Научная статья на тему 'Проблемы противодействия коррупции: налогово-правовой аспект'

Проблемы противодействия коррупции: налогово-правовой аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
350
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / CORRUPTION / TAX LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бондарь Елена Александровна, Волчкова Анна Александровна

Данная статья посвящена проблемам противодействия коррупции посредством возможностей налогового законодательства. Особое внимание уделяется опыту противодействия коррупции на примере Нижегородской области. На основе анализа действующих норм права предлагаются модели реформирования российского законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of counteraction of corruption: tax and legal question

This article is devoted to problems of counteraction of corruption by means of the tax legislation. The special attention is paid to experience of counteraction of corruption on the example of the Nizhny Novgorod Region. On the basis of the analysis of existing rules of the right models of reforming of the Russian legislation are offered.

Текст научной работы на тему «Проблемы противодействия коррупции: налогово-правовой аспект»

07РЯСЛЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЯ1/КИ И ПРЯК7ИКИ

УДК 347.73:336.2

Бондарь Елена Александровна Bondar' Elena Aleksandrovna

кандидат юридических наук, доцент кафедры административного права и процесса

Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)

candidate of sciences (law), associate professor of the department of administrative law and process

Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)

E-mail: elena_bondar@bk.ru

Волчкова Анна Александровна Volchkova Anna Aleksandrovna

кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права

Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)

сandidate of sciences (law), associate professor of the department of criminal law and criminal law enforcement

Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)

E-mail: anna-volchkova@yandex.ru

Проблемы противодействия коррупции: налогово-правовой аспект Problems of counteraction of corruption: tax and legal question

Данная статья посвящена проблемам противодей- This article is devoted to problems of counteraction of cor-

ствия коррупции посредством возможностей налогово- ruption by means of the tax legislation. The special attention

го законодательства. Особое внимание уделяется опыту is paid to experience of counteraction of corruption on the

противодействия коррупции на примере Нижегородской example of the Nizhny Novgorod Region. On the basis of the

области. На основе анализа действующих норм права analysis of existing rules of the right models of reforming of the

предлагаются модели реформирования российского за- Russian legislation are offered. конодательства.

Ключевые слова: коррупция, налоговое законода- Keywords: corruption, tax legislation.

тельство.

Коррупция, подменяя публично-правовые решения и действия коррупционными отношениями, основанными на удовлетворении в обход закона частных противоправных интересов, оказывает разрушительное воздействие на структуры власти и управления, становится существенным тормозом экономического и социального развития, препятствует успешной реализации приоритетных национальных проектов. Так, по данным социологического опроса населения Нижегородской области, проведенного Торгово-промышленной палатой Нижегородской области (далее — ТПП НО) в 2013 году (далее — социологический опрос), 86% респондентов отметили, что им приходилось сталкиваться с фактами коррупционных проявлений.

Ядро коррупции составляет взяточничество, по данным социологического опроса, более 64% респондентов давали незаконное вознаграждение должностным лицам в течение предыдущих 12 ме-

сяцев. Кроме того, коррупция имеет обширную периферию, включающую множество самых разнообразных деяний противоправного и аморального характера.

Соответственно противодействие коррупции требует широкого общесоциального подхода, применения не только правовых, но и экономических, политических, организационно-управленческих, культурно-воспитательных и иных мер. По данным социологического опроса, 67% респондентов считают, что на сегодняшний день меры, предпринимаемые государством в сфере противодействия коррупции, не являются эффективными.

В связи с этим борьба с коррупцией не может сводиться к привлечению к ответственности лиц, виновных в коррупционных правонарушениях, и к кратковременным кампаниям по решению частных вопросов, она должна включать хорошо продуманную и просчитанную систему разноплановых усилий, сориентированных не менее чем на сред-

ОТРЯСЛЕЙЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ иячки и практики

несрочную перспективу и осуществляемых множеством субъектов.

Все это обусловливает острую необходимость решения проблемы программными методами, что позволит обеспечить должную целеустремленность и организованность, тесное взаимодействие субъектов, противодействующих коррупции, последовательность антикоррупционных мер, адекватную оценку их эффективности и контроль за результатами.

