Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ, СВЯЗАННОЙ С ОБОРОТОМ КРИПТОВАЛЮТЫ'

ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ, СВЯЗАННОЙ С ОБОРОТОМ КРИПТОВАЛЮТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
48
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КРИПТОВАЛЮТА / БИТКОИН / БЛОКЧЕЙН / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / КРИПТОПРЕСТУПЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пастернак Светлана Николаевна

Интерес преступной среды к криптовалюте активно растет. Актуальной становится разработка комплекса мер по организации противодействия криптопреступности. На международном уровне сегодня отсутствуют правовые акты, направленные на противодействие преступности, связанной с использованием криптовалюты. А существующие классические методы расследования преступлений не могут быть применены к расследованию криптопреступлений. Для решения указанных проблем необходимо принятие единых международных правил регулирования оборота криптовалюты и мер противодействия преступной деятельности, связанной с использованием виртуальных валют.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF COUNTERING INTERNATIONAL CRIME RELATED TO CRYPTOCURRENCY TURNOVER

The interest of the criminal environment in cryptocurrency is actively growing. The development of a set of measures to organize counteraction to crypto crime is becoming relevant. At the international level, there are currently no legal acts aimed at countering crime related to the use of cryptocurrencies. And the existing classical methods of crime investigation cannot be applied to the investigation of cryptocrimes. To solve these problems, it is necessary to adopt uniform international rules for regulating the turnover of cryptocurrencies and measures to counter criminal activities related to the use of virtual currencies.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ, СВЯЗАННОЙ С ОБОРОТОМ КРИПТОВАЛЮТЫ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_6_367 УДК 341.4

ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ, СВЯЗАННОЙ С ОБОРОТОМ КРИПТОВАЛЮТЫ PROBLEMS OF COUNTERING INTERNATIONAL CRIME INVOLVING THE TURNOVER OF CRYPTOCURRENCIES

ПАСТЕРНАК Светлана Николаевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры экономики, организации управления, Санкт-Петербургский горный университет. г. Санкт-Петербург, 21-я линия ВО, д.2. E-mail: snpaster@mail.ru;

PASTERNAK Svetlana Nikolaevna,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Economics, Management and Organization, Saint-Petersburg Mining University. 2, 21st Line, St Petersburg. E-mail: snpaster@mail.ru

Краткая аннотация: Интерес преступной среды к криптовалюте активно растет. Актуальной становится разработка комплекса мер по организации противодействия криптопреступности. На международном уровне сегодня отсутствуют правовые акты, направленные на противодействие преступности, связанной с использованием криптовалюты. А существующие классические методы расследования преступлений не могут быть применены к расследованию криптопреступлений. Для решения указанных проблем необходимо принятие единых международных правил регулирования оборота криптовалюты и мер противодействия преступной деятельности, связанной с использованием виртуальных валют.

Abstract: The interest of the criminal environment in cryptocurrency is actively growing. The development of a set of measures to organize counteraction to crypto crime is becoming relevant. At the international level, there are currently no legal acts aimed at countering crime related to the use of cryptocurrencies. And the existing classical methods of crime investigation cannot be applied to the investigation of cryptocrimes. To solve these problems, it is necessary to adopt uniform international rules for regulating the turnover of cryptocurrencies and measures to counter criminal activities related to the use of virtual currencies.

Ключевые слова: информационные технологии, криптовалюта, биткоин, блокчейн, международные организации, криптопре-ступления.

Keywords: information technology, cryptocurrency, bitcoin, blockchain, international organizations, cryptocrime.

Для цитирования: Пастернак С.Н. Проблемы противодействия международной преступности, связанной с оборотом криптовалюты // Право и государство: теория и практика. 2023. № 6(222). С. 367-369. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_367.

For citation: Pasternak S.N. Problems of countering international crime involving the turnover of cryptocurrencies // Law and state: theory and practice. 2023. No. 6(222). pp. 367-369. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_367.

