УДК 343.235.1
Р. С. Ягодин, П. А. Волков, Н. В. Демченко
Проблемы противодействия рецидивной преступности
Социальная сущность рецидива преступлений, как правило, свидетельствует о большой общественной опасности личности преступника, устойчивых антисоциальных установках, а нередко и о сформировавшемся преступном профессионализме. В статье рассматриваются тенденции роста преступности лиц, ранее совершивших преступления, причины и условия рецидивной преступности. Раскрываются меры по пресечению данного негативного социального феномена, выявляются перспективные пути совершенствования уголовного законодательства.
The social essence of relapse of crimes, as a rule, shows the great public danger of the criminal, steady antisocial installations, and often about the generated criminal professionalism. The article discusses trends in the growth of crime persons who have committed crimes, the causes and conditions of recidivism. Disclosed measures for the suppression of this negative social phenomenon, and identified promising ways of improvement of criminal legislation.
Ключевые слова: рецидивная преступность, рецидив, организованная преступность.
Key words: Recurrent criminality, relapse, organised crime.
Рецидивная преступность представляет собой один из наиболее опасных видов преступности. Ее повышенная общественная опасность обусловлена тем, что совершение лицом более одного преступления свидетельствует о том, преступник все более упорно стремится продолжать преступное поведение и в его сознании укрепляются преступные навыки, взгляды и убеждения.
На фоне снижения количества раскрытых преступлений за последние пять лет наметилась тенденция ежегодного роста преступности лиц, ранее совершавших преступления. Этой категорией лиц в 2014 г. совершено 632,3 тыс. преступлений, что в 1,2 раза больше, чем в 2010 г. (531 тыс.) [7].
В январе-августе 2015 г. зарегистрировано 1538,3 тыс. преступлений, или на 5,9 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Рост реги-
© Ягодин Р. С., Волков П. А., Демченко Н. В., 2016
153
стрируемых преступлений отмечен в 67 субъектах Российской Федерации, снижение - в 16 субъектах.
Выявлено 710 тыс. лиц, совершивших преступления (+5,4 %), удельный вес лиц без постоянного источника дохода в январе-августе 2015 г. увеличился с 65,9 до 66,5 %, а удельный вес ранее судимых лиц уменьшился с 31 до 28,9 %.
Каждое второе (54,1 %) расследованное преступление совершено лицами, ранее совершавшими преступления, почти каждое третье (30,7 %) - в состоянии алкогольного опьянения, каждое двадцать первое (4,8 %) - несовершеннолетними или при их соучастии [7].
Согласно сведениям УМВД России по Белгородской области, количество раскрытых преступлений, совершенных отдельными категориями лиц, за шесть месяцев 2015 г., составляет 4784, а 2014 г. - 4537, преступлений, совершенных ранее судимыми лицами в 2015 г. - 2477, а в 2014 г. - 2151.
Методика анализа рецидивной преступности предполагает изучение как количественных, так и качественных ее характеристик. Общепринятые подходы к такому изучению связаны прежде всего с анализом и оценкой уровня рецидивной преступности, который определяется количеством преступлений, совершенных лицами, ранее совершавшими преступления, и числом таких лиц. При этом (поскольку преступность, в том числе рецидивная, под влиянием различных взаимодействующих факторов постоянно меняется) необходимо изучение тенденций ее изменения, т. е. динамики преступности по определенным периодам (десятилетиям, пятилетиям, отдельным годам). Важно также определить регионы, где такая преступность получила наибольшее развитие, т. е. анализ географии рецидивной преступности. Выбор тех или иных объектов изучения определяется целями и задачами, стоящими перед исследователями. Но вместе с тем, когда речь идет о рецидивной преступности, непременным условием ее изучения является сравнительный анализ соотношения рецидивной и первичной преступности. Анализ предполагает расчет удельного веса (доли) рецидивной преступности в общем числе зарегистрированных преступлений, дела о которых закончены производством в отчетном периоде, и доли в общем числе выявленных преступников - тех, кто ранее совершал преступления.