Фактором, способствующим живучести и распространению коррупции, является привыкание и терпимость к ней, недооценка общественным мнением ее опасности и вреда (88% респондентов считают, что взятки представляют собой неизбежные или частые операции, и лишь 2% считают, что в них нет необходимости). На преодоление этих негативных явлений общественного сознания, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению направлены предусмотренные Программой меры в области антикоррупционного образования и пропаганды.

В качестве отдельного, относительно самостоятельного направления выделяется противодействие коррупции в экономической деятельности, осуществляемое с использованием возможностей предпринимательского сообщества, что имеет базовое значение для борьбы с преступностью экономической направленности, включая организованную.

Коррупция посягает на интересы службы в государственных органах, органах местного самоуправления, в коммерческих и иных организациях, а также на другие охраняемые законом ценности. Она представляет собой противоправный симбиоз необоснованной монополизации власти и управления, дискреционных полномочий служащих и отсутствия их жесткой подотчетности и подконтрольности. В связи с этим в деле превентивного противодействия, особенно ранней профилактики коррупции, важное значение имеет последовательная реализация Концепции административной реформы в Российской Федерации, наведение порядка в деятельности государственных, муниципальных и иных учреждений, всех категорий служащих. Решению этой задачи служат предусмотренные Программой меры по обеспечению доступа к информации о деятельности органов государственной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, укреплению и развитию их связей с гражданским обществом, стимулированию антикоррупционной активности широких слоев общественности. Особое внимание уделяется снижению, а по возможности и устранению избыточного административного давления на граждан и организации.

Совершенствованию организации деятельности правоохранительных органов по предупреждению коррупции с опорой на широкие слои обществен-

ности посвящен отдельный раздел программных мероприятий [1].

Противодействие коррупции и минимизация ее последствий — одна из приоритетных задач деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, поставленная руководством страны.

31 июля 2008 года Президентом Российской Федерации был утвержден Национальный план противодействия коррупции, и уже в октябре в Государственную Думу был внесен пакет законопроектов, определяющих комплекс действий и положений по противодействию коррупции, а в декабре 2008 года были приняты и опубликованы соответствующие федеральные законы.

Однако до конца 2008 года не было федерального закона, определяющего национальную политику противодействия коррупции и само понятие «коррупция».

Следует отметить, что субъектами Российской Федерации в порядке опережающего законотворчества в последние два года принимались собственные законодательные акты о предупреждении, противодействии коррупции. Однако ограниченность компетенции регионального уровня не дает основания считать такие акты комплексными документами, регулирующими весь объем мер по борьбе с коррупцией. Отсутствие четкого федерального регулирования делало реализацию региональных нормативных актов, посвященных данной теме, менее эффективной.

По сути, все законы субъектов Российской Федерации во многом однотипны и предусматривают проведение антикоррупционной экспертизы нормативных актов субъектов Российской Федерации, осуществление антикоррупционного мониторинга ситуации, разработку программ и формирование отдельных мероприятий по антикоррупционной пропаганде.

В феврале 2008 года принят Закон Нижегородской области «О противодействии коррупции в Нижегородской области». Указанный Закон области устанавливает задачи, принципы, меры предупреждения и противодействия коррупции в Нижегородской области путем создания эффективной системы противодействия коррупции в деятельности органов государственной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, создаваемых ими государственных и муниципальных учреждений, в деятельности лиц, замещающих государственные должности Нижегородской области, выборные муниципальные должности, должности государственной гражданской службы Нижегородской области и должности муниципальной службы.

Среди мер противодействия коррупции определены такие, как принятие программ противодействия коррупции, антикоррупционная экспертиза и мониторинг, антикоррупционное образование и пропаганда.

ОТРЯСЛЕЙЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЯЧКИ И ПРЯКТИКИ

В Законе предусматривается также участие органов местного самоуправления в реализации антикоррупционной политики. Ряд муниципальных образований области делает шаги в этом направлении. Например, в июле 2008 года городская Дума города Дзержинска, а в декабре 2008 года администрация Кулебакского района приняли положения о проведении антикоррупционной экспертизы своих нормативных актов.

В Нижегородской области реализуется Программа проведения административной реформы. В рамках данной Программы предусматривается ряд положений по оптимизации функций органов исполнительной власти Нижегородской области по противодействию коррупции. В частности, Программа включает разработку программы противодействия коррупции, запуск проведения антикоррупционной экспертизы и мониторинга, принятие нормативного акта о проведении публичных слушаний по проекту областного бюджета и отчета о его исполнении, создание координационного совета по финансовому контролю в органах исполнительной власти, практические меры: анализ конкурсов и аукционов по продаже объектов государственной собственности, проверки гражданских служащих по соблюдению установленных запретов и требований к служебному поведению, разработку кодекса поведения гражданских служащих и муниципальных служащих, внедрение ведомственных антикоррупционных программ в органах исполнительной власти области, а также продолжение работы анонимного телефона доверия, проведение социологического исследования коррумпированности органов исполнительной власти.

В целях реализации антикоррупционной политики, координации деятельности органов государственной власти области, правоохранительных органов, общественных объединений сформирован совет по противодействию коррупции при Губернаторе Нижегородской области.

Также Правительством области разработан проект областной целевой программы по противодействию коррупции в Нижегородской области [2].

1. Для повышения профессионального уровня кадров требуется:

а) повышение качества образовательных программ в области юриспруденции, в том числе увеличение практической подготовки обучающихся;

б) совершенствование системы переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих;

в) усиление антикоррупционной составляющей при преподавании учебных дисциплин, предусматривающих изучение правовых и морально-этических аспектов управленческой деятельности, которое, как правило, осуществляется по дополнительным общеобразовательным программам, разработанным в рамках национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов, и реализуется в образовательных учреждениях.

2. Для повышения качества правового просвещения необходимы:

а) формирование в обществе и органах исполнительной власти области уважительного и бережного отношения к частной собственности;

б) стимулирование системой государственных заказов деятельности средств массовой информации, содержанием которой является просветительская работа в обществе по вопросам противодействия коррупции в любых ее проявлениях, воспитание у населения чувств гражданской ответственности, укрепления доверия к власти [3].

Требуется принять меры по мобилизации дополнительных бюджетных доходов и одновременному сокращению издержек, связанных с выполнением налоговых обязательств, в том числе за счет внедрения современных технологий налогового администрирования.

Риск для стабильности доходной части бюджета по-прежнему представляет практика использования схем уклонения от уплаты налогов.

В этой связи целесообразно реализовать следующий комплекс мер.

Первое. Законодательно закрепить инструменты противодействия злоупотреблению нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в целях минимизации налогов, используя при этом практический опыт, накопленный арбитражными судами.

Второе. Оперативно принять поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации в части, касающейся контроля за расходами физических лиц. При этом соответствующие поправки должны исключить риски неоднозначного толкования законодательных норм участниками налоговых правоотношений, гарантировать работоспособность нового механизма контроля и быть направлены на минимизацию существующих рисков, связанных с использованием нелегальных доходов.

Третье. Законодательно закрепить механизмы противодействия использованию соглашений об избежании двойного налогообложения в целях минимизации налогов при осуществлении операций с иностранными компаниями, когда конечными выгодоприобретателями не являются резиденты страны, с которой заключено соглашение.

Деятельность налоговых органов должна быть скорректирована с учетом экономической ситуации. Нужно исключить практику борьбы за формальные показатели собранных налогов, оптимизировать число выездных проверок, максимизировать результативность камерального изучения финансового состояния налогоплательщиков.

Необходимо совершенствовать процедуры администрирования, ведения и представления действительно востребованной налоговой отчетности, устраняя дублирующие друг друга показатели, энергичнее избавляясь от излишних процедур, форм отчетности, которые, кроме неэффективных затрат государственных средств, потери рабочего времени сотрудников налоговых органов Россий-

ОТРЯСЛЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ нячки И ПРЯКТИКИ

ской Федерации и граждан, не несут какой-либо значимой информации.