Статья поступила в редакцию: 12.04.2023

Информационные технологии играют важную роль в жизни современного человека. Стремительная цифровизация отдельных сфер его жизнедеятельности упростила и сделала доступнее получение различных услуг, приобретение необходимых товаров, проведение финансовых операций [1]. Традиционные способы денежных расчетов уступили место дистанционному банковскому обслуживанию, электронным платежным системам [2]. Новый финансовый инструмент - криптовалюта - благодаря своей мобильности как средству сбережения, удобству в использовании (на маленьком USB-накопителе можно хранить приватные ключи, которые являются миллионами долларов), легкости и мгновенности в перемещении между субъектами, находящимися на разных концах земли, становится все более популярным и в перспективе может стать эффективным средством для хранения богатства [3]. О росте популярности криптовалюты говорят следующие цифры: по состоянию на ноябрь 2018 г. капитализация всех криптовалют составляла 213,2 млрд долларов. Наибольший объем капитализации имел Bitcoin - 111 млрд долларов, за ним следовал Etereum (21 млрд долларов). По состоянию на 2022 год капитализация всех криптовалют составила уже 1,957,719,677,237 долларов. Лидерские позиции по-прежнему занимают Bitcoin - 815,9 млрд долларов и Ethereum - 365,6 млрд долларов [4].

Однако, как любое прогрессивное явление, криптовалюта помимо положительных черт имеет и негативную сторону. Благодаря своим свойствам криптовалюта активно используется в преступной сфере. Это подтверждается результатами исследования криптопреступности, проведенного международной компанией Chainalysis, по данным которой преступники в 2020 г. получили на незаконные адреса 7,8 млрд долларов, а в 2021 г. уже 14 млрд долларов. При этом, например, доходы от мошенничества выросли в 2021 г. на 82% и составили 7,8 млрд долларов [5].

Активное использование криптовалюты в преступном мире объясняется рядом причин.

1. Анонимность. Все транзакции в блочейне доступны каждому участнику сети, но личность отправителя и личность получателя транзакции неизвестны. Отправляются транзакции с одного или нескольких криптоадресов на один или несколько адресов. При этом сама транзакция представлена в виде набора символов, схожего с номером банковского счета. В ходе обработки такой транзакции адрес отправления или адрес получения можно отследить, но люди, которые отправляют и получают эти транзакции, остаются неизвестными. В результате, криптовалюту можно использовать для покупки любых продуктов и услуг на «черном» рынке, в том числе наркотиков и оружия. Однако те, кто оплачивает эти услуги и продукты, сохраняют свою анонимность.

2. Скорость транзакций и доступность. Торговля криптовалютой на сегодняшний день доступна каждому. Для того чтобы начать торговать необходимо иметь криптовалютный кошелек и доступ к Интернету. Оборот криптовалюты осуществляется без посредников, органами государственной власти, и другими третьими лицами не контролируется. Поэтому для таких транзакций характерна высокая скорость.

3. Удобное хранение и перевод. Криптовалюту хранить значительно легче, чем бумажные деньги. Она не нуждается в физическом пространстве, в обработке операций с криптовалютой не принимают участия третьи лица. В сети блокчейн транзакции обрабатываются на де-

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 6(222)

централизованном уровне. Переводы криптовалюты осуществляются без участия третьих лиц, не проверяются банками или другими финансовыми структурами [6]. Указанные достоинства криптовалюты делают её привлекательным средством обмена или расчетной денежной единицей. В этой связи актуальной становится разработка комплекса мероприятий по организации противодействия преступности, связанной с оборотом криптовалюты.

Особое внимание этим проблемам уделяют в своей деятельности Интерпол и Европол. По мнению последнего, для борьбы с крипто-преступлениями необходим особый подход, специальные знания и навыки для их расследования. Анонимность и скорость транзакций с крипто-валютой существенно замедляют их отслеживание и поиск подозреваемых. Нередко преступные сообщества, использующие криптовалюту, имеют транснациональный характер и осуществляют свою незаконную деятельность одновременно на территории нескольких государств. В таком случае порознь государствам деятельность транснациональных преступных групп не пресечь, необходимо действовать сообща.

Европол и Интерпол пытаются координировать действия между государствами, прежде всего государствами-членами ЕС, собирают информацию, помогают расследовать преступления, связанные с оборотом криптовалюты. Так в 2018 г. сотрудникам Европола удалось раскрыть схему незаконного оборота наркотиков, в которой преступники для отмывания более 8 млн евро использовали через финскую биржу криптовалюту и кредитные карты. Европол арестовал 11 человек за отмывание денег и перевод их при помощи криптовалюты из Испании в Колумбию. А правоохранительные органы США, Испании и Финляндии общими усилиями провели аресты остальных подозреваемых. В результате совместных усилий была раскрыта преступная группировка, в которой были задействованы 137 человек, использовавшая 174 банковских счета [7].

Другим примером объединения усилий для совместного расследования деятельности международных преступных группировок является организация «J5». В 2018 г. представители налоговых органов и финансовых разведок пяти государств - Великобритании, Нидерландов, Австралии, Канады и США создали международный оперативный союз J5 (Joint Chiefs of Global Tax Enforcement). В задачи объединения входит обмен информацией, выработка и тестирование новых подходов к противодействию преступлениям, связанным с использованием криптовалют, их расследованию и подготовке совместных операций [8].