Освободившись из мест лишения свободы, бывшие осужденные возвращаются в общество с приобретенными в заключении знаниями, которые не всегда носят положительный характер. Поэтому в данном случае государство должно обращать внимание на таких лиц, стремиться к тому, чтобы они вели правопослушный образ жизни и не совершали вновь преступлений.
154
Таким образом, рост «профессионализма» современных рецидивистов прежде всего связан с повышением степени общественной опасности совершаемых ими преступлений, которые в значительной мере сочетаются с ростом особо опасного рецидива.
Особенности, причины и условия рецидивной преступности зависят от типа криминального рецидива. Причины неоднократного совершения преступлений лицами, чья преступная деятельность оставалась без надлежащего реагирования правоохранительных органов, группируются вокруг такого мощнейшего криминогенного фактора, как безнаказанность.
Следует отметить, что успешная борьба с рецидивной преступностью предполагает применение не только взаимосвязанных и скоординированных правовых и организационных мер, но и одновременного осуществления мероприятий социального характера, направленных на устранение условий и причин, способствующих совершению преступлений лицами, ранее судимыми.
Основная работа в данном направлении выполняется органами внутренних дел, которые должны решать следующие задачи:
- выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений лицами, ранее судимыми, особенно теми из них, кто отбывал наказание в виде лишения свободы;
- обеспечение неотвратимости наказания, стимулирование у граждан законопослушного поведения;
- выявление и постановка на учет лиц, в том числе совершивших особо опасные преступления;
- осуществление контроля за своевременным прибытием, документированием и регистрацией лиц, освобождаемых из мест лишения свободы;
- создание и активное использование информационного банка данных о рецидивистах;
- оказание содействия в трудовом и бытовом устройстве лицам, отбывшим наказание;
- обязательный и постоянный постпенитенциарный контроль и надзор [4].
В деятельности органов внутренних дел по предупреждению рецидивной преступности можно выделить два основных направления профилактики рецидивной преступности:
1) установление причин и условий, способствовавших совершению судимыми лицами повторных преступлений, и принятие мер по их устранению в пределах своей компетенции;
2) контроль в пределах своей компетенции за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них в соответствии с законом
155
ограничений и участие в предусмотренных законом случаях в контроле за поведением осужденных, которым назначены виды наказания, не связанные с лишением свободы, либо наказание назначено условно [1].
На рецидив преступлений таких лиц во многом влияет неудовлетворительная обстановка в исправительных учреждениях, а именно:
- наличие отрицательно характеризующихся осужденных, которые негативным образом влияют на остальных заключенных, в том числе путем пропаганды средств и способов потребления наркотических средств;
- объективная невозможность привлечения всех осужденных к труду, особенно в колониях, находящихся за пределом городской черты;
- недостатки воспитательного воздействия;
- недостатки в системе лечения наркоманов и т. д. [6].
С целью предупреждения рецидива преступлений со стороны определенной категории освобождаемых или освобожденных лиц из мест лишения свободы Государственной думой был принят, а затем одобрен Советом Федерации Федеральный закон «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ (далее -Федеральный закон). В итоге же необходимо принятие законодательного акта, который определяет основания и условия индивидуальной работы с лицами, нуждающимися в интенсивном профилактическом воздействии со стороны правоохранительных органов, а также степень их ответственности за уклонение от соблюдения ограничений, устанавливаемых в судебном порядке, с одновременным внесением изменений в ведомственную нормативно-правовую базу, конкретизирующую организацию контроля за профилактиру-емыми лицами.
Примером комплексного подхода к снижению уровня рецидивной преступности на региональном уровне можно считать формирование и деятельность в Белгородской области комиссии УМВД по контролю и организации работы с ранее судимыми лицами.
По данным УФСИН России по Белгородской области из числа лиц, осужденных Белгородскими судами к наказаниям, не связанных с изоляцией от общества, 72 из них в период отбывания наказания совершили повторные преступления.
