Бучаев С. М.
ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРОЦЕССУ ПРЕВРАЩЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРЕСТУПНИКА-ТЕРРОРИСТА
3.3. ПРОБЛЕМЫ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРОЦЕССУ ПРЕВРАЩЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРЕСТУПНИКА-ТЕРРОРИСТА
Бучаев Саид Маратович, аспирант кафедры уголовного права и криминологии Дагестанского государственного университета.
Место учебы: Дагестанский государственный
университет
Аннотация: В статье выделены факторы,
способствующие процессу превращения личности в преступника-террориста, определены меры
противодействия на общероссийском и региональном уровнях.
Ключевые слова: детерминанты, процесс превращения в преступника, личность преступника-террориста, региональное исследование.
THE PROBLEMS OF OPPOSITION TO THE PROCESS OF CONVERSION OF PERSONALITY TO THE CRIMINAL-TERRORIST
Buchaev Said Maratovich, an aspirant of the chair of criminal law and criminology of the Daghestan State University Study place: the Daghestan State University
Annotation: The article gives out factors, contributing to the process of conversion of personality to the criminal-terrorist, determines the measures of opposition at the all-russian and regional levels.
Keywords: determinants, the process of conversion to the criminal, personality of the criminal-terrorist, regional study.
В последние годы в Республике Дагестан распространенным явлением стало вовлечение молодежи в экстремистскую и террористическую деятельность организаторами и членами преступных экстремистских группировок. «Экстремистские структуры обладает по своей природе высоким потенциалом вовлечения молодежи в свои сети, располагают специальными силами, методами и средствами для развития экстремизма. Во всех республиках Северного Кавказа экстремисты создали свою разветвленную подпольную сеть, которая подпитывается из зарубежных стран. Именно материальная мощь незаконных вооруженных формирований, финансируемая иностранными государствами, способствует вовлечению молодежи в сети экстремистских сообществ»1. С каждым годом все больше и больше молодых людей «зомбируются», становятся заложниками преступных сообществ экстремистского толка. Опасным последствием «зомбирования» является готовность молодых людей жертвовать собой ради мнимых идеалов. Поэтому возникла необходимость создания эффективной системы предупреждения процесса превращения личности в преступника-террориста, способную противостоять современному экстремистскому
1 Зиядова Д.З., Крючков В.Г. Криминологический анализ экстремизма среди женщин в регионах Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. - 2013. - № 6. - С. 210-213.
натиску. Субъектами профилактики такой системы станут не только органы власти и управления, но и учебные коллективы, религиозные конфессии, ассоциации культуры и здравоохранения, общественность, средства массовой коммуникации. В системе предупреждения процесса превращения личности в преступника-террориста можно использовать возможности спонсорства, создавать общественные и частные фонды, направленные на защиту населения от терроризма и экстремизма.
В системе предупреждения процесса превращения личности в преступника-террориста можно выделить две линии: силовую и воспитательную, причем
приоритеты должны отдаваться именно воспитанию, формированию антиэкстремистского сознания. В деле противодействия важное значение имеет полицейская форма противодействия терроризму и экстремизму, то есть выявление, оперативная разработка, принятие быстрых и решительных мер правового характера. Но главное направление системы предупреждения процесса превращения личности в преступника-террориста - это формирование в общественном сознании установок на неприятие экстремистских взглядов. Поэтому в системе предупреждения процесса превращения личности в преступника-террориста особое место занимают образовательные учреждения и общественные организации. В свою очередь помощи нуждаются сами образовательные учреждения. Именно общеобразовательные учреждения, закладывая основы формирования личности, стоят на переднем плане противодействия формированию экстремистского поведения.
Одним из факторов превращения личности в террориста является иностранное влияние на образование, проникновение в регионы Российской Федерации экстремистов под видом преподавателей ислама. Ответственные работники муниципальных образований, сотрудники правоохранительных органов не владеют информацией о гражданах, выехавшим на обучение за рубеж, и тех, кто вернулся после обучения. Между тем существует реальная опасность идеологической «обработки» наших молодых людей в некоторых зарубежных учебных центрах. По нашему мнению, следует полностью запретить обучение молодых людей в исламских странах. Как правильно отмечает А.С. Ахмадулин, «первостепенной задачей является обучение и воспитание священнослужителей в рамках нашего государства»2 *.
Во многих муниципальных образованиях в идеологической работе, направленной против экстремистского нашествия, слабо участвуют работники правоохранительных органов,
представители педагогических коллективов,
ветеранских организаций, творческие и научные работники. Взаимодействие средств массовой коммуникации, правоохранительных органов, образовательных учреждений и общественных организаций по формированию антитеррористического и антиэкстремистского сознания среди учащихся, студентов и молодежи в целом является важным направлением системы предупреждения процесса превращения личности в преступника-террориста.