Проблемам правового регулирования оборота криптовалюты с целью выработки мер по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма была посвящена декларация государств «Большой двадцатки», принятая в 2018 г. в Буэнос-Айресе. Участники встречи предлагали за основу взять стандарты Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег - ФАТФ, созданной в 1989 г. Среди документов, разработанных ФАТФ в отношении виртуальных валют, можно назвать Руководство по применению риск-ориентированного подхода для провайдеров услуг по обмену конвертируемой виртуальной валюты (2015 г.). В нем ФАТФ в целях ужесточения контроля за деятельностью провайдеров рекомендовала государствам осуществлять следующие мероприятия: 1) лицензирование или регистрацию провайдеров услуг в сфере виртуальных активов (данное требование относится к юридическим и физическим лицам, предлагающим услуги криптообменников и иные операции с виртуальными валютами); 2) превентивные меры; 3) сбор и хранение идентификационных данных (номер счета для транзакций, физический адрес отправителя, национальный идентификационный номер участника и др.); 4) регулирование и надзор за деятельностью провайдеров [10].

После издания указанных выше рекомендаций-требований ФАТФ их поддержали девятнадцать стран и Евросоюз, которые входят в «G20». Ряд требований ФАТФ на данном этапе технологического развития не могут быть реализованы. Например, правила контроля перевода информации от провайдера-отправителя к провайдеру-получателю. Возможности блокчейн-платформ сегодня ограничены, что не позволит во многих случаях надлежащим и безопасным способом передавать информацию о личности держателя виртуальных активов, а также совершаемых им операциях. Невозможно также проверить, не связан ли криптокошелек, который принадлежит контрагенту их клиента, с другим провайдером и каким именно. Помимо технических сложностей помешать исполнению требований ФАТФ могут и различия в правовом и организационном регулировании режима оборота виртуальных активов у разных государств. Те страны, в которых уже имеются устоявшиеся модели регулирования противодействия легализации незаконных доходов, должны обновить существующие национальные нормы с целью их соответствия новым требованиям ФАТФ.

Так в январе 2020 г. вступила в силу Пятая директива Евросоюза, посвященная вопросам легализации незаконных доходов. В ней были установлены новые правила и ужесточены требования к криптовалютным платформам. Теперь криптовалютные биржи, провайдеры крипто-кошельков, а также поставщики услуг по хранению данных обязаны пройти регистрацию у местного регулятора, предоставлять отчеты о подозрительных деятельности и осуществлять правовой аудит своих клиентов. Подобные мероприятия позволят в будущем повысить доверие традиционных финансовых институтов к криптовалютному рынку.

В декабре 2020 г. вступила в силу Шестая директива ЕС по борьбе с легализацией преступных доходов. В ней государствам -членам ЕС предписано гармонизировать определения первичных преступлений, к которым теперь отнесены и киберпреступления [11].

В тех же государствах, которые не имеют правовой базы для регулирования виртуальных активов, необходимо рассмотреть вопрос об им-плементации требований ФАТФ в национальную правовую систему или полном запрете деятельности, связанной с использованием виртуальной валюты, на своей территории. По нашему мнению, высокие риски использования криптовалюты в криминальных целях оправдывают необходимость внедрения в национальное законодательство указанных выше требований к деятельности провайдеров услуг в области виртуальных активов.

В настоящее время в зарубежных государствах правовое регулирование виртуальной валюты существенно различается из-за особенностей в политическом, экономическом, правовом и технологическом развитии этих стран. Правовой статус криптовалюты не определен, но в ряде государств (Великобритания, Германия, Австралия) она используется как полноценное платежное средство и даже как инвестиционный актив [12]. Между тем в законодательстве зарубежных стран, в том числе уголовных законах, отсутствуют положения об уголовной ответственности за нарушение законных интересов граждан в области, связанный с оборотом криптовалюты, не содержится правовых барьеров оборота, специально направленных на ограничение использования криптовалюты, а если и есть какие-либо ограничения, то они являются общими приме-

нительно к противодействию преступности в целом, без учета специфики криптопреступности [13].

Таким образом, та правовая база, которая имеет место на сегодняшний день в сфере киберпространства, не отвечает современным требованиям и не обеспечивает эффективного противодействия криптопреступности. На наш взгляд, необходимо объединение усилий всех государств, консолидация мирового сообщества для принятия единых правил, регулирующих как повседневное использование виртуальной валюты, так и противодействие преступной деятельности, связанной с использованием криптовалют.