Также следует учитывать и тот факт, что согласно информации, представленной УФСИН России по Белгородской области, в 2013-2014 гг. на свободу из исправительных учреждений нашей области вышло 1302 осуждённых. При этом обобщенные данные свидетельствуют о том, что в большинстве случаев повторное совершение преступления допускается в
156
течение первых лет после освобождения. Это явление обосновывается тем, что профилактические меры, которые применяются в правоохранительной деятельности в настоящее время, свидетельствуют о наличии серьезных проблем.
Безусловно, не следует оставлять без внимания и происходящее в последнее время качественное ухудшение характеристик личности осужденных к лишению свободы, которые отбывают наказание за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. В отношении значительной части не удается достичь целей наказания, и они продолжают сохранять высокую степень общественной опасности после освобождения из исправительного учреждения.
Проблема социальной адаптации лиц, отбывающих уголовное наказание, всегда интересовала не только криминологов и специалистов уголовно-исполнительного права, но и все российское общество, поскольку она имеет как теоретическое, так и практическое значение.
У лиц, освободившихся из мест лишения свободы, низкий профессиональный уровень и неподготовленность в сложившихся экономических условиях к достойной конкуренции на рынке труда, поэтому они сталкиваются с большими проблемами в процессе трудоустройства. В результате это может способствовать повторному совершению преступлений.
Следует отметить, что УУУП и ПДН* УМВД России по Белгородской области в целях предупреждения рецидивной преступности в территориальные органы 2015 г. было направлено 20 организационно-распорядительных документов - указаний и обзоров о проведении различных мероприятий в части повышения эффективности контроля и профилактической работы с ранее судимыми лицами, в том числе ОПМ «Надзор», указаний по контролю за лицами, освобождающимися из исправительных учреждений.
Ежемесячно в отделы направляются списки лиц, освобождающихся из исправительных учреждений, во исполнение приказа УМВД России Белгородской области от 23.05.2013 № 238, которым утверждена «Инструкция по проведению мероприятий в отношении лиц, освобождённых из мест лишения свободы» ежедневно осуществляется контроль прибытия и постановки на учёт этих лиц после освобождения для установления административного надзора.
В целях исполнения распоряжения губернатора Белгородской области от 14 мая 2012 г. № 300-р «Об утверждении механизма взаимодействия заинтересованных органов по выявлению и социальной реабилитации (адаптации)
* Управление организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних.
неработающих и не имеющих постоянного источника доходов граждан», приказом УМВД России по Белгородской области от 6 декабря 2012 г. утверждена комиссия УМВД по контролю и организации работы с ранее судимыми лицами, утверждено положение данной комиссии, задачей которой является оценка результатов работы комиссий территориальных органов по профилактике ранее судимых, мерах по их социальной адаптации и трудоустройству.
Подводя итог, отметим, что противодействие преступности и такой ее наиболее опасной формы, как рецидивная преступность, является в настоящее время одной из важнейших задач политики государства. В современных условиях актуальна необходимость скорейшего разрешения данных проблем, что должно выражаться в разработке комплекса правоприменительных, общесоциальных и законодательных мер с учетом результативности их действия на допенитенциарной, пенитенциарной и постпенитенциарной стадиях уголовной ответственности.
Список литературы
1. Болотин В.С. Рецидивная преступность: параметры оценки, основные показатели и проблемы нормативно-правового регулирования деятельности по ее предупреждению // Политика и право. - 2008. - № 4. - С. 84-85.
2. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: в 2 т. (постатейный) / под ред. А.В. Бриллиантова. - 2-е изд. - М.: Проспект, 2015. - Т. 2. - 704 с.
3. Конституция Российской Федерации (прин. всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗРФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
4. Криминология: учеб. / под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма: Инфра-М, 2010. - 800 с.
5. Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: федер. закон от 06.04.2011 № 64 - ФЗ.
6. Родионов А.И. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, как мера предупреждения рецидивной преступности // Закон и право. - 2012. - № 6. - С. 70.
7. Состояние преступности январь-декабрь 2014 г.; январь-август 2015 г. -URL:http://mvd.ru/Presscenter/statistics/reports/item/1258312>
8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 № 63-ФЗ.