03.2014 г. № 161 «Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов». М., 2014. 30 с.

Приказ Минприроды России от 18.08.2014 г. № 367 «Об утверждении Перечня лесорастительных зон Российской Федерации и Перечня лесных районов Российской Федерации». М., 2014. 31 с.

Приказ Минприроды России от 07.07.2020 г. № 417 «Об утверждении Правил использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых и Перечня случаев использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута». М., 2020. 9 с.

Приказ Минприроды России от 10.07.2020 г. № 434 «Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута». М., 2020. 9 с.

Приказ Минприроды России от 23.03.2023 г. № 141 «О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 июля 2020 г. № 542 «Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков». М., 2023. 9 с.

Приказ Минприроды России от 17.01.2022 г. № 23 «Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их выполнения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта заключительного осмотра лесосеки и порядка заключительного осмотра лесосеки». М., 2022. 19 с.

Приказ Рослесхоза от 27.04.2012 г. № 174 «Об утверждении Нормативов противопожарного обустройства лесов». М., 2012. 43 с.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.04.2022 г. № 1084-р Об утверждении перечня объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов. URL: https://docs.cntd.ru (дата обращения: 01.02.2024).

Совершенствование противопожарного обустройства лесов Российской Федерации / Ю. З. Шур, А. А. Степченко, Е. Н. Горовая [и др.] // Труды Санкт-Петербургского научно-исследовательского института лесного хозяйства. 2018. № 3. С. 54-65.

Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». М., 2008. 142 с.

References

Code of the Russian Federation on Administrative Offenses dated December 30, 2001 № 195-FZ. M., 2001. 648 p.

Decree of the Government of the Russian Federation dated April 16, 2011 № 281 "On measures for fire prevention in forests". M., 2011. 1 p.

Decree of the Government of the Russian Federation dated October 7, 2020 № 1614 "On approval of fire safety rules in forests". M., 2020. 14 p.

Decree of the Government of the Russian Federation dated September 16, 2020 № 1479 "On approval of the Fire Regulations in the Russian Federation". M., 2020. 88 p.

Decree of the Government of the Russian Federation dated 30.04.2022 No. 1084-p On Approval of the List of Capital Construction Facilities Not Related to the Creation of Forest Infrastructure for Protective Forests, Oper-ational Forests, Reserve Forests. URL: https://docs.cntd.ru (accessed 02.01.2024). (In Russ.)

Federal Law of July 22, 2008 № 123-FZ "Technical Regulations on Fire Safety Requirements". M., 2008. 142 p.

Fire protection systems in populated areas using the example of the village. Priozerny / R. B. Malitsky, N. M. Firsov, E. Y. Platonov [et al.] // Forests of Russia and management in them. 2020. № 1 (72). P. 22-31. (In Russ.)

Forest Code of the Russian Federation dated December 4, 2006 № 200-FZ. M., 2006. 112 p.

Morozov A. E. Burnability of forests in the area of intensive oil extraction // Socio-economic and environmental problems of the forestry complex : Abstracts of reports of the international scientific and technical conference. Yekaterinburg : UGLTA, 2001. P. 169-170. (In Russ.)

Morozov A. E. Scientific organization of the use and conservation of forests in areas of hydrocarbon extraction (on the example of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra) : Diss. ... doctors of agricultural sciences Sci. Yekaterinburg, 2022. 710 p.

Morozov A. E. The state of forest fires in the area of intensive oil and gas extraction // Materials of the XIII Youth Scientific Conference of the Institute of Biology "Current Problems of Biology and Ecology". Syktyvkar, April 3-7, 2006. Syktyvkar, 2006. P. 98-101. (In Russ.)

Order of Rosleskhoz dated April 27, 2012 № 174 "On approval of the Standards for fire safety management of forests". M., 2012. 43 p.

Order of the Ministry of Natural Resources of Russia dated 07.07.2020 № 417 "On approval of the Rules for the use of forests for geological study of subsoil, exploration and production of mineral resources and the List of cases of use of forests for the purpose of geological study of subsoil, exploration and production of mineral resources without provision of a forest plot, with or without the establishment of an easement". M., 2020. 9 p.

Order of the Ministry of Natural Resources of Russia dated August 18, 2014 № 367 "On approval of the List of forest vegetation zones of the Russian Federation and the List of forest areas of the Russian Federation". M., 2014. 31 p.

Order of the Ministry of Natural Resources of Russia dated January 17, 2022 № 23 "On approval of types of logging work, the order and sequence of their implementation, the form of the technological map of logging work, the form of the final inspection report of the cutting area and the procedure for the final inspection of the cutting area". M., 2022. 19 p.

Order of the Ministry of Natural Resources of Russia dated July 10, 2020 № 434 "On approval of the Rules for the use of forests for construction, reconstruction, operation of linear objects and the List of cases of use of forests for construction, reconstruction, operation of linear objects without the provision of a forest plot, with the establishment or without establishing an easement, a public easement". M., 2020.9 p.

Order of the Ministry of Natural Resources of Russia dated March 28, 2014 № 161 "On approval of types of means of preventing and extinguishing forest fires, standards for the provision of these means to persons using forests, standards for the availability of means of preventing and extinguishing forest fires when using forests". M., 2014. 30 p.

Order of the Ministry of Natural Resources of Russia dated March 23, 2023 № 141 "On introducing amendments to the order of the Ministry of Natural Resources and Ecology of the Russian Federation dated July 30, 2020 № 542 "On approval of standard lease agreements for forest areas". M., 2023.9 p.

Platonov E. Yu. Scientific substantiation of the forest fire protection system in oil and gas production areas (using the example of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra) : Author's abstract. diss. ...cand. agricultural Sci. Yekaterinburg, 2020. 20 p.

Platonov E. Yu., Zalesova E. S., Belov L. A. Fire safety equipment of licensed areas of PJSC NK Rosneft using the example of the Surgut forestry // Forests of Russia and management in them. 2018. № 3(66). P. 58-65. (In Russ.)

Improving the fire safety management of forests in the Russian Federation / Yu. Z. Shur, A. A. Stepchenko, E. N. Gorovaya [et al.] // Proceedings of the St. Petersburg Scientific Research Institute of Forestry. 2018. № 3. P. 54-65. (In Russ.)

Zalesov S. V., Magasumova A. G., Novoselova N. N. Organization of fire-prevention devices for plantings formed on former agricultural land // Vestnik Altaisk. state agrarian un-ta. 2010. № 4 (66). P. 60-63. (In Russ.)

Информация об авторах

А. Е. Морозов - доктор сельскохозяйственных наук, доцент, профессор; Н. В. Федорова - магистрант; М. А. Морозова - магистрант.

Author information

A. E. Morozov - Doctor of Agricultural Sciences, Associate Professor, Professor; N. V. Fedorova - Master's student; M. A. Morozova - Master's student.

Статья поступила в редакцию 05.02.2024; принята к публикации 01.03.2024. The article was submitted 05.02.2024; accepted for publication 01.03.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.