Необходимы также решения и активная работа по следующим направлениям:

инвентаризация и оптимизация установленных федеральным законодательством льгот по региональным и местным налогам (прежде всего по налогу на имущество физических лиц), расширение налоговой автономии региональных и местных властей;

скорейшее создание условий для введения местного налога на недвижимость, прежде всего, завершение формирования кадастра объектов недвижимости;

увеличение доходов от использования недвижимости, в том числе на основе решения вопросов оформления собственности на земельные участки и недвижимое имущество, их объективной оценки, а также взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при администрировании налогов;

повышение ставок акцизов на табачную и алкогольную продукцию темпами, превышающими прогнозируемую инфляцию, с учетом необходимости решения задач в области охраны здоровья населения;

оптимизация системы налогов и таможенных платежей, связанных с добычей и экспортом нефти и нефтепродуктов, с учетом того, что поступления от данного сектора в среднесрочной перспективе будут в значительной степени формировать доходную базу бюджетной системы [4].

В заключение хотелось бы выразить озабоченность явно обозначившейся в последнее время тенденцией нарушения принципа законности. Оправдывая свои незаконные действия необходимостью достижения каких-либо благих целей, многие ссылаются на невозможность следования известной максиме: «Пусть торжествует юстиция, и да погибнет мир» («Fiat justitia et pereat mundus»). Однако следует иметь в виду, что в 1821 году Гегель, понимая всю надуманность данного противопоставления, чуть-чуть подправил соотечественника, восстановив ее истинный смысл: «Юстиция торжествует для того, чтобы не погиб мир» («Fiat justitia ne pereat mundus»).

Примечания

1. Об утверждении областной целевой программы «Противодействие коррупции в Нижегородской области на 2009—2011 годы»: постановление Правительства Нижегородской области от 8 июля 2009 г. № 466.

2. О докладе Законодательного Собрания Нижегородской области «О состоянии законодательства Нижегородской области и об основных итогах законотворческой деятельности Законодательного Собрания за 15 лет»: постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 26 марта 2009 г. № 1468-IV.

3. Об утверждении плана противодействия коррупции в органах исполнительной власти Нижегородской области: указ Губернатора Нижегородской области от 24 сентября

2008 г. № 43 // Нижегородская правда. 2008. 4 октября.

4. О бюджетной политике в 2010—2012 годах: бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 25 мая 2009 года // Парламентская газета. 2009. 29 мая; По делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Г.А. Поляковой и запросом Федерального арбитражного суда Московского округа: постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 2005 года № 9-П // Российская газета. 2005. 22 июля. (Опубликован без Особых мнений).

Notes

1. About the approval of the regional target program «Corruption Counteraction in the Nizhny Novgorod Region for

2009 — 2011»: the resolution of the government of the Nizhny Novgorod Region of 08.07.2009 № 466.

2. About the report of Legislative Assembly of the Nizhny Novgorod Region «About a condition of the legislation of the Nizhny Novgorod Region and about the main results of legislative activity of Legislative Assembly in 15 years»: the resolution of Legislative Assembly of the Nizhny Novgorod region of 26.03.2009 № 1468-IV.

3. About the approval of the plan of counteraction of corruption in executive authorities of the Nizhny Novgorod Region: decree of the Governor of the Nizhny Novgorod region of

24.09.2008 № 43 // Nizhegorodskaya pravda. 2008. October 4.

4. About the budgetary policy in 2010—2012: budgetary message of the Russian President to Federal Assembly of

25.05.2009 // Parlamentskaya gazeta. 2009. May 29; On the case of check of constitutionality of provisions of article 113 of the Tax code of the Russian Federation in connection with the complaint of the citizen G. A. Polyakova and inquiry of Federal arbitration court of the Moscow district: resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of 14.07.2005 № 9-P // Rossiyskaya gazeta. 2005. July 22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.