Для расследования преступлений с использованием виртуальных валют следственным органам требуется информация об особенностях оборота цифровой валюты - как осуществлялась транзакция, что собой представляет платежная система. В случаях с биткоином правоохранительные органы могут определить, какие транзакции были осуществлены с определенного биткоин адреса, потому что он представляет собой подобие номера счета, следовательно, не является полностью анонимным. Однако биткоин адрес не дает возможности установить конкретного пользователя, поскольку одним биткоин адресом могут пользоваться несколько IP-адресов, TOR, прокси и т.п. Помимо этого при расследовании криптопреступле-ний трудно не только установить время (подсистемы компьютера фиксируют событие в разных часовых поясах, используя разную кодировку) и место совершения преступления (преступник и программные средства могут располагаться в разных местах), но и само событие преступления. Криптова-люта выпускается только в цифровой форме. Поэтому, находясь в Сети, любой участник может добывать (майнить) её. Сеть распределяется между всеми участниками, а органа, который бы её контролировал, нет. Таким образом, статус участника Сети установить невозможно, как и определить, является ли его деятельность незаконной. Кроме того, преступления с криптовалютой не имеют источников доказательной информации. Они могут иметь форму сообщений, электронных документов, страниц сети Интернет или быть в виде сайтов. Для раскрытия криптопреступлений необходимо найти способ соединить конкретное лицо, участника Сети, с IP-адресом или электронной почтой. Указанные особенности криптопреступлений обусловливают необходимость знания специалистами, ведущими их расследование, тонкостей работы сети биткоин, природы транзакций, современных цифровых и компьютерных технологий. Чтобы справиться с этой задачей, на наш взгляд, необходимо осуществлять подготовку специалистов для расследования столь специфичных преступлений, накапливать практический опыт, обмениваться опытом со специалистами других стран и международных организаций, развивать криминалистическую теорию, расширяя её научными знаниями о методике расследования криптопреступлений.

Таким образом, анализ международного и зарубежного опыта правового регулирования отношений в области оборота виртуальных валют позволил выделить две ключевые проблемы противодействия международной криптопреступности: отсутствие базовых правовых актов, направленных на противодействие преступности, связанной с использованием виртуальной валюты, и отсутствие специалистов и методических рекомендаций по расследованию таких преступлений. Для решения указанных проблем необходима консолидация мирового сообщества для принятия единых правил регулирования оборота криптовалюты, обмена опытом и практическими знаниями о методах расследования криптопреступлений и разработки единых мер противодействия преступной деятельности, связанной с использованием виртуальных валют.

Библиогра фия:

1. Лапинскас, А. А. О новой экономической реальности в мировых финансах: цифровые валюты / А. А. Лапинскас, Г. Д. Павленко // Цифровая экономика и

сквозные технологии: теория и практика / Под редакцией А. В. Бабкина. - Санкт-Петербург: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого", 2019. - С. 522-538. - DOI 10.18720/IEP/2019.6/24.

2. Litvinenko, V. S. (2020). Digital economy as a factor in the technological development of the mineral sector. Natural Resources Research, 29(3), 1521-1541.

D0l:10.1007/s11053-019-09568-4.

3. Ulanov, V.L., Ulanova, E.Y. (2019). Impact of external factors on national energy security. Journal of Mining Institute, 238, 474-478. DOI: 10.31897/PMI.2019.4.474

4. Цены на криптовалюты, графики и капитализация. Топ 100 криптовалют мира. [Электронный ресурс] URL: http://coinmarketcap.com (дата обращения 08.02.2023).

5. Тенденции криптопреступности на 2022 год [Эл. ресурс] URLhttps://www.block-chain24.com/ar1icles/tendencii-kripto-prestupnosti-na-2022-god (дата обращения 09.02.2023).

6. Razmanova, S.V., Andrukhova, O.V. (2020). Oilfield service companies as part of economy digitalization: Assessment of the prospects for innovative development. Journal of Mining Institute, 244 (4), 482-492. DOI: 10.31897/PMI.2020.4.11.

7. Европол и Интерпол повысят меры по борьбе с отмыванием денег через криптовалюты [Электронный ресурс] URL: https://neironix.io/ru/news/evropol_i_interpol_povisyt_meri_po_borbe_s_otmyvaniem_deneg_cherez_kriptovaluti (дата обращения 10.02.2023).