2 Ахмадулин А.С. Противодействие религиозному политическому
экстремизму // Законность. - 2011. - № 11. - С.40-43.
73
Бизнес в законе
1 ’2014
Сотрудники правоохранительных органов,
представители общественных, национальноэтнических организаций могут принимать непосредственное участие в правовой социализации молодежи, разъяснении молодежи истинных ценностей экстремистов и террористов. Важно формировать общественное мнение, действенно осуждающее террор и экстремистское поведение.
В системе противодействия превращению личности в преступника-террориста важное значение имеет разработка проблем по предупреждению и пресечению злоупотреблений должностными полномочиями со стороны чиновников, государственных деятелей, сотрудников
правоохранительных органов. Как правильно отмечает Т.Б. Басова, «следует разработать свод профессиональных правил поведения представителей государственной власти, судей, сотрудников правоохранительных органов, который содержал бы совокупность этических норм, сформулированных данным профессиональным сообществом и признанным регулировать его деятельность»3.
Существенным фактором превращения личности в террориста является духовный кризис, идеологический вакуум. В регионах Российской Федерации возникший вакуум заполнен идеологией, нетрадиционной для коренных народов, в основном идеологией экстремистского толка. Поэтому важнейшим направлением является пропаганда традиционного ислама. Как правильно отмечает А. Ахмадулин, «религии в целом должны объединять людей, способствовать сохранению гражданского мира. Поэтому необходимо преодолеть структурный раскол, объединить разрозненные исламские организации в рамках одного духовного управления, ликвидировать разделение верующих по национальному признаку и субъективные противоречия мусульманских лидеров»4. По нашему мнению, традиционный ислам при поддержке государства должен вытеснить радикальные учения, не характерные для регионов Российской Федерации.
Помимо объективных признаков, позволяющих определить возможность вовлечения в террористическую деятельность, важно учитывать субъективные признаки. К ним относятся такие характерологические черты личности, как доверчивость, внушаемость, неосмотрительность, наивность. Поэтому в системе противодействия превращению личности в преступника-террориста особую роль играет индивидуальное предупреждение. Объекты индивидуального предупреждения превращению личности в преступника-террориста -это лица, виктимные к формированию экстремистского сознания и поведения, к вовлечению в совершение преступлений террористической направленности.
Целью индивидуального противодействия
превращению личности в преступника-террориста является предотвращение или пресечение преступных действий конкретных лиц, направленных на склонение, вербовку, или иное вовлечение в совершение преступлений террористической
3 Басова Т.Б. Положение с коррупцией в органах внутренних дел (опыт криминологического исследования) // Преступность в России и борьба с ней: региональный аспект: Сб. статей. - М.: Рос. крим. ассоциация, 2003. - С. 79.
4 Ахмадулин А.С. Противодействие религиозному политическому экстремизму // Законность. - 2011. - № 11. - С.40-43.
74
направленности, финансирование и вооружение. В этом плане следует создать информационный банк данных о лицах, виктимных к вовлечению в террористическую деятельность. Оперативность и своевременность информационного взаимодействия являются залогом успеха пресечения, предупреждения процесса превращения личности в преступника-террориста.
Важную роль в противодействии превращению личности в преступника-террориста играют правоохранительные органы. Как правильно
отмечают ученые, для эффективной борьбы с терроризмом, необходим системный подход к
организации антитеррористической деятельности на государственном уровне. Согласно ФЗ «Об
оперативно-розыскной деятельности», оперативной работой занимаются подразделения ФСБ, МВД, МО, ГТК. При правильной постановке оперативной работы эти ведомства могли бы обеспечить своевременный и в достаточном объеме сбор и использование текущей оперативной информации, что позволило бы предупредить процесс превращения личности в преступника-террориста» 5
В некоторых странах созданы специализированные подразделения, непосредственно направленные на профилактику превращения личности в преступника-террориста. Такие структуры можно создать в системе прокуратуры во всех субъектах Российской Федерации. Это позволит совершенствовать меры противодействия процессу формирования
экстремистского сознания у различных категорий населения. Проведённое М. Крутиковым исследование показало, что «в сравнении с органами внутренних дел и службой судебных приставов рейтинг доверия прокуратуры находится на сравнительно высоком уровне во многих социальных слоях российского общества. Подобный рейтинг современной российской прокуратуры как института правовой социализации населения наделяет её способностью положительно влиять на рост уровня общественной правовой культуры»6. Как известно, эффективность мер противодействия превращению личности в преступника-террориста «определяется правовой активностью рядовых граждан, большинства населения, их нетерпимостью и принципиальностью позиции к правонарушителям»7.