8. Объединенный комитет начальников глобальных налоговых органов (J5 Joint Chiefs of Global Tax Enforcement) URL: https://www.irs.gov/compliance/joint-chiefs-of-global-tax-enforcement (дата обращения 12.02.2023).

9. Рекомендации ФАТФ [Электронный ресурс] URL: https://wwwZfatf-gafi.org/publications/fatfrecommendations (дата обращения 11.02.2023).

10. Nikiforov A.A., Nikiforcva V.D. (2021). State Regulation of Blockchain Technology in the Sphere of Payments and Financial Services Studies in Systems (Государственное регулирование технологии блокчейн в сфере платежей и финансовых услуг) // Services Studies in Systems, Decision and Control, 314, 73-80. DOI: 10.1007/978-3-030-56433-99.

11. Директивы по борьбе с легализацией преступных доходов [Электронный ресурс] URL: https://www.refinitiv.ru/ru/risk-and-compliance/eu-anti-money-laundering-directive (дата обращения 11.02.2023).

12. Vasilenko, N., Khaikin, M., & Lapinskas, A. (2019). Ways of achieving the institutional equilibrium in the context of an emerging single digital space. Studies in Computational Intelligence, D0I:10.1007/978-3-030-13397-9_61.

13. Пинкевич Т.В. Зарубежный опыт противодействия преступной деятельности с использованием криптовалюты // Научный портал МВД России: Международное сотрудничество и зарубежный опыт. 2020. № 3(51). С. 87-93.

References:

1. Lapinskas, A. A On the new economic reality in world finance: digital currencies / A. A Lapinskas, G.D. Pavlenko // Digital economy and end-to-end technologies: theory and practice / Ed. by A.V. Babkin. St Petersburg: Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Peter the Great StPetersburg Polytechnic University", 2019. p.522-538. DOI 10.18720/IEP/2019.6/24.

2. Litvinenko, V. S. (2020). Digital economy as a factor in the technological development of the mineral sector. Natural Resources Research, 29(3), 1521-1541. DOI:10.1007/s11053-019-09568-4.

3. Ulanov, V.L., Ulanova, E.Y. (2019). Impact of external factors on national energy security. Journal of Mining Institute, 238, 474-478. DOI: 10.31897/PMI.2019.4.474.

4. Cryptocurrency prices, charts and capitalization. Top 100 cryptocurrencies in the world. [Electronic resource] URL: http://coinmarketcap.com (accessed 08.02.2023).

5. Trends in cryptocrime for 2022 [Electronic resource] URL https://www.block-chain24.com/articles/tendencii-kripto-prestupnosti-na-2022-god (accessed 09.02.2023).

6. Razmanova, S.V., Andrukhova, O.V. (2020). Oilfield service companies as part of economy digitalization: Assessment of the prospects for innovative development. Journal of Mining Institute, 244 (4), 482-492. DOI: 10.31897/PMI.2020.4.11.

7. Europol and Interpol will increase measures to combat money laundering through cryptocurrencies [Electronic resource] URL: https://neironix.io/ru/news/evropol_i_interpol_povisyt_meri_po_borbe_s_otmyvaniem_deneg_cherez_kriptovaluti (accessed 10.02.2023).

8.Joint Chiefs of Global Tax Authorities (J5 Joint Chiefs of Global Tax Enfcrcement)URL:https://www.irs.gc^//compliance/joint-chiefs-cf-global-tax-enfcrcement (accessed 12.02.2023)

9. FATF Recommendations [Electronic resource] URL: https://www/fatf-gafi.org/publications/fatfrecommendations (accessed 11.02.2023).

10. Nikiforov A.A., Nikiforo/a V.D. (2021). State Regulation of Blockchain Technology in the Sphere of Payments and Financial Services Studies in Systems (State regulation of blockchain technology in the field of payments and financial services) // Services Studies in Systems, Decision and Control, 314, 73-80. DOI: 10.1007/978-3-030-56433-99.

11. Directives on combating Money laundering [Electronic resource] URL: https://www.refinitiv.ru/ru/risk-and-compliance/eu-anti-money-laundering-directive (accessed 11.02.2023).

12. Vasilenko, N., Khaikin, M., & Lapinskas, A. (2019). Ways of achieving the institutional equilibrium in the context of an emerging single digital space. Studies in Computational Intelligence, DOI:10.1007/978-3-030-13397-9_61.

13. Pinkevich T.V. Foreign experience in countering criminal activity using cryptocurrencies // Scientific Portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia: International cooperation and foreign experience. 2020. No. 3(51). pp. 87-93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.