Важнейшим направлением противодействия превращению личности в преступника-террориста является работа общественных организаций. В системе противодействия превращению личности в преступника-террориста можно выделить участие общественности в охране общественного порядка, раскрытии и предупреждении преступлений террористической направленности. К числу представителей населения, не обладающих процессуальными правами и обязанностями, оказывающих помощь следователю в расследовании преступлений террористической направленности,
5 Бешукова З.М., Прохоров Л.А. Законодательные и правоприменительные аспекты противодействия экстремизму: анализ опыта Чешской Республики // Российский следователь. -2011. - № 21. - С. 20-24.
6 Крутиков М. Доверие населения к современной прокуратуре // Законность. - 2012. - № 11. - С. 5.
7 Дикаев С.У. Терроризм: феномен, обусловленность и меры противодействия (уголовно-правовое и криминологическое исследование): Дис. ... д-ра юрид. наук. - СПб., 2004. - С. 78.
Бучаев С. М.
ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРОЦЕССУ ПРЕВРАЩЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРЕСТУПНИКА-ТЕРРОРИСТА
относятся «общественные помощники, внештатные сотрудники, а также иные лица, оказывающие эпизодическое и ситуационное содействие в производстве процессуальных и непроцессуальных действий»8 9. К сожалению, несмотря на
террористическую угрозу, граждане не используют своего конституционного права для создания общественных объединений по противостоянию преступлениям террористической направленности. В этой связи следует воссоздать и развивать «систему участия граждан в обеспечении правопорядка на новой основе, опирающейся на конституционные ценности, сочетание почетных обязанностей нештатных участников в обеспечении правопорядка с возмездностью обезличенных и
~ 9
индивидуализированных мероприятий» .
Многие администрации в последнее время ищут новые действенные методы взаимодействия с религиозными объединениями, осуществления контроля за религиозной ситуацией, противодействия религиозно-политическому экстремизму и т.д. С этой целью в Республике Дагестан в последние годы привлекают авторитетных духовных лидеров районов, большей частью председателей Советов имамов районов, к работе в администрациях районов на общественных началах.
Список литературы:
1. Ахмадулин А.С. Противодействие религиозному политическому экстремизму // Законность. - 2011. - № 11. -С. 40-43.
2. Бешукова З.М., Прохоров Л.А. Законодательные и
правоприменительные аспекты противодействия экстремизму: анализ опыта Чешской Республики //
Российский следователь. - 2011. - № 21. - С. 20-24.
3. Дикаев С.У. Терроризм: феномен, обусловленность и меры противодействия (уголовно-правовое и криминологическое исследование): Дис. ... д-ра юрид. наук. - СПб., 2004.
4. Зиядова Д.З., Крючков В.Г. Криминологический анализ экстремизма среди женщин в регионах Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. -2013. - № 6. - С. 210-213.
5. Крутиков М. Доверие населения к современной прокуратуре // Законность. - 2012. - № 11. - С. 5.
6. Нечевин Н.Д. Правовое регулирование участия граждан в обеспечении правопорядка в современный период // Рос. следователь. - 2005. - № 7. - С. 41-43.
Reference list:
1. Akhmadullin A.S. Counteraction to religious political extremism//Legality. - 2011 . - No. 11. - Page 40-43.
2. Beshukova Z.M. Prokhorov L.A. Legislative and law-enforcement aspects of counteraction to extremism: analysis of experience of the Czech Republic//Russian investigator. -2011. - No. 21. - Page 20-24.
3. Dikayev S. U. Terrorizm: phenomenon, conditionality and counteraction measures (criminal and legal and criminological research): Dis. ... Dr. law sciences. - SPb. 2004.
4. Ziyadova D. Z., Kruchkov V. G. Kriminology analysis of extremism among women in regions of the Russian Federation//Gaps in the Russian legislation. - 2013 . - No. 6. -Page 210-213.
5. Krutikov M. Trust of the population to modern prosecutor's office//Legality. - 2012 . - No. 11. - Page 5.
6. Nechevin N. D. Legal regulation of participation of citizens during the modern period//Russian investigator. - 2005 . -No.7. - Page 41 -43.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Бучаева С.М. «Проблемы противодействия процессу превращения личности в преступника-террориста» Рукопись Бучаева С. М. «Проблемы противодействия процессу превращения личности в преступника-террориста» обладает определенной научной новизной, теоретической и практической значимостью, соответствует требованиям, предъявляемым к научным работам.
доктор юридических наук, профессор
Зиядова Д.З.
8 Гаврилов А.М. Привлечение населения к участию в борьбе с преступностью: Дис. ... канд. юрид. наук. - Саратов, 2004. - С. 16.
9 Нечевин Н.Д. Правовое регулирование участия граждан в обеспечении правопорядка в современный период // Рос. следователь. - 2005. - № 7. - С. 41-43